Отечественная классификация консультационных услуг
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Как мы уже говорили, в России консультационная деятельность в качестве профессиональной стала активизироваться в начале 90-х гг. К настоящему времени уже накоплен некоторые теоретические знания и практический опыт в данной области, что позволяет судить о тенденциях развития консультационных услуг в нашей стране (в сравнении с другими странами) и об основах классификации этих услуг [1, 6, 35]. Управленческий консалтинг. Главная цель его заключается в разработке комплекса мероприятий, направленных на улучшение качества руководства и повышение эффективности работы как предприятия в целом, так и каждого из сотрудников. Диагностика состояния предприятия является исходной точкой в процессе управленческого консультирования при разработке любого инвестиционного проекта, других изменений, планируемых на предприятии. Данный вид УК имеет относительно постоянный спрос в нашей стране и за рубежом. Что касается антикризисного управления, то это в основном специфика постсоциалистического лагеря и развивающихся стран. Одними из новых на нашем рынке и наиболее перспективных видов консалтинга являются аутсорсинг и «прокат директоров», ь тосорсинг (outsourcing) основан на полной или частичной пере рутинных функций предприятия (например, таких, как бухгалчч» ские расчеты, расчет налогов, управление персоналом и т.п.) кон салтинговой фирме с целью сосредоточения собственных усилии на решении ключевых стратегических задач. «Прокат директоров» ис пользуется при временном отсутствии руководства или недавнем увольнении. Организационное развитие и делопроизводство или админист рирование в принципе являются отдельными видами консалтинг;!, но мы отнесли их к управленческому консультированию в силу неразвитости спроса на них.
Такие услуги, как управление корпоративными финансами и управленческий учет, являются относительно новыми и при переходе на западные стандарты управления финансовыми ресурсами весьма актуальны. Основной целью создания системы управленческой отчетности является обеспечение менеджеров предприятия своевременной и необходимой информацией для принятия эффективных управленческих решений. В основе реализации практически всех услуг лежит анализ существующих и ожидаемых финансовых потоков предприятия. Наиболее эффективной и рекомендуемой методикой является адаптированный к российским условиям эффективный инструментарий «Business Toolkits», подготовленный группой зарубежных компаний, среди которых можно отметить Arthur Andersen, Carana Corporation, Deloitte and Touche, Tohmatsu International, а также специалистами Международного корпуса экспертов (International Executive Service Corps). Инвестиционный консалтинг. Сохранение и наращивание производственного, технологического, финансового и экономического потенциала предприятий является наиболее важной задачей современного бизнеса. Деятельность в данном направлении носит название инвестиционной и служит условием развития предприятия. Пока существуют инвестиционные фонды, банки, программы развития, ча-стные вкладчики и т.п., данный вид консалтинга будет иметь наи-Оольший спрос, особенно в развивающихся странах. Фандрайзинг (поиск инвестирования) — один из базовых видов инвестиционного консалтинга. Первыми шагами при разработке проекта инвестирования являются поиск и изучение информации о наиболее вероятных источниках финансирования, поскольку условия получения тех или иных видов финансовых ресурсов напрямую определяют конкретные финансовые показатели продвигаемого ин-|нч i иционного проекта и саму возможность его реализации. Многие
консалтинговые фирмы имеют свои базы данных потенциальных инвесторов или же выступают официальными посредниками при получении финансирования. Лизинг является видом инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Лизинговая схема может иметь существенные преимущества перед обычными схемами финансирования инвестиционных проектов за счет отнесения лизинговых платежей в себестоимость у лизингополучателя. Управление проектами — наиболее перспективное направление на рынке консалтинговых услуг, которое включает в себя все вышеперечисленные виды инвестиционного консалтинга. Аудиторские услуги (аудитинг). Согласно определению комитета Американской бухгалтерской ассоциации, аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и предоставляющий результаты заинтересованному пользователю. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. Первоочередная цель аудита заключается в защите интересов пользователей экономической информацией, в предоставлении им объективных данных о финансовом состоянии того или иного предприятия. Задача аудитора состоит в оценке достоверности финансовых отчетов и снижении риска появления в них искаженных данных. Наряду с уже давно распространенными аудиторскими услугами является весьма перспективный вид услуг — бюджетирование. Внедрение системы бюджетирования позволяет руководству предприятия получить значительный положительный эффект за счет возможности согласования деятельности подразделений внутри компании и подчинения ее общей стратегической цели. Беспристрастные бюджеты позволяют менеджерам вначале конкретизировать поставленные задачи, а потом проанализировать состояние дел в компании: как прошел текущий период — принес ли прибыли или убытки, есть ли деньги на счете, что можно ожидать в ближайшем будущем.
Фондовый консалтинг. Это один из стабильных рынков консалтинговых услуг. Постоянно наблюдается рост спроса на оценочные услуги. Одним из принципиально новых объектов фондового консалтинга являются нематериальные активы, к которым относятся объекты, не имеющие физических свойств, но включаемые в активы предприятия и обычно требующие постепенной амортизации в течение срока их использования. Таковыми являются: патенты, авторские права и другая интеллектуальная собственность, права на собственность и пользование землей и полезными ископаемыми, торговые марки, программное обеспечение ЭВМ и т.п. Консультирование в области управления качеством. В последнее десятилетие отмечен повышенный интерес к качеству поставляемой потребителю продукции. Наличие у поставщика системы качества становится важным фактором повышения конкурентоспособности его продукции и необходимым условием для выхода на мировой рынок. Разработка систем качества ведется в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000. Стандарты ИСО серии 9000 имеют главные цели: удовлетворение потребителей, вовлечение персонала фирмы в борьбу за качество. Принципиальным отличием создаваемых у поставщика систем качества, основанных на указанных стандартах, является их четкая направленность на удовлетворение конкретных запросов потребителя. Самой новой считается услуга по разработке и внедрению элементов всеобщего качества (Total Quality Management — TQM). Инжиниринг. Это один из родоначальников консалтинга, представляющий собой услуги по инженерной подготовке и обеспечению процесса производства, строительства и эксплуатации различных объектов. Информационно-технологический консалтинг. Все услуги по данному виду консалтинга являются новыми и очень перспективными вследствие роста спроса на информационные технику и технологии. Под информационными технологиями понимаются способы автоматизированной переработки информации.
Новыми и весьма перспективными являются услуги по моделированию бизнес-процессов и по их реинжинирингу. Впервые термин «реинжиниринг бизнес-процессов» (от англ. business process reengineering — В PR) был введен М. Хаммером и Д. Чампи, которые определяют зтот вид деятельности как «фундаментальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы». BPR является направлением, возникшим на стыке двух различных сфер деятельности — управления (менеджмента) и информатизации. Именно поэтому реинжиниринг требует новых специфических средств представления и обработки проблемной информации, понятных как менеджерам, так и разработчикам информационных систем. Необходимы интеграция ключевых достижений информационных технологий и создание соответствующих инструментальных средств поддержки реинжиниринга. Таким образом, реинжиниринг бизнес-процессов ориентирован на коренную перестройку всей деятельности предприятия, а не на частичные изменения в той или иной сфере управления. Маркетинговый консалтинг. Самое распространенное заболевание в бизнесе — «рыночная слепота» — порождает множество осложнений. По статистике, свыше 75% всех банкротств в мире объясняются плохим знанием своего собственного продукта, потребителя, каналов распространения и конкурентов. Самым новым видом услуг в данной области является оптимизация логистики предприятия. Консалтинг в сфере рекламы и PR. Цель этого вида услуг — создание в глазах общественности положительного и вместе с тем особенного, отличающегося от конкурентов образа (имиджа) товара или фирмы. Одним из новых и непривычных для нашего общества, но наиболее эффективных видов услуг являются предвыборные технологии. Большинство новоиспеченных, а также и старых политиков часто используют такие услуги. Кадровый консалтинг (рекрутмент). Это услуги по подбору и оценке кадров. Как отдельный вид консалтинга стал развиваться в связи с постоянно растущей потребностью в руководящих кадрах и высококвалифицированных специалистах и в настоящее время широко распространен, так как не требует особой квалификации консультантов. Консалтинг в области конфликтологии является новым видом кадрового консалтинга и только набирает силу на нашем рынке консалтинговых услуг. Обучение. Обучающее консультирование считается самым старым видом консалтинга в нашей стране, так как ранее оно называлось повышением квалификации руководящего состава. Отличие различных видов обучения от управленческого консультирования состоит в том, что тренер не рекомендует менеджерам управленческие решения по различным проблемам, а лишь передает им свои знания о том, как их Надо принимать, и предоставляет информацию по соответствующей проблематике.
Обучение в действии — активно-игровые методы, которые включают деловые игры, организационно-деятельностные игры, ролевы игры и метод мастер-класса, являются наиболее эффективными перспективными, так как предоставляют не только информацию п интересующей проблеме, но и заставляют менеджера самого при- нимать решения в экстремальных ситуациях, проигрывая различные варианты развития проблемы. Консалтинг в сфере безопасности организации. Он является самым новым направлением в сфере консалтинга. Экономическая безопасность предприятия — это обеспечение защищенности хозяж:т-пенных отношений, развитие экономического потенциала компании, повышение уровня благосостояния всех ее сотрудников. Его цель состоит в формировании основ защищенности фирмы от pa i личных опасностей и угроз, источником зарождения и развития которых выступают внутренние и внешние противоречия. Защита информации является наиболее актуальной на сегодняшний день и наиболее распространенным видом услуг по безопасности. Несколько лет назад Британский институт стандартов (BSI) при поддержке группы коммерческих организаций, среди которых были Shell, National Westminster Bank, Midland Bank, Unilever, British Telecommunications, Marks & Spencer, Logica и др., приступил к разработке стандарта информационной безопасности, получившего впоследствии обозначение BS 7799. Он определяет общую организацию, классификацию данных, системы доступа, направления планирования, ответственность сотрудников, использование оценки риска и другие факторы в контексте информационной безопасности. Юридический консалтинг. Является одним из основных родоначальников консалтинга и вообще профессиональных услуг. Юристы оказывают услуги как в форме советов, так и путем непосредственного ведения дел своих клиентов. Они также могут давать экспертные заключения о соответствии действия или документа юридическим нормам. Следует заметить, что процесс классификации консультационных услуг в Российской Федерации пока не завершен. С развитием потребности в информационном продукте возникают все новые виды консультационных услуг. Ключевым фактором динамичного роста сферы консультационного обслуживания в настоящее время является технологический прогресс, который способствует не только расширению существовавших ранее областей консультационного бизнеса, но и созданию новых, базирующихся на интеграции компьютерной технологии и средств коммуникации. Развитие национальных и глобальных электронных систем обслуживания, включая Интернет, преобразует характер и расширяет масштабы деятельности консультационных компаний. Создание принципиально новых или усовершенствованных систем консультационного сервиса позволяет вносить существенные изменения в технологию обслуживания клиентов. В условиях динамично развивающегося рынка консультационных услуге резко обостряется конкурентная борьба между консультационными организациями. Компании, несущие новаторские идеи, добиваются успеха там, где их конкуренты, ранее укрепившиеся на рынке, уже не в состоянии отстаивать свои позиции. Консультационным компаниям помогает знание и опыт в маркетинге консультационных услуг. Контрольные вопросы 1.В чем суть эволюции классификационных признаков консультационных услуг? 2.Перечислите группы консультационных услуг, входящие в международный классификатор консультационных услуг. 3.Каков современный ассортимент консультационных услуг в России? 4.Расскажите о деятельности зарубежных консультационных предприятий в сфере управленческого консультирования в России. Каковы факторы динамичного роста сферы консультационного обслуживания?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|