Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Ранняя коррекционная помощь детям




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Г.Р.ДЕРЖАВИНА

 

 

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

 

 

Тамбов 2009


ББК

С

Рецензенты:

 

Уваров Е.А. – доктор психологических наук, профессор,

директор академии психологии и управления

Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина

 

Агаркова Е.И. – кандидат педагогических наук, доцент,

проректор по научной работе Института повышения квалификации работников образования г. Тамбова

 

Боровцова Л.А., Денисова О.В., Иванова Н.Н., Исаева С.Н., Можейко А.В., Пядышева Т.Г.

Ранняя диагностика и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья: Монография / Л.А.Боровцова, Денисова О.В.,Н.Н.Иванова, С.Н.Исаева, А.В.Можейко, Т.Г.Пядышева; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Тамбов: Издательский Дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2009. __ с.

 

В монографии изложен материал о системе ранних диагностических и коррекционно-педагогических воздействий на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В монографии описаны не только формы нарушенного развития в сравнении с психофизической нормой, но и такие нарушения психофизического развития ребенка, при которых имеют место сложные дефекты и отклонения психомоторного развития.

В монографии освещены вопросы специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, проблемы коррекции и социально-психологической адаптации детей раннего возраста с нарушениями развития.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие  
I. Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями на современном этапе развития общества    
Сапрунова Н.В. Нормативно-правовая основа социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья  
Агаркова Е.И., Кожевникова И.В. Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения    
Чернышова В.М. Современные подходы к организации работы службы практической психологии системы образования  
Чувинова И.В., Катаева Е.В., Туева Е.Ю. Некоторые аспекты развития детей, связанных с трудностями их социализации  
Фирсова К.А., Фирсова Л.Е. Дети с проблемами в развитии: их права и реальные возможности  
Ведерников В.П., Головина Г.В. Из опыта коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в развитии  
Хапрова Н.В. Из опыта коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в развитии  
Антонюк С.Д., Литвинов А.А., Агафонов И.А. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт как фактор социализации ребенка-инвалида    
Дудышева Р.В. Проблема социализации в дошкольном возрасте  
Можейко А.В., Колмакова А.О. Проблемы обучения и воспитания дошкольников с ранним детским аутизмом в городе Тамбове    
Сердюкова О.В. Социализация соматически ослабленных детей в условиях дошкольного учреждения  
Пядышева Т.Г. Психологические условия изучения и коррекции задержки речевого развития в раннем возрасте  
Козадаева Л.В., Козадаева М.О. Понимание потребностей ребенка как основа обеспечения правовых условий воспитания  
Наши авторы 267

Предисловие

 

Социально-культурные реалии, происходящие в современном обществе, с одной стороны, актуализировали проблематику оказания психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития, а с другой, - показали недостаточность теоретического осмысления тех аспектов проблемы, которые связаны с диагностикой и проведением коррекционной психолого-педагогической работы различными специалистами с детьми раннего возраста, имеющими ограниченные возможностями здоровья и жизнедеятельности.

В настоящее время в стране начала действовать система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии у детей, что обусловило актуальность подбора валидных диагностических методик и разработки приемов организации психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии.

На современном этапе развития специальной педагогики и психологии, медицины, как в России, так и во всем мире, ранняя комплексная помощь детям первых лет жизни стала одной из актуальнейших задач. Это связано с современными тенденциями, учитывающими достижения науки, прежде всего, с достаточно высоким уровнем научной разработанности проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей раннего и дошкольного возраста. В настоящее время имеются научные разработки по организации коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста различных категорий (М.Э.Бернадская, И.А.Выродова, Л.А. Зигле, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, Г.А.Мишина, Р.Ж. Мухамедрахимов, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д.Шматко и др.)

С самого раннего возраста дети с отклонениями в развитии нуждаются в особых условиях, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций. Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них социальной дезадаптации.

Известна роль семьи, эмоционально-положительного общения ребенка с окружающими взрослыми для его нормального психического развития. Однако для детей с отклонениями в развитии этого оказывается мало.

Полученные современной медициной данные свидетельствуют об эффективности ранних коррекционно-воспитательных мероприятий. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.

Кроме того, на ранних этапах развития дети усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если у ребенка с отклонениями в развитии они изначально сформированы и закреплены неправильно, то впоследствии скорригировать их крайне сложно.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое заключается, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений. Конкретные особенности воспитания таких детей зависят от вида нарушенного развития, степени и характера нарушений различных функций, а также компенсаторных и возрастных возможностей ребенка.

Многие дети с отклонениями в развитии помимо правильного воспитания, обучения и коррекции нарушенных функций нуждаются также и в специальном лечении. Все это обуславливает необходимость ранней диагностики различных отклонений в психомоторном развитии.

При диагностике нарушенного развития мало только констатировать интеллектуальную, речевую, двигательную или сенсорную недостаточность, необходимо поставить клинический диагноз, который отражал бы причину и механизм нарушения развития, определял бы социальный прогноз, а также намечал пути и методы лечебно-коррекционной работы. Поэтому специалисты медико-психолого-педагогических комиссий и работники дошкольных учреждений должны хорошо ориентироваться в вопросах диагностики различных форм нарушенного развития, иметь представление о современных методах их психолого-педагогической коррекции.

В настоящей монографии результат обобщения основных теоретических представлений отечественной и зарубежной литературы в области специальной психологии и коррекционной педагогики детей раннего возраста.


I. РАННЯЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...