Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в историческом аспекте




 

Архивные данные, а также исторические сведения, представленные В. Ермоловым, свидетельствуют, что первым документальным подтверждением интереса к лицам с нарушениями развития принято считать египетский папирус Ebers (1550 г. до н.э.), который, по мнению египтологов, базируется на еще более древней рукописи времен врача Имхотепа (3000 г. до н.э.). Примечательно, что египтян интересовали не только причины болезни и способы лечения, но их заботило и социальное самочувствие инвалидов.

В городе Кармаке жрецы обучали слепых музыке, пению, массажу, привлекали к участию в культовых церемониях. В отдельные исторические периоды слепые составляли основную массу придворных поэтов и музыкантов, а «умственно отсталые» находились под защитой бога Озириса и его жрецов.

В античном мире человеческая жизнь, особенно жизнь ребенка, не представлялась ценной сама по себе. Об этом свидетельствуют древнегреческие законы легендарного царя Спарты Ликурга (IX-YIII вв. до н.э.), возведшие заботу о «физической полноценности» граждан в догму. Вот что пишет Плутарх в жизнеописании Ликурга об установленных законах и обычаях в Спарте: «Если же ребенок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам (так назывался обрыв на Таигете), считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе. Воспитание ребенка не зависело от воли отца...». В «Политике» Аристотеля говорится, что «пусть будет закон: ни одного калеку выращивать не следует».

Во времена раннего христианстватолько церковь уделяла внимание калекам, увечным и слабоумным. Важную роль в их судьбах играли монастыри. В них подчас находили приют люди с физическими или психическими недостатками.

На Русипервым лицом, как свидетельствуют историки, облеченным властью и попытавшимся реально помочь инвалидам, был киевский князь Владимир, который крестил страну и устроил монастыри с первым опытом призрения убогих. В XI веке Киево-Печерская лавра становится прибежищем для людей с физическими или психическими недостатками. Отношение к данной категории лиц было неоднозначным как на Руси, так и в Европе. Когда их становилось особенно много (после войн, экологических катастроф), для них при монастырях открывали богадельни, учреждения общественного призрения с целью ограничения передвижения. В «Стоглавый судебник» (1551г.) при Иване Грозном была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих, «кои одержимы бесом и лишены разума». Их рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не пугали здоровых людей.

Таким образом, забота и опека страждущих и обездоленных на Руси нашла своё место как в традициях и жизнедеятельности простого народа, так и в официальных действиях церкви, государственной власти, в деятельности великого отечественного преобразователя социальной политики Петра I. Подтверждают данное положение следующие исторические факты: в 1701-1705 годах он издает указы «О запрещении убийства зазорно рожденных детей» и об «Открытии сиропитательных домов», так называемых приютов для детей-подкидышей.

В период недолгого царствования Павла I, в 1796 г., создается Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны (или Мариинское ведомство), просуществовавшее до 1917 г. На его средства открывались и финансировались учреждения для детей с нарушениями развития. Так, в Москве и Петербурге в XVIII-XIX вв., по утверждению Л.М. Шипицыной, большинство открывавшихся длядетей дошкольного возраста воспитательных домов, приютов и домов призрения входило в Ведомство учреждений императрицы Марии.

С середины XIX в. в России стали возникать буржуазно-филантропические общества и союзы, которые ставили своей задачей организацию благотворительных яслей, яслей-приютов, народных детских садов в местах сосредоточения крупной промышленности. В этих бесплатных учреждениях дети получали лишь питание и, в крайне необходимых случаях, медицинскую помощь. Воспитательная работа в детских садах для детей раннего и дошкольного возраста стала проводиться с конца XIX в. по инициативе отдельных передовых людей из среды демократической интеллигенции. Но эти учреждения охватывали лишь небольшое количество детей и не могли решить всех проблем, в том числе и сократить рост смертности детей раннего возраста.

Анализ литературы показал, что в последней четверти XIX в., в связи с успехами в отечественной психиатрии, биологии и педагогике, в России стали создаваться учреждения, сочетающие как медицинские, так и педагогические формы помощи детям с нарушениями в развитии, начиная с раннего возраста («Лечебно-педагогическое учреждение доктора Ф.Плаца»; «Врачебно-воспитательное заведение доктора И.В. Маляревского»). Опыт этих учреждений, накопленный в процессе работы с детьми (за 30 лет работы в заведение И.В. Маляревского со всех концов России поступило 712 детей в возрасте, начиная с 4-х месяцев), а также их структура, в дальнейшем были использованы при организации других подобных учреждений. Таким образом, во второй половине XIX в. проблема детей с нарушениями развития стала восприниматься не только как медицинская, но и как педагогическая.

В это же время в России происходит ряд политических преобразований, повлиявших на массовое открытие специальных учреждений для детей: отмена крепостного права (1861), принятие нового Устава начальных школ (1864), учреждение земства, которому вменялось управление местным здравоохранением и народным образованием (1867), что активизировало деятельность русских врачей и послужило развитию психиатрии в России, реформа городского самоуправления, позволявшая городским думам самостоятельно открывать лечебные и образовательные учреждения (1870), экономический подъём и активизация в 60-е гг. благотворительности.

В начале XX столетия в стране возникает значительное число специальных образовательных учреждений для детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями, начинает развиваться система специального дошкольного воспитания. По инициативе супругов Ф.А. и Н.А. Pay в 1900 г. в Москве был открыт первый в России и в Европе детский сад-пансион для детей с недостатками слуха. Подобные учреждения открываются в Петербурге и Киеве.

В этот же период, по свидетельству Л.А. Даниловой, появляются первые учреждения, осуществляющие реабилитацию в детей с нарушениями опорно-двигательной системы. Врачи раньше, чем педагоги, поняли необходимость специального обучения и первыми начали исследования таких детей. Наиболее значимыми в этот период времени учреждениями, проводящими научную, экспериментальную и педагогическую работу с аномальными детьми, являлись школа-лечебница Г.Я.Трошина (1906) и врачебно-воспитательное заведение «Школа-санаторий для дефективных детей» В.П. Кащенко в Москве (1908). Впервые в названии учреждения в русском лексиконе появляется термин «дефективный». Этим термином В.П. Кащенко обозначал те состояния детей, при которых обнаруживаются недостатки физического и психического развития.

Педагогическое направление помощи детям с нарушениями в развитии (детский сад, школа) в дореволюционной России продолжает свое развитие. По свидетельству директора Института коррекционной педагогики Российской академии образования Н.Н. Малофеева, кроме вышеперечисленных заведений, до Октябрьской революции и в других городах России были открыты вспомогательные школы, в которых воспитывалось около 2 тыс. детей. В 1911 г. в Москве на съезде учителей впервые была подчеркнута необходимость организации специальной помощи детям, страдающим речевыми расстройствами. Вначале такая помощь оказывалась под руководством сурдопедагога Ф.А. Pay в школах для детей с умственной отсталостью, а с 1915 г. были созданы логопедические курсы.

Становление государственной системы специального образования в России началось после 1917 г. На I Всероссийском съезде народных деятелей по охране детства, созванном отделом детских домов Наркомсобеса в феврале 1918 г., было предложено создать дифференцированную систему специальных образовательных учреждений соответственно типу нарушения в развитии детей. В этот период произошел интенсивный рост специальных учреждений для детей, зачастую происходивший без учёта материальных возможностей и без должного руководства. Дети с нарушениями в развитии, к которым относились и беспризорные, были объявлены предметом исключительно государственной заботы и оказались в определённой изоляции от среды нормально развивающихся сверстников, семьи, церкви, общественных благотворительных инициатив. При столь высоком росте сети специальных учреждений, превышающем материальные возможности государства, учебно-воспитательный процесс строился на низком уровне, а вся забота сводилась к материальному обеспечению воспитанников, их призрению.

Важным событием, повлиявшим на дальнейшее развитие системы воспитания детей с нарушениями в развитии, явилось выступление Л.С. Выготского на Втором съезде по социально-правовой охране несовершеннолетних на тему «О современном состоянии и задачах в области воспитания физически дефективных и умственно отсталых детей» (1924). Л.С. Выготский подверг критике существующую систему специальных школ, оторванных от общей системы воспитательной работы, и отметил правильность мысли П.Я. Трошина о том, что «по существу нет разницы ни в воспитательном подходе к ребёнку дефективному и нормальному, ни в психологической организации их личности». Задачу специальной педагогики Л.С. Выготский видел в том, «чтобы связать педагогику дефективного детства (сурдо-, тифло-, олиго- и т.п. педагогику) с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства».

Работа и решения Второго съезда заметно повлияли на развитие специального образования: стал увеличиваться охват нуждающихся детей специальными учреждениями, начались новые научные исследования, определилась структура специальных учреждений, среди которых выделяются дошкольные учреждения. Все новые требования были изложены в государственных постановлениях и приказах: «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков» (1926); «О порядке введения всеобщего обязательного начального обучения в РСФСР»(1927); «О мерах для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых, слепых детей и подростков» (1927); «О мерах по борьбе с речевой дефективностью у детей школьного и дошкольного возраста» (1927). Несмотря на экономические трудности, стоящие перед государством, уже в первые годы Советской власти стали возникать детские учреждения для детей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями. Одновременно началась подготовка профессиональных специалистов для работы с такими детьми. В 1927 г. создаётся научный центр по разработке проблем дефектологии - Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ), ныне ИКП РАО, что способствовало проведению комплексного изучения детей с различными нарушениями развития, разработке научных основ системы специального обучения. По словам Т.В. Волосовец, 1933 г. можно считать годом рождения логопедии, когда Л.С. Выготский совместно с директором ЭДИ И.И. Данюшевским создал ещё одну отрасль дефектологии, объектом исследования которой стали дети с нарушениями речи. При Экспериментальном дефектологическом институте появилась Школа-клиника речи.

Дети с речевой патологией долгое время продолжали обучаться в условиях общеобразовательной школы, несмотря на то, что уже тогда имелись сведения о значительной распространённости речевых нарушений в детском возрасте. В 1928 г. профессор Ф.А. Pay поставил вопрос о необходимости организации дошкольной помощи детям с дефектами речи в целях исправления речевых нарушений к моменту поступления ребёнка в школу. Он выделил лёгкие формы речевых недостатков, которые могут быть устранены воспитателями детских садов, прошедшими логопедическую переподготовку, и тяжёлые формы речевой недостаточности, которые могут корригироваться специалистами-логопедами в специальных группах.

Первая логопедическая группа для заикающихся детей дошкольного возраста была открыта при нервно-психиатрической лечебнице (1930). В следующем году Наркомпрос издал приказ «О введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков». Это дало возможность расширить логопедическую помощь детям по линии двух ведомств – здравоохранения и просвещения.

Первыми специальными дошкольными учреждениями в нашей стране – стали ясли для неслышащих детей, открытые Е.Ф. Pay в 1930 году. Обучение в них начиналось с 3-месячного возраста. Была подготовлена методическая литература по воспитанию и обучению детей раннего возраста с нарушенным слухом: десятитысячным тиражом было издано практическое руководство Н.А. Pay «Матерям маленьких глухих детей», через два года пятитысячным тиражом выходит брошюра Н.А. Pay и Ф.Ф. Pay «Матерям маленьких тугоухих детей».

В этот же период было положено начало педагогической коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста. Так, в 1932 г. открылись ясли для заикающихся детей, работа в которых проводилась под методическим руководством Е.Ф. Pay, а также логопедический полустационар для заикающихся дошкольников, организованный по инициативе известного психиатра и общественного деятеля В.А. Гиляровского (1930).

11 октября 1937 г. был издан первый приказ Наркомздрава СССР, который оказал влияние на осуществление организационных мероприятий, направленных на создание единой системы воспитания детей раннего возраста. 7 февраля 1938 г. специальная комиссия из опытных практических и научных работников под руководством Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной разработала «Основные положения по воспитательной работе в яслях и домах младенца», которые явились первым организационным руководством, направленным на создание единой для всех детских учреждений раннего возраста системы воспитания; в 1939 г. был издан первый учебник «Воспитание детей раннего возраста в яслях» под редакцией Н.М. Щелованова и Н.А. Аксариной.

Важное значение для развития системы общественного воспитания имело постановление Совета Министров СССР от 21 мая 1959 г. «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», так как в целях преемственности воспитания оно предусматривало объединение двух типов детских учреждений – яслей и детских садов в единое дошкольное учреждение ясли-сад и разработку единой программы воспитания детей раннего и дошкольного возрастов. Единая Программа воспитания в детском саду была впервые опубликована в 1962 г., а спустя семь лет утверждена Министерством просвещения РСФСР. В ней излагались задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми возрастных групп от 0 до 7-ми лет. Программа воспитания детей первых 3-х лет была составлена под руководством проф. Н.М. Щелованова, а от 3-х до 7-ми лет – А.П. Усановой и А.В. Запорожца.

Помимо учреждений для детей с нарушением слуха, зрения и интеллекта вплоть до 50-х годов в России почти отсутствовали специальные образовательные учреждения для других категорий аномальных детей и подростков. «Лишь в 1954 г. в Ленинграде была открыта первая школа для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. С 1958 г. подобные школы появляются в других городах (Москва, Свердловск и др.). Первоначально эти школы обеспечивают образование в объеме 4 классов массовой школы», – пишет Л.М. Шипицына. Длительное время (60-е гг.) логопедическая помощь оказывалась лишь в экспериментальных группах или амбулаторно в детских поликлиниках, что не отвечало полностью потребностям населения и не обеспечивало полноценной коррекции нарушения речи к моменту поступления ребенка в школу.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата до 50-х годов, в основном, получали лишь медицинскую помощь и находились на учете в системе здравоохранения. В конце 50-х гг. в Москве и Ленинграде для них открылись первые школы, первоначально предназначавшиеся для тех, кто перенес полиомиелит. В эти же годы, по словам Л.М. Шипицыной, стали открываться интернаты, которые должны были выполнять функции школьного и внешкольного воспитания, а для учащихся, не имеющих родителей, - и семейного воспитания. Школы-интернаты принимали детей-сирот, детей одиноких матерей, аномальных детей, инвалидов и детей из других семей, нуждающихся в помощи государства.

В 60-70-е гг. в НИИ дефектологии АПН СССР (ныне ИКП РАО) разрабатывалось содержание работы в семье с детьми с нарушенным слухом второго года жизни (Б.Д. Корсунская, Л.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард). Так, Э.И.Леонгард под руководством проф. Ф.Ф, Pay было предпринято исследование возможностей раннего слухоречевого развития детей, для чего стали использовать звукоусиливающую аппаратуру. В процесс воспитания и обучения широко вовлекались родители. Продолжением и развитием этого направления стали исследования возможности включения детей с нарушенным слухом в массовую образовательную среду благодаря ранней коррекционно-педагогической помощи (Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская). С 80-х гг. стали проводиться эксперименты в области педагогической помощи детям раннего возраста с нарушением зрения (С.М. Хорош, Л.И. Солнцева), а также неслышащим детям первого года жизни (Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко).

В это время в педагогической науке утвердилось мнение о том, что наряду с медицинским направлением помощи детям раннего возраста с нарушениями развития необходимо развивать и психолого-педагогическое. В 90-е гг. по заказу Министерства образования РФ Институтом коррекционной педагогики РАО была разработана психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста, учитывающая возрастные и психологические новообразования, уровень развития ведущей деятельности и уровень развития типичных видов деятельности ребенка в каждом возрастном периоде. Такой подход позволяет не только выявить отклонения в развитии ребенка, но и определить пути коррекционной работы с ним. Разработанная диагностика была внедрена в деятельность ПМПК различных регионов страны.

Основа современной системы специального образования формировалась в значительной степени под влиянием таких документов международного стандарта, как: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация о правах инвалидов (1975), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971), Конвенция о правах ребенка (1989), Законодательная политика Российской Федерации 90-х гг. XX в. была направлена на то, чтобы постепенно привести существующие в стране законодательные акты в соответствие с международными, а также осуществить принятие ряда законов, регламентирующих права инвалидов в нашем государстве и гарантирующих право лиц с отклонениями в развитии на получение образования. В настоящее время нормативно-правовую базу специального коррекционного образования Российской Федерации составляют следующие документы: Законы РФ «О социальной защите инвалидов» (1995), «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» (специальном образовании); Указы президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности»; «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов»; Федеральная программа «Дети России»; «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1997); «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (1998); Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» (1996) и др.

Таким образом, исторический анализ зарождения, становления и развития отечественной системы психолого-педагогической помощи детям показывает, что на протяжении веков отношение государства и общества к лицам с нарушениями в развитии менялось от равнодушия, нетерпимости и необходимости их призрения до равноправного партнерства и осознания важности оказания им не только медицинской, но и психолого-педагогической помощи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...