Проблема онтогенеза психического развития ребенка в норме и патологии
Возрастные особенности – специфические свойства личности, индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Если возрастная психология изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека, то общая психология изучает основные общие закономерности проявлений, а также систематику психических расстройств. На важность онтогенетического подхода при изучении психических расстройств в детском и подростковом возрасте впервые указал еще в 1864 году отечественный клиницист М.С. Зеленский. Невропатолог В.А. Мурашов в 1896 году предложил выделить два онтогенетических уровня поражения нервной системы: внутриутробный и охватывающий первые годы жизни ребенка. На онтогенетический подход в изучении психических расстройств детского возраста опираются в своих исследованиях М.О. Гуревич, Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, А.И. Личко и другие авторы. Основным понятием возрастной психопатологии является термин «психический дизонтогенез», т.е. нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга. Психический дизонтогенез может быть вызван как биологическими (генетическими, экзогенно-органическими) патогенными факторами, так и неблагоприятными более или менее длительными микросоциальными – психологическими средовыми воздействиями, а также разнообразными сочетаниями тех и других. Роль социально-психологической среды в происхождении психологического дизонтогенеза не только вытекает из признания ведущей роли социального начала в формировании человека как личности, но и подтверждается современными данными морфологии и физиологии головного мозга.
В отечественной возрастной психологии одной из наиболее известных концепций, дающих целостное представление о процессе становления ребенка как личности, является концепция Д.Б. Эльконина, построенная на основе идей, высказанных в свое время Л.С. Выготским, и развитая А.Н. Леонтьевым. В одной из своих работ, посвященных этой теме, А.Н. Леонтьев писал, что «в психическом развитии ребенка можно выделить определенные стадии, и общая картина развития отдельных процессов психической жизни внутри каждой стадии представляется следующим образом: «Развитие ведущей деятельности, характеризующее данную стадию, и связанное с ней развитие других видов деятельности ребенка определяет собой выделение в его сознании новых целей и формирование отвечающих им новых действий». Данный подход изучает оба процесса, сопровождающие друг друга в каждый момент жизни ребенка и переходящие друг в друга. Предметом исследования становится совместная деятельность детей со взрослыми и сверстниками и тот процесс преобразования познавательной деятельности и поведения, который подготавливается и совершается внутри этой социальной по содержанию деятельности. Однако клиника психических заболеваний у детей и подростков опирается на теории периодизации индивидуального развития, которые рассматривают его как поэтапный переход от одного состояния к другому, качественно более высокому. Это теории периодизации, выдвинутые отечественными морфологами и физиологами (А. М. Северцов, А. А. Волохов, И. А. Аршавский, Л. А. Орбели, Т. А. Образцова). Исследования И. А. Аршавского показывают, как в онтогенезе сменяются качественно различные этапы функционирования и реагирования головного мозга, причем новые формы реагирования не вытесняют старые, а преобразуют и подчиняют их.
Идея этапности индивидуального развития развивается в зарубежной сравнительно-возрастной психологии (К. Buhler, A. Gesell). Так, Пиаже выделяет: 1) сенсомоторный период (от 0 до 15 месяцев); 2) период недеятельного интеллекта (2-8 лет); 3) период конкретных операций (от 9 до 12 лет), период логических операций (с 13 лет) (табл. 2). Более интегральный характер имеет периодизация развития детской психики, разработанная А. Валлоном, который выделяет стадию моторной импульсивности (1-й год жизни), эмоциональную стадию (первая половина 2-го года), стадию подражания и противопоставления (3-й и 4-й годы жизни), начальный школьный период (5-6 лет), период замены синкретизма мышления объективностью (7-14 лет). Периодизация этапов психического развития, предложенная Т. К. Ушаковым, включает моторный (1-й год), сенсомоторный (до 3 лет), аффективный (3-12 лет) и идеамоторный (от 12 до 14 лет) этапы формирования психики (см. табл. 2). Исходя из биогенетической теории этапности индивидуального развития, В. В. Ковалев высказал предположение, что патогенетическую основу преимущественных для разных периодов детского и подросткового возраста проявлений психических расстройств составляет сменность качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные вредности. Им схематично выделены 4 основных возрастных уровня, преимущественно нервно-психического реагирования у детей и подростков: 1. Соматовегетативный (0-3 года). 2. Психомоторный (4-7 лет). 3. Аффективный (5-10 лет). 4. Эмоционально-идеомоторный (11-17 лет). Онтогенетически наиболее ранним является соматовегетативный уровень, которому свойственны различные варианты неврастенического синдрома: повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, нарушениям питания, расстройствам сна, нарушением навыков опрятности (см. табл. 2). Следующий возрастной уровень патологического реагирования – психомоторный. К нему относятся синдром гиперактивности, системные неврастенические и неврозоподобные двигательные расстройства; также заикание, мутизм, которые чаще характерны для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Следующим уровнем, хронологически близким к предыдущему, но несколько сдвинутым к более старшему, является аффективный. Для него характерны: синдром страхов, повышенной аффективной возбудимости. В.В. Ковалев подчеркивает, что симптоматика, свойственная каждому уровню нервно-психического реагирования, не исключает проявлений предшествующих уровней, однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет. Преобладание же расстройств, свойственных онтогенетически более ранним уровням, чаще всего свидетельствует об общей или парциальной ретардации (под ретардацией понимают запаздывание или приостановку психического развития).
Таблица 1. Сравнительная периодизация развития психики в онтогенезе
Таблица 2 Возрастные уровни нервно-психического развития и его нарушения у детей и подростков
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|