Критерии выдачи цветных «осколочков»
Голубой (5)
Каждый получает по одному «осколочку»; только в крайнем случае ребенку не дается ничего, если он совсем плохо проходит Тропу или шалит и всем мешает.
Желтый (6)
Это единственное задание, где форма «осколочков» задается заранее: дети получают кружки за выполнение слуховых заданий и квадратики — за выполнение зрительных заданий. Посмотрев в конце на количество «осколочков» на индивидуальном бланке ребенка, можно будет вспомнить, за что он их получил.
1 «осколочек» — выполнил правильно, самостоятельно;
0 — неправильно;
1 — за помощь кому-нибудь (за каждый вид задания отдельно).
Фиолетовый (8)
1 — не сбил ничего, прошел аккуратно;
0 — сбил препятствия.
Розовый (9)
1 — если ребенок говорит, что хорошо все запомнил;
0 — если говорит, что не запомнил или не попросил «осколочек» (не уверен в себе).
Синий (10)
2 — выдается только одному человеку, который прыгнул дальше всех;
1 — всем остальным.
Белый (11)
1 — получает тот, кто тихо сидел, не мешал никому, не открывал глаза;
0 — тот, кто шептался, шумел, мешал остальным.
Бордовый (12)
Каждый ребенок получает столько «осколочков», сколько кружков он «оживил» (максимальное количество — 8).
Зеленый (13)
1 — за каждую правильную картинку.
Каждый ребенок может получить еще один «осколочек» – за быстроту выполнения (максимальное количество у одного ребенка — 4).
Красный» (14)
2 — получает тот, кто выстроил правильную последовательность и нашел свои картинки;
1 — кто только нашел картинки, но забыл про последовательность;
0 — кто все сделал неправильно.
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
Параметры Критерии оценки
| Фамилии детей
|
ЭМОЦИИ
+ явное выражение эмоции, богатые мимические проявления ± кратковременное задерживание эмоции; неявное выражение эмоции – выражение лица не меняется
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ см. Опушка Путаниц (6)
++ правильно найдены ошибки и «правильная» помощь другим детям + правильно найдены ошибки в «нелепицах» ± найдены не все ошибки – ошибки не найдены
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ см. Опушка Путаниц (6)
++ правильно найдены ошибки и «правильная» помощь другим детям + правильно найдены ошибки в «нелепицах» ± найдены не все ошибки – ошибки не найдены
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ см. описание заданий (4, 7)
+ выбрал трудные задания ± выбрал средние задания – выбрал легкие задания
КООРДИНАЦИЯ см. Нора-Змейка, Круглая пустота (8, 10)
+ координация нормальная, ловкий, движения плавные, хорошая осанка ± координация движений нормальная, но ребенок неловок, движения угловатые – нарушена координация, движения неловкие, резкие, плохая осанка
МЕЛКАЯ МОТОРИКА см. Большая Тропа (5)
+ рука развита хорошо, ребенок уверенно держит ручку, линии четкие, плавные, не выходят за границы «дорожки» ± рука развита недостаточно хорошо, ребенок держит ручку напряженно, линии не совсем четкие, но не выходят за границы «дорожки» – рука развита плохо: линии нечеткие, прерывистые, выходят за края «дорожки»
РЕЧЬ (0—10 баллов) см. Опушка Путаниц (6) — ответы на вопросы
правильность произношения (+ ± –) правильность понимания обращенной к ребенку речи (+ ± –) богатство словарного запаса (+ ± –) правильность употребления грамматических конструкций (+ ± –) сложность предложений (+ ± –)
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ см. Долина Молчания (11)
+ ребенок выполняет все задания, включен в игру, понимает условия игры; в Долине Молчания сидит тихо, выполняя инструкцию ± ребенок выполняет задания, но не с первого раза понимает условия, отвлекается; не сразу включается в выполнение задания в Долине Молчания – задания не выполняет, в игру не включен, не понимает заданий, отвлекается, мешает другим; не может сидеть тихо, мешает другим детям
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ см. (7)
+ ребенок нормально ведет себя в коллективе, общается со всеми членами группы; если надо, помогает при выполнении заданий; изменяет трудность выполняемых заданий ± ребенок ведет себя отстраненно, другим детям не помогает – ребенок агрессивен, провоцирует конфликты; изолирован, не замечает других детей
ВООБРАЖЕНИЕ (0—16 баллов) см. Холм Оживления (12)
Количественная оценка: общее количество заполненных «кружочков» (0—8) Качественная оценка: количество новых сюжетов в нарисованных картинках (0—8)
САМООЦЕНКА см. (15)
+ ребенок ставит себя на верхнюю ступень ± ставит себя на среднюю ступень – ставит себя на нижнюю ступень
МЫШЛЕНИЕ см. Лесная Больница (13)
+ правильно подобраны все три «заплатки» ± две «заплатки» – одна или не подобрано совсем
ПАМЯТЬ см. Паутинный Крест (9, 14)
++ правильно найдена последовательность и картинки + правильно найдены картинки (4–5), но не найдена последовательность ± правильно найдены картинки (2—3), но не найдена последовательность – не найдены ни последовательность, ни картинки
|
|
|
|
В карте наблюдения можно отразить сформированность приемов игровой деятельности. Понаблюдайте, насколько ребенок включен в игру, оказывает ли помощь товарищам, принимает ли правила и инструкции ведущего.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Для простоты обработки можно перевести значки в баллы:
++ — 3 балла,
+ — 2 балла,
± — 1 балл,
– — 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок — 51.
По результатам дети делятся на три группы.
Вторая группа — дети с высокой дошкольной зрелостью, получившие 75–100% из возможного количества баллов: 38–51 балл.
Первая группа — дети со средней дошкольной зрелостью, получившие 50–75% из возможного количества баллов: 26–37 баллов.
Нулевая группа — дети с низкой дошкольной зрелостью, получившие 0–50% из возможного количества баллов: 0–25 баллов.
Дети из второй группы имеют наиболее благоприятный прогноз обучения и адаптации в школе. По нашим данным, из этой группы 76,5% детей оказались успешными в обучении и адаптации в школе в первый год обучения.
Дети первой группы имеют более низкий прогноз успешности — из этой группы 23,5% детей были успешными в обучении и адаптации.
Дети из нулевой группы показывают низкую адаптацию (дезадаптацию) и нуждаются в психолого-педагогической помощи.
При качественном анализе нужно обратить внимание на такие параметры, как сформированность приемов игровой деятельности, развитие речи, развитие воображения, развитие памяти, развитие наглядно-образного мышления. Также необходимо посмотреть на то, изменяет ли ребенок сложность заданий (см. (7)). Эти параметры являются наиболее прогностичными в отношении успешности ребенка в школе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: