Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 30. Правила монтажа изображения и звуков




Билет 31. Основные правила монтажа изображения. Монтаж как выразительное средство.

1. Перед началом монтажа необходимо ознакомиться с содержанием исходных материалов (по возможности вместе с корреспондентом, когда он отсматривает кассеты и записывает тайм-коды)

2. Монтажер должен использовать лучшие кадры из исходного материала.

3. Первый и последний кадр каждого сюжета должен быть не меньше 5 секунд. Последующие кадры должны быть не менее 3-х секунд!!!

4. Смена кадров должна соответствовать ритму и смыслу текста!!! Очередная склейка может быть произведена только после окончания одного предложения и перед началом следующего или, при необходимости, в середине предложения, где есть смысловая или ритмическая пауза.

5. Общие, средние и крупные планы необходимо чередовать.

6. «Движение» очень важно в монтаже и может сыграть решающую роль для качества всего сюжета. Слишком много «движения» создает ненужную хаотичность, а слишком мало может заставить зрителя скучать. Не используйте панорамы и «наезды-отъезды» подряд. Разделяйте их статичными кадрами, где это возможно.

7. Каждый смонтированный кадр в идеале должен иметь начало, середину и конец. В крайнем случае - середину и конец.

8. Только в исключительных случаях последние кадры сюжета могут быть синхроном (говорящей головой).

9. Если в кадре необходимом для монтажа есть какая-либо вывеска, табличка или плакат со словами, зритель должен иметь возможность прочитать написанное. Таким образом, вывеска, табличка или плакат, должны быть видимыми в течение всего времени, которое необходимо для прочтения сюжетно-значимого текста.

10. Замораживать, замедлять или ускорять изображение при монтаже разрешается только в тех случаях, когда абсолютно очевидно, что не существует никакого другого возможного решения.

11. Для монтажа интервью может быть использован только тот звук, который был записан специально на динамический микрофон. Как правило, этот звук можно найти на первом канале. Монтируемый звук не должен превышать уровня.3 децибел

12. Звук должен быть без исключения использован во всех монтируемых планах. Средний уровень интершума не должен превышать минус 9 децибел.

13. После того, как закончен монтаж сюжета, монтажер вместе с корреспондентом (если есть время) должен отсмотреть смонтированный материал и убедиться, что при монтаже не произошло никаких ошибок.

 

Подробно:

Монтаж по крупности, по направлению, по темпоритму.

Монтаж - от франц. Соединение, конструирование.

Виды монтажа:

- линейный. В нем временные параметры уже смонтированного изображения должны оставаться неизменными

-нелинейный (цифровой) позволяет сокращать или растягивать время изображения. Он позволяет производить быстрый отбор нужных планов за счет того, что весь отснятый материал выводится на экран.

Существует три вида видеомонтажа линейный, нелинейный и гибридный

Линейный

Подразумевает перезапись видеоматериала с двух (или не скольких) видеоисточников на видеоприемник (видеозаписьтающее устройство) с попутным вырезанием ненужных и «склейкой» нужных видеосцен и добавлением эффектов, о которых говорилось выше.

Недостаток - потеря качества (исключение составляет, пожалуй лишь профессиональные форматы представления видео сигнала), высокая трудоемкость и большое количество видеоаппаратуры.

Нелинейный

Осуществляется на базе специализированных компьютерных систем. При этом черновые видеоматериалы сначала заносятся «в компьютер», а затем производятся монтажные процедуры Достоинства - практически отсутствие потерь качеств а при многократных «перемещениях» видеосюжетов, значительная экономия видео аппаратуры.

Недостатки - работа не в реальном времени, большое время обработки видеоматериала, высокая трудоемкость (попробуйте оттитровать полчаса видеоматериала, что необходимо, например, при создании учебных фильмов), ограниченный объем заносимого в компьютер видеоматериала

 

Монтажная фраза – совокупность кадров, связанных по смыслу и эмоционально.

Адресный план – общий план, дающий ясное представление о том, где происходит событие.

«Перебивки» - крупные или средние планы людей, предметов, ктр можно вставить монтажеру, если трудно будет смонтировать действия основных персонажей.

Чтобы монтаж проходил быстрее, нужно снимать оптимальное количество материала. Малое кол-во планов может привести к тому, что для ЗК просто не хватит изображения. Слишком большое – к потере времени из-за долгого отбора нужных планов.

Во время съемок сюжетов о встречах, совещаниях, концертах нужно прописывать на видеокассете звук по несколько минут, не выключая камеры. Это необходимо, чтобы фоновый звук при монтаже не носил рваный характер.

При создании новостных программ монтаж начинается с ОТБОРА материала. Отбираются наиболее выразительно снятые планы, ктр наиболее емко передают суть события, развивают действие, поддерживают интерес зрителя.

При определении продолжительности кадра учитывается его информационная емкость. Очень крупный план или деталь «прочитываются» зрителем быстрее, чем общий план или панорама.

Повтор одного и того же кадра (если это не осмысленный прием- рефрен) воспринимается как проявление профессиональной беспомощности режиссера, журналиста, оператора, ктр не сумели подготовить достаточное кол-во материала.

Монтаж – это, прежде всего, движение. Движение мысли, объекта, зрительского взгляда, создание эмоционального напряжения. Одной из задач монтажа в кино является создание аудиовизуального контекста, который позволяет зрителю ощущать единство места и времени. Опытный режиссёр через нек. кол-во крупных и средних планов вставляет общий, чтобы зритель держал в памяти место действия.

Логика монтажа должна определяться заложенной в аудиовизуальное произведение драматургией, ктр призвана держать зрителя в напряжении, вызывать его интерес, будить любопытство, эмоции, вызывать сопереживание.

Смысл монтажа в том, чтобы зритель не только видел явление, но и воспринимал его суть, не только узнавал объект, но и познавал что-то новое.

Монтаж схож с нашим визуальным восприятием действительности. Наблюдая за каким-либо явлением или событием, мы не воспринимаем его одним «планом». Мы видим не только общую картину происходящего, но и успеваем разглядеть различные эпизоды и детали, выхватывая их из непрерывной цепи событий.

Законы монтажа:

- закон материальной последовательности. Необходимо последовательно передавать фазы движения, появление новых героев или объектов; последовательность может быть основана на взгляде или мысли персонажа и пр. Благодаря монтажу зритель ощущает пространственную и временную протяженность и в конечном итоге получает впечатление единой картины, единого образа реальной или иллюзорной действительности.

- закон психологического напряжения. Каждый кадр должен вызывать у зрителя ощущение неудовлетворенности, основанной на любопытстве. Зритель не должен получать всю визуальную информацию сразу, он должен ждать появления следующего кадра. В каждом кадре должен быть вопрос.

- закон развития драматического действия. В каждом последующем кадре зритель должен получать новую информацию, ответ на вопрос. Даже при съемке самых статичных изображений (интервью в студии) зритель может получать новое впечатление при смене планов, ракурсов, показа деталей.

Основные функции монтажа:

- повествовательная, передающая событие в его развитии

- функция движения, функция превращения отдельных статистических кадров в непрерывное поступательное действие.

-психологическое напряжение. Когда каждый кадр должен содержать некий элемент или заметное «ОТСУТСТВИЕ» его, вызывающее у зрителя ощущение неудовлетворенности, основанной на любопытстве.

- идеологическая функция, функция формирования определенной мысли, идеи с помощью соединения различных кадров.

- монтаж как выразительное средство. Его эстетическая функция, проявляющаяся в том, что в результате тех или иных монтажных соединений в нашем сознании порождаются определенные образы, определенные настроения и эмоции, определенное отношение к изображаемому.

Приемы монтажных соединений:

- перемена точки съемки. При смене пространственных позиций камеры во время монтажа зритель в результате получает впечатление от видеозрелища гораздо более выразительное и эффективное, чем, если бы он наблюдал его с одной точки, находясь на месте события.

- причинно-следственная связь. Смена кадров необходима, чтобы выявить причину тех или иных действий героев. Если герой смотрит за пределы экрана, в следующем кадре нужно показать, куда он смотрит.

Перемена места действия. При выстраивании единого понятийного ряда, встык могут монтироваться кадры событий или явлений, происходящих в разных местах. В документальных фильмах или передачах, в ктр доминирует ЗК, кадры могут меняться совершенно произвольно, т.к. они носят иллюстративный, опосредованный х-р и подчиняются логике, задаваемой текстом.

- Выделение детали. Чтобы подчеркнуть какую-то деталь, характерную для данного события, явления или персонажа, в монтажную фразу «врезается» соответствующий макроплан (предмет, рука, жест, детали интерьера), так называемые «Перебивки».

- параллельное действие. Это монтаж кадров, тематически связанных между событий, происходящих одновременно, но в разных местах и показываемых на экране попеременно.

- контрастное сопоставление. Монтажное столкновение кадров-антонимов, то есть кадров или эпизодов общей тематической направленности, но противоположных по содержанию: кадров роскоши и нищеты, мира и войны.

- ассоциация и аналогия. соединение кадров, предполагаемых косвенную, опосредованную авторским замыслом связь между явлениями. Связь может прозрачной (внешняя схожесть отдельных животных и отдельных людей), а может носить более опосредованный и сложный х-р, не поддающейся однозначной трактовке.

- прошедшее или будущее время. Когда герой погружается в воспоминания или мечтания, раздумья, эти кадры снимаются в другой тональности, а переход к ним делается расплывом.

- монтажный рефрен. Повторяя через определенное время один и тот же кадр или несколько кадров, авторы акцентируют на нем внимание зрителя и тем самым стараются создать у зрителя поэтический и символический образ.

- ритмический монтаж – организация изобразительного материала в остром, захватывающем темпоритме. Чаще всего, этот монтаж осуществляется под музыку, используется для создания клипов.

«Склейка» – соединении двух кадров встык, без спецэффектов.

Виды монтажа как средства выразительности:

- производственный (конструктивный) монтаж, ктр осуществляется на режиссерском пульте во время прямых или непрямых многокамерных съемок во время записи и монтаж производственный, осуществляемый на монтажной линейке или на компьютере на основе отснятого материала. Такой монтаж требует четко разработанного режиссерского сценария, где расписаны не только отдельные кадры, но и камеры, снимающие тот или иной эпизод.

Многокамерная съемка требует постоянной связи между операторами и помощником режиссера, ктр осуществляется через наушники («тихая связь»)

- последовательно-повествовательный монтаж – рассказ о событии. Его роль – развернуть перед зрителем цепь последовательных действий. Он соединяет кадр за кадром, эпизод за эпизодом и заставляет нас рассматривать видеосюжет как некое смысловое единство. При таком монтаже нужно соблюдать основные правила:

- рассказ должен быть совершенно ясным

-зритель должен сразу видеть при переходе к новому кадру, что в нем показано, и понимать, где и когда это происходит.

Разновидности повествовательного монтажа:

- 1.прямолинейный монтаж – показывает ряд эпизодов в логическом и хронологическом порядке (отчеты о конференциях, концерты)

-2.динамичный. Монтаж, где эпизоды могут иметь большие временные разрывы, быть различными по длительности, что придает действию большую динамичность.

- параллельный монтаж придает видеоматериалу выразительность и емкость. При нем события происходят как бы одновременно в разных местах, но в одно и то же время.

На экране фрагменты каждого из событий появляются попеременно, свободно перемещая зрителя в пространстве. Его открыл американский режиссер Дэвид Уорк Гриффит в фильме «Нетерпимость»

- художественный (ассоциативный), (Эзенштейн) при ктр используются аналогии и контрасты, сходства и различия. Такой монтаж вызывает у зрителя определенную мысль, направляет ее, заставляет мыслить отвлеченно.

Много материала для аналогий и контрастов дают кадры природных явлений, животных, придающие материалу метафорическое звучание. В экранной публицистике могут использоваться метафоры различного рода:

- пластические, основанные на внешнем сходстве (толстый человек и свинья)

-умозрительные (поток речей на собрании и льющаяся вода)

-литературные

Ассоциации бывают близкие (солнце и подсолнух) и далекими (конвейер со снарядами и кадры из мирной жизни)

* монтаж аттракционов, ктр создал Эзенштейн. Он предполагает соединение «ударных», то есть необычных, эффектных или шокирующих кадров и эпизодов, порой не очнеь или даже совершенно не оправданных с логической или бытовой точки зрения, но оказывающих сильное психологическое воздействие на зрителя. (фильм «Броненосец Потемкин». сцена с расстрелом матросов, а в фильме «Одесская лестница» с помощью дробного монтажа растянуто время схода людей с этой лестницы)

 

Требования к культуре монтажа:

- единство направления движения. (монтаж по направлению). Снимать объект нужно с одной точки, но под разными углами, чтобы не получилось нестыковки (в одном кадре человек шел вперед, а в следующем-резко пошел назад)

- единство темпоритма действия и движения камеры. (монтаж по темпоритму) ( в каждом последующем кадре объект должен двигаться с одной скоростью)

Длиннофокусные объективы замедляют движение объекта, а широкоугольники делают его динамичным.

Темпоритм эпизода складывается не только из внутрикадрового движения одного и того же объекта, но и из ритма монтажных стыков.

С помощью монтажа темпоритм может изменяться: нарастать, если кадры становятся все короче, и, наоборот, замедляться, если продолжительность кадров постепенно увеличивается. Продолжительность кадров определяется интуитивно в зависимости от информационной емкости.

-единство тональности и колорита.

Психология восприятия диктует необходимость такого же распределения светлых и темных участков в последующем кадре, как и в кадре предыдущем, чтобы избежать монтажного «скачка»

- монтаж по крупности. При монтаже изображений одного и того же объекта необходимо, чтобы разница в крупности планов этого объекта была достаточно значительной.

Если таких контрастных кадров нет, используются перебивки. Общий план плохо монтируется с крупным и наоборот.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...