Диагностико-коррекционные аспекты
Игра имеет измерительно-испытательную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка дошкольной зрелости. Игра является самостоятельной, цельной структурой. Поэтому она создает целостную картину и у ребенка (он в начале игры усваивает мысль о том, что его ждет «путешествие», где он сможет себя по-разному проявить) и у взрослых, проводящих эту игру и наблюдающих за детьми. Ведущие могут импровизировать в рамках сюжета игры, вплетая сказочные истории для объяснения затруднительного вопроса. Выводы о сформированности тех или иных параметров зрелости дошкольника делаются на основании не одной какой-либо процедуры, а поведения ребенка в течение всей игры. Ребенок, участвуя в этой игре, имеет возможность проявить все параметры дошкольной зрелости. Все параметры делятся на два типа: а) отслеживаемые на карте наблюдения по заранее выделенным в процессе игры критериям; б) определяемые после проведения игры по продуктам деятельности детей. Все параметры заносятся в общую карту (см. Карту наблюдения). Каждый ребенок после выполнения заданий получает цветные «осколочки». Они нужны для легкости и простоты подсчета. Они символизируют: для ведущего — качество прохождения испытания ребенком; для ребенка — кусочки мороженого. В конце игры, после индивидуального подсчета, «осколочки» складываются в общее мороженое — наклеиваются на ватман. В игре обязательно должны выполняться все этические нормы и принципы, которые действуют при любом диагностическом исследовании. С педагогами, если они участвуют в наблюдении, необходимо провести дополнительную беседу. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИГРЫ
Во время игры на полу должен быть расстелен ковер, потому что многие задания дети выполняют на полу. У каждого ребенка должна быть ручка на шнурке, чтобы он ее не потерял в течение игры. Если ведущий хочет проверить внимательность (в некотором смысле произвольность и др.), то он может дать инструкцию детям взять свои ручки в руки и не терять их во время игры. Цветные «осколочки», которые выдаются детям, могут быть разной формы, она ничего не определяет (кроме 6). Они выдаются в зависимости от качества выполнения заданий (см. Критерии выдачи цветных «осколочков»). На каждое задание придумывается разный цвет, чтобы потом, в конце игры, можно было без таблицы наблюдения определить, как ребенок выполнил задания. За детьми в игре проводится включенное и отсроченное наблюдение. Включенное наблюдение производится наблюдателями, непосредственно в игре не участвующими, с помощью карты наблюдения. Результаты отсроченного наблюдения вносятся в карту после подсчета «осколочков», полученных детьми. Сюжет игры может варьироваться – главное, чтобы суть отслеживаемых параметров оставалась прежней. Помещение может быть оформлено в зависимости от условий и фантазии психологов. Время игры: 1–1,5 часа. Ведущие: 1 человек ведет игру, 1–2 человека заполняют карты наблюдений. Место проведения: класс или актовый зал, освобожденные от мебели. Несменяемые материалы: карта на шнурке; Дуля (3); письмо от доброго волшебника; машинка и емкость с краской, куда макается машинка (5); картинки-путаницы (6); картинки на шнурке (9); шнурок (10); «заплатки» Равена (13); картинки (дубликат) (14); ручки на шнурках для детей. Индивидуальные материалы: конверты (4); разноцветные «осколочки» (можно сложить в целлофановую сумочку с кармашками для разных цветов или можно поставить пластмассовые стаканчики после каждого препятствия с «осколочками» нужного цвета); полоска ватмана (5); индивидуальные тропинки (5); гусеница с предложениями-небылицами (6); полоски с нарисованными кружочками (12); листок с лестницей и цветными квадратиками (15); лист ватмана с нарисованным контуром мороженого (16); сладости (17).
ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ (См. поля описания текста игры) (1) Дети перечисляют сладости. Здесь определяется общая осведомленность, умение построить фразу, предложение. Служит для введения детей в понятную для них сферу интересов и вкусов. (2) Какое бывает мороженое? (Цвет, форма, величина, тактильные ощущения, материал, эмоциональная оценка, эстетическая оценка.) Называемые детьми признаки делятся по уровню сложности. Здесь можно выделить количественные и качественные показатели, называют ли дети слова какой-либо одной категории или могут использовать различные «определения». (3) Игрушка помогает обезличивать некоторые задания. Например, получение «осколочков» мороженого из рук Дули производит на детей совсем другое впечатление, нежели из рук ведущего. Карта представляет собой красочный рисунок, на котором отмечены все этапы пути (лист А4). Карта висит на груди у ведущего (для простоты обращения с ней и для высвобождения внимания ведущего и привлечения внимания детей). (4) Выбор заданий соотносится с уровнем притязаний детей. Детям сообщается, что есть трудные задания, средней степени трудности и легкие. Индивидуальный выбор ребенка фиксируется на конверте для большей наглядности и своеобразной «материализации» этого выбора. В итоге каждый получает конверт с написанной на нем (ведущим) буквой. Также на конверте ребенок сам пишет свое имя. В дальнейшем в конверт ребенок складывает «осколочки» мороженого: цветные фигурные бумажки, получаемые за выполнение различных заданий. (5) Перед детьми лежит длинная широкая полоска бумаги, на которой нарисована дорога. В начале дороги стоит игрушечная машинка. Колея дороги рисуется чуть шире, чем расстояние между колесами машин, чтобы ребенок, «ведя» машину, прикладывал некоторые усилия, стараясь не выехать в «кювет». Это испытание дает нам информацию о крупной моторике ребенка. Перед этим испытанием, для тренировки каждому предлагается индивидуальный листочек (размера А4) с тренировочной дорожкой (см. приложение 1) для получения информации о мелкой моторике руки ребенка. В начале «своей» дорожки дети пишут первую букву своего имени или имя целиком. И уже после этого приступают к Большой Тропе. По очереди каждый ребенок берет в руку машинку, макает ее в разведенную гуашевую краску и «едет» по нарисованной дороге, стараясь не съехать за ее край. Доехав до помеченной ведущим точки (тропа заранее разбивается какими-нибудь кустиками на равные отрезки), он передает машинку другому. И так до тех пор, пока каждый не совершит свой путь. В это время один из наблюдателей фиксирует последовательность, в которой дети проходят Большую Тропу. Анализ (по детским дорожкам) заносится в общую карту наблюдения после проведения игры.
(6) На полу лежит «гусеница», которая представляет собой бумажную гармошку, где на каждой «страничке» написана нелепица (см. приложение 2). Количество нелепиц равно количеству детей. Как только ребенок разгадывает нелепицу, его бумажка отрывается. Ее можно отдать ребенку в конвертик (как символ личного завоевания-победы). Дальше дети переходят к нелепицам-картинкам (см. приложение 3). Каждый ребенок получает одну картинку, на которой он должен найти ошибку. (7) Здесь наблюдатели получают информацию о социальных мотивах и нравственном развитии ребенка, о его желании и способности к кооперации и сопереживанию.
(8) Задание на координацию и двигательное развитие, на владение своим телом. Выполнение фиксируется наблюдателями. (9) Это задание связано с заданием, описанным в пункте 14, и направлено на исследование памяти ребенка. Здесь дети должны запомнить последовательность из пяти картинок (см. приложение 4), а затем, отсроченно, выстроить эту последовательность в Болоте (см. пункт 14). (10) С помощью шнурка на полу делается круг — Круглая Пустота. Задача детей — ее перепрыгнуть и сделать «лилипутики» (шаги — носок к пятке). Здесь ребята за выполнение задания получают синие «осколочки». Наблюдатели фиксируют выполнение. (11) Задание направлено на получение информации о самоконтроле ребенка. Дети закрывают глаза (что в этом возрасте для многих представляется трудным), и ведущий рядом с детьми, которые «хорошо» сидели, кладет белые «осколочки». Поведенческие реакции фиксируются наблюдателями. (12) Задание направлено на исследование воображения. Холм Оживления представляет собой сложенные в гармошку листочки бумаги, сваленные в кучу. На каждой полоске-гармошке изображены с двух сторон круги разных размеров (см. приложение 5). Дети их должны дорисовать, включив в какое-либо изображение, чтобы получился законченный рисунок. Ребенок подписывает свою полоску. Ведущий вместе с Дулей ходит и расспрашивает ребят о том, что они рисуют (можно даже делать подписи к рисункам). При оценке развития воображения проводится количественный и качественный анализ изображенных сюжетов (критерии — ниже). Если кто-то не справляется с заданием, то те, кто уже закончил, могут помочь. Наблюдатели это фиксируют. После выполнения задания дети получают бордовые «осколочки». (13) Задание направлено на исследование развития мышления. Полянки представляют собой картинки из матриц Равена (см. приложение 6). Каждый ребенок получает по три картинки различной сложности. Ведущий с Дулей ходит и проверяет правильность выполнения. В итоге дети получают зеленые «осколочки». (14) Это задание связано с заданием, описанным в пункте 9, и направлено на диагностику развития памяти.
(15) Это задание выявляет самооценку детей и их начальные математические навыки. (16) На полу лежит лист ватмана, на котором нарисован слабый контур мороженого. Плоскость в контуре залита клеем (канцелярский или жидкий ПВА). Дети, подсчитав свои «осколочки», «оживляют» мороженое — приклеивают цветные «осколочки» на ватман. В итоге получается разноцветное «оживленное» мороженое. (17) Из пакетика дети достают различные маленькие сладости (шоколадки, медальки, орешки и т.п.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|