Муниципального образования
Установление территорий муниципальных образований и их границ — вопрос чрезвычайно важный как с точки зрения исполнения полномочий власти местного самоуправления, так и с точки зрения ведения хозяйственной деятельности. Установление административных границ связано с необходимостью осуществления политического управления и обеспечивает единство и эффективность управления в государстве. Следует остановиться на установлении территорий муниципальных образований, исходя из критериев обеспечения жизнедеятельности муниципальных образований. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.1) признает муниципальные образования и выступающие от их лица органы местного самоуправления равноправными участниками гражданских правоотношений. Конституция обозначает территориальную основу местного самоуправления и дает перечисление видов таких населенных территорий. Федеральный закон №154-ФЗ вводит определение и признаки муниципального образования, гарантирует добровольность вхождения поселения в состав более крупных МО как на основе разделения полномочий, собственности, доходных источников бюджетов между различными МО, так и на основе объединения с едиными полномочиями, собственностью и бюджетом. Субъект РФ вправе определять порядок образования, объединения, преобразования или упразднения МО. Должны существовать объективные критерии для определения территории муниципального образования, и они существуют. Территория муниципального образования должна быть такой, чтобы проживающее в ее границах население было объединено общими интересами в тех вопросах, решение которых отнесено к ведению местного самоуправления. Это влечет локализацию территорий муниципальных образований и приоритет поселенческого принципа. С другой стороны, на территории муниципального образования должна существовать необходимая для решения местных вопросов социальная и коммунальная инфраструктура, что может потребовать объединения нескольких поселений в единое муниципальное образование. Исходя из выполнения этих условий, территории муниципальных образований должны определяться различно в каждом конкретном случае. Существует мнение, что в результате проявления «группового эгоизма» всегда будет существовать стремление к увеличению территории с целью увеличения объема ресурсов. Но ведь дополнительная территория — это еще и необходимость ее содержания и развития, т.е. и дополнительные расходы.
При установлении территорий муниципальных образований нельзя не учитывать традиционный способ хозяйствования населения, например, скотоводство и связанный с ним кочевой образ жизни или хуторское хозяйствование. Это также условия, подлежащие обязательному учету. Вывоз, который следует из сказанного выше, следующий: при установлении территорий муниципальных образований окончательное решение должно приниматься внешней по отношению к местному самоуправлению" властью — государственной, но поскольку затрагиваются коренные интересы муниципальных образований, постольку процедура установления территорий муниципальных образований должна обеспечивать обязательный учет мнения населения, особенно в случае изменения существующих границ. Из этого следует право муниципальных образований на учет мнения населения при установлении и изменении границ муниципальных образований, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, которое может быть реализовано в нескольких формах: посредством опроса населения, проведения местного референдума, проведения схода или принятия решения представительным органом местного самоуправления.
Ч. 2 ст. 3 Конституции признает ОМСУ органами, через которые народ осуществляют свою власть. Ст. 12 Конституции и ст. 14 федерального закона предоставляют ОМСУ самостоятельность в пределах его полномочий; в них также предусмотрено, что ОМСУ не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Гражданским кодексом ОМСУ являются субъектом гражданских правоотношений. Ст. 131 Конституции предоставляет населению право самостоятельного определения структуры ОМСУ. В соответствии с федеральным законом (п.1, ст.8) документом, закрепляющим структуру ОМСУ, является устав МО, который принимает население непосредственно или представительный ОМСУ. Обязательность выборных органов, а именно — представительного ОМСУ — установлена федеральным законом №154-ФЗ (п.5, ст. 15). В соответствии с ним глава МО может быть избран либо населением МО, либо представительным ОМСУ из своего состава. Форма избрания главы МО и порядок формирования других ОМСУ должны быть закреплены в уставе МО. Законодательной основой создания выборных ОМСУ являются Конституция РФ, федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан в| Российской Федерации», федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ. Также здесь остановимся на правах муниципальных образований в вопросе формирования структуры органов местного самоуправления и образования этих органов и должностных лиц местного самоуправления. У этого вопроса есть два аспекта — «политический» и «хозяйственный», и оба должны учитываться. «Политическим» называется тот аспект, который связан с моделью организации властных структур местного самоуправления, т.е. с определенным «набором» органов и должностных лиц и установлением их полномочий и порядка взаимодействия по принятию нормативно-правовых актов. «Хозяйственный» — управление этими и специализированными органами муниципальным хозяйством. Ни одна из составляющих — ни политическая, ни хозяйственная — не может быть вычленена абсолютно; всегда существует их взаимопроникновение. Но все-таки способ избрания главы муниципального образования (населением или представительным органом), избирательная система при выборах представительного органа, порядок формирования местной администрации (главой самостоятельно или с согласия представительного органа), разделение полномочий между различными органами и должностными! лицами и иные подобные вопросы решаются, как правило, в зависимости от существующей местной политической ситуации, политической культуры. Структура же и порядок деятельности местной администрации в основном связаны с необходимостью решения задач управления муниципальным хозяйством, т.е. определяющим здесь является функциональный признак.
Ясно, что в каждом конкретном муниципальном образовании и политическая ситуация, и хозяйственная инфраструктура имеют определенные и достаточно существенные особенности. Поскольку объекты управления различны, следовательно, должны создаваться и соответствующие им субъекты. Это возможно при наличии права муниципальных образований на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления. На органы местного самоуправления возлагается решение определенного круга вопросов, за который они несут ответственность перед населением и перед государством. При этом возникает необходимость наделения их правом собственной компетенции, с учетом согласованного взаимодействия различных органов местного самоуправления в решении вопросов управления муниципальным хозяйством, и каждый отдельный орган местного самоуправления должен обладать собственной четко определенной компетенцией. Каждый субъект права, будь то гражданин или общественное объединение, орган власти или предприятия, имея определенные интересы и права на их реализацию, должен иметь возможность эти права представить и защитить. Орган, предоставивший тому или иному лицу некоторую совокупность прав, обязан гарантировать реализацию и защиту этих прав. В отношении муниципальных образований можно назвать несколько форм представления и защиты ими своих прав.
Основные права муниципальных образований устанавливаются конституционными актами и специальными законами. При этом государство в целях защиты установленных прав вводит запрет на их ограничение как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти. Иначе говоря, принимаемые органами государственной власти решения и правовые акты в части, ограничивающей муниципальные права, не действуют. Отмена и изменение решений органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется в соответствии с принимаемыми в государстве законами только органами и должностными лицами, их принявшими, или такие решения признаются недействительными по решению суда. Законодательством устанавливается ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых субъектами правового регулирования в муниципальных образованиях. Не исключены случаи, когда интересы и права муниципального образования могут быть реализованы только при условии принятия соответствующего закона. Естественно, что наиболее заинтересованным субъектом законодательной инициативы в этом случае являются сами органы местного самоуправления, что приводит к выводу о необходимости предоставления им права законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти. Учитывая, что сбалансированность отношений между субъектами права в демократических государствах обеспечивается разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, и окончательное разрешение спорных вопросов относится к компетенции судебной власти, одним из основных прав, которым должны обладать муниципальные образования в сфере защиты своих интересов, является право на судебную защиту. Вообще, если говорить о правах муниципальных образований, не имея в виду конкретно определенные действующим в государстве законодательством права, а поставив перед собой задачу определения общих подходов к созданию правовой базы местного самоуправления, целесообразно исходить из критериев соответствия предоставляемых прав исполняемым функциям и полномочиям и реальным условиям, в которых осуществляют свою деятельность муниципальные образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|