Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и метод антимонопольного права.




Понятие антимонопольного права.

Конкурентное право является одним из механизмов правовой системы, регулирующих экономическую, хозяйственную деятельность общества, наряду с механизмами гражданского, торгового (в зарубежных странах), налогового, таможенного, валютного и других отраслей права и законодательства. Каждая из отраслей права или законодательства, регламентирующих вопросы экономической деятельности, посвящена определенной сфере экономики. Среди них есть базовые отрасли, такие как гражданское право, включающее согласно российской правовой системе в себя начала торгового права и устанавливающее основополагающие правила ведения предпринимательской, хозяйственной, торговой, "Антимонопольное (конкурентное) право: Учебник" (Писенко К.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В.) (Подготовлен для системы Конс... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 10.09.2015 КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 5 из 313 коммерческой деятельности в соответствии с положениями Конституции РФ. Существуют и более узкие отрасли законодательства, регламентирующие определенные направления хозяйственной деятельности, - валютное, таможенное право, право внешнеторговой деятельности, страховое право и др. Каждая из отраслей права и/или законодательства, регулирующих хозяйственную, рыночную деятельность, имеет свой специфический объект и соответствующий предмет исследования. Антимонопольное (конкурентное) право является одним из регуляторов хозяйственной деятельности. Если говорить в общем, то объектом антимонопольного (конкурентного) права как одной из комплексных отраслей законодательства, регулирующих рыночную, хозяйственную деятельность, являются общественные отношения в экономической сфере, связанные с вопросами конкуренции и монополии. Следует подчеркнуть, что под антимонопольным (конкурентным) правом следует понимать не отрасль права, а комплексную отрасль законодательства, регулирующую экономические, хозяйственные отношения в части конкуренции и монополии. Отрасль права характеризуется наличием совокупности ряда обязательных элементов: объекта и предмета; субъектного состава; сферы и метода регулирования и некоторых других. В связи с этим можно говорить о таких правовых отраслях, как гражданское, административное, уголовное право, регулирующие определенную сферу общественных отношений и применяющих при этом особые характерные для этих отраслей методы правового регулирования в качестве основных. Антимонопольное же (конкурентное) право, имея свой характерный предмет и объект, определенную сферу регулирования и круг субъектов регулирования, в то же время применяет самые разнообразные методы правового регулирования, характерные для различных отраслей права: например, гражданско-правовой метод дозволений, или диспозитивный метод, и метод императивных предписаний, властного принуждения, характерный для административного права и иных публично-правовых отраслей. С теоретико-правовой точки зрения конкурентное право, формируясь вокруг своего объекта - отношений по поводу регулирования конкуренции и монополии, - для осуществления такого регулирования использует правовые институты самых различных правовых отраслей, таких как конституционное, гражданское, гражданско- и арбитражно-процессуальное, административное, уголовное и уголовно-процессуальное право. Итак, антимонопольное (конкурентное) право - это комплексная отрасль законодательства, регулирующая экономические отношения в сфере конкуренции и монополии.

Предмет и метод антимонопольного права.

Предмет антимонопольного (конкурентного) права в качестве правовой и учебной дисциплины или учебного курса составляют нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере конкуренции и монополии, административная и судебная практика в данной области, история развития антимонопольного (конкурентного) права в России и за рубежом, отечественная и зарубежная правовая доктрины в области антимонопольного (конкурентного) регулирования, зарубежное антимонопольное (конкурентное) законодательство, отечественный и зарубежный опыт правового регулирования конкуренции и монополии, экономические знания в сфере антимонопольного (конкурентного) регулирования и другие сведения, значимые для понимания процессов правового регулирования и правореализации. Специфика предмета конкурентного права обусловлена прежде всего тем важным значением, которое играет в построении и функционировании системы конкурентного права экономическая теория. Вторым отличием предмета российской науки антимонопольного (конкурентного) права является применение сравнительно-правового метода исследования. Это связано с тем, что в силу специфики экономической и политической жизни России в XX в. конкурентное право после революционных потрясений 1917 г. практически прекратило свое развитие, а после завершения периода НЭПа и те немногие проконкурентные нормы, которые действовали в советском праве, были исключены, за небольшими исключениями, относящимися к сфере внешней торговли. Между тем во многих странах, экономика которых развивалась в условиях свободного рынка, в этот период конкурентное законодательство активно "Антимонопольное (конкурентное) право: Учебник" (Писенко К.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В.) (Подготовлен для системы Конс... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 10.09.2015 КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 6 из 313 развивалось. Накопленный за этот период зарубежный опыт в данной области, творчески адаптированный к условиям российских политических, экономических, правовых, социально-культурных и мировоззренческих реалий, важно использовать для построения эффективной отечественной системы правового регулирования конкуренции и монополии.

Методы антимонопольного регулирования

1) Административное (законодательное) регулирование. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

2) Методы нормативно-ориентирующего воздействия. Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся: правительственные заказы; налоги; проценты; государственные субсидии. Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка. Основная черта нормативно-ориентируещего регулирования конкуренции - стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новых фирм.

Осуществляя нормативно-ориентирующее регулирование деловых отношений, правительство выступает прежде всего как инструмент государственной поддержки бизнеса, содействующий через активизацию конкуренции развитию рыночной экономики.

3) Антимонопольный контроль. К антимонопольному регулированию можно отнести и такой контроль. Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках. В него включаются хозяйствующие субъекты, доля которых превышает определенный процент на соответствующем рынке и которые нарушают антимонопольное законодательство. Включение в Реестр означает, что предприятие автоматически попадает под контроль за деятельностью со стороны органов по таким показателям, как объем производства, удовлетворение потребности на рынке сбыта, качество выпускаемой продукции, а также под ценовое регулирование со стороны государства.


3. Система антимонопольного права.

Конкурентное право как отрасль законодательства характеризуется конкретным предметом правового регулирования, который по экономическому содержанию распадается на две группы отношений:

1) отношения, связанные с конкуренцией;

2) отношения в сфере монополий.

Отношения, связанные с конкуренцией, в основном охватывают: деятельность реально существующих на рынке конкурентов и взаимодействие их друг с другом; деятельность потенциальных конкурентов; государственное регулирование субъектного состава рынков; пресечение монополистической деятельности и недо- бросовестной конкуренции; 5) антимонопольный контроль за экономической кон- центрацией; 6) предотвращение разрушительной иностранной кон- куренции; 7) оказание государственной помощи хозяйствующим субъектам и предоставление разнообразных льгот; регулирование барьеров для входа на рынок и выходы с рынка. Такой подход существует и в зарубежной литературе.

Отношения в сфере монополий складываются в процессе: 1) деятельности субъектов естественных монополий и её регулирования; регулирования государственных и временных моно- полий. Правовое регулирование отношений каждой группы имеет некоторые общие признаки: 1) эти отношения складываются при осуществлении предпринимательской деятельности и в процессе её регу- лирования; 2) в рамках этих связей можно выделить горизонталь- ные (имеют место между предпринимателями) и верти- кальные отношения (складываются между предпринимате- лями и государством); 3) субъектами отношений являются предприниматели, занимающие, как правило, разное экономическое положе- ние на рынке, и государство в лице уполномоченных орга- нов государственной власти (в России созданы органы ис- полнительной власти, решающие узкоспециальные задачи по воздействию на конкуренцию и монополии); 4) компетентные органы исполнительной власти реша- ют эти задачи как на микроэкономическом (воздействуют на отдельные предприятия), так и макроэкономическом уровне (регулируют структуру товарных и финансовых рынков). Что касается специфики, то она в основном касается особого состава субъектов (например, в конкуренции участвует несколько субъектов, а в монополии присутствует лишь один) и их правового статуса (например, на доминирующие субъекты возлагаются дополнительные обязанности), специальных целей и средств правового регулирования (например, предписания антимонопольных органов), регулятивных и охранительных норм права, составов правонарушений и юридической ответственности. Сообразно сказанному выше, представленный курс лекций имеет три части: в первой рассматриваются общие положения конкурентного права и его базовые экономико- правовые постулаты, а две другие части курса посвящены, соответственно, конкуренции и регулируемым монополиям. Для регулирования рассмотренных выше отношений применяются разнообразные методы (способы, приемы),основанные на различном сочетании дозволении, запретов и обязываний. Приоритетным для конкурентного права является диспозитивное регулирование с использованием метода координации. Конкурируя друг с другом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно решать многие вопросы стратегии и тактики своей конкурентной политики. В то же время диспозитивное регулирование органично сочетается с императивным воздействием (метод субординации), основанным на власти и подчинении. Данный метод применяется при государственном антимонопольном регулировании предпринимательской деятельности (например, в случае выдачи хозяйствующему субъекту предписа- ния антимонопольного органа). Взаимосвязь метода координации и субординации в рамках конкурентного права диктуется необходимостью соблюдения частных и защиты публичных интересов.


4. Характеристика основных элементов системы конкурентного регулирования и антимонопольного законодательства России.

Основополагающим элементом антимонопольного законодательства выступает Конституция РФ, ст. 8 которой гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

На начальном этапе реформирования российской экономики проблемам создания адекватного механизма обеспечения свободной конкуренции и защиты прав потребителей не придавалось должного внимания:

Первый проект Закона "О естественных монополиях" был подготовлен сотрудниками Российского центра приватизации по поручению ГКАП РФ в начале 1994 г. После этого проект дорабатывался российскими и зарубежными экспертами и согласовывался с отраслевыми министерствами и компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом, Миннац, РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России" и др.). Против проекта выступили многие отраслевые министерства, однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивление. В апреле Госдума приняла Закон, и он был отправлен на подпись Президенту. В мае Президент, сославшись на наличие в нем противоречий с действующим законодательством, наложил вето на Закон в новой редакции и вернул его в Госдуму. В июне - июле работала согласительная комиссия Госдумы и президентского аппарата. После этого Госдума практически без обсуждения приняла Закон в новой редакции и 17 августа 1994 года Президент подписал Закон.

Анализ действующего антимонопольного законодательства в РФ, проведенный в 2005 году для Российско-Европейского Центра Экономической Политики позволил авторам выделить особенности антимонопольного регулирования России, которые и послужили факторами, вызвавшими дальнейшие изменения антимонопольной политики страны:

1. Недооценка значения конкуренции на начальных стадиях институциональной трансформации в России. Приоритет был отдан приватизации и, как показала практика, приватизация не ведет к необходимости развития конкуренции. Вместе с тем дальнейшее развитие частной собственности как института рыночной экономики невозможно без развития конкуренции.

2. Нарастание многообразия и сложности форм хозяйственной практики, оказывающих влияние на условия конкуренции (в частности, формы вертикальных ограничений, которые ограничивают или могут ограничивать конкуренцию на соответствующих рынках), особенно в экономических системах, развивающихся на основе нововведений. Организационные нововведения в российской хозяйственной практике далеко не всегда находят адекватное отражение в содержании норм антимонопольного законодательства и практике правоприменения. В качестве примера можно сослаться на норму, ограничивающую вертикальные соглашения в случае, если доля хозяйствующего субъекта на целевом рынке превышает 35 процентов и в то же время полностью освобождающая от каких бы то ни было ограничений вертикальные соглашения в случае, если доля рынка меньше 35 процентов.

3. Ограниченные возможности государства обеспечивать адекватное вмешательство в хозяйственные процессы. Возможности антимонопольных органов по выявлению нарушений норм антимонопольного законодательства и принуждения к их соблюдению ограничиваются:

· численностью работников антимонопольных органов,

· уровнем их квалификации и профессионального опыта,

· существующими процедурами получения и обработки информации о нарушениях,

· стимулами работников антимонопольных органов.

Устойчивый дефицит мощностей антимонопольных органов относительно масштабов требуемого по закону вмешательства создает основу для избирательного применения норм, которая может значительно искажать стимулы участников процесса правоприменения. Кроме того, существующая система отчетности создает искаженные стимулы, направленные на то, чтобы применять те нормы, которые не требуют значительных издержек для правоприменителя.

4. Увеличение фактов неправомерного и недобросовестного поведения на рынке при низком уровне гражданско-правовой активности субъектов рынка, пострадавших от монопольных правонарушений.

Среди основных причин, сдерживающих исковую активность экономических агентов и населения по фактам нарушений конкурентного права, следует отметить следующие:

- высокие судебно-процессуальные издержки;

- низкая заинтересованность ведения процессов;

- пессимизм и скепсис субъектов рынка и населения;

- низкий уровень осведомленности.

5. Сопряженные реформы в России, а именно: структурные реформы в

отраслях с естественно монопольным компонентом, необходимость повышения эффективности государственного управления посредством проведения административной реформы, развитие финансовой инфраструктуры экономики, реформа технического регулирования.

В первую очередь, следует обратить внимание на сопряженность модернизации антимонопольной политики с административной реформой и реформой технического регулирования. В этой связи на первый план выдвигается устранение негативного влияния на развитие конкуренции со стороны органов власти различных уровней, а также возможные негативные эффекты в долгосрочной перспективе, связанные с техническим регулированием.

6. Рост масштабов и расширение многообразия форм включенности

российской экономики в мирохозяйственные связи, присоединение

России к ВТО. Практика последних лет показывает, что субъекты

антимонопольной политики сталкиваются с неединичными случаями сделок экономической концентрации, которые выходят за рамки национальной экономики.

Данные выводы свидетельствуют не только о необходимости активизации антимонопольного регулирования, но и совершенствования конкурентной политики, направленной на создание адекватных условий для всех субъектов рынка, защиту прав потребителя, защиту прав интеллектуальной собственности и др.

В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей - конкурентной политике.

Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:

- «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;

- «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».

Для достижения этих целей антимонопольный орган, как действующий регулятор, в рамках своей компетенции решает задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции; контроля за экономической концентрацией; антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных заказов; оценки влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции; снижения барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний; обеспечения конкуренции на глобальном уровне.

За последнее время понимание значимости современной эффективной конкурентной политики ощутимо возросло. Это выражается в заметном повышении статуса национального антимонопольного органа в рамках происходящей административной реформы и продолжающимися работами по совершенствованию российского закона о защите конкуренции.

Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 – 2007 гг. произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.

Происходит сближение показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных – растет.

При проведении антимонопольной политики и достижении ее стратегических задач необходимо вместе с тем учитывать, что в любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции.

Во-первых, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли и увеличению производства всегда будут стремиться к занятию доминирующего положения на товарном рынке. В случае вытеснения конкурентов эффективной рыночной структуре очень легко перейти грань, после которой остановятся инновации и развитие. Формирование различного рода объединений и холдингов, которое естественным образом позволяет оптимизировать финансовые и технологические процессы, может привести к созданию монополий, или - при административном решении - превращению эффективных компаний в доноры для слабых организаций.

Во-вторых, по мере развития рынков и исчерпания возможностей повышения прибыли, действующие на рынке хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства, обеспечения сохранения полученных экономических преимуществ. Стремление бизнеса к получению новых преимуществ, позволяющих извлекать ренту, на фоне наблюдаемых характеристик его взаимоотношения с государством приводит к воспроизводству дефицита институтов защиты прав собственности и контрактов, а также искусственных барьеров, связанных с неэффективным отраслевым регулированием.

В российской экономике эти тенденции особенно сильны, поскольку, несмотря на завершение переходного периода, число нарушений антимонопольного законодательства в российской экономике продолжает возрастать: общее количество дел, возбужденных антимонопольными органами в Российской Федерации значительно, и несопоставимо ни с одной страной развитой рыночной экономики. Преодоление этих тенденций является важным элементом стратегии действий антимонопольных органов.

В России сохраняется пренебрежение со стороны органов власти к антимонопольному законодательству, как регулятору рыночных отношений, что выражается: во-первых, в значительном количестве дел ФАС России против органов власти; во-вторых, в значительном объеме повторных нарушениях антимонопольного законодательства органами власти, которые в 2007 г. составили 22 % в общем количестве выявленных нарушений.

Угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций связаны с передачей им некоторых государственных функций и полномочий проведения государственной политики; созданием для них исключительных условий хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей по созданию горизонтально или вертикально интегрированных структур в интересах коллективного доминирования.

Госкорпорации, обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках.

В данных условиях является целесообразным:

1) Усиление антимонопольного контроля за государственного корпорациями.

2) Возвращение властных функций от всех созданных госкорпораций государству.

3) Расширение использования государственными корпорациями конкурсных механизмов при закупке товаров, работ, услуг у частных российских компаний.

4) Обеспечение транспарентного функционирования госкорпораций.

5) Введение моратория на создание новых государственных корпораций.

6) Исключение возможности постоянной государственной финансовой поддержки госкорпораций.

На большинстве товарных рынков России наблюдаются основные факторы, способствующие вступлению фирм в сговор, в том числе такие как: небольшое число фирм на рынке (в России каждая пятая отрасль может считаться высокорискованной с точки зрения вероятности создания картелей); сходный уровень технологии, средних издержек производства и структуры затрат; превышение в отрасли в долгосрочном периоде предложения над спросом, наличие избытка производственных мощностей; низкая наукоемкость продукции. Заключению соглашений о разделе рынка хозяйствующими субъектами часто способствовала существовавшая ранее экономическая политика государства.

На сегодняшний день в Российской Федерации можно выделить сразу несколько отраслей, в которых наиболее остро стоит проблема антикартельного регулирования: оптовая и розничная торговля нефтепродуктами; агропромышленный комплекс и розничная торговля; банковская сфера (потребительское кредитование); фармацевтическая промышленность; металлургическая промышленность; химическая промышленность.

Раскрытие картелей является самой трудной задачей антимонопольной политики, поскольку создаются они тайно и выявить их наличие можно только с помощью оперативно-розыскных мероприятий. Средняя продолжительность картеля в мировой экономике составляет 6 лет, некоторые картели длятся 10 и более лет.

Наиболее острой проблемой на рынке среди известных монопольных проявлений в России является многообразие видов и форм недобросовестной конкуренции. Наряду с проблемой нелегальных производств и продаж с целью уклонения от налогов („серое производство“ и „серый импорт“) особую заботу у российских предприятий и граждан вызывают разнообразные формы собственно недобросовестного поведения на рынке: выпуск подделок, использование чужого имиджа и рекламы, вводящая в заблуждение реклама, ценовые махинации, несанкционированное использование средств индивидуализации и др.).

Традиционно в конкурентной политике России выделяют следующие разделы:

· пресечение соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию,

· пресечение злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующими субъектами на соответствующем рынке,

· контроль сделок экономической концентрации,

· пресечение действий органов государственной власти и соглашений с их участием, которые ограничивают конкуренцию,

· пресечение недобросовестной конкуренции на рынке.

Перечисленные компоненты применимы как к товарным рынкам, так и к рынкам услуг, в том числе финансовых.

Антимонопольная политика России в сфере контроля над деятельностью естественных монополий направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Способствует повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Контроль осуществляется ФАС России, который тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

Федеральная антимонопольная служба имеет в своей структуре подразделения, контролирующие товарные и финансовые рынки в разрезе по отраслям экономики, что позволяет проводить постоянный мониторинг и подробный анализ для разработки эффективных мер антимонопольного регулирования.

Рис.1

Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О защите конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Также закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Российское антимонопольное законодательство стремится к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:

- соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок;

- отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями;

- соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции;

- ценовые соглашения.

Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений или когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.

Согласно закону "О защите конкуренции", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными компаниями.


5. История конкурентного регулирования, монополии и механизмов конкурентного регулирования в зарубежных странах и в России.

Активное изучение экономических и правовых вопросов конкуренции и монополии началось в России на рубеже XIX–XX вв., когда промышленная революция XIX в., интенсивная монополизация рынков и крайне важно сть формирования условий деятельности крупных промышленных и торговых предприятий и их объединœений, при которых бы общество, с одной стороны, извлекало бы максимальную пользу от их деятельности, с другой – не страдало от злоупотреблений монопольных структур, вызвали настойчивую потребность в новом антимонопольном законодательстве, более эффективном и адекватном в сложившихся новых экономических условиях. Отдельные антимонопольные механизмы были известны еще во времена Античности, Средневековья, Нового времени. Применялись они и в России. Οʜᴎ не отличались особой сложностью, системностью, как институты и механизмы современного антимонопольного права. Их цель состояла в противодействии проявлениям спекулятивных монопольных действий и соглашений. В эпоху до промышленной революции и бурного роста промышленных, торговых, финансовых монополий, эти механизмы вполне устраивали общество, ибо защищали его от частных случаев этих негативных проявлений. (Об истории антимонопольного регулирования в России см. Лекцию 4, об истории антимонопольного регулирования в зарубежных странах см. Лекцию 21.) Экономическим же реалиям эпохи промышленной революции и последующего времени эти правовые механизмы уже не соответствовали. Для эффективного антимонопольного контроля новосозданных синдикатов, трестов, иных картельных объединœений прямолинœейных уголовных запретов и даже существовавших на тот момент гражданско-правовых запретов, санкций и ограничений было уже недостаточно, они были не вполне приспособлены для этой цели, не имели крайне важно й гибкости и инструментария, способного эффективно контролировать и ограничивать вредное поведение монополий нового типа. Чем жестче были запреты и санкции к картельным объединœениям, тем менее они соблюдались. Дело в том, что экономическая жизнь уже не мыслилась без синдикатов, трестов. В определœенных условиях они были средством экономического роста и преодоления кризисов. По этой причине просто объявить их вне закона было невозможным. Именно такая ситуация сложилась в рассматриваемый период во многих крупнейших экономических державах мира, включая Россию, в которых экономический рост сопровождался ростом монополий: существовавшие на тот момент жесткие уголовно-правовые и гражданско-правовые запреты признавали картельные соглашения, в т.ч. и синдикаты, тресты, априори противоречащими закону и недействительными, не подлежащими правовой защите и подлежащими преследованию закона. С другой стороны, невозможно было не иметь никаких механизмов ограничения злоупотреблений этих могущественных экономических субъектов. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, требовалось создание нового антимонопольного права – гибкого, обладающего механизмами, способными каждый раз при анализе конкретного соглашения, создания монопольного объединœения принимать взвешенное решение о том, полезной ли для экономики и иных публичных благ будет данное объединœение или соглашение предпринимателœей (и тогда его нужно легализовать), или же, напротив, такое объединœение или соглашение подлежит запрету, поскольку кроме спекулятивных целœей получения сверхприбылей за счёт получения экономической власти и монополизации рынка за этим объединœением или соглашением ничего не стоит. Весь данный комплекс вопросов и проблем стал разрабатываться и осознаваться как раз на рубеже XIX–XX вв. В данный период ученые, политики разных стран, вовлеченные в проблематику антимонопольного регулирования, активно и настойчиво ищут, нащупывают основы новой системы антимонопольного права, способной найти компромисс между частными и публичными интересами. С одной стороны, поставить крупный капитал в законные рамки, легализовать монопольные образования, с другой – создать гибкие, но эффективные механизмы контроля за такими объединœениями, дабы обезопасить общество от наиболее вредных последствий монополистической деятельности.

Значительная масса работ, проведенных в царский период в России на рубеже XIX–XX вв. и посвященных проблемам конкуренции и монополии, приходится на долю российских экономистов. Эти проблемы получили отражение в трудах представителœей немарксистского, или как говорили в советское время, буржуазного направления отечественной экономической мысли, в частности, в работах Д.И. Пихно, И.И. Янжула, А.Н. Гурьева, М.А. Курчинского, В.Я. Желœезнова, М.И. Туган-Барановского, А.А. Исаева, И.М. Гольдштейна, П.Б. Струве, П.А. Тверского, Вл. Бирюковича и др.
Размещено на реф.рф
При этом ученые экономисты зачастую не ограничивались исключительно экономическими вопросами. Выдающийся русский специалист

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...