Билет 28. Выразительные средства телевидения
Основное требование к телевизионному сюжету (особенно худ.-публ.) – умение автора выстроить нужный экранный образ. Это невозможно без умелого использования телевизионных выразительных средств. Одно из таких средств – соотношение звукового и видеоряда. Виды соотношения: Эффекты «соотношения»: Композиция сюжета или передачи в целом является как бы его каркасом. Композиция закрепляется в сценарии, задача которого показать конфликт, логику развития событий, последовательность. В результате монтажа кинофильма окончательно определяется последовательность, длительность, ритм и темп действия. Отдельные кадры соединяют между собой с учетом их содержания, а также изобразительного, звукового и ритмического характера. Выразительные средства ТВ – Изображение, звук, монтаж. Формообразующие выразит. ср-ва (изображение, звучащее слово, музыка, шумы, пауза) Изображени е - главное выразительное ср-во ТВ. Экранное изображение не существует вне таких понятий, как кадр, план и ракурс. Кадр - это изображение части пр-ва, заключенного в рамку экрана; это длительность пребывания изображения на экране; это часть передачи, снятая «одним взглядом» камеры. До её выключения.
План - это масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображения предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой, от фокуса. Обычно выделяют: общий, средний и крупный. (деталь, крупный, поясной, средний до колен, общий, дальний, микро, макро – Лев Кулешов) Ракурс - обозначает любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в т.ч.и прямой. Звук и изображение находятся в непрерывной взаимосвязи. Стилеобразующие выразит. ср-ва - монтаж. Монтаж – основополаг. средство организации экранного материала. Расстановка кадров в определенном порядке и называется монтажом. Основы монтажа были заложены в работах первых кинематографистов в самом начале XX в. Сегодня на ТВ при помощи электр.техники возм.сам.разн.трансформ-ии при монтаже: 1)изобр. можно вытягивать, сжимать 2)использ. эффект соедин. двух разн. форматов в одной пл-ти экрана 3) «размножать» изобр. 4)вычленять отд. детали и тд. Виды монтажа: 1) технический (механич. соединение отснятых кусков плёнки, а место соединения двух кадров называют склейкой) 2) конструктивный (омсыслен. соединение кадров таким образом, чтобы м/у ними сущ. очевидн. связь) 3) худож-ый (такое соединен. Кадров, кот. обеспеч. их образную связь. Конструктивный монтаж – лишь элемент, составная часть художественного монтажа С его помощью можно не просто воспроизвести на экране реальность, но и трактовать, объяснять ее) 4) параллельн. (соедин. кадров, отснят. в разн. время и в разн. местах, с тем чтобы выявить взаимосвязь двух различн. действий, происход. одноврем.) 5) ассоциативный (это такой параллельный монтаж, используемый для выявления внутренних субъективных связей. Цель его - выявление внутр. субъективн. связей). 6) перекрёстный (чередование 2х или неск. Действий, кот. показ-ся как паралл., хотя в дествит-ти могут происходить и не одноврем-но)
Ещё виды монтажа: · Последовательный («У Лукоморья…) · Параллельный (А в это время…) · Ассоциативный (подобно, словно…) · Тематический (Мы едем, едем, едем…) и другие… Кадр состоит из определенного количества моментальных фотографий, каждая из них называется кадриком. В результате того, что в кинопроекторе кадрики меняются (со скоростью 24 в секунду), на экране и возникает движущееся изображение.
Изображение «Качество» картинки · Ракурс, расположение объекта, Продолжительность кадра (min 6 с), Движение в кадре, Разные планы (дальний, общий, средний, поясной, крупный, макроплан), Правильное чередование планов, Освещенность объектов, Достаточное количество кадров Стиль картинки Новостная съемка, Репортажная камера, Клиповая съемка, «Домашнее видео» Панорамировани е Тревеллинг и его виды – отъезд, наезд, траекторная съемка и многие другие…. а так же свет Виды света: · Рисующий свет выявляет форму, самый яркий. · Заполняющий свет или подсветка – уменьшает глубину теней и создает световой баланс · контровой свет или контражур – отделяет объект от фона, освещает сзади и находится чуть выше объекта чтобы не попасть в кадр. · Моделирующий свет – узкие пучки света линзовых приборов, получаются пятна и блики которые лучше подчеркивают ощущение объема и психологическое состояние героя. · Фоновый свет – ставится так, чтобы можно было снимать общие, крупные и средние планы без перестановки осветительных приборов. · Эффектный свет – способы обозначения в кадре отраженного источника света. Свечи, костер, солнце, свет цветной наружной рекламы пятнами лежащий на лицах и т. д. · Динамический свет – эффектный свет в движении. + Нам остается перечислить те элементы языка экрана, роль которых можно уподобить роли знаков препинания в синтаксисе: наплыв, затемнение, вытеснение (или «шторка»), двойная экспозиция, скольжение (или «смазка»), расфокусировка.
ЗВУК Речь Монолог Монологичное выступление – особый жанр, при помощи которого оратор может донести до аудитории свою информацию. Телеречь – эффективное средство воздействия на общественное мнение. Психологи отмечают, что впечатление от личности говорящего слушатели склонны переносить на предмет речи. Впечатление как правило состоит из впечатления от: общей культуры человека, богатства эмоций, психофизических и речевых данных, умения образно мыслить, внешности, тембра голоса.
Диалоги: · замкнутые (собеседники ведут междусобойчик, зритель только наблюдает), · разомкнутые (откровенно направлены на зрителя). Комментарий – выступление специалиста с оригинальным текстом по поводу факта или события. · Закадровый текст. в очерковых жанрах закадровый текст и видеоряд формируют единый образ. Есть общие правила решения словесно-изобразительных задач: · изображение должно соответствовать слову, если нет прямой задачи их противопоставить · словесный ряд не должен повторять изображение, не надо перечислять видимые и узнаваемые зрителем объекты, описывать видимые ситуации · слово должно давать достаточную инфу, называть имена героев, их статус, называть непонятные объекты, предметы · в слове должны быть выражены основные проблемы, идеи · словесная информация не должна быть шире изобразительной и наоборот Музыка Функции музыки: информативная, психологическая, эстетическая. Фоновую роль играет случайная музыка, содержательную – если является компонентом действия, движущей силой структуры произведения. Формирует зрительское восприятие времени, оформляет начало и конец передачи, сюжета. Музыкальные позывные, отбивки, заставки. Музыка интенсифицирует восприятие изображения, дает ощущение более полного отображения жизни. Г) Шумы Придают изображению жизненную правдивость. Закадровые и внутрикадровые (синхронные, они же - интершумы). Тишина также является мощным выразительным средством. Звуковая перспектива – создается с помощью увеличения/уменьшения интенсивности звука. Бывают звуки громкие, но далекие. Звуковой план – общий (шум толпы, среда действия героев), средний (оптимальный для диалога), близкий (сфера внутреннего мира человека). Спецэффекты – микширование: плавная форма перехода от одного звукового отрезка к другому путем затухания одного сигнала. Наложение музыки и шумов. Изменение скорости прокручивания пленки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|