Билет 13. Виды сценария. Режиссёрский сценарий. Монтажный лист
Синопсис – расширенная заявка, промежуточная форма между заявкой и сценарием. Сценарий – литературная запись изобразительного и звукового решения будущего экранного сообщения. Сценарий – это предварительный этап творческой обработки изученного публицистом жизненного материала, предусматривающий возможность воссоздания замысла с помощью драматургических, пластических, монтажных и словесных средств выразительности. На телевизионных студиях существуют две формы записи сценария: · «в два ряда» (слева – зрительный ряд, справа – текст, авторский комментарий, иначе говоря, слева – то, что зритель видит на экране, справа – то, что он слышит; эта форма практикуется в редакциях новостей) · литературный сценарий, в котором автор стремится выразить свою мысль в зрительных образах, записав их так, как это будет показываться на экране, точно обозначая содержание каждого фрагмента и их последовательность. В литературном варианте сценария большой передачи или фильма содержится указание не только на объекты съемки, но и на нравственное и эмоциональное отношение авторов к событиям, героям, их судьбам, к вещам, их окружающим; иначе говоря, в сценарии выражена авторская позиция, которая помогает режиссеру и оператору находить адекватные образы. Иногда можно встретить в сценариях технические указания в левом ряду («кр. пл.», «об. пл.» и другие подобные профессиональные термины). СЦЕНАРНАЯ ЗАЯВКА Сценарий – не начальный, а промежуточный этап работы над документальным произведением. Он завершает подготовительную часть (знакомство с материалом, его отбор, формулировку темы) и одновременно является началом нового периода – съемочного. Перед сценарием часто автор создаёт сценарную заявку.
Практика телевизионного производства диктует необходимость еще на ранней стадии работы над передачей или фильмом формулировать замысел и оформлять его в виде сценарной заявки. Заявка – это сложившийся замысел. Она решает две задачи: · развивает замысел и помогает вступить в контакт с редакцией, с производством, так как является юридическим документом · и служит основанием для заключения договора на написание сценария. Обычно заявка возникает на том этапе, когда драматург выбрал тему, разобрался в проблеме, знает главных героев, места съемки; он представляет себе принцип композиционного решения, жанр, даже отдельные эпизоды будущего сообщения. Форма и объем заявки не регламентированы. В заявке могут быть изложены отдельные эпизоды будущего сценария, иногда – предыстория произведения с объяснением, что именно привлекло автора к этой теме, а также рассказ от имени автора, самого героя или нескольких героев и т. д. РЕЖИССЁРСКИЙ СЦЕНАРИЙ 1) смета расходов – я, аппаратура, расходные материалы, транспорт, командировочные суточные, непредвиденные 2) календарный план – в какой день что сделано
Режиссер занимается поиском иконографии, фильмотеки, видеотеки. Сидит за монтажом. Режиссерский сценарий – это литературный сценарий, переработанный режиссером для удобства работы на съемочной площадке. Его не читает никто кроме режиссера и оператора, там пояснения исключительно для них. Актеры чаще всего получают простой литературный вариант, а иногда просто лист диалогов. В режиссерском сценарии одна графа соответствует одному кадру фильма (дублю), где описано всё, что требуется уметь и иметь для того, чтобы снять этот кадр. Основные графы: · № - номер по порядку, номер Вашего кадра. У каждого свой. · ХРН – хронометраж, сколько длится кадр.
· РАСКАДРОВКА – примерный эскиз того, что происходит в кадре. · ОБЪЕКТ – объект съемки. · КРУПНОСТЬ – Крупность плана. (ДАЛЬНИЙ, ОБЩИЙ, СРЕДНИЙ, КРУПНЫЙ, ДЕТАЛЬ) · ДЕЙСТВИЕ – Описание действия, которое происходит в кадре. · ЗВУК/ДИАЛОГИ – звук и диалоги. · РЕКВ/ПРИП – Реквизит/Примечания.
Режиссерский сценарий Итак, допустим, вы справились с написанием литературного сценария, но, чтобы перенести его на видеопленку, нужно проделать еще одну работу – подготовить режиссерский, или, как говорят профессионалы, постановочный сценарий. На больших студиях в написании постановочного сценария принимают участие ведущие сотрудники творческого коллектива – это сценарист, режиссер, оператор, художник и директор фильма. Но основная роль в его подготовке принадлежит режиссеру. Именно его вклад самый значительный. Режиссерский сценарий – общепринятая форма подготовки к съемкам сложных фильмов. В нем фиксируются авторская трактовка материала и все технические и художественные средства создания картины. Постановочный сценарий пишется не для того, чтобы снова рассказать какую-то историю или изложить сюжет применительно к возможностям кинематографа. Это прежде всего разработка подробного плана, на основе которого творческая группа, руководимая режиссером, может реализовать авторский замысел на экране. Он позволяет распределить работу между всеми участниками съемочной группы, а также приглашенными специалистами. Прежде всего режиссер отмечает все эпизоды, съемки которых должны быть проведены в одном месте, на определенном объекте, на натуре. Компонует их вместе. Соблюдение этого правила в организации съемочного процесса очень важно, оно помогает сохранить единство атмосферы фильма и дает гарантии, что ничто не будет упущено и забыто. Таким образом, независимо от последовательности тех или иных эпизодов в фильме они группируются вместе. Наконец, упрощаются работа над календарно-постановочным планом и составление сметы. Можно привести множество различных схем записи режиссерских планов. Вот одна из них: Суть схемы не столько в том, как она построена, а что именно в ней записано. В идеальном режиссерском сценарии описана изобразительная часть фильма план за планом и дана вся творческая и техническая информация. Начинающим авторам полезно познакомиться с наиболее распространенными терминами и их значением.
Натура (нат.) – любая съемка под открытым небом. Павильон (пав.) – любая съемка в помещении. Общий план (ОП) – общий вид места действия. Средний план (СП) – часть объекта, как правило, человек, снятый по пояс. Крупный план (КП) – объект, снятый с близкого расстояния. Например, лицо человека или предмет (ваза, очки на столе). Панорамирование (ПНР) – поворот съемочной камеры по горизонтали или вертикали. Наплыв – смена одного изображения последующим. Затемнение (ЗТМ) – постепенное угасание изображения до полной темноты на экране. Вытеснение одного изображения другим. Наезд или отъезд камеры, дающий более крупный план при наезде и более общий при отъезде, предполагает наличие тележки, на которой устанавливается камера. Объектив с переменным фокусным расстоянием (ЗУМ) – система, позволяющая осуществить съемку с разным масштабом из одной точки. Стоит обратить внимание на обозначения, связанные с наличием звука в фильме. Синхронный звук (С/Х) – запись звука одновременно со съемкой изображения. Фоновая музыка (ФМ) – музыка, звучащая за кадром. Разработка режиссерского сценария – творческий и трудоемкий процесс. В условиях большого кино профессионализм постановщика проявляется в тщательной подготовке режиссерского сценария, ибо отход от него может стать чрезвычайным происшествием. Напомним также, что качество фильма зависит исключительно от того, как сотрудники съемочной группы поняли литературный сценарий, что увидели в нем, какие возможности раскрытия действительности нашли, и главное – что нового хотят сказать создатели ленты. Видеолюбители находятся в более выгодном положении: изменившиеся условия съемки или новые материалы позволяют им достаточно свободно вносить в режиссерский сценарий соответствующие изменения или уточнения. Вот несколько практических советов начинающим авторам.
В графе «Содержание кадра» ясно и лаконично языком документа опишите то, что собираетесь снимать. Разумеется, сохраните при этом мысль литературного сценария. Научитесь определять хронометраж съемки. Исходить следует из разумного расчета – сколько необходимо времени, чтобы рассмотреть объект или понять событие, прочесть надпись. Иногда придется проигрывать с секундомером в руках отдельные эпизоды. Полезно вкладывать между листами режиссерского сценария чистые страницы для дополнений, заметок, новых соображений. На них можно описывать условия съемок, а также делать наброски для будущего монтажа. Наконец, режиссерский сценарий еще более, чем литературный, требует обсуждения со всем творческим и техническим коллективом съемочной группы. Ошибки, допущенные в этом рабочем документе, бывает очень трудно, а зачастую невозможно устранить. На съемках собственные просчеты можно и не заметить, а при монтаже просто не хватит материала. Подробно разработанный режиссерский сценарий поможет съемочному коллективу организовать планомерную съемку фильма и предостережет его от идейных и художественных просчетов. Грамотный режиссерский сценарий послужит залогом успешной работы. Но чтобы создать по нему полноценное произведение, нужно пройти еще ряд подготовительных этапов.
МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ Монтажный лист - описание исходного материала или готового фильма с последовательным указанием содержания каждого кадра и его координат на пленке (по счетчику). В нем прописываются все параметры, по ктр можно быстро найти нужный план, подготовить аппаратуру к созданию необходимого спецэффекта, расписать звуковую партитуру, чтобы монтажер мог оптимально распределить звук по разным дорожкам. Поскольку репортаж может сниматься на нескольких кассетах, то кроме таймкода, по ктр можно быстро и точно найти нужный план, указывается еще и номер кассеты. Синхроны в монтажном листе записываются не полностью, помечаются начальными и конечными словами. Просмотрите весь исходный материал в режиме, когда тайм код выводится на монитор камеры или телевизора. Выпишите содержание и тайм коды начала и конца тех кадров или их фрагментов, которые вы собираетесь использовать в своем фильме. На этом этапе можно опускать бракованные и малоинтересные кадры. Запись может выглядеть следующим образом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|