Эксплуатация автотранспортных средств
Виды перевозок
Автомобильный транспорт представляет собой совокупность средств сообщения, путей сообщения и сооружений. Средства сообщения, или подвижной состав,— это автомобили, автобусы, прицепы и полуприцепы транспортного назначения, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров.
Пути сообщения — это автомобильные дороги. К сооружениям автомобильного транспорта относятся автотранспортные предприятия (АТП), гаражи, станции технического обслуживания (СТО), ремонтные мастерские и авторемонтные заводы (АРЗ), погрузочно-разгрузочные пункты, грузовые и пассажирские станции, автовокзалы, автозаправочные станции (АЗС). На долю автомобильного транспорта приходится 4/5 объема перевозок, выполняемого всеми видами транспорта (включая автомобильный). Производственный процесс на автомобильном транспорте, заключающейся в перемещении грузов и пассажиров подвижным составом, называется автомобильными перевозками. Существует два вида автомобильных перевозок: грузовые и пассажирские. Грузовые автомобильные перевозки различают по следующим признакам отраслевому перевозки грузов промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и общественного питания, коммунального хозяйства, почтовые перевозки, перевозки грузов населения; размеру партии грузов — массовые (перевозки большого объема однородных грузов) и перевозки мелких партий (перевозки небольших партий грузов разнообразной номенклатуры); территориальному — технологические, городские, пригородные, внутрирайонные и межрайонные, междугородные, межреспубликанские, международные перевозки. Технологические перевозки — это перевозки, выполняемые внутри предприятий или по территории строительных площадок. Городские — это перевозки грузов на небольшие расстояния в пределах города. Пригородные перевозки — это перевозки, осуществляемые за пределы города, на расстояние до 50 км включительно. Внутрирайонные и межрайонные — перевозки по территории административных и экономических районов или между соседними районами. Междугородные — это перевозки, осуществляемые на расстояние свыше 50 км, между отдельными городами и экономическими района „меж республиканские — это перевозки по территории двух и более союзных республик. Международные — это перевозки за пределы СССР или осуществляемые из-за рубежа времени освоения — постоянные, сезонные и временные. Постоянные — это такие перевозки, которые осуществляются на протяжении всего года. Сезонные — это перевозки, периодически повторяющиеся в определенное время года. Временные — это перевозки грузов эпизодического характера.
Пассажирские автомобильные перевозки осуществляются автобусами и легковыми автомобилями. Автобусные перевозки пассажиров в основном выполняются по маршрутам, подразделяющимся так же, как и грузовые перевозки, на городские, пригородные, междугородные и межреспубликанские. Кроме того, среди пригородных и междугородных маршрутов выделяются сельские автобусные маршруты, связывающие сельские населенные пункты между собой, с районным центром, станциями железных дорог, аэропортами, пристанями и т. д. В особую категорию автобусных маршрутов выделяются горные. Все автобусные маршруты подразделяются на постоянные и сезонные (временные). Кроме перечисленных видов перевозок, автомобильный транспорт осуществляет и специфические виды перевозок пассажиров. Для них используются не только автобусы общего пользования, но и автобусы ведомственной принадлежности. К таким видам перевозок можно отнести:
туристско-экскурсионные, выполняемые либо по фиксированным (сложившимся) туристическим маршрутам, либо по разовым заказам; перевозки учащихся (преимущественно в сельской местности), выполняемые автобусами, принадлежащими школам, колхозам и совхозам или привлекаемые из АТП общего пользования; служебные и вахтовые, выполняемые обычно ведомственными автобусами и служащие для доставки рабочих и служащих определенного предприятия от места жительства до места работы и обратно в соответствии с режимом их работы. Легковые автомобили используются в виде автомобилей-такси, служебных, прокатных и автомобилей индивидуального пользования
Организация и планирование ТО и ТР в АТП
Организация ТО и ТР. Согласно схеме (рис. 29.1) организации процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей в АТП автомобили, прибывающие с линии, в первую очередь проходят контрольно-пропускной пункт (КПП). Здесь на автомобили, требующие технического обслуживания (по плану-графику) или текущего ремонта (по заявке водителя или заключению контролера-механика), выписывают листок учета с указанием неисправности (вида диагностики) или требуемого по плану-графику вида обслуживания. Включение процесса диагностирования в общую схему технологического процесса ТО и ТР в АТП обосновано тем, что диагностирование можно выполнить только при сопровождении его операций подготовительными работами и устранением неисправностей. Автомобили, требующие по графику первого (ТО-1) или второго (ТО-2) технического обслуживания, направляют сначала на выполнение ЕО, т. е. уборочно-моечных, обтирочных и дозаправочных работ. После выполнения ЕО автомобили направляют в зону ожидания, а затем в соответствующие производственные зоны предприятия (на посты диагностики и ТО), а после выполнения ТО — в зону стоянки Автомобили, проходящие через КПП и требующие в результате заявки водителя и осмотра контролера-механика текущего ремонта с соответствующей отметкой в листке учета, направляют на посты ЕО и далее через зону ожидания в зону ремонта для устранения неисправностей.
После устранения неисправностей с соответствующей отметкой, в листке учета автомобиль устанавливают на стоянку. В зону ремонта автомобили могут также поступать из зоны технического обслуживания при обнаружении неисправностей, требующих текущего ремонта. При неисправности, возникающей на линии, водитель вызывает автомобиль технической помощи, дежурный механик КПП выписывает листок учета на ремонт автомобиля на линии, который передает механику автомобиля технической помощи. После устранения неисправности заполненный механиком автомобиля технической помощи листок учета передается дежурному механику КПП. Исправные автомобили, не требующие ТО, направляются в зону, ЕО, после чего устанавливаются в зону стоянки. Планирование ТО и ремонта на АТП должно обеспечивать своевременное его выполнение через установленный для данного вида ТО пробег автомобиля. В АТП нашло широкое применение оперативное планирование по календарному времени и по фактическому пробегу.
нирование по календарному времени и по фактическому пробегу.
При планировании по календарному времени составляют месячный (двухмесячный) план поставки автомобилей на ТО. При этом для каждого автомобиля выделяют день выполнения соответствующего технического обслуживания. При составлении графика технического обслуживания (табл. 29.1) очередную постановку автомобиля на обслуживание определяют делением установленной периодичности обслуживания (ТО-1 или ТО-2) на среднесуточный пробег автомобиля. Последний принимают как среднее значение по автомобильному парку однотипных автомобилей за прошлый или плановый период. На графике отмечается плановый день постановки автомобиля на очередное ТО. Этот метод планирования целесообразно применять в том случае, когда ежедневные пробеги автомобилей относительно стабильны (автобусы), а коэффициент использования парка близок к единице. При планировании ТО по фактическому пробегу на каждый автомобиль заводится лицевая карточка, в которую записывают ежедневный пробег и установленный пробег между очередными видами технического обслуживания и на этой основе устанавливают день фактической постановки автомобиля на техническое обслуживание.
По лицевой карточке подсчитывают фактический пробег автомобиля от последнего технического обслуживания, и если его значение близко к установленному, то назначают ближайший день постановки автомобиля на очередное техническое обслуживание. Такой метод планирования обеспечивает постановку каждого автомобиля на ТО в соответствии с его фактическим пробегом, техническим состоянием и условиями эксплуатации и одновременно позволяет контролировать фактическое выполнение обслуживания. Прицепной состав направляют на соответствующее обслуживание одновременно с автомобилями-тягачами.
Ежедневное техническое обслуживание автомобилей
Под технологическим процессом технического обслуживания автомобиля понимается определенная последовательность работ, направленных на поддержание его в технически исправном состоянии. Независимо от вида технического обслуживания первоочередными являются уборочно-моечные работы, одной из задач которых является подготовка автомобиля к последующим операциям технического обслуживания и придание автомобилю надлежащего внешнего вида. Уборочно-моечные работы являются основной частью работ ежедневного обслуживания автомобилей. После возвращения с линии водитель совместно с контролером-механиком КПП и механиком колонны выполняют контрольно-осмотровые работы.
Уборочно-моечные работы выполняют для сохранения окраски кузова автомобиля и обеспечения качественного его технического обслуживания и ремонта. Уборочно-моечные работы включают уборку, мойку, сушку (протирку) промытых частей кузова и периодическую его полировку. Во время уборки удаляют мусор, пыль и грязь из салона легковых автомобилей и автобусов, кабин и платформ грузовых автомобилей, протирают панель приборов, стекла, рулевое колесо, очищают сиденья и спинки. Кузова автомобилей специального назначения (санитарных, для перевозки продуктов и др.) и автобусов, кроме того, дезинфицируют и моют их полы и стены. В качестве оборудования и инструмента для уборочных работ применяют стационарные и переносные пылесосы, различные щетки и скребки, метлы. Уборочные работы выполняются на специализированных постах.
Техническое обслуживание кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов
Техническое обслуживание механизмов и систем двигателя начинается с его контрольного осмотра, заключающегося в выявлении его комплектности, подтекания масла, топлива и охлаждающей жидкости, проверке его крепления и при необходимости подтяжке болтов и гаек его крепления, а также крепления поддона картера. Контрольный осмотр позволяет выявить очевидные дефекты двигателя и определить необходимость в его техническом обслуживании или ремонте. Чтобы выявить техническое состояние двигателя, проводят общее его диагностирование по диагностическим параметрам без выявления конкретной неисправности. Такими параметрами являются расход топлива и масла (угар), давление масла. Расход топлива определяется методами ходовых и стендовых испытаний, а также на основании ежедневного его учета и сравнения с нормативным. Угар масла определяется по его фактическому расходу и для малоизношенного двигателя может составлять 0,5—1,0 % расхода топлива. Повышенный угар масла сопровождается заметным дымлением на выпуске. Давление масла при малой частоте вращения коленчатого вала ниже 0,04—0,05 МПа для карбюраторного двигателя и ниже 0,1 МПа для дизельного двигателя указывает на его неисправность
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|