Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 28. Выразительные средства телевидения




Основное требование к телевизионному сюжету (особенно худ.-публ.) – умение автора выстроить нужный экранный образ. Это невозможно без умелого использования телевизионных выразительных средств. Одно из таких средств – соотношение звукового и видеоряда.

Виды соотношения:
1) преобладает информация, поступающая к зрителю через звуковой канал (авторский текст) – это в основном студийные съемки;
2) преобладает изображение, текст лишь его поясняет
3) информация распределена равномерно. Идеальный вариант!

Эффекты «соотношения»:
– разнонаправленное движение слова и изображения (показывают одно, а говорят другое – метафора, акцент, ирония, авторская позиция);
– исключение звука или изображения – «чистый» канал – особый эффект концентрации внимания.
Смысл сообщения поступает через оба канала, и об этом нельзя забывать.

Композиция сюжета или передачи в целом является как бы его каркасом. Композиция закрепляется в сценарии, задача которого показать конфликт, логику развития событий, последовательность.

В результате монтажа кинофильма окончательно определяется последовательность, длительность, ритм и темп действия. Отдельные кадры соединяют между собой с учетом их содержания, а также изобразительного, звукового и ритмического характера.

Выразительные средства ТВ – Изображение, звук, монтаж.

Формообразующие выразит. ср-ва

(изображение, звучащее слово, музыка, шумы, пауза)

Изображени е - главное выразительное ср-во ТВ. Экранное изображение не существует вне таких понятий, как кадр, план и ракурс.

Кадр - это изображение части пр-ва, заключенного в рамку экрана; это длительность пребывания изображения на экране; это часть передачи, снятая «одним взглядом» камеры. До её выключения.

План - это масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображения предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой, от фокуса. Обычно выделяют: общий, средний и крупный. (деталь, крупный, поясной, средний до колен, общий, дальний, микро, макро – Лев Кулешов)

Ракурс - обозначает любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в т.ч.и прямой. Звук и изображение находятся в непрерывной взаимосвязи.

Стилеобразующие выразит. ср-ва - монтаж.

Монтаж – основополаг. средство организации экранного материала. Расстановка кадров в определенном порядке и называется монтажом. Основы монтажа были заложены в работах первых кинематографистов в самом начале XX в. Сегодня на ТВ при помощи электр.техники возм.сам.разн.трансформ-ии при монтаже:

1)изобр. можно вытягивать, сжимать

2)использ. эффект соедин. двух разн. форматов в одной пл-ти экрана

3) «размножать» изобр.

4)вычленять отд. детали и тд.

Виды монтажа:

1) технический (механич. соединение отснятых кусков плёнки, а место соединения двух кадров называют склейкой)

2) конструктивный (омсыслен. соединение кадров таким образом, чтобы м/у ними сущ. очевидн. связь)

3) худож-ый (такое соединен. Кадров, кот. обеспеч. их образную связь. Конструктивный монтаж – лишь элемент, составная часть художественного монтажа С его помощью можно не просто воспроизвести на экране реальность, но и трактовать, объяснять ее)

4) параллельн. (соедин. кадров, отснят. в разн. время и в разн. местах, с тем чтобы выявить взаимосвязь двух различн. действий, происход. одноврем.)

5) ассоциативный (это такой параллельный монтаж, используемый для выявления внутренних субъективных связей. Цель его - выявление внутр. субъективн. связей).

6) перекрёстный (чередование 2х или неск. Действий, кот. показ-ся как паралл., хотя в дествит-ти могут происходить и не одноврем-но)

Ещё виды монтажа:

· Последовательный («У Лукоморья…)

· Параллельный (А в это время…)

· Ассоциативный (подобно, словно…)

· Тематический (Мы едем, едем, едем…)

и другие…

Кадр состоит из определенного количества моментальных фотографий, каждая из них называется кадриком. В результате того, что в кинопроекторе кадрики меняются (со скоростью 24 в секунду), на экране и возникает движущееся изображение.

 

Изображение

«Качество» картинки

· Ракурс, расположение объекта, Продолжительность кадра (min 6 с), Движение в кадре, Разные планы (дальний, общий, средний, поясной, крупный, макроплан), Правильное чередование планов, Освещенность объектов, Достаточное количество кадров

Стиль картинки

Новостная съемка, Репортажная камера, Клиповая съемка, «Домашнее видео» Панорамировани е Тревеллинг и его виды – отъезд, наезд, траекторная съемка и многие другие…. а так же свет

Виды света:

· Рисующий свет выявляет форму, самый яркий.

· Заполняющий свет или подсветка – уменьшает глубину теней и создает световой баланс

· контровой свет или контражур – отделяет объект от фона, освещает сзади и находится чуть выше объекта чтобы не попасть в кадр.

· Моделирующий свет – узкие пучки света линзовых приборов, получаются пятна и блики которые лучше подчеркивают ощущение объема и психологическое состояние героя.

· Фоновый свет – ставится так, чтобы можно было снимать общие, крупные и средние планы без перестановки осветительных приборов.

· Эффектный свет – способы обозначения в кадре отраженного источника света. Свечи, костер, солнце, свет цветной наружной рекламы пятнами лежащий на лицах и т. д.

· Динамический свет – эффектный свет в движении.

+ Нам остается перечислить те элементы языка экрана, роль которых можно уподобить роли знаков препинания в синтаксисе: наплыв, затемнение, вытеснение (или «шторка»), двойная экспозиция, скольжение (или «смазка»), расфокусировка.

 

ЗВУК

Речь

Монолог

Монологичное выступление – особый жанр, при помощи которого оратор может донести до аудитории свою информацию. Телеречь – эффективное средство воздействия на общественное мнение. Психологи отмечают, что впечатление от личности говорящего слушатели склонны переносить на предмет речи. Впечатление как правило состоит из впечатления от: общей культуры человека, богатства эмоций, психофизических и речевых данных, умения образно мыслить, внешности, тембра голоса.

Диалоги:

· замкнутые (собеседники ведут междусобойчик, зритель только наблюдает),

· разомкнутые (откровенно направлены на зрителя). Комментарий – выступление специалиста с оригинальным текстом по поводу факта или события.

· Закадровый текст. в очерковых жанрах закадровый текст и видеоряд формируют единый образ.

Есть общие правила решения словесно-изобразительных задач:

· изображение должно соответствовать слову, если нет прямой задачи их противопоставить

· словесный ряд не должен повторять изображение, не надо перечислять видимые и узнаваемые зрителем объекты, описывать видимые ситуации

· слово должно давать достаточную инфу, называть имена героев, их статус, называть непонятные объекты, предметы

· в слове должны быть выражены основные проблемы, идеи

· словесная информация не должна быть шире изобразительной и наоборот

Музыка

Функции музыки: информативная, психологическая, эстетическая. Фоновую роль играет случайная музыка, содержательную – если является компонентом действия, движущей силой структуры произведения.

Формирует зрительское восприятие времени, оформляет начало и конец передачи, сюжета. Музыкальные позывные, отбивки, заставки. Музыка интенсифицирует восприятие изображения, дает ощущение более полного отображения жизни.

Г) Шумы

Придают изображению жизненную правдивость. Закадровые и внутрикадровые (синхронные, они же - интершумы). Тишина также является мощным выразительным средством.

Звуковая перспектива – создается с помощью увеличения/уменьшения интенсивности звука. Бывают звуки громкие, но далекие.

Звуковой план – общий (шум толпы, среда действия героев), средний (оптимальный для диалога), близкий (сфера внутреннего мира человека).

Спецэффекты – микширование: плавная форма перехода от одного звукового отрезка к другому путем затухания одного сигнала. Наложение музыки и шумов. Изменение скорости прокручивания пленки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...