Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы массового поведения. Взаимодействие людей в неорганизованных группах




Как потребности людей имеют кардинальный или дополнительный, постоянный или спорадический характер, так и общности, которые объединяют многочисленных членов, жаждущих социального удовлетворения, могут быть устойчивыми или временными, хорошо структурированными или диффузными («размытыми»). К массовидным общностям
социологи относят массы, аудитории, социальные движения и толпы.

Построенные порой из материала «случайного», массовидные общности соединяются в единых поведенческих порывах очень разных, ничем другим не связанных, незнакомых людей. Их однотипное поведение (футбольных фанатов, зрителей сериала, демонстрантов, любопытных зевак и т. п.) продиктовано зачастую не разумом, а чувством. То есть
не осознанием общностей целей, а ощущением общности эмоций. Конечно, люди всегда способны приписывать смыслы своим действиям (в том числе и рациональные), но специалисты давно отметили, что поведению массовидной общности присущи эмоциональное заражение и аффект. Выходя из зала, стадиона или выбираясь из толпы, человек нередко удивляется тому, что он только что делал нечто, вовсе ему не присущее.

Таким образом, взаимодействие людей в неорганизованных группах,
в толпе — резкая противоположность предписанным ритуалам. Элементарное поведение в толпе относительно стихийное, порой непредсказуемое взаимодействие людей в ситуации неопределенности или угрозы. Ключ
к пониманию природы коллективного поведения людей дает такая форма социального взаимодействия, как круговая реакция, когда взаимное возбуждение людей приобретает форму, при которой люди отражают настроения, эмоции друг друга и таким образом интенсифицируют их. Социальное беспокойство — внутреннее напряжение многих людей при отсутствии способов его снятия в форме беспорядочной и не координированной деятельности, причем чувство беспокойства вовлекается в круговую реакцию и становится «инфекционным», происходит «эмоциональное заражение» людей. Социальное беспокойство присутствует там, где люди обладают повышенной чувствительностью по отношению друг
к другу, а также там, где вместе переносят разрушения своего заведенного жизненного уклада. Эти условия встречаются в таких случаях социального беспокойства, как революционные волнения, женский протест, религиозные волнения, трудовые конфликты.

Черты социального беспокойства:

— беспорядочный характер поведения, когда люди находятся в состоянии напряженности и чувствуют сильный позыв к действию, но
не имеют четкого представления и понимания своих целей;

— возбужденные чувства тревоги, страхов, неуверенности, агрессивности, склонность к распространению слухов и преувеличений;

— наличие повышенной раздражимости и внушаемости людей, психологической неустойчивости, податливости влиянию лидеров, новых стимулов и идей.

Там, где коллективное возбуждение интенсивно и широко распространено, есть вероятность распространения социальной инфекции — сравнительно быстрого, бессознательного и нерационального распространения каких-либо настроений или форм поведений (например, разгул биржевой спекуляции, финансовой паники или волны патриотической истерии).

Толпа — это общность, которая представляет собой случайное или почти случайное образование, любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. Когда интерес исчезает — люди рассеиваются. Иногда эта общность имеет агрессивный характер. Отличительное качество толпы: анонимность, психическое заражение, внушаемость, подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим интересом и, чаще всего, подчиняется низменным инстинктам. Скученность и плотность вызывает вначале психологический, а затем физический дискомфорт. Типичный пример — давка (например, в автобусе характеризуется негативным социальным взаимодействием — руганью, конфликтами, оскорблениями, драками).

В толпе, главным образом, преобладают эмоционально-волевые устремления, неустойчивые интересы людей. В обществе всегда имеются люди, которые смелы в толпе и ничтожно трусливы за ее пределами. Поведение толпы, как правило, подвержено сильному влиянию лидера, которым является человек, уловивший ее настроение, мотивы в реализации целей. Толпа без лидера не может ничего сделать, кроме осуществления деструктивных действий.

Толпа имеет общие характеристики:

1. Иррациональное, бессознательное проявление, в основе которого лежат инстинкты агрессии, самосохранения и самовыражения.

2. Внушаемость, подражание и социально-психологическое заражение с эмоциональными акцентуациями.

3. Чувство безнаказанности в общем потоке массового поведения, поскольку люди, составляющие толпу, анонимны и находятся якобы вне социального контроля; например, при осуществлении актов вандализма беснующими футбольными болельщиками (битье стекол, порча кресел
в вагонах метро и другие подобные действия); каждый из толпы снимает с себя ответственность, действуя со всеми как единое целое.

Внимание, которое стали проявлять ученые к коллективному поведению в XX в., было неслучайным. По мнению нашего современника, известного социального философа Х. Ортеги-и-Гассета, изучавшего, в первую очередь, тоталитарные, фашистские общества, в этот период сформировалось массовое общество, в котором господствуют стандарты массовой культуры. Это бесструктурное общество, маргинализирующее все и вся. Социальная автоматизация происходит во всех современных обществах, для которых характерны психозы моды, массовые истерии или иные проявления, более ярко выраженные в обществах тоталитарного типа.

Если какие-то значимые потребности людей не реализуются, и они осознают это как угрозу своему существованию, включаются особые механизмы защитного поведения. Когда возникает общность интереса, основанная на беспокойстве или страхе, формируется толпа или масса. Возможна даже паника, словно происходит «заражение» отрицательными эмоциями, в первую очередь, страхом. Поэтому теорию Г. Лебона и Г. Тарда стали называть эпидемиологическим направлением социологии общностей.

Эти исследователи подчеркивали, что у члена толпы возникает чувство анонимности, бесконтрольности и поэтому вседозволенности, так как потерянность в массе других людей и единство испытываемых всеми эмоций выводят индивида из состояния «социальной зачарованности». Он перестает ощущать свои ролевые «маски», они в этот момент ему
не требуются, никто из окружающих людей не предъявляет ему этих «ролевых ожиданий». Человек как бы регрессирует в мир первозданных «нутряных» страстей. И Лебон и Тард отмечают, что в толпе формируется чувство особой мощи, каждый отдельный человек чувствует многократное увеличение собственных усилий, он увлекается общим порывом, превращается в часть единого живого организма. Во главе этой свежепереплавленной общности стоит лидер, и толпа полностью, беспрекословно подчиняется его воле.

Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными и хорошо организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ли ситуация, нашлись ли организаторы и лидеры, способные возглавить остальных.

Массовое поведение — это поведение людей, характерное только для массового общества и обладающее такими чертами, как неорганизованность, неструктурированность, некоординированность. Кроме того, важной чертой массового поведения следует считать индивидуальный выбор поведения. Если поведение толпы определяется как нестойкое, эпизодическое и проявляется только в социальной группе, то массовое поведение проявляется и реализуется как сумма отдельных индивидуальных действий. В отличие от толпы (которая представляет собой людей, собранных
в ограниченном физическом пространстве), массы людей разбросаны
и лишены постоянного и осознанного контакта одного человека с другим.

Согласно данному понятию, массы людей не могут совершать совместных разрушительных действий и взаимодействовать, как толпа. Коллективное поведение в массовом обществе отличается тем, что большое количество людей действует индивидуально, а не в составе группы, но, тем не менее, их действия однонаправлены, способные создавать значительные социальные изменения. Исход беженцев из бывших республик СССР, эмиграция, спрос на определенные товары, увлечения молодежи — это яркие примеры массового поведения в современном обществе.

Слухи — совокупность сведений, возникающих из анонимных источников и распространяющихся по неофициальным каналам, имеющих
в основе подлинные факты, но отличаюшихся по содержанию от него
и несущих в себе оттенок нереальности, предположительности. Распространение слухов — форма массового поведения. Слухи возникают в ситуациях дефицита информации или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не верит официальной информации.

Надо сказать, что слухи могут распространяться в любых обществах, но только в массовом обществе они являются наиболее характерной чертой социальных взаимодействий. Многие исследователи отмечают, что большинство наших неофициальных бесед состоит из передачи слухов. В каждом разговоре с соседями, сотрудниками или просто с людьми, не равнодушными к судьбе России, делам правительства или проблемам российского искусства, неизбежно обсуждаются слухи, что способствует их распространению. При этом людей мало удовлетворяет обсуждение подлинных фактов, особенно распространяемых через официальные каналы информации. В ходе восприятия и усвоения подобной информации людей интересует не истинность слуха, а лишь его правдоподобие. Однако большинство людей склонны усваивать и распространять самые неправдоподобные слухи, полагая, что «дыма без огня не бывает». Желание
людей знать подробности значимых для них событий является основой происхождения слухов.

Совокупность людей, которые пассивно воспринимают слух либо
активно его распространяют, составляют аудиторию воздействия слуха. Аудитория воздействия слуха — не просто сумма пассивных восприемников информации. Многие являются ее участниками: они не только передают новость дальше, но что-то изменяют в ней, добавляют новые подробности либо полностью искажают смысл. Согласно гипотезе американского социального психолога Т. Шибутани, слух как коллективное действие построен на четком распространении ролей. Первые выполняют роль «посыльного» и только распространяют слух. Вторые играют роль «интерпретатора», добавляя к новости собственные соображения. Третьи оказываются в ситуации либо «скептиков», сомневающихся в достоверности слуха, либо «сторонников», горячо отстаивающих его. Кое-кто берет на себя роль «принимающего решение», готового действовать в соответствии со слухом. Большинство же остается в роли простых зрителей, или аудитории.

Последствия воздействия слухов в массовом обществе бывают весьма велики. Так, слух может подорвать репутацию политического деятеля, представить высокоморальное аморальным, дискредитировать какую-либо деятельность, разрушить положительный имидж организации, продукта или услуги.

Разновидностью слухов выступают сплетни.

Новости о злоумышленниках, крадущих детей или насилующих женщин в лифте, новости о предстоящем повышении цен — это слухи. Они основаны на подсознательном страхе. Новости о том, сколько бриллиантов у первой леди государства, или о том, с кем разводятся или на ком женятся рок-звезды — это сплетни. Они основаны на любопытстве.

Паника — такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Люди действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга.

Паника случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. В подобных ситуациях действуют силы, не подвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, пригодные в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция панических действий.

Массовая истерия — представляет собой формы иррационального, непредсказуемого поведения или проявления слепой веры.

Обычно это социальное явление относительно кратковременно и по степени проявления напоминает феномен толпы. В качестве примера можно привести поклонников эстрадных звезд, которые преследуют своих кумиров; поклонников футбольной команды, которые буйствуют в различных местах без прямых контактов друг с другом; националистов, которые проявляют ненависть по отношению к некоторым этническим группам и т. д. Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику или в погромы.

Погром — коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности.

Погром часто принимает вид шовинистического выступления против какой-либо национальной или иной группы населения, сопровождающегося грабежами или убийствами. До революции в России было несколько еврейских погромов. В первые дни Октябрьской революции прокатилась волна «винных» погромов.

Погром — спонтанный «кратковременный» всплеск насилия, подогреваемый не убеждениями, а страстями. После выступления одной из рок-групп в Санкт-Петербурге и Москве молодежь устраивала погромы
в метро и электричках. Во многих странах Европы футбольные фанаты устраивают погромы после очередных матчей.

Самым известным примером погрома являются так называемые суды Линча — самосуды, устраиваемые толпой белых над провинившимися неграми.

Бунт — собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян).

Эмоциональное состояние (недовольство) переходит сначала в стихийное действие (негодование), а затем организованное (погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват административных зданий).

Бунт означает неподчинение официальным властям. Студенческие бунты, во время которых молодые люди баррикадировали аудитории
и не подчинялись администрации. Это случалось в России накануне Октябрьской революции, в современной Европе (знаменитая весна 1968 г.), в Америке (против войны во Вьетнаме) и в Сорбонне (Франция, 2006 г.)
в наши дни. Известны бунты на кораблях, в армейских гарнизонах, негритянских гетто.

Общественное мнение

Понятие общественное мнение используется в двух смыслах:

1) мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями определенной социальной группы и субкультуры в данном обществе;

2) доминирующее мнение среди всех представителей общественности.

Общественное мнение создается через межличностное общение
и средства массовой коммуникации. С процессами становления общественного мнения связаны и экономические, и духовные, и социальные потребности. Потребности людей не только влияют на динамику общественного мнения, но выступают в качестве ее главного фактора, так как заключают в себе испытываемые людьми глубокие побуждения к достижению определенных условий жизни и развития. Стремление к удовлетворению потребностей выражается через оценки, умонастроения и суждения.

В результате складывается общественное мнение, в котором отражаются содержание и характер той потребности, которая вызвала его к жизни. Осознанные массовые потребности людей выступают причиной зарождения и формирования общественного мнения в силу того, что выступают
в качестве мотивов различных общественно-психологических процессов, внутренне присущих самой природе этого мнения.

Помимо потребностей и интересов на содержание и направленность общественного мнения большое влияние оказывают ценностные ориентации. Ценностные ориентации представляют собой соединение рассудочного и чувственного отношения к предмету общественного мнения. Формирование общественного мнения идет на двух уровнях: эмоциональном и рациональном. Наиболее действенным и устойчивым является то мнение, которое захватывает как сферу чувств людей, так и сферу разума. В нем могут быть выражены не только ненависть и надежда, но
и рационально обоснованная позиция его субъекта.

Таким образом, общественное мнение как публично выраженное
и распространенное мнение является выразителем общих интересов людей. Его формирование происходит в процессе борьбы противоположных мнений, поскольку не бывает полного совпадения интересов людей, их желаний и устремлений. Любая социальная группа — это совокупность людей, весьма сильно различающихся по уровню культуры, жизненному опыту и ряду других положений, следовательно, их суждения по предмету мнения не могут не расходиться.

Слухи, которые являются объективным атрибутом межличностной коммуникации, могут влиять на общественное мнение. Как мы говорили выше основной причиной зарождения слухов принято считать дефицит информации об интересующих людей событиях. Но к причинам возникновения слухов, как показывают современные исследования, могут также относиться низкий уровень удовлетворения жизненных потребностей людей, конфликты в различных сферах общественной жизни. Важную роль в возникновении слухов играют низкая культура и образованность людей, укоренившиеся ложные установки, предрассудки. Побудительным импульсом их возникновения служит недостаток информации.

Процесс формирования общественного мнения под влиянием слухов не отличается четкой последовательностью, ему присущи противоречивость и стихийность. Он протекает довольно быстро, и сложившееся
в этом случае общественное мнение существует относительно недолго, поскольку оно или опровергается компетентным мнением, или, не имея под собой почвы, затухает. Часто в силу новой более точной или опровергающей информации возникшее общественное мнение начинает претерпевать качественные изменения.

Общественное мнение под воздействием слухов может принимать
не столько форму обычного оценочного суждения, сколько прямого жесткого требования. Здесь проявляется не только особенность слухов быстро распространять ту информацию, которая отвечает представлениям
и настроениям многих людей, но и то, что слухи обычно выражают обсуждаемое явление в привлекательной и очень доступной форме. Подобные слухи молниеносно распространяются и способствуют быстрому формированию оценки события, а также поведенческой реакции людей, доминирующим механизмом которой выступает общественное мнение.

Общественное мнение различается в зависимости от того, под влиянием какого типа слуха оно сформировалось. Так, общественное мнение, сформировавшееся под воздействием стихийных слухов, возникает спонтанно при активизации таких факторов, как страх, жалость, ненависть и т. д. Подобное общественное мнение быстротечно и противоречиво.

Особое место в процессе формирования общественного мнения занимает вера. Это она помогает выбрать позиции, заставляя принимать одни решения и отвергать другие, поддерживать одних людей и отвергать других. Познание душевных основ бессознательного открывает возможности для воздействия на содержание общественного мнения, его направленность, тенденции изменения.

В настоящее время общественное мнение занимает незавидное положение — положение разменной монеты. Опросы общественного мнения носят коммерческий характер и являются прямым или косвенным манипулированием. Общественное мнение подвержено манипулированию
в силу того, что складывается не только сознательно, но и подсознательно, включая в свое содержание, как суждения здравого смысла, так
и предрассудки, мифы. Для него могут быть характерны эмоциональная взвинченность, психическая неустойчивость.

Средства массовой информации — пресса, телевидение, радио — объединяют людей вокруг себя и творят их сознание по своему подобию. Массовое общество свело на нет личные взаимодействия и «заменяет их спектаклем фиктивных полемик и иллюзий единства мнений». Так пишет известный французский ученый в области социальной психологии
С. Московичи в своей знаменитой работе «Век толпы». Средства массовой информации проникли в каждый дом и превратили каждого человека в члены новой массы. Миллионы людей составляют часть толпы нового типа, оставаясь при этом у себя дома перед экраном телевизора или читая газету. Мнение, формируемое подобным образом, будет выступать
не мнением большинства, а мнением некой новой массы. С наступлением массового общества телевидение и пресса становятся основным средством формирования общественного мнения, которое создается, используется в угоду социального заказчика. При этом зритель или читатель
не может ни возразить, ни узнать, как много людей разделяют его мнение. Потребность же в средствах коммуникации подобна наркотической зависимости.

Таким образом, можно отметить, что становление общественного мнения является очень сложным процессом. Он определяется не только влиянием движущих сил деятельности людей, таких как потребности, интересы, ценности, установки, стереотипы, обусловливающие содержание и направленность формирования общественного мнения. На содержание и интенсивность формирования общественного мнения влияют все массовидные духовно-психологические образования, существующие
в обществе. Кроме того, на формирование и динамику общественного мнения влияют экономические, политические, правовые, нравственные
и другие условия. Следовательно, общественное мнение есть не только одно из самых сложных и своеобразных социальных явлений, но и важнейший фактор функционирования общества.

Вопросы и задания

1. Каким образом осуществляется социальное развитие общества? Что такое социальная стабильность и социальный кризис?

2. Охарактеризуйте основные факторы социальных изменений.

3. Охарактеризуйте социальную революцию как тип социального изменения. Являются ли революции необходимостью социального развития? Можно ли представить развитие общества без них? Чем они обусловлены?

4. Дайте определение социальному движению. Назовите типы социальных движений. В чем отличие между революционными и реформаторскими движениями?

5. В первые десятилетия XX в. были очень популярными и массовыми революционные и национально-освободительные движения; далее значительная часть населения некоторых европейских стран, особенно молодежь, потянулась к фашизму. В середине 1960-х гг. возникло и завоевало популярность движение хиппи. В современном мире существует широкий спектр «новых социальных движений» на выбор: экологические, феминистские, за равноправие сексуальных меньшинств, ограничение вооружений, против абортов, в поддержку жертв СПИДа
и т. д. Отражает ли рост и спад популярности тех или иных социальных и политических движений какие-то объективные процессы, идущие в обществе, или это просто дань моде, или социальные движения развиваются и сменяют друг друга по каким-то собственным законам? Аргументируйте. Подумайте, какие социальные условия вызвали перечисленные движения?

7. Как вы считаете, каким образом в нашей стране, пережившей гитлеровскую оккупацию, могло возникнуть движение скинхедов?

8. Чем, по вашему мнению, можно объяснить популярность в настоящее время тоталитарных сект?

9. Дайте свою оценку тому, что в некоторых западных обществах легализированы однополые брачные союзы? Является ли это прогрессивным шагом? Аргументируйте.

10. Чем, по-вашему, обусловлено агрессивное социальное поведение, например, экстремизм разных направлений?

11. Что такое массовое поведение и каковы его виды? Чем отличаются сплетни от слухов? Как распространяются слухи? В чем, по вашему мнению, состоит их опасность?

12. Что такое толпа и каковы ее основные характеристики? Назовите причины возникновения погромов и бунтов?

13. Что такое общественное мнение? Назовите движущие силы формирования
проявления общественного мнения. Какие, на сегодняшний день, существуют возможности манипулирования общественным мнением?

14. Какова связь между общественным мнением и средствами массовой информации? В чем заключается опасность?

Темы рефератов

1. Социальные и культурные изменения.

2. Виды социальных процессов.

3. Модели социальных изменений. Понятие модернизации.

4. Причины возникновения социальных движений.

5. Сущность массового поведения.

6. Общественное мнение как явление духовной жизни общества.

7. Формирование общественного мнения под воздействием слухов.

Список литературы

1. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 576 с.

2. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко [и др.]. — М., 2000. — 512 с.

3. Кравченко, А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средн. спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М.: Академический проект, 2002. — 348 с.

4. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. — М., 2000. — 384 с.

5. Социология: учеб. для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 252 с.

6. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. — М., 1996.— 252 с.

Глава 8. Культура безопасности как фактор
социальных изменений

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...