Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наблюдение за свободной игровой деятельностью детей




Это отдельное наблюдение, которое психолог может осуществлять на прогулке или в классе. Для изучения сформированности приемов игровой деятельности в данном диагностическом подходе используется структурированное наблюдение. Этот метод описан английским детским психологом Д. Лешли, которая широко применяет его в работе с дошкольниками. Она использует карточки со структурными рубриками.

Мы пользуемся картой наблюдения. Особое внимание уделяется перечню пунктов по каждому направлению развития. Эти пункты обычно располагают примерно в том порядке, в котором у ребенка должны появиться соответствующие новообразования. Мы опирались на это положение, а также на критерии, которые разработаны на основе концепции Д.Б. Эльконина.

Схема наблюдения за сформированностью приемов игровой деятельности

Критерии оценки Игра в целом ФИО 1 ФИО 2 ФИО 3 ...
Устойчивость замысла игры (плановость) Динамичность замысла (импровизация) Совместное обсуждение замысла Достижение общего решения Содержание — взаимоотношения между людьми Присутствие эпизодов из сказок, социальность сюжета Разнообразие знаний, почерпнутых из взрослой жизни Содержательность ролевого взаимодействия Разнообразие используемых средств выразительности Активность использования речи при реализации роли Использование в игровых действиях предметов-заместителей, природных материалов, самоделок Осознанность и критичность при соблюдении правил (по отношению к себе и к другим)          

а — активное участие ребенка
п — пассивное участие ребенка
+ — наличие наблюдаемого признака
– — отсутствие наблюдаемого признака
? — значок, используемый для отметки о наблюдаемом признаке

В ходе игры или непосредственно сразу после ее окончания ведущий и его помощники заполняют эту схему.
Графа «Игра в целом» позволяет оценить готовность детской группы к совместной игровой деятельности (в том числе — в рамках обучения). Последующие графы — сформированность приемов игровой деятельности у конкретных детей.
При обработке используется такой же подход, как и в диагностической игре. Всего ребенок (после перевода значков в баллы: 1 и 0 баллов) может набрать 12 баллов.

Дети делятся на три группы.

Вторая группа — 75—100%: 9—12 баллов.
Первая группа — 50—75%: 6—8 баллов.
Нулевая группа — 0—50 %: 0—5 баллов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1997.
2. Битянова М.Р. Куда уходит детство? Школьный психолог, № 12, 1999.
3. Вильсон Г., Гриллз Д. Узнай интеллектуальные возможности своего ребенка. М.: Когито-центр, 1998.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 тт. Т.2. М., 1982.
5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.
6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997.
7. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера. М., 1981.
8. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.
10. Захаров А.И. Эмоциональный мир дошкольника. М., 1988.
11. Сильвестру А.И. К вопросу о развитии самооценки в дошкольном возрасте. Новые исследования в психологии, № 2, 1978, с. 80—84.
12. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1997.
13. Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. Минск, 1991.
14. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

"НЕЛЕПИЦЫ"

  • Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки и шубы и идут кататься на санках.
  • Весной все звери готовятся к долгой спячке.
  • Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.
  • Зимой мы купаемся и загораем, выращиваем цветы и собираем ягоды.
  • Вася захотел шоколадку. Он пошел в магазин и взял ее.
  • Утром на ужин мы едим суп, а вечером завтракаем в школе.
  • Собаки спят в кровати, а утром встают и выгуливают девочек и мальчиков.
  • Чтобы перейти дорогу, нужно сначала посмотреть направо и идти на красный свет.
  • В кастрюле чашка варится, и посуда моет маму.
  • Домик девочку рисует и песенки поет.
  • Чтобы летом было теплее, дети надевают варежки на ноги.
  • Взрослые утром встают и идут в школу и в детский сад, они там учатся и играют.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Картинки

Ботинки — гриб — бутылка — коза — лопата
Свинья — книги — рыба — корабль — лук
Рыба — стол — ландыш — голубь — ковш
Машина — бабочка — медведь — ножницы — арбуз
Свекла — расческа — яблоко — глобус — лошадь
Лебедь — самолет — морковь — кровать — кот
Велосипед — груша — лиса — колокольчик — стакан
Петух — чашка — слива — платье — жук
Кастрюля — собака — метла — ласточка — куртка
Диван — гусь — тележка — вишня — слон

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Круги

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Комплектование "заплаток" Равена (приводятся стандартные номера "Прогрессивных матриц Равена")

А1 — АВ7 — В1

А2 — АВ5 — В2

А3 — АВ10 — В3

А4 — АВ4 — В4

А5 — АВ3 — А11

А6 — АВ8 — В1

А7 — АВ2 — В2

А8 — АВ2 — АВ9

А9 — АВ1 — АВ11

А10 — АВ1 — В3

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Лестница

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...