Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура антимонопольного законодательства




Ст. 2 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает, что антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из

1.

1. Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

2. иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере защиты конкуренции (указанные в ст. 3 закона).

Кроме того, отношения в сфере защиты конкуренции могут регулироваться

·

· постановлениями Правительства Российской Федерации,

· нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;

· международными договорами Российской Федерации.

Основой антимонопольного законодательства выступает Конституция РФ, ст. 8 которой гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Ст. 34 Конституции прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

ГК РФ содержит аналогичные нормы (ст. 10).

Из федеральных законов, имеющих существенное значение для антимонопольного регулирования, кроме ФЗ "О защите конкуренции", можно назвать следующие:

1.

1. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и др.


8. Основные понятия, используемые антимонопольным законодательством.

Экономическое и правовое содержание понятия «рынок». Появление рынка связано с общественным разделением труда. Специализация производства привела к обмену продуктами труда. Исторически ры- нок развивался постепенно и на начальных этапах своего развития означал свободную розничную торговлю товарами, для которой отво- дились специальные места. Примечание. «Рынок – площадь в городах и селах, для торговли съестными и другими припасами на воле (на воздухе), место съезда и сходки продавцов и покупателей по назначенным дням» (В.И. Даль). В настоящее время многие экономисты сходятся во мнении, что рынок (market, marche, Markt) – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и ко- личества товаров и услуг. По сути речь идет о процессе, который с по- мощью взаимодействия предложения и спроса приводит к образова- нию цены. Рыночные отношения имеют место повсюду, где спрос и предложение соприкасаются друг с другом1. Спрос – «предельное (максимальное) количество товара, которое покупатели (потребители) могут приобрести на рынке при данной цене. Закон спроса состоит в том, что платежеспособный спрос на товар растет с уменьшением его цены и сохраняется при ее росте. Цена спроса – это предельная (максимальная) сумма денег, которую поку- патели согласны заплатить за приобретение товара (при данной вели- чине предложения). Предложение – предельное (максимальное) количество товара, ко- торое производители (продавцы) выставят на рынок для продажи по данной цене. Закон предложения заключается в том, что оно растет с увеличением цены товара и сокращается при ее уменьшении. Цена предложения – это предельная (минимальная) цена, за которую произ- 1 См.: Тотьев К.Ю. Конкурентное право: Правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 42. Раздел I 34 водители (продавцы) еще согласны продавать товар (при данной вели- чине спроса) 1. Законы спроса имеют важное значение в конкурентном регулировании и при применении конкурентного права. Их необходи- мо учитывать для оценки ситуации на рынке, и в связи с этим мы спе- циально остановились на понятиях рыночного спроса и предложения. Рынок – процесс, который с помощью взаимодействия предложе- ния и спроса приводит к образованию цены. В экономической теории наиболее распространенным толковани- ем понятия «рынок» является особый механизм взаимодействия меж- ду продавцами и покупателями. Примечание. Р. Барр под рынком подразумевает совокупность отношений между участниками обмена, которые тесно связаны друг с другом через те или иные средства. Похожее определение предлагают К.Р. Макконел и С.Л. Брю, рассматривая рынок как механизм или приспособление, осуществляющее контакт между конкурентами или предъявителями спроса и продавцами или поставщиками товара или услуги. Р.О. Халфина полагает, что рынок является тем звеном, в котором реализуется связь производства и потребления, опреде- ляются потребности общества и возможности производителя, происходит общественная оценка эффективности производства. Другие авторы определяют рынок в качестве определенной терри- тории. По мнению А.Курно, экономисты понимают под рынком не какое-то конкретное место, где осуществляются продажи и покупки, а всю территорию, части которой связаны отношениями свободной торговли, таким образом, что цены быстро и легко выравниваются. Исходя из этого, различаются следующие типы рынков: местные, ре- гиональные, национальные и международные. Существует также трактовка рынка как совокупности сделок купли и продажи товаров. «В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, по- купает продукты в магазине. По сути рынок сводится к обороту (об- ращению) товаров». Данное понимание рынка закреплено и в россий- ском антимонопольном законодательстве2. Экономическое и правовое содержание понятия «конкуренция». «Кон- куренция» от позднелат. «concurentia» – сталкиваться. В общеупотре- бительном смысле конкуренция означает соперничество, соревнова- ние людей, групп, организаций в достижении более лучших результа- тов в определенной общественной сфере3. 1 См.: Паращук С.А. Указ. соч. С. 21. 2 Там же. 3 Иллюстрированный энциклопедический словарь (электронное издание, воспро- изведенное по изд. 1995 г.). М., 1997 (цит. по: Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 16). Лекция 2 35 В экономической науке сложилось несколько определений поня- тия «конкуренция»: • особая ситуация на рынке, которая характеризуется двумя фак- торами: – наличием большого числа независимых покупателей и про- давцов товара; – свободой для покупателей и продавцов входить на рынок или покидать его; • постоянно действующий механизм соперничества, позволяю- щий достичь лучших результатов предпринимательской деятельности; • элемент рынка, позволяющий наиболее эффективно распреде- лить имеющиеся хозяйственные ресурсы1. Данные определения характеризуют конкуренцию как экономиче- ское явление, фактор достижения экономического успеха отдельными предпринимателями, потребителями продукции и общества в целом. Прежде всего конкурентные условия хозяйствования во многом способствуют эффективному распределению экономических ресурсов общества, развитию предпринимательской инициативы, создают воз- можность свободной предпринимательской деятельности в рамках закона. Кроме того, конкуренция стимулирует расширение ассорти- мента и увеличение качества товаров производителями, ибо делать это вынуждает борьба на рынке за потребительский спрос. По этой же причине в условиях конкуренции поставщиками товаров поддержи- ваются более низкие цены, чем в условиях монополии, поскольку низкие или доступные цены привлекают клиентов и являются одним из факторов конкурентоспособности предприятия. В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут по- требителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимиза- цию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рын- ке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным дей- ствиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и луч- шего качества. При этом «сигналы рынка» без искажений доходят до поставщиков (производителей), позволяя им самостоятельно прини- мать решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы. Такое перераспределение происходит в дос- таточно короткое время и не связано с дополнительными затратами, поскольку барьеры входа на новые рынки в условиях развитой конку- ренции незначительны. Именно это способствует прогрессу экономи- 1 Тотьев К.Ю. Конкурентное право: Учеб. пособ. / Под ред. О.М. Олейник; Моск. гос. юрид. акад. М., 2000. С. 1. Раздел I 36 ки: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах эконо- мики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей актив- но внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благо- состояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конку- ренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действо- вать неэффективным предприятиям1. Однако для понимания процесса конкурентного регулирования необходимо учитывать, что он способен оказывать дестабилизирую- щее влияние на экономику. Это выражается в нестабильности цен в зависимости от колебаний спроса и предложения, и как результат не- устойчивое положение участников хозяйственного оборота: с пони- жением цены товара определенное количество производителей товара выталкивается с рынка, что для отдельных предпринимателей означа- ет разорение, а для многих трудящихся безработицу. Следствием та- кого неустойчивого положения конкуренции и основанного на ней рыночного механизма является также то, что она учитывает и удовле- творяет в основном индивидуальные запросы потребителей. Однако существует потребность в таких товарах и услугах, производство кото- рых не может в полной мере обеспечить конкурентный рынок. В част- ности, национальная оборона, транспортировка нефти и газа по тру- бопроводам, борьба со стихийными бедствиями и др. Поэтому спор- ной представляется теория «совершенной конкуренции», которая абсолютизировала свободную конкуренцию периода классического капитализма, являясь чистой абстракцией, удобной для научного ис- следования сущности конкуренции. Но для ее воплощения в реальной экономической действительности, требуется достаточно много допу- щений, условий, которые далеко не всегда могут осуществиться (на- пример, абсолютно свободный доступ на рынок, полная информиро- ванность о его состоянии, большое число независимых продавцов и покупателей и т.д.)2. Типология конкурентных рынков: виды (типы) конкурентных рынков, исходя из критерия состояния (развитости или ограниченного уровня) конкурентной среды. В экономической теории, в зависимости от сте- пени развитости конкурентной среды, выделяются три вида конку- рентных рынков: совершенной конкуренции, монополистической 1 Конкуренция и антимонопольное регулирование. С. 3. 2 См.: Паращук С.А. Указ. соч. С. 25, 26. Лекция 2 37 конкуренции и олигополии. Рынок совершенной («чистой») конкурен- ции, согласно экономической теории, состоит из множества про- давцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. При этом ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Такая ситуация обусловлена однородностью предлагаемой продукции (то- варов), полной свободой входа на рынок, выхода с него и равным доступом к информации. В настоящее время рынки совершенной конкуренции достаточно редки. Олигополия – рынок, на котором действует несколько крупных предпринимателей, каждый из которых предлагает идентичную или разнородную продукцию1. В условиях олигополии присутствуют неко- торые препятствия при входе на рынок. К олигополии можно отнести мировой рынок сложной бытовой техники. «Отличительная черта олигополии – большое разнообразие в пове- дении продавцов – от строгого соперничества до сговора. Предпри- ятие, действующее на олигопольном рынке, вынуждено считаться с тем, что выбранное им соотношение между ценой и количеством про- дукции, которое оно может по этой цене продать, зависит от поведе- ния его конкурентов, а их стратегия является следствием принятого им решения. Несмотря на обладание некоторой рыночной властью (под которой понимается способность фирм (или групп фирм) повы- сить цену и поддержать ее на том же уровне, превышающем уровень, обусловленный конкуренцией2), олигопольное предприятие не может устанавливать цену так же просто, как монопольное. Поведение уча- стников олигопольного рынка можно сравнить с игрой, где за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что исход игры в конечном счете не известен. «Поскольку реакция конкури- рующих субъектов рынка на поведение друг друга может быть различ- ной, универсальной, динамически устойчивой модели олигопольного рынка не существует, что ведет к неоднозначности его основных ха- рактеристик: продукция этого рынка может быть однородной (стан- дартизированной) и относительно дифференцированной, возмож- ность входа на рынок может варьироваться от почти свободной до же- стко ограниченной»3. Однако олигополия может проявляться и в другом качестве, когда на рынке действует не несколько крупных про- давцов, а несколько крупных покупателей. Такая ситуация на рынке называется олигопсонией от греческих слов «немногие» и «покупаю». 1 См.: Паращук С.А. Указ. соч. С. 27. 2 См.: Князева И.В. Указ. соч. С. 477. 3 Конкуренция и антимонопольное регулирование. С. 50, 51. Раздел I 38 Рынок монополистической конкуренции. Первый вид – рынок, на ко- торый множество мелких хозяйствующих субъектов поставляют раз- нородную (сходную, но не идентичную) продукцию. Примером слу- жит рынок компьютерных игр или учебной литературы1. Как отмеча- ют исследователи, основной чертой рынка монополистической конкуренции является дифференциация продукции. Субъекты рынка, как и при совершенной конкуренции, многочисленны, и каждый из них занимает на рынке незначительную долю, однако обладают неко- торой рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментированию соответствующего товарного рынка. Монополисти- ческую конкуренцию сближают с совершенной такие черты, как мно- жество продавцов и покупателей, значительная свободы входа на ры- нок, а отличает неоднородность, дифференцированность продукции, которая характеризуется широким ассортиментом товаров, дизайном, эргономикой, качеством упаковки. Все это многообразие различается товарными знаками. В отличие от олигополистического рынка, пред- приятия на рынке монополистической конкуренции не являются взаимозависимыми, если их доли на рынке сравнимы по размеру. Второй вид – рынок, на котором присутствуют одно-два пред- приятия, занимающих доминирующее положение, и значительное количество небольших по рыночной доле предприятий-аутсайдеров. В этом случае для системы отношений «доминирующее предпри- ятие – аутсайдеры» будет характерна модель, приближающаяся к монопольному рынку, а для конкуренции аутсайдеров между со- бой – модель совершенной конкуренции либо первый вид монопо- листической конкуренции. Последнее в значительной степени зави- сит от характера продукции – степени ее стандартизированности или, напротив, возможности индивидуализации (сравните уголь и целлюлозу или кондитерские изделия) 2. Конкуренция как правовое явление. Для того чтобы осуществлять конкурентное регулирование, основные понятия этой сферы, такие как конкуренция, монополия, рынок и иные, должны получить опре- деленное правовое измерение. Антимонопольное (конкурентное) за- конодательство той или иной страны может иметь или не иметь ле- гального определения понятия «конкуренция», однако так или иначе в законодательстве ли, в судебной практике или доктрине должны су- ществовать определенные подходы к определению юридического со- держания понятия конкуренции, без которого правовое регулирова- ние конкуренции представляется неполным. 1 Конкуренция и антимонопольное регулирование. С. 26. 2 См. там же. С. 51, 52. Лекция 2 39 В зарубежном законодательстве, как правило, не содержится юриди- ческого определения исследуемого понятия, хотя и проводится ключевая идея правовой поддержки и защиты конкуренции в качестве необходи- мого элемента рыночной экономики. В связи с этим судебная практика и доктрина исходят из того, что конкуренция – это процесс, с помощью которого рыночные силы работают свободно, гарантируя продуктивное применение ограниченных ресурсов общества и максимизацию общего экономического благосостояния1. При этом на государство возлагается обязанность не только создавать и развивать конкуренцию в тех сферах, где это целесообразно для развития экономики и удовлетворения потре- бительского спроса, но и обеспечивать условия, при которых конкурен- ция была бы эффективной и в полной мере выполняла свои экономиче- ские функции. По российскому законодательству конкуренция в различ- ных сегментах рыночной деятельности, за некоторыми исключениями такими, как естественные монополии и некоторые другие, рассматрива- ется как объект публичной защиты и публичный интерес. Поэтому в Рос- сийской Федерации (как и в некоторых других государствах) существен- ное ограничение конкуренции оценивается как антиконкурентная дея- тельность и преследуется по закону2. В отличие от зарубежного российское антимонопольное законода- тельство содержит легальное определение конкуренции. Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при ко- тором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствую- щем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции). Определение во многом повторяет понятие, данное в ранее дейст- вовавшем Законе о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, согласно которому конкуренция понималась как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обра- щения товаров на соответствующем товарном рынке. Новое определение лишь содержит термин «состязательность» вместо – «соперничество», понимаемое как действия, при которых не только ограничиваются, но и исключается возможность каждого из хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. 1 Конкуренция и антимонопольное регулирование. С. 20. 2 См.: Тотьев К.Ю. Конкурентное право: Учеб. пособ. С. 20. Раздел I 40 Признаки понятия «конкуренция» (см. схему 3): Схема 3 Признаки понятия «конкуренция» состязательность (борьба) или соперничество на рынке между хозяйствующими субъектами состязательность или соперничество выражается в активном поведении предпринимателей результат состязательности или соперничества – ограничение возможностей предпринимателей односторонне влиять на цены и другие условия сделок1 Однако важно описать не только свойства конкуренции как явле- ния, но и обстоятельства (условия), благодаря которым такое явление возникает и развивается. Например, условия существования и разви- тия конкуренции на товарном рынке сформулированы в Приложении № 3 к Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (далее – Программа демонополизации) 2, утвержденной постановлением Пра- вительства России от 9 марта 1994 г. № 191, а именно: – действуют имущественно и организационно независимые по- ставщики товаров в количестве, достаточном для возникновения со- стязательности между ними; – имеются имущественно и организационно независимые покупа- тели товаров в количестве, достаточном для формирования некото- рого уровня платежеспособного спроса; – поставщики и потребители действуют экономически независимо (без сговоров и горизонтальных соглашений); – отсутствуют экономические и другие препятствия в доступе к сырью, материалам, капиталам, трудовым ресурсам, технологиям, информационному обеспечению рыночных отношений и другим про- изводственным ресурсам3. Приведенное определение конкуренции имеет определенный не- достаток, по мнению К.Ю. Тотьева, «в нем не отражено собственно юридическое содержание конкуренции». Ученый считает, что конку- 1 Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 1. 2 САПП РФ. 1994. № 14. Ст. 1052. В настоящее время документ утратил силу, од- нако положения Программы демонополизации, очевидно, имеют важное доктри- нальное значение в области конкурентного права. 3 См.: Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 21. Лекция 2 41 ренцию с юридической точки зрения «продуктивно рассматривать как многогранную категорию». Во-первых, считает автор, конкуренция – это разновидность соци- ального регулятора, определяющего поведение различных субъектов. В этом качестве конкуренция выполняет регулирующие функции, формирует экономические и общественные пропорции, влияет на поведение людей. Право как один из социальных элементов системы социального регулирования взаимодействует с конкуренцией, регули- рует ее. Однако право и закон не могут заменить собой конкуренцию. Особенно отчетливо это видно в экономике, в частности, на примере регулирования цен. Именно конкуренция (а не административные установления) в большинстве случаев является наиболее естествен- ным и в силу этого эффективным регулятором цен на рынке. Во-вторых, юридической предпосылкой конкуренции служат сво- бода экономической деятельности (свобода договора, свобода пред- принимательства, свобода конкуренции), гарантированная ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Фундаментальные положения этой статьи развива- ются в Гражданском кодексе и антимонопольном законодательстве Российской Федерации. Судебно-арбитражная практика показывает, что суды часто руководствуются конституционным принципом свобо- ды экономической деятельности и свободы конкуренции для решения различных хозяйственных споров. В-третьих, конкуренция способствует реализации прав потребите- лей (например, права на выбор товаров (работ, услуг) или на получе- ние информации). Отсутствие конкуренции на рынке фактически превращает многие из этих прав в фикцию или существенно их огра- ничивает. Поведение потребителей считается важным элементом конкурентной борьбы. Не случайно в ряде правовых систем потреби- тель рассматривается как участник процесса конкуренции. В-четвертых, конкуренция – правомерная (не запрещенная законом), автономная деятельность хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке, целью которых является получение более выгодных условий про- изводства и сбыта законными средствами. В этом качестве понятие «кон- куренция» необходимо отличать от легального определения понятия «предпринимательская деятельность», данного в п. 1 ст. 2 ГК РФ. Примечание. Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осу- ществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполне- ния работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Раздел I 42 Безусловно, эти понятия тесно взаимосвязаны и пересекаются. В конкурентной деятельности важен элемент состязательности, со- ревнования (для конкуренции необходимо наличие соперников на рынке, цели в конкурентной борьбе достигаются за счет конкурентов). Между тем предпринимательская деятельность может осуществляться при отсутствии такой состязательности (например, действие субъекта естественной монополии). Кроме того, с правовой позиции в конку- рентной деятельности наиболее важны способы достижения целей предпринимателями. Они не должны противоречить требованиям за- конодательства, этики, достоверности, добросовестности, недопусти- мости противозаконного использования интеллектуальной собствен- ности, а также обычаям делового оборота и существующим представ- лениям о справедливости, разумности, «доброй совести» И, наконец, в-пятых, конкуренцию можно рассматривать как общественные от- ношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами в процессе их предпринимательской деятельности (предмет правового регулирования). Эти имущественные отношения урегулированы нор- мами права, содержащимися в различных актах российского законо- дательства (прежде всего антимонопольного). В силу урегулированности правовыми нормами рассматриваемые отношения приобретают юридическую форму правоотношений со своими юридическими фактами, субъектами, содержанием и объек- том. Все указанные выше характеристики составляют суть такой эко- номико-правовой категории, как конкуренция1. Правовое значение используемого в российском антимонополь- ном законодательстве понятия «конкуренция», с точки зрения К.Ю. Тотьева, выражается в следующем: – создание необходимых условий для развития конкуренции, ее защиты – цель антимонопольного законодательства и критерий его эффективности; – недопущение, ограничение и устранение конкуренции (совершен- ное, например, с помощью картельного соглашения) и ее недобросовест- ные проявления являются противоправными и наказуемыми деяниями; – сложившиеся в ходе конкуренции на конкретном рынке обычаи делового оборота являются стандартом для выявления случаев недоб- росовестной конкуренции; – содействие развитию конкуренции отнесено законодателем к основным задачам федерального антимонопольного органа и других уполномоченных органов государственной власти, действующих со- вместно с антимонопольным органом; 1 См.: Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 26. Лекция 2 43 – условия конкуренции на соответствующем рынке выступают критерием при проведении государственного антимонопольного кон- троля за экономической концентрацией1. Другим важным экономическим и правовым понятием в области конкурентного регулирования является понятие «монополия» – сво- его рода антипод конкуренции. Экономическое и правовое содержание понятия «монополия». Моно- полия как тип рынка. Понятие «монополия» столь же многопланово, как и «конкуренция». Существуют различные его определения. Самое краткое: монополия – ситуация на рынке, противоположная конку- ренции. При такой монополии действует единственный продавец оп- ределенного товара. Монополия – от греч. «monos» – один, единый и «poleo» – продаю. Однако может быть и наоборот, когда на рынке действует не монопо- лист-продавец, а монополист-покупатель – единственный возмож- ный покупатель определенного товара. Такая ситуация называется монопсонией, от греческих слов «один», «единый» («monos») и «поку- паю». И хотя внешне монополия и монопсония отличаются, при мо- нопсонии «основные характеристики рынка повторяют черты моно- польного типа»2. При монополии предложению предприятия, занимающего моно- польное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ (мировых, национальных, местных). Если в условиях конкуренции любой продавец мог продать определенное количество продукции по не зависящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем товара, так и его цену. Обладая абсолютной ры- ночной властью, оно может варьировать объем выпускаемой им про- дукции, ее цену, другие существенные условия продажи. Предприятие может выпускать как один вид продукции так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное поло- жение только по тому виду продукции, для которого полностью отсут- ствуют производители-конкуренты. Монополия возможна лишь то- гда, когда вход на рынок другим предприятиям невыгоден или невоз- можен. Если на рынке появляются новые предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров является обяза- тельным условием возникновения и существования монополии. При- роде монополии присуще стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Следо- 1 См.: Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 23, 24. 2 Конкуренция и антимонопольное регулирование. С. 50. Раздел I 44 вательно, только уменьшая число рынков с монопольной структурой и сокращая число предприятий с монопольным положением, можно ослабить до разумных пределов их воздействие на рынки1. В экономической теории можно выделить несколько подходов к определению монополии: системный или структурный, поведенче- ский и ролевой, или функциональный, которые позволяют с разных точек зрения взглянуть на природу и проблемы монополий. Сторон- ники системного (структурного) подхода считают монополией исклю- чительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на конкретном рынке. Исключительность положения состоит в том, что такой субъект сосредоточивает в своих руках значительную часть про- изводства и сбыта определенного товара. Это господствующее поло- жение позволяет ему осуществлять диктат над потребителем и други- ми участниками рыночных отношений устанавливать монопольные цены и получать за счет этого сверхприбыль. Монополист сам опреде- ляет цену, а не принимает ее как данную. Именно монопольные цены выступают значимым рыночным явлением; монополия как таковая важна, только если это может привести к формированию монополь- ных цен. В ряде случаев монополистом считают лишь того субъекта, который блокирует конкуренцию с помощью контроля над необходи- мыми ресурсами. Поведенческий подход к определению понятия «мо- нополия» позволяет считать таковой особое поведение господствую- щего на рынке субъекта с целью использования своего положения в своих интересах. Прежде всего это проявляется в назначении продав- цом-монополистом цен, исходя из собственных издержек намечаемой прибыли и спроса. Ролевой (функциональный) подход подчеркивает от- рицательные последствия монополизации той или иной сферы хозяй- ствования. Монополия способствует несправедливому перераспреде- лению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольно высоких цен. «Монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетво- ряя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы, состоят ли они в заработной плате или прибыли, – значительно выше их естествен- ной нормы». Кроме того, монополисты, свободные от давления со стороны конкурентов, не имеют стимулов снижать издержки. Они не заинтересованы в технологическом прогрессе и нововведении и склонны крайне неэффективно использовать свои ресурсы2. 1 Конкуренция и антимонопольное регулирование. С. 49, 50. 2 См.: Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 32. Лекция 2 45 Монополия достаточно древнее явление. Аристотель (384–322 до н.э.) в своем произведении «Политика» приводит пример: пред- видя богатый урожай маслин, мыслитель Фалес Милетский (око- ло 625– около 547 до н.э.) нанял всех рабочих и потом с большой прибылью переуступил их нуждавшимся в рабочих хозяевам. В «Большой этике» Аристотель обращает внимание на необходимость справедливого (т.е. пропорционального) обмена имущественных благ в экономике: «…есть пропорциональное равенство в том, что имеющий большое имущество делает большой взнос, и равным об- разом в том, что понесший большие труды получает много, а понес- ший малые – мало»1. В условиях монополии такая пропорциональ- ность (справедливость) нарушается. Многочисленные монополии (в том числе фискальные) были распространены в Средние века. Сред- невековые цеховые ограничения и привилегии также носили моно- польный характер. Виды монополий. Монополии возникают в силу различных об- стоятельств, которые порождаются как непосредственной волей го- сударства на создание определенных монопольных структур, так и рыночной политикой или конкретными действиями частного лица, хозяйствующего субъекта, приводящими к появлению на рынке мо- нополиста. К первой группе монополий относятся естественные и государст- венные, статус которых непосредственно определен правоустанавли- вающей волей государства, в правовом государстве выраженной, как правило в законе. Естественная монополия – «сфера экономики, эффективно функ- ционирующая только тогда, когда весь рынок охватывается одним хозяйствующим субъектом (например, железнодорожные перевоз- ки)»2. Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсут- ствие конкуренции в силу технологических особенностей производст- ва (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть за- менены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на дан- ном товарном рынке на товары, производимые субъектами естествен- ных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары. (ст. 3 Закона о естественных монополиях). 1 Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 30. 2 Там же. Раздел I 46 Государство заинтересовано в сохранении определенных сфер хо- зяйствования в рамках монополии, поскольку экономическая дея- тельность в этих сферах гораздо выгоднее, если будет осуществляться централизованно в условиях монополии, а не конкурентного рынка. Монополия при этом приобретает статус естественной монополии, т.е. статус монополии того или иного хозяйствующего субъекта на данном рыночном сегменте охраняется государством от развития кон- куренции, и многие конкурентные механизмы регулирования поэтому на него не распространяются. Однако отметим, что все указанные выше издержки и недостатки монополии рынка не исчезают и у есте- ственной монополии. Поэтому государство для того, чтобы избежать таких негативных проявлений, как необоснованный рост цен на това- ры, работы, услуги монополий, и ряд других опасных для потребите- лей и экономики проявлений деятельности монополий, вводит специ- альные методы регулирования, в частности, метод прямого тарифного регулирования поставок товаров, работ услуг субъектов естественных монополий, выражающийся в определении и контроле таких цен (та- рифов). (См. подробнее: Лекция 12.) Вторым видом монополий, создание которых также связано с не- посредственной правоустанавливающей волей государства, является государственная монополия. (См. подробнее: Лекция 13.) Государственная монополия отличается от естественной монополии тем, что она создается в тех сферах, в которых было бы выгодно с точ- ки зрения развития экономики иметь конкурентные рынки, однако, необходимость обеспечения публичных интересов, таких как страте- гические интересы экономической, военной безопасности и иные, требуют сохранения или выделения определенных сфер экономиче- ской деятельности в монопольное ведение государства. «Целями создания государственных монополий являются: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Государственные монополии вводятся в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обес- печение публичных интересов»1. В рамках государственных монопо- лий осуществляется, в частности, эмиссия наличных денег, военно- техническое сотрудничество, действуют определенные сегменты внешнеторговой деятельности и оборота драгметаллов. Помимо монополий, образуемых при непосредственном волеизъ- явлении государства на рынке могут появляться и монополии, форми- руемые в результате хозяйственной деятельности частных лиц. При 1 Паращук С.А. Указ. соч. С. 75. Лекция 2 47 этом такие монополии можно разбить на имеющие соответствующую правовую защиту государства и не имеющие таковой. К монополиям, имеющим специальную правовую защиту государства, следует отнести монополии, возникающие в результате обладания ис- ключительными правами, а также монополии хозяйствующих субъек- тов на сведения, составляющие коммерческую тайну. Оба эти вида монополии защищены законодательством Российской Федерации. Возникновение монополии в результате обладания исключительными правами и получение на нее хозяйствующим субъектом правовой за- щиты связ<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...