Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эксплуатация автотранспортных средств




Виды перевозок

 

Автомобильный транспорт пред­ставляет собой совокупность средств сообщения, путей сообщения и со­оружений.

Средства сообщения, или подвиж­ной состав,— это автомобили, авто­бусы, прицепы и полуприцепы транс­портного назначения, предназначен­ные для перевозки грузов и пасса­жиров.

 

Пути сообщения — это автомо­бильные дороги.

К сооружениям автомобиль­ного транспорта относятся авто­транспортные предприятия (АТП), гаражи, станции технического об­служивания (СТО), ремонтные мас­терские и авторемонтные заводы (АРЗ), погрузочно-разгрузочные пункты, грузовые и пассажирские станции, автовокзалы, автозаправоч­ные станции (АЗС).

На долю автомобильного транс­порта приходится 4/5 объема пере­возок, выполняемого всеми видами транспорта (включая автомобиль­ный).

Производственный процесс на ав­томобильном транспорте, заключаю­щейся в перемещении грузов и пас­сажиров подвижным составом, на­зывается автомобильными перевоз­ками. Существует два вида авто­мобильных перевозок: грузовые и пассажирские.

Грузовые автомобильные перевоз­ки различают по следующим при­знакам отраслевому перевозки гру­зов промышленности, сельского хо­зяйства, строительства, торговли и общественного питания, коммуналь­ного хозяйства, почтовые перевозки, перевозки грузов населения;

размеру партии грузов — массовые (перевозки большого объе­ма однородных грузов) и перевозки мелких партий (перевозки неболь­ших партий грузов разнообразной номенклатуры);

территориальному — техно­логические, городские, пригородные, внутрирайонные и межрайонные, междугородные, межреспубликан­ские, международные перевозки. Тех­нологические перевозки — это пере­возки, выполняемые внутри пред­приятий или по территории строи­тельных площадок. Городские — это перевозки грузов на небольшие рас­стояния в пределах города. Приго­родные перевозки — это перевозки, осуществляемые за пределы города, на расстояние до 50 км включитель­но. Внутрирайонные и межрайон­ные — перевозки по территории ад­министративных и экономических районов или между соседними райо­нами. Междугородные — это пере­возки, осуществляемые на расстоя­ние свыше 50 км, между отдельны­ми городами и экономическими райо­на „меж республиканские — это перевозки по территории двух и бо­лее союзных республик. Междуна­родные — это перевозки за пре­делы СССР или осуществляемые из-за рубежа времени освоения — посто­янные, сезонные и временные. По­стоянные — это такие перевозки, ко­торые осуществляются на протяже­нии всего года. Сезонные — это пе­ревозки, периодически повторяющие­ся в определенное время года. Вре­менные — это перевозки грузов эпи­зодического характера.

Пассажирские автомобильные пе­ревозки осуществляются автобуса­ми и легковыми автомобилями.

Автобусные перевозки пассажи­ров в основном выполняются по маршрутам, подразделяющимся так же, как и грузовые перевозки, на городские, пригородные, междуго­родные и межреспубликанские.

Кроме того, среди пригородных и междугородных маршрутов выделя­ются сельские автобусные маршру­ты, связывающие сельские населен­ные пункты между собой, с район­ным центром, станциями железных дорог, аэропортами, пристанями и т. д.

В особую категорию автобусных маршрутов выделяются горные. Все автобусные маршруты подразделя­ются на постоянные и сезонные (вре­менные).

Кроме перечисленных видов пе­ревозок, автомобильный транспорт осуществляет и специфические ви­ды перевозок пассажиров. Для них используются не только автобусы общего пользования, но и автобу­сы ведомственной принадлежности. К таким видам перевозок можно отнести:

туристско-экскурсионные, выпол­няемые либо по фиксированным (сложившимся) туристическим мар­шрутам, либо по разовым заказам;

перевозки учащихся (преимуще­ственно в сельской местности), вы­полняемые автобусами, принадлежа­щими школам, колхозам и совхозам или привлекаемые из АТП общего пользования;

служебные и вахтовые, выполняе­мые обычно ведомственными автобу­сами и служащие для доставки ра­бочих и служащих определенного предприятия от места жительства до места работы и обратно в соот­ветствии с режимом их работы.

Легковые автомобили используют­ся в виде автомобилей-такси, слу­жебных, прокатных и автомобилей индивидуального пользования

 

Организация и планирование ТО и ТР в АТП

 

Организация ТО и ТР. Согласно схеме (рис. 29.1) организации про­цесса технического обслуживания и ремонта автомобилей в АТП авто­мобили, прибывающие с линии, в пер­вую очередь проходят контрольно-пропускной пункт (КПП). Здесь на автомобили, требующие техничес­кого обслуживания (по плану-графику) или текущего ремонта (по заявке водителя или заключе­нию контролера-механика), выписы­вают листок учета с указанием неисправности (вида диагностики) или требуемого по плану-графику ви­да обслуживания.

Включение процесса диагностиро­вания в общую схему технологи­ческого процесса ТО и ТР в АТП обосновано тем, что диагностирова­ние можно выполнить только при сопровождении его операций подго­товительными работами и устране­нием неисправностей.

Автомобили, требующие по графи­ку первого (ТО-1) или второго (ТО-2) технического обслуживания, направляют сначала на выполнение ЕО, т. е. уборочно-моечных, обти­рочных и дозаправочных работ. После выполнения ЕО автомобили направляют в зону ожидания, а за­тем в соответствующие производст­венные зоны предприятия (на посты диагностики и ТО), а после выпол­нения ТО — в зону стоянки Автомобили, проходящие через КПП и требующие в результате заявки водителя и осмотра контроле­ра-механика текущего ремонта с соответствующей отметкой в листке учета, направляют на посты ЕО и далее через зону ожидания в зону ремонта для устранения неисправно­стей.

После устранения неисправностей с соответствующей отметкой, в ли­стке учета автомобиль устанавлива­ют на стоянку.

В зону ремонта автомобили могут также поступать из зоны техничес­кого обслуживания при обнаружении неисправностей, требующих текуще­го ремонта.

При неисправности, возникающей на линии, водитель вызывает авто­мобиль технической помощи, дежур­ный механик КПП выписывает ли­сток учета на ремонт автомобиля на линии, который передает механику автомобиля технической помощи. После устранения неисправности заполненный механиком автомоби­ля технической помощи листок учета передается дежурному механику КПП. Исправные автомобили, не тре­бующие ТО, направляются в зону, ЕО, после чего устанавливаются в зону стоянки.

Планирование ТО и ремонта на АТП должно обеспечивать своевре­менное его выполнение через уста­новленный для данного вида ТО пробег автомобиля. В АТП нашло широкое применение оперативное планирование по календарному време­ни и по фактическому пробегу.

Таблица 29.1. График тех. обслуживания

вания

Дни месяца

авто-                          
мобиля 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 ТО-2             ТО-1          
2   ТО-2             ТО-1        
3     ТО-2             ТО-1      
4       ТО-2             ТО-1    
5         ТО-2             ТО-1  
6           ТО-2             ТО-1
7             ТО-2            
8 ТО-1             ТО-2          
9   ТО-1             ТО-2        
10     ТО-1             ТО-2      
                             

 

нирование по календарному време­ни и по фактическому пробегу.

При планировании по кален­дарному времени составляют месячный (двухмесячный) план по­ставки автомобилей на ТО. При этом для каждого автомобиля выделяют день выполнения соответствующего технического обслуживания.

При составлении графика техни­ческого обслуживания (табл. 29.1) очередную постановку автомобиля на обслуживание определяют делением установленной периодичности обслу­живания (ТО-1 или ТО-2) на сред­несуточный пробег автомобиля. Пос­ледний принимают как среднее зна­чение по автомобильному парку однотипных автомобилей за прошлый или плановый период.

На графике отмечается плановый день постановки автомобиля на оче­редное ТО.

Этот метод планирования целесо­образно применять в том случае, когда ежедневные пробеги авто­мобилей относительно стабильны (автобусы), а коэффициент исполь­зования парка близок к единице.

При планировании ТО по фак­тическому пробегу на каждый автомобиль заводится лицевая кар­точка, в которую записывают ежед­невный пробег и установленный про­бег между очередными видами тех­нического обслуживания и на этой основе устанавливают день фактиче­ской постановки автомобиля на тех­ническое обслуживание.

 

По лицевой карточке подсчиты­вают фактический пробег автомоби­ля от последнего технического обслу­живания, и если его значение близко к установленному, то назначают ближайший день постановки автомо­биля на очередное техническое об­служивание.

Такой метод планирования обес­печивает постановку каждого авто­мобиля на ТО в соответствии с его фактическим пробегом, техническим состоянием и условиями эксплуата­ции и одновременно позволяет конт­ролировать фактическое выполнение обслуживания. Прицепной состав направляют на соответствующее об­служивание одновременно с автомо­билями-тягачами.

 

Ежедневное техническое обслуживание автомобилей

 

Под технологическим процессом технического обслуживания автомо­биля понимается определенная пос­ледовательность работ, направлен­ных на поддержание его в техни­чески исправном состоянии.

Независимо от вида технического обслуживания первоочередными яв­ляются уборочно-моечные работы, одной из задач которых является подготовка автомобиля к последую­щим операциям технического обслу­живания и придание автомобилю надлежащего внешнего вида. Убо­рочно-моечные работы являются ос­новной частью работ ежедневного обслуживания автомобилей.

После возвращения с линии води­тель совместно с контролером-меха­ником КПП и механиком колонны выполняют контрольно-осмотровые работы.

Уборочно-моечные работы выпол­няют для сохранения окраски кузо­ва автомобиля и обеспечения каче­ственного его технического обслужи­вания и ремонта. Уборочно-моечные работы включают уборку, мойку, сушку (протирку) промытых частей кузова и периодическую его поли­ровку.

Во время уборки удаляют му­сор, пыль и грязь из салона лег­ковых автомобилей и автобусов, кабин и платформ грузовых авто­мобилей, протирают панель прибо­ров, стекла, рулевое колесо, очи­щают сиденья и спинки. Кузова автомобилей специального назначе­ния (санитарных, для перевозки продуктов и др.) и автобусов, кроме того, дезинфицируют и моют их полы и стены.

В качестве оборудования и инстру­мента для уборочных работ приме­няют стационарные и переносные пылесосы, различные щетки и скреб­ки, метлы. Уборочные работы вы­полняются на специализированных постах.

 

Техническое обслуживание кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов

 

Техническое обслуживание меха­низмов и систем двигателя начи­нается с его контрольного осмотра, заключающегося в выявлении его комплектности, подтекания масла, топлива и охлаждающей жидкости, проверке его крепления и при необ­ходимости подтяжке болтов и гаек его крепления, а также крепления поддона картера.

Контрольный осмотр позволяет вы­явить очевидные дефекты двигателя и определить необходимость в его техническом обслуживании или ре­монте.

Чтобы выявить техническое состоя­ние двигателя, проводят общее его диагностирование по диагностичес­ким параметрам без выявления конк­ретной неисправности. Такими пара­метрами являются расход топлива и масла (угар), давление масла.

Расход топлива определяет­ся методами ходовых и стендовых испытаний, а также на основании ежедневного его учета и сравнения с нормативным.

Угар масла определяется по его фактическому расходу и для малоизношенного двигателя может составлять 0,5—1,0 % расхода топ­лива. Повышенный угар масла сопро­вождается заметным дымлением на выпуске.

Давление масла при малой частоте вращения коленчатого вала ниже 0,04—0,05 МПа для карбюра­торного двигателя и ниже 0,1 МПа для дизельного двигателя указывает на его неисправность

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...