Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; 4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений. 2. Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
3. Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений. 4. Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. Антимонопольный орган в соответствии с настоящей частью вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными при условии, что проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 264-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5. Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом. В настоящее время таким органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). Исполнение государственной функции ФАС России осуществляет в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции"; Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"; Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331; Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 26.01.2011 Л° 30; Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденной приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447 и др. Целью деятельности ФАС России является устранение административных, организационных, межрегиональных и межведомственных барьеров, оптимизация структуры товарных рынков. Объектами регулирования антимонопольного органа являются горизонтальные и вертикальные соглашения, картельные соглашения, недобросовестная конкуренция, монополизация рынков, незаконные слияния хозяйствующих субъектов, ценовая дискриминация. Органы местного самоуправления, начиная с районных, формируют свои структуры (отделы) по защите прав потребителей. Они имеют право проводить проверки, приостанавливать продажу некачественной продукции и т.д. Полномочия и функции антимонопольного органа зафиксированы в гл. 6 Федерального закона "О защите конкуренции".
Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции: 1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; 2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры но прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; 3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; 4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 22 Закона). В соответствии со ст. 23 Закона антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: 1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; 2) выдает в случаях, указанных федеральным законом, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания: — о прекращении ограничивающих конкуренции соглашений или согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
— о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; — о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам; — о прекращении недобросовестной конкуренции; — о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; — о восстановлении положения существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства; — о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства; — об изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела было заявлено соответствующее ходатайство; — о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания; — о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям или информации, о предоставлении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке прав на объекты охраны промышленной собственности, о передаче прав на имущество или о запрете передачи прав на имущество, о предварительном информировании антимонопольного органа о намерении совершить предусмотренные предписанием действия, о продаже определенного объема продукции на товарной бирже, о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже в порядке, установленном Правительством РФ; 3) ФАС России выдает органам государственной власти всех уровней, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания: об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; 4) направляет в федеральный орган исполнительной власти но рынку ценных бумаг, ЦБ РФ предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и прекращении действий в случае, если такие акты или действия нарушают антимонопольное законодательство; 5) привлекает к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц всех уровней государственной исполнительной власти в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ;
6) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями: о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, а также государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ; о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству; об обязательном заключении договора; об изменении или о расторжении договора; о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством; о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства; о признании торгов недействительными; о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа; о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение. 7) участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением или нарушением антимонопольного законодательства; 8) ведет реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством РФ; 9) размещает на сайте антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц; 10) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией; 11) проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, государственными органами исполнительной власти всех уровней, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством РФ порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-разыскных мероприятий и др. В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений Закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании Закона не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных проверок. Основанием проведения плановой проверки является истечение трех лет со дня: 1) создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством РФ; 2) окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года. Предметом плановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются: 1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства; 2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства: 3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности. Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа (ст. 25.1 Закона). В октябре 2009 г. принят второй антимонопольный пакет нормативных документов. С этого момента должностные лица могут подвергаться административному наказанию, а также дисквалификации до трех лет после трех нарушений антимонопольного законодательства. Статья 178 УК к уголовно наказуемым деяниям относит: сговор, согласованные действия, злоупотребление доминирующим положением в форме монопольно высоких цен, ограничение доступа на рынок. Второй антимонопольный пакет направлен на то, чтобы дать законодательную возможность доказать наличие картели, т.е. ценового сговора, сговора о разделе рынка. До последнего периода удалось доказать только один крупный сговор — это дело большой тройки мобильных операторов, которые сговорились по поводу трафиков, и в результате его раскрытия тарифы на телефонную связь не только не растут, но даже падают. Таким образом, уголовное дело в отношении конкретного менеджера будет возбуждаться правоохранительными органами только после того, как ФАС России признает, что руководимая им компания нарушила антимонопольное законодательство, и законность этого решения будет подтверждена арбитражным судом. Только тогда ФАС сможет передавать дела в правоохранительные органы. ФАС России — это не эксклюзивное изобретение отечественного законодателя — органы с такими задачами существуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. В Великобритании такие функции выполняет Комиссия по монополиям, во Франции — Генеральная дирекция по конкуренции, потребительской политике и борьбе со злоупотреблениями, в Финляндии — Управление свободной конкуренции, в Японии — Комиссия по справедливой торговле. В бывших социалистических странах Восточной Европы действуют аналогичные учреждения. Так, в Чехии — Ведомство по защите экономической конкуренции, в Румынии — Совет по конкуренции. В Австрии государственные функции антимонопольного регулирования возложены на Федеральное министерство экономики и труда. В США функцию антимонопольного регулирования выполняют сразу несколько ведомств: Федеральная торговая комиссия, Министерство юстиции и атторнеи штатов (главные должностные лица по правовым вопросам штатов, консультирующие администрацию штатов по законодательству о конкуренции, выполняющие функции обвинителей или защитников). В Италии антимонопольная служба является антимонопольной прокуратурой, которая выполняет свои полномочия жестко и оперативно. Можно сделать вывод о том, что в ряде стран задачи формирования и реализации антимонопольной политики выполняют органы, формируемые на коллегиальной основе, в других — единоличном порядке, в третьих странах — осуществление антимонопольного регулирования выполняют несколько государственных органов. Но в любом случае антимонопольное регулирование является обособленной и непременной задачей исполнительной власти, в том числе и в России.
|