Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема онтогенеза психического развития ребенка в норме и патологии




 

Возрастные особенности – специфические свойства личности, индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Если возрастная психология изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека, то общая психология изучает основные общие закономер­ности проявлений, а также систематику психических расстройств.

На важность онтогенетического подхода при изучении психических расстройств в детском и подростковом возрасте впервые указал еще в 1864 году отечественный клиницист М.С. Зеленский. Невропатолог В.А. Мурашов в 1896 году предложил выделить два онтогенетических уровня поражения нервной системы: внутриутробный и охватывающий первые годы жизни ребенка.

На онтогенетический подход в изучении психических расстройств детского возраста опираются в своих исследованиях М.О. Гуревич, Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, А.И. Личко и другие авторы. Основным понятием возрастной психопатологии является термин «психический дизонтогенез», т.е. нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга.

Психический дизонтогенез может быть вызван как биологическими (генетическими, экзогенно-органическими) патогенными факторами, так и неблагоприятными более или менее длительными микросоциальными – психологическими средовыми воздействиями, а также разнообразными сочетаниями тех и других. Роль социально-психологи­ческой среды в происхождении психологического дизонтогенеза не только вытекает из признания ведущей роли социального начала в формировании человека как личности, но и подтверждается современ­ными данными морфологии и физиологии головного мозга.

В отечественной возрастной психологии одной из наиболее известных концепций, дающих целостное представление о процессе становления ребенка как личности, является концепция Д.Б. Эльконина, построенная на основе идей, высказанных в свое время Л.С. Выготским, и развитая А.Н. Леонтьевым. В одной из своих работ, посвященных этой теме, А.Н. Леонтьев писал, что «в психическом развитии ребенка можно выделить определенные стадии, и общая картина развития отдельных процессов психической жизни внутри каждой стадии представляется следующим образом: «Развитие ведущей деятельности, характеризующее данную стадию, и связанное с ней развитие других видов деятельности ребенка определяет собой выделение в его сознании новых целей и формирование отвечающих им новых дейст­вий». Данный подход изучает оба процесса, сопровождающие друг друга в каждый момент жизни ребенка и переходящие друг в друга. Предметом исследования становится совместная деятельность детей со взрослыми и сверстниками и тот процесс преобразования познава­тельной деятельности и поведения, который подготавливается и совер­шается внутри этой социальной по содержанию деятельности.

Однако клиника психических заболеваний у детей и подростков опирается на теории периодизации индивидуального развития, которые рассматривают его как поэтапный переход от одного состояния к другому, качественно более высокому. Это теории периодизации, вы­двинутые отечественными морфологами и физиологами (А. М. Северцов, А. А. Волохов, И. А. Аршавский, Л. А. Орбели, Т. А. Образцова). Исследования И. А. Аршавского показывают, как в онтогенезе сменяются качественно различные этапы функционирования и реагирования головного мозга, причем новые формы реагирования не вытесняют старые, а преобразуют и подчиняют их.

Идея этапности индивидуального развития развивается в зарубеж­ной сравнительно-возрастной психологии (К. Buhler, A. Gesell). Так, Пиаже выделяет: 1) сенсомоторный период (от 0 до 15 месяцев); 2) период недеятельного интеллекта (2-8 лет); 3) период кон­кретных операций (от 9 до 12 лет), период логических операций (с 13 лет) (табл. 2).

Более интегральный характер имеет периодизация развития дет­ской психики, разработанная А. Валлоном, который выделяет стадию моторной импульсивности (1-й год жизни), эмоциональную стадию (первая половина 2-го года), стадию подражания и противопоставления (3-й и 4-й годы жизни), начальный школьный период (5-6 лет), период замены синкретизма мышления объективностью (7-14 лет).

Периодизация этапов психического развития, предложенная Т. К. Ушаковым, включает моторный (1-й год), сенсомоторный (до 3 лет), аффективный (3-12 лет) и идеамоторный (от 12 до 14 лет) этапы формирования психики (см. табл. 2).

Исходя из биогенетической теории этапности индивидуального развития, В. В. Ковалев высказал предположение, что патогенетичес­кую основу преимущественных для разных периодов детского и под­росткового возраста проявлений психических расстройств составляет сменность качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные вредности. Им схематично выделены 4 основных возрастных уровня, преимущественно нервно-психического реагирования у детей и подростков:

1. Соматовегетативный (0-3 года).

2. Психомоторный (4-7 лет).

3. Аффективный (5-10 лет).

4. Эмоционально-идеомоторный (11-17 лет).

Онтогенетически наиболее ранним является соматовегетативный уровень, которому свойственны различные варианты неврастеничес­кого синдрома: повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, нарушениям питания, рас­стройствам сна, нарушением навыков опрятности (см. табл. 2).

Следующий возрастной уровень патологического реагирования – психомоторный. К нему относятся синдром гиперактивности, систем­ные неврастенические и неврозоподобные двигательные расстройства; также заикание, мутизм, которые чаще характерны для детей дошколь­ного и младшего школьного возраста. Следующим уровнем, хроноло­гически близким к предыдущему, но несколько сдвинутым к более старшему, является аффективный. Для него характерны: синдром страхов, повышенной аффективной возбудимости. В.В. Ковалев подчеркивает, что симптоматика, свойственная каждому уровню нервно-психического реагирования, не исключает проявлений пред­шествующих уровней, однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет. Преобладание же расстройств, свойственных онтогенетически более ранним уровням, чаще всего свидетельствует об общей или парциальной ретардации (под ретардацией понимают запаздывание или приостановку психического развития).

 

Таблица 1. Сравнительная периодизация развития психики в онтогенезе

Возраст Периодизация Д.Б. Эльконина Периодизация М. И. Лисиной Периодизация Колберга Периодизация Л.И. Божович
Ведущая деятельность Новообразования возраста Формы общения Этапы формирования морали Уровни самосознания
От 0 до 1 года Эмоциональное общение со взрослым Комплекс оживления, элементарные формы восприятия и мышления, обеспечивающие ему ориентировку в мире и составляющие предпосылку для перехода к усвоению общественного опыта в раннем детстве. Овладение ходьбой, предметной деятельностью, речью До 6 мес. – ситуативно-личностное общение Доконвенциональная мораль. Ориентация на наказание. Ориентация на поощрение Источник активности – физиологические потребности, потребности функционального развития мозга, опредмечивание потребностей. Ситуативная обусловленность поведения
1-3 года Деловое практическое сотрудничество, предметная деятельность Бытовые навыки ребенка, овладение предметными действиями. Орудийные действия, элементы сюжетной игры, продуктивные виды деятельности (лепка, рисование и т.п.). Речь как средство деловых контактов. Совершенствуется понимание речи, формируется собственно активная речь. Овладение слушанием. Умение сосредоточиться, воспринимать речь, запоминать, переживать первые правила поведения, требования, запреты. Первоначальное отношение ребенка к окружающему миру. Стремление к самостоятельному, активному участию в жизни окружающих До 2 лет – ситуативно-деловое общение   С 2 лет собственная активность ребенка. Переход от существа, ставшего субъектом, к существу, осознающему себя как субъект. Возникновение системного образования, связываемого с появлением слова «Я»
3-(6)7 Сюжетно-ролевая игра Происходит ориентация ребенка в самых общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности. Развиваются продуктивные виды деятельности, учится управлять своим поведением, запоминать целенаправленно. Обслуживать себя, считаться с требованиями взрослого, стремиться сохранить положительное отношение к себе со стороны окружающих. Важнейшее новообразование формирование соподчинения мотивов. Развивается самосознание, способное оценить себя и других. Наглядно-действенное мышление приобретает осознанность, способность планировать и описывать в речи совершенное действие. Ведущим становится наглядно-образное мышление. Формируется словесно-логическое мышление. Развитие формы творческого и воссоздающего воображения. Высокий уровень развития речи Внеситуативно - познавательная форма общения (до 5 лет). Внеситуативно - личностная форма общения (до 6-7 лет) Конвенциональная мораль. Ориентация на образец хорошего мальчика или девочки. Ориентация на авторитет С 3-4 лет – самооценка, осознание предъявляемых личностных требований, стремление быть хорошим. Формирование внутренней позиции – устойчивой системы отношений ребенка к себе, к другим, миру
6 (7)-14(15) Учебная деятельность Познавательная деятельность приобретает произвольный характер. Общение становится целенаправленным. Развивается способность к саморегуляции поведения. Формируются нравственные чувства и волевые свойства личности   Постконвенциональный. Ориентация на общественный договор. Добровольное принятие на себя обязательств -
14(16)-16(18) Общение со сверстниками Становление личности   Ориентация на общечеловеческие, этические и нравственные (моральные) нормы Закладываются основы нравственности, отношение к труду, людям, обществу, черты характера, формы поведения. Самосознание самоутверждение

 

 

Таблица 2 Возрастные уровни нервно-психического развития и его нарушения у детей и подростков

Периодизация Ж. Пиаже Периодизация А. Валлона
Возраст Этапы развития Возраст Этапы развития
0-1 год 5 мес. Сенсомоторный интеллект 1 год Моторная импульсивность
    1 год 6 мес. Эмоциональная стадия
2-8 лет Недеятельный интеллект 2 года Сенсомоторная стадия
    3-4 года Стадия подражания и противопоставления
    5-6 лет Начальный школьный период
9-12 лет Стадия конкретных операций. Логические операции 7-14 лет Период замены синкретизма мышления объективностью

 

Периодизация Т. К. Ушакова Периодизация В. В. Ковалева И. М. Сеченов Этапы формирования самосознания Невротические синдромы
Возраст Этапы Возраст Этапы Возраст Этапы Общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, расстройствам сна, нарушениям нарыков опрятности
1 год Моторный          
до 3 лет Сенсомоторный   Соматовегетативный   Появление самоощущения Синдром гиперактивности, системные невротические и неврозоподобные двигательные расстройства: тики, заикание, мутизм
с 3 до 12 лет Аффективный с 4 до 7 лет Психомоторный      
    5-10 лет Аффективный Дошкольный Формирование представлений о схеме тела. Появление самооценки Синдром страхов. Повышенная аффективная возбудимость, уходы, бродяжничество, связанные с появлением элементарной способности к самооценке. Субъективные переживания
12-14 лет Идеаторный 11-17 лет Эмоционально-идеаторный   Способность осознания субъективных переживаний Сверхценные образования, патологические реакции пубертатного возраста, психогенные ситуационные реакции (эмансипации и др. сверхценный ипохондрический синдром, нервная или психическая анорексия, синдром сверхценных увлечений и интересов, синдром философической интоксикации
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...