Основная часть курсовой работы
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Методика написания курсовых работ. Учебно-методическое пособие/ Сост.: О.В. Ванновская, А.В. Забарин.-СПб.: СПбАА, 2005. 30 с.
Пособие составлено на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301 «Психология».
Представлены вопросы организации и руководства курсовыми работами. Главное внимание уделено структуре, содержанию, требованиям к оформлению, порядку защиты, критериям оценивания данного вида работ.
Пособие предназначено для студентов 3-5 курсов психологического факультета для подготовки курсовых работ. Табл. 3. Ил. 2. Библиограф.: 9 назв.
Печатается по решению Методического совета Санкт-Петербургской акмеологической академии (института), протокол № 8 от 25.05.2005 г.
Санкт-Петербургская акмеологическая академия (институт), 2005 Содержание Глава 1. Общие положения стр. 1.1. Виды курсовых работ 4 1.2. Структура курсовой работы 5 Глава 2. Требования к содержанию курсовой работы 7 2.1. Содержание введения 7 2.2. Основная часть курсовой работы 9 2.3. Содержание выводов и практических рекомендаций 11 2.4. Заключение 12 2.5. Приложение 12 Глава 3. Требования к оформлению курсовых работ 12 3.1. Титульный лист 12 3.2. Оглавление 13 3.3. Оформление основной части курсовой работы 13 3.4. Наглядное представление результатов 14 3.5. Оформление сносок и библиографии 15 Глава 4. Рекомендации по написанию курсовых работ 17 4.1. Основные этапы психологического исследования 17 4.2. Изучение состояния проблемы 17 4.3- Выбор методов и методик 19 4.4. Выборка для эмпирического исследования 20 4.5. Обработка результатов исследования 21 Глава 5. Защита курсовой работы 22
5.1. Общие положения 22 5.2. Примерный план доклада на защите курсовой работы 22 5.3. Типичные ошибки выступающего с докладом 23 5.4. Параметры оценки доклада 23 5.5. Параметры оценки курсовой работы 24 Литература 25 Приложения 26 Приложение 1. Образец титульного листа 26 Приложение 2. Примеры оформления таблиц и рисунков 27 Приложение 3. Пример сводной таблицы исходных данных 28 Приложение 4. Пример корреляционной матрицы и корреляционной плеяды
Глава 1. Общие положения
Выполнение курсовой работы является неотъемлемой частью учебного плана по каждой специальности. Курсовая работа — это самостоятельная учебная работа студентов, которая выполняется по одной из общетеоретических дисциплин, по дисциплинам специализации и является, как правило, основой к написанию и защите дипломной работы.
Задачи курсовой работы: - углубление и расширение теоретических знаний в области психологии; - выработка умения реферировать и обобщать различные психологические теории; - выработка умения планирования, организации, проведения и оформления результатов самостоятельного экспериментального психологического исследования; - развитие умений давать грамотные психологические интерпретации полученным эмпирическим и экспериментальным данным, формулировать выводы, логически последовательно и доказательно их излагать; - формирование умения разработать программу тренинга; - развитие умения публичной защиты подготовленного материала. Курсовая работа носит учебно-исследовательский характер и должна опираться на новейшие достижения науки. Теоретические положения необходимо подкреплять анализом конкретного материала. Изучение и сравнение фактов дает возможность сформулировать ту или иную идею, вывод. В процессе работы студент глубже знакомится с методологической базой психологической науки, с имеющимися публикациями по избранной проблеме, развивает умение работать с научной литературой, планировать и проводить эксперимент, интерпретировать полученные данные, а также оформлять результаты исследования.
Общее организационное и научное руководство работой студента над курсовым исследованием осуществляет научный руководитель. Научный руководитель: ■ консультирует студента по вопросам формулировки темы, подготовки, написания и защиты курсовой работы; ■ предварительно утверждает тему работы; ■ проверяет содержание курсовой работы, делает по ней замечания, высказывает пожелания и требования.
Виды курсовых работ Курсовая работа представляет собой научно-исследовательскую разработку, которая может быть трех видов: эмпирической, экспериментальной или методической.
1.1.1. В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В работах подобного типа исследователь просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без его личного вмешательства. В этом отличие эмпирического исследования от экспериментального.
1.1.2. Экспериментальное исследование относится к классу прикладных психологических исследований, в котором выдвигаются и научно проверяются гипотезы и предположения, практически реализуются научные концепции, дающие существенный эффект. Эксперимент — наиболее сложный и трудоемкий вид исследования, но вместе с тем и наиболее точный. Основными признаками любого экспериментального психологического исследования являются следующие: 1. Наличие проблемы, т.е. актуального и жизненно значимого вопроса, который требует решения и на который невозможно найти правильный ответ без проведения специального экспериментального научного исследования. 2. Наличие научной гипотезы — четко, логически непротиворечиво сформулированного предположения о том, как в принципе может быть разрешена проблема.
3. Наличие такого гипотетического решения данной проблемы, которое не является очевидным и требует доказательства или проверки. 4. Подготовка и проведение научного эксперимента, предназначенного для проверки этой гипотезы. 5. Сравнение экспериментально установленных результатов с данными, имеющимися до проведения исследования, с использованием достоверных и точных методов математической статистики. Таким образом, прикладной научно-практический эксперимент позволяет получать достоверные знания, касающиеся состоятельности прикладных теоретических гипотез и эффективности содержащихся в них практических рекомендаций. 1.1.3. Курсовая работа как методическая разработка предполагает обоснование и разработку программы тренинга или психодиагностической методики. Помимо самой программы такая курсовая работа должна содержать подробное описание (обоснование) того, каким образом ее можно применять на практике, для кого предназначена данная программа, организационные принципы ее проведения. Структура курсовой работы Курсовая работа как эмпирическое или экспериментальное исследование должна включать следующие разделы:
ВВЕДЕНИЕ. В нем раскрывается актуальность, цель, объект и предмет, гипотеза, задачи, методы и база исследования.
Глава 1. Анализ современной литературы и журнальных научных публикаций по выбранной проблеме, реферирование различных точек зренияавторов, обоснование конкретных целей и задач собственного исследования.
Глава 2. Описание программы исследования (выборка, процедура), обоснование выбора методик (раскрытие возможностей использованных экспериментальных и диагностических психологических методов и методик, технологии их применения, методов обработки данных, методов анализа).
Глава 3. Описание проведенного эмпирического исследования. Описание статистической и содержательной обработки полученных данных. Анализ и интерпретация полученных результатов.
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ в виде тезисов, в краткой форме представляющих основные результаты работы. В выводах должно быть отмечено подтверждение (или не подтверждение) гипотезы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В нем обсуждается соответствие полученных результатов поставленным задачам исследования, трудности, перспективы разработки проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ПРИЛОЖЕНИЯ.
Курсовая работа как методическая разработка должна включать следующие разделы:
ВВЕДЕНИЕ. В нем раскрывается актуальность, цель, объект и предмет, гипотеза, задачи, методы и практическая значимость исследования. Глава 1. Анализ современной литературы и журнальных научных публикаций по выбранной проблеме, реферирование различных точек зрения авторов, обоснование конкретных целей и задач собственной методической разработки. Глава 2. Подробное описание программы (правил, процедуры). Например, в курсовой работе по «Методике ведени я трен и нга» сначала должны быть описаны общие, принципы реализации программы тренинга: для кого предназначен тренинг, какова его продолжительность, особенности формирования группы тренинга, условия проведения занятий. Затем подробно описывается последовательность упражнений, при этом для каждого упражнения необходимо указать: название упражнения: ■ примерное время его выполнения; ■ цель упражнения; • инструкция; ■ ход упражнения; ■ вопросы для обсуждения; ■ выводы, к которым нужно подвести группу.
Вторая глава курсовой работы по «Психологическому консультирован ию» должна содержать методический анализ одного сеанса консультирования (сессия, продолжительностью 50 минут). Необходимо указать пол и возраст клиента (например, клиент А. - женщина, 30 лет) и причину обращения к консультанту (запрос клиента). Затем на одной стороне листа приводится стенограмма сеанса, а на другой в виде таблицы методический анализ по следующей схеме:
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ в виде тезисов, в краткой форме представляющих основные результаты работы. В выводах должно быть отмечено подтверждение (или не подтверждение) гипотезы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В нем обсуждается соответствие полученных результатов поставленным задачам исследования, трудности, перспективы разработки проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ПРИЛОЖЕНИЯ. Глава 2. Требования к содержанию курсовых работ Любая научно-исследовательская работа должна иметь следующую структуру: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения (если в них имеется надобность). Такой структуры следует придерживаться и при написании курсовой работы. Содержание введения Во введении автор обосновывает тему исследования и ее актуальность, определяет цель, объект и предмет исследования. Исходя из цели и предмета исследования, строит рабочую гипотезу. На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования. Задачи исследования могут быть решены с помощью методов, которые применяет исследователь в своей работе. Эмпирическое и экспериментальное исследование должно проводиться на конкретной базе. В качестве базы исследования могут выступать группы учащихся школы, колледжа или техникума, сотрудники учреждения, работники предприятия или фирмы, другие группы испытуемых. 2.1.1. Обоснование темы исследования и ее актуальность. Кратко описывается состояние исследуемых психологических фактов и явлений по данным литературных источников. Определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выявляется противоречие, устранение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования. Проблема, которую студент предполагает решить в своей работе, является основным критерием актуальности намеченного исследования. Актуальность исследования - это объяснение того, почему данная проблема является интересной, что в ней ново, почему она важна для теории или практики психологии. Исходя из выявленных противоречий, вытекает проблема исследования, актуальность и недостаточная разработанность которой определяют выбор темы исследования. 2.1.2. Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить студенту в процессе выполнения курсовой работы и представляет собой в самом сжатом виде тот результат (результаты), который должен быть получен в итоге исследования. 2.1.3. Объект—это то, на что направлен процесс исследования. Объектами психологической науки могут выступать: индивид, группа людей, общность людей, а также социально-психологические явления в обществе, а также поведение людей в процессе их взаимодействия, в совместной деятельности. В тексте должны быть указаны все значимые характеристики объекта. В зависимости от цели исследования к таким характеристикам могут быть отнесены: пол, возраст, уровень образования, профессия, состояние здоровья, национальность, род занятий и т.д. 2.1.4. Предмет исследования - свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных условиях. В качестве предмета психологического исследования могут выступать: отдельные психические свойства, состояния, процессы, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные, информационные, энергетические характеристики отдельных явлений, взаимовлияние между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д. Предмет исследования должен быть четко обозначен с тем, чтобы «принадлежность» его к объекту исследования не вызывала сомнения. 2.1.5. Гипотеза — это научное предположение, допущение, истинное значение которого является неопределенным. Формулируя гипотезу строится предположение, каким образом будет достигнута поставленная цель исследования. Рабочая гипотеза исследования строится, исходя из проблемы и предмета исследования.
2.1.6. В соответствии с целью и предметом исследования и исходя из рабочей гипотезы логически определяются задачи исследования (должно быть не больше пяти задач). 2.1.7. Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут быть решены с помощью как основных, так и специализированных методов, применяемых в практической психологии. К ним в числе других могут относиться: Ø теоретические - изучение, анализ, отбор и систематизация материалов по данной проблеме; Ø эмпирические - наблюдения, исследовательской беседы, эксперимента, психодиагностические и т.д.; Ø методы статистической обработки и интерпретации данных. 2.1.8. База исследования. Указывается количество испытуемых, коллективы, в которых применялись методы практической психологии, и другие данные, характеризующие базу исследования. Основная часть курсовой работы Содержательная сторона основной части курсовой работы должна продемонстрировать полученный студентом в вузе комплекс теоретических знаний, практических умений и личностных качеств. Обычно основная часть состоит из трехглав. Первая глава посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы (анализ и интерпретация литературных источников, выявление нерешенных, слабоосвещенных или требующих уточнения проблем и задач исследования и т.п.). Основой первой главы является аналитический обзор (состояние вопроса), который должен полно и систематизировано излагать состояние вопроса, которому посвящена данная работа. Предметом анализа в обзоре должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований по вопросу, которому посвящена работа, и по смежным вопросам (при необходимости), возможные пути решения задачи. Нередко в конце главы целесообразно еще раз обратиться к задачам исследования, по-иному раскрыть их, опираясь на проведенный анализ состояния проблемы. После первой главы следует обобщить наиболее существенные положения в разделе: «Выводы по главе 1».
Вторая глава основной части обычно содержит описание замысла исследования, выборки, методов, методик, результатов проверки их валидности и надежности. Во второй главе необходимо представить:
1. Полный перечень использованных методик, их описание, обоснование выбора методик. Если в работе использовались известные (распространенные) методики, их подробно описывать не надо. Необходимо привести ссылки на источники информации или поместить в приложении описание методик.2. Описание выборки испытуемых: количество, состав по полу, возрастные параметры — средний возраст, возраст самого младшего, самого старшего испытуемого, социально-демографические характеристики. 3. Описание условий и процедуры эксперимента. 4. Обоснование методов математического анализа данных. После второй главы следует обобщить наиболее существенные положения в разделе: «Выводы по главе 2».
В третьей главе должно быть подробно и последовательно изложено содержание выполненного исследования, описаны все промежуточные и окончательные результаты, в том числе результаты отрицательные. Здесь студент представляет результаты своего психологического (психодиагностического) исследования на основе проведенных с испытуемыми психологического эксперимента, психодиагностических и психокоррекционных процедур. Таблицы, графики, рисунки, математические расчеты и т.п. должны здесь демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования результатов. В части, посвященной описанию экспериментов, должна у казывагься цель и описываться программа экспериментов, излагаться их сущность, оцениваться точность и достоверность полученных данных, сопоставляться с теоретическими данными; отсутствие такого сопоставления должно быть объяснено.
Ряд трудностей вызывает у студентов описание экспериментальной части исследования. В этой части работы должны быть представлены следующие сведения: 1. Сводные таблицы начальных данных. Полные копии протоколов, эксперимента не требуются, но исходные данные должны быть представлены в работе определенным образом. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении также можно поместить и несколько наиболее интересных или типичных протоколов или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых и т.д. 2. Список всех показателей, которые были включены в математико-статистическую обработку, должен включать: номер показателя, его название, название методики, благодаря которой он получен. Если показатель вычислен в ходе обработки данных, надо указать — на основе каких именно измеренных параметров вычислен показатель. 3. Первичные статистики. Можно привести только основные, поместив их в нижних строчках сводной таблицы данных. 4. Описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий. Должны быть названы использованные прикладные компьютерные программы обработки данных. По факторному анализу обычно приводятся итоговые решения, но если промежуточные решения дают интересные факты для обсуждения, топомещают и их. Эти разделы завершаются интерпретацией (объяснением со своей точки зрения) полученных результатов и предложением практических рекомендаций по их возможному применению. В конце каждого из разделов глав после слов «Таким образом...» делается краткий вывод, излагается сущность исследуемого вопроса. Каждая из глав заканчивается выводами. Их может быть несколько. В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы студента. Содержание выводов и практических рекомендаций Общие выводы (выводы по всей работе) лучше представить в тексте, как ее самостоятельный раздел, упомянутый в оглавлении. 1. Количество выводов может быть разным, но лучше разделить их на группы по некоторому логическому основанию. 2. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы. 3. Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах. Нередко встречаются курсовые работы, не содержащие выводов. Отсутствие выводов значительно снижает уровень представленной работы. Ошибочно полагать, что раздел «Выводы» может быть заменен разделом «Заключение». Выводы - это не организационные итоги: «все поставленные в исследовании задачи решены» или «решена часть поставленных задач». Выводы — это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Выводы должны быть конкретными. Их пишут в форме утверждений. В выводах целесообразно отметить, в рамках какого подхода получены результаты. Кроме того, вполне возможно, что сделанные выводы должны быть отнесены только к той категории испытуемых, которая выступила объектом исследования (к людям с определенными личностными особенностями и межличностными отношениями, уровнем развития способностей и др.). Желательно написать выводы в такой форме, таким языком, который понятен не только специалистам, имеющим опыт научных психологических исследований, но и психологам-практикам, а также специалистам, работающим в других областях (педагогам, социальным педагогам, социальным работникам, врачам...).
Практические рекомендации должны содержать адресат, которому направлены пожелания, а также конкретные принципы, методы и методики проведения формирующих и психокорректирующих мероприятий, теоретические формулировки и определения для соответствующих руководящих, методических документов или учебных пособий и программ. 2.4. Заключе1<ие Заключение - э^° краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. В заключении автор может вновь обратиться к ак1Уальности изУчения проблемы в целом или ее отдельных аспектов подчер1£НУгь пеРспективн°сть использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимое!11 апробировать иной исследовательский подход, о целесообразност!1 применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или ИНЬ1М контингентам испытуемых и т.п. Часто в разде^е заключения намечают пути и цели дальнейшей работы или аргументир5ют нецелесообразность ее продолжения. В заключении желательно ука^ывать практическую, научную, социальную ценность результатов рабегь1- В конце заклйчения можно остановиться на том, чем завершена работа, например- полу*1ением научных данных о новых объектах, процессах, явлениях законс!меРностях' получением качественных и количественных характеристик явДении' составлением инструкции, руководящих материалов, рекомендаций ккетодик, разработкой норм и правил, программ и т.д.; получением про«их положительных результатов. Если при завеРшении работы получены отрицательные результаты, это также указывает^" в заключении. Обычно заклк?чение является последней частью основного текста работы. За ним следует список литературы, включающий все источники (публикации), на которые есть ^отя бы одна ссылка в тексте (и упоминание, и цитирование). 2.5. Приложен1™ В приложений следует включать вспомогательный материал, который при включении в осн£>внУ10 часть отчета загромождает текст. К вспомогательному материалу отн(!сятся: таблицы вспомогательных цифровых данных; протоколы опыт(?в' инструкции (превышающие по объему один-два абзаца), методики и т п • #1люстрации вспомогательного характера и т.п. Приложения необходимо рас<толагать в порядке появления ссылок в тексте основных разделов Если пр11110*611™ больше 10, их следует объединять по видам. В приложений лучше выносить таблицы с теми данными, которые только лишь дополняют* основные результаты. Таблицы с данными, занимающими центральное ме<Я"° в используемых вами доказательствах, надо поместить в основном тексте^ как можно ближе к тем его частям, в которых вы обсужддете полученные ч^словые результаты или какую либо классификацию, представленную Э табличной форме. Каждое приложение должно иметь номер и название а те^ст приложения - сквозную нумерацию с основной частью курсовой работь* •
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|