Основные типы консультационных
Организаций Причина наличия многих типов консультационных организаций заключается в разнообразии клиентов и рынков, оказываемых техни-кских услуг, применяемых доходов и участвующих личностей [5] Крупные многофункциональные консультационные фирмы. Фирма в которой работает несколько сотен профессионалов, может счи- таться крупной. Большинство таких фирм — многофункциональные, имеющие филиалы в 20 и более странах. Их размеры позволяют иметь дело с самыми различными клиентами и наисложнейшими проблемами; их иногда называют «фирмы по управленческому консультированию с полным набором услуг». Они предпочитают обслуживать крупных клиентов и стараются демонстрировать особые умения, которые отличают их от других фирм, например обладание особым опытом в определенной отрасли или наличие отделов, специализирующихся по отраслям. Службы консультации руководства крупных бухгалтерских фирм. Такие службы, образованные как подразделения крупных бухгалтерских фирм, очень похожи на крупные многофункциональные консультационные фирмы по размеру, уровню и широте специальных знаний. Их подчиненное положение дает преимущества в отношении как специальных знаний, так и получения заказов, некоторые из них подчеркивают, что хотят выполнять не любые зада-] ния, а лишь те, «которые можно ожидать от профессиональной бух галтерской фирмы, пользующейся высокой репутацией». Малые и средние консультационные фирмы. Эта группа охватываем различные организации, в которых работает от нескольких консуль тантов до 50—100. Чаще всего они занимаются: общим управленче-ским консультированием мелких и средних фирм ограниченной] географической области; специальным управленческим консульти-рованием в одной или нескольких технических областях, таких, как] корпоративная стратегия, управление кадрами, оценка сложности!] работы, системы управления производственным процессом, марке-тинг, управление сбытом, управление офисом и т.д.; строго специа-лизированнои деятельностью в одной или нескольких отраслям промышленности или сферы услуг, например в городском транс-порте, текстильной промышленности, печатном деле, страховании. 1
Организации, оказывающие специальные технические услуги. Ряд организаций, обычно созданных специалистами в области матема тики, электронно-вычислительной техники, исследования операции и эконометрики, предлагают специальные стратегические услуги в] таких областях, как моделирование, стратегические исследования прогнозирование потребительского спроса, анализ и проектирова-ние систем, автоматизация заводов и офисов и др. Консультативные подразделения в управленческом учреждении. Чтобы развить местные службы по управленческому консультирова нию, связать преподавателей и инструкторов по проблемам управ ления с практическим миром, ряд институтов и центров по изучении проблем управления и повышения эффективности создали консуль тативные службы в частных и государственных организациях. Одиночные консультанты. Несмотря на конкуренцию и агрес-сивный маркетинг со стороны более крупных организаций, интерес к работе с независимыми консультантами сохраняется. Это могут быть универсалы, которые подчеркивают свой широкий опыт в области управления, решения проблем и бихевиоризма, или. специалисты, работающие в узкой технической области. Их сила — высоко индивидуализированный и гибкий подход, который сложнее применять более крупной консультационной фирме. Большинство из них консультируют мелкие предприятия, но даже крупные организации иногда обращаются к одиночным консультантам по поводу небольших заданий в определенной функциональной области или по конкретному предмету.
Консультирующий профессорско-преподавательский состав. В то время как одиночный консультант зарабатывает себе на жизнь кон-
сулътированием, имеются профессора — специалисты в области управления, лекторы, инструкторы и научные работники, основное занятие которых не консультирование, но они им занимаются, причем (довольно регулярно. Они могут браться за выполнение длительных проектов и освобождаться для этого от основной работы на несколько месяцев или прямо на месте давать советы по управлению, которые важны, но не требуют много времени. Нетрадиционные источники услуг по консультированию. В последние годы появилась новая группа лиц, оказывающих услуги по управленческому консультированию. Эта группа весьма неоднородна, но обладает одной общей характеристикой: консультирование не является ее первоначальной и основной функцией, а рассматривается как выгодное дополнение к другим продуктам и услугам. В эту группу в числе прочих входят: • поставщики и продавцы компьютеров и средств связи; • фирмы, поставляющие программное обеспечение; • коммерческие и инвестиционные банки, маклеры, страховые • поставщики оборудования и проектов «под ключ» в области • многие иные организации, которые превратили свои внутрен По мере развития общества и ускорения темпов научно-технической революции в менеджменте роль управленческого консульти-рования становится все более существенной, и оно прочно входит в структуры экономических моделей развитых государств — США, ФРГ, Великобритании, Швеции, Франции. Опыт работы консуль-пштов различных стран свидетельствует о наличии единых концеп-гуальных основ управленческого консультирования. Однако специфика менеджмента каждой страны вносит в теорию и практику УК правленческое консультирование нечто свое, особенное, характерное для конкретной управленческой культуры. Так, консультанты из Франции придают особо важное значение методам воздействия на работников предприятия, поискам эффективного стиля общения с заказчиком и являются сторонника-ми долгосрочного консультирования. Определенные особенности присущи УК европейских и азиатских стран.
Для консультационных организаций США, также характерно многообразие форм: 1) крупные международные фирмы с множеством отделений по стране, консультирующие управляющих частных и правительственных учреждений, в том числе за рубежом, по широкому кругу вопросов («Буз Аллен Энд Гамильтон», «Мак Кинзл» и др.); 2) бухгалтерские фирмы (типа «Артур Андерсон») с отделениями по управленческому консультированию, специализирующиеся на различных количественных методах управления с использованием ЭВМ; 3) функционально-ориентированные фирмы (по организации оплаты труда, разработке систем стимулирования труда и т.д.); 4) организации, действующие в пределах какой-либо отрасли (сфера услуг, пищевая промышленность); 5) фирмы, работающие по контракту с правительственными и общественными организациями (в составе много бывших государственных чиновников); 6) «фабрики мысли» типа Стенфордского института «РЭНД кор-3 порейшн» и др. (предлагают новые подходы к решению различных проблем и обладают высочайшей квалификацией); 7) региональные и местные фирмы, исчисляемые сотнями (работают с постоянной клиентурой, у работников большой практический опыт и возраст); 8) фирмы, состоящие из одного консультанта, который работает, например, в одном из университетов (в 70—80-х гг. более 50% про-; фессоров занимались консультированием); 9) аудиторские фирмы, которые кроме периодических независимых бухгалтерских ревизий оказывают консультационные услуги BJ области бухучета, менеджмента, налогообложения, маркетинга и др.; ] 10) «инкубаторы новых фирм», занимающиеся «выращиванием*
Если многообразие форм управленческого консультирования I США избрать в качестве эталона, то в странах Восточной Европь наиболее неразвитыми будут такие организационные формы, ка! бухгалтерские фирмы (2), фирмы, работающие по контракту с npal вительственными и общественными организациями (5), «фабрики мыс- ли» (6), «инкубаторы новых фирм» (10), аудиторские фирмы (9). Это означает, что существуют «консультационные ниши», заполнить которые необходимо в процессе формирования нового хозяйственного механизма и совершенствования инфраструктуры управленческого консультирования. В нашей стране истоки управленческого консультирования, как мы уже говорили, берут начало в концепции научной организации труда (НОТ) 20—30-х гг., когда Институт техники управления при Наркомате РКИ занимался консультационной деятельностью. Затем такого рода деятельность как специфическая и самостоятельная была упразднена, а ее возрождение началось в 60-е гг. В качестве консультантов тогда выступали специалисты ряда экономических, академических институтов и вузов страны. В нашей стране хорошо известна лаборатория управленческого консультирования Института экономики и организации промышленного производства СОРАН г. Новосибирска (руководит ею доктор экономических наук В.Ф. Комаров). Само появление такой лаборатории в академическом институте как реакция на преодоление трудностей освоения научных разработок ИЭ и ОПП СО АН СССР и народном хозяйстве свидетельствовало о нетрадиционном подходе к поиску новых форм реализации инноваций, позволяющих оперативно переходить от теоретизирования к практической апробации. Лаборатория не только практиковала, но и проводила большой объем научных изысканий по проблемам менеджмента, совершенствования хозяйственного механизма, координировала работу различных консультационных организаций страны. В годы реформ почти во всех крупных городах России появилось множество консультационных организаций. Опыт управленческого консультирования в этих фирмах нарабатывается, однако уже достаточно актуален вопрос о консолидации консультантов, координации их деятельности и управлении процессом УК, которое получает все большее развитие в стране. Таким образом, исторический опыт развития управленческого консультирования как за рубежом, так и в России представляет собой, во-первых, исходную эмпирическую основу, включающую солидный и разнообразный материал по УК, а во-вторых, исходную теоретическую основу в виде понятийного аппарата, отражающего основные аспекты исследуемого объекта.
В настоящее время УК в России находится на такой стадии, когда отрабатывается логика теории, т.е. набор правил в рамках этой теорий. Управленческому консультированию предстоит преодолеть сложившееся отставание — главным образом путем высокой самоорганизации, взаимодействия и интеграции с УК зарубежных стран и практического вклада в создание теории управленческого консультирования. Перечислим характерные признаки деятельности по УК, отличающие его от договорной деятельности, широко распространенной ранее в России: • выбор модели, системы управления клиентской организации; • приглашение консультанта или группы консультантов, владеющих специальными средствами эффективного освоения инноваций; • наличие инновационной триады «новация — УК — нововведение»; • производство интеллектуального товара и манипулирование им; • активное взаимодействие и соучастие консультанта и клиента на всех этапах УК; • активное участие в УК первого руководителя клиентной организации; • коллективный поиск решений тупиковых задач; • широкое использование СМД-методологии (системомыследея-тельностной); • обязательное проведение глубокой диагностики и широкого | обучения клиентной организации; • использование всего арсенала активных методов обучения; (деловая игра, ролевые тренинга и др.); • многовариантность вырабатываемых решений и их оптими-j зация; • необходимость принимать во внимание эмоционально-психо- j логическую среду в процессе УК. Опыт отечественного и зарубежного УК, личный опыт авторов свидетельствуют о том, что на практике жизнеспособны формы дея~\ телъности, порожденные самой жизнью, и формы деятельности, адап-1 тированные к практике с помощью специальных технологий. Различие] и многообразие УК исторически вызвано сложностью и многообра-» зием видов управленческой деятельности, и поэтому на основе этой* типологии следует конструировать механизмы реализации нововведений, учитывая специфику клиентской организации и ориентацию; потоков управленческих воздействий. Специфика УК состоит в том, что оно делает предметом управ-! ления управленческую инновацию как часть единого процесса, в; которой происходит взаимодействие встречных потоков управленН ческих воздействий. Особенности управленческих воздействий обоих] субъектов управления состоят в следующем: • воздействие со стороны консультантов на объект управлен1 осуществляется только через пространство УК; • поскольку основной вид УК — это консультирование процесн са, то воздействие на блоки «стратегия», «тактика», «мотивам ция» клиента осуществляется опосредованно, т.е. через работ-- ников самой же организации или службой внутренних коп сультантов; • противодействующие потоки управленческих воздействий, вы явленные в процессе консультирования, анализируются, и на этой основе определяются направления совместного движения; • управленческие воздействия на каждый из трех блоков объекта управления осуществляются с учетом специфики объектов и этапа УК; • потоки управленческих воздействий взаимодействуют друг с другом, и это взаимодействие через обратные связи оказывает взаимное влияние на «стратегию», «тактику», «мотивацию» субъектов. Таким образом, необходимость разработки оргтехнологий УК, учитывающих все многообразие типологии и других аспектов деятельности консультанта и клиентной организации, — чрезвычайно актуальная задача, требующая научной разработки и практической апробации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|