I. Ранняя коррекционная помощь детям
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Им. Г.Р.ДЕРЖАВИНА
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Тамбов 2009 ББК С Рецензенты:
Уваров Е.А. – доктор психологических наук, профессор, директор академии психологии и управления Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина
Агаркова Е.И. – кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной работе Института повышения квалификации работников образования г. Тамбова
Боровцова Л.А., Денисова О.В., Иванова Н.Н., Исаева С.Н., Можейко А.В., Пядышева Т.Г. Ранняя диагностика и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья: Монография / Л.А.Боровцова, Денисова О.В.,Н.Н.Иванова, С.Н.Исаева, А.В.Можейко, Т.Г.Пядышева; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Тамбов: Издательский Дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2009. __ с.
В монографии изложен материал о системе ранних диагностических и коррекционно-педагогических воздействий на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В монографии описаны не только формы нарушенного развития в сравнении с психофизической нормой, но и такие нарушения психофизического развития ребенка, при которых имеют место сложные дефекты и отклонения психомоторного развития. В монографии освещены вопросы специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики, связанные с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, проблемы коррекции и социально-психологической адаптации детей раннего возраста с нарушениями развития.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Социально-культурные реалии, происходящие в современном обществе, с одной стороны, актуализировали проблематику оказания психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития, а с другой, - показали недостаточность теоретического осмысления тех аспектов проблемы, которые связаны с диагностикой и проведением коррекционной психолого-педагогической работы различными специалистами с детьми раннего возраста, имеющими ограниченные возможностями здоровья и жизнедеятельности.
В настоящее время в стране начала действовать система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии у детей, что обусловило актуальность подбора валидных диагностических методик и разработки приемов организации психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии. На современном этапе развития специальной педагогики и психологии, медицины, как в России, так и во всем мире, ранняя комплексная помощь детям первых лет жизни стала одной из актуальнейших задач. Это связано с современными тенденциями, учитывающими достижения науки, прежде всего, с достаточно высоким уровнем научной разработанности проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей раннего и дошкольного возраста. В настоящее время имеются научные разработки по организации коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста различных категорий (М.Э.Бернадская, И.А.Выродова, Л.А. Зигле, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, Г.А.Мишина, Р.Ж. Мухамедрахимов, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д.Шматко и др.) С самого раннего возраста дети с отклонениями в развитии нуждаются в особых условиях, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций. Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них социальной дезадаптации. Известна роль семьи, эмоционально-положительного общения ребенка с окружающими взрослыми для его нормального психического развития. Однако для детей с отклонениями в развитии этого оказывается мало. Полученные современной медициной данные свидетельствуют об эффективности ранних коррекционно-воспитательных мероприятий. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.
Кроме того, на ранних этапах развития дети усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если у ребенка с отклонениями в развитии они изначально сформированы и закреплены неправильно, то впоследствии скорригировать их крайне сложно. Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое заключается, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений. Конкретные особенности воспитания таких детей зависят от вида нарушенного развития, степени и характера нарушений различных функций, а также компенсаторных и возрастных возможностей ребенка. Многие дети с отклонениями в развитии помимо правильного воспитания, обучения и коррекции нарушенных функций нуждаются также и в специальном лечении. Все это обуславливает необходимость ранней диагностики различных отклонений в психомоторном развитии. При диагностике нарушенного развития мало только констатировать интеллектуальную, речевую, двигательную или сенсорную недостаточность, необходимо поставить клинический диагноз, который отражал бы причину и механизм нарушения развития, определял бы социальный прогноз, а также намечал пути и методы лечебно-коррекционной работы. Поэтому специалисты медико-психолого-педагогических комиссий и работники дошкольных учреждений должны хорошо ориентироваться в вопросах диагностики различных форм нарушенного развития, иметь представление о современных методах их психолого-педагогической коррекции. В настоящей монографии результат обобщения основных теоретических представлений отечественной и зарубежной литературы в области специальной психологии и коррекционной педагогики детей раннего возраста. I. РАННЯЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|