Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура как фактор социальных изменений




Культура представляет собой всю совокупность небиологических,
т. е. приобретенных, а не врожденных аспектов жизни человека, являющихся чертой, которая отличает его от животных. Слово «культура» восходит к латинскому слову «cultura», обозначаемому возделывание земли.

Слово «культура» можно употреблять обобщенно, применительно
к культуре вообще. Однако не менее часто оно используется для обозначения конкретного культурного организма, который обладает своей спецификой, своей индивидуальной структурой (в этом случае говорят о русской, американской, японской культурах).

Иногда данный термин используется иначе — для обозначения более высокой степени культурности. Так, любой человеческий коллектив обладает своей культурой, однако с точки зрения внешних наблюдателей он может нуждаться в дополнительной аккультурации, т. е. в насаждении (навязывании) того, что эти наблюдатели понимают под культурой.

Какие элементы культуры дают исследователю возможность проникнуть в ее целостность? Гиртц считает, что в каждой культуре имеются ключевые слова-символы, значения которых открывает доступ к пониманию целого.

Каждое человеческое общество имеет собственную специфическую культуру, или социокультурную систему, в некоторой степени совпадающей с другими системами. Различие социокультурных систем связано с физическими условиями и ресурсами; диапазоном возможностей, свойственных различным областям деятельности, типом языка, ритуалов
и традиций, изготовление и использование инструментов; степенью социального развития общества. На отношения, ценности, идеалы и верования индивида сильно влияет культура, и в которой он живет, и в рамках которой он может перемещаться.

Культурная динамика — изменение черт культуры в пространстве
и времени.

Культурная динамика описывается при помощи следующих понятий:

1. Инновация — это создание или признание новых элементов культуры, особенно в тех случаях, когда они опираются на нечто уже известное и принятое этой культурой.

Открытие разновидность инновации, акт получения качественно новых знаний о мире, которые описывают то, что ранее не было известно.

Изобретение — разновидность инновации, создание новых комбинации уже известных фактов и элементов.

2. Диффузия — проникновение черт одной культуры в другую либо взаимный «обмен» культурными чертами. Диффузия всегда происходит
в условиях культурного контакта и, следовательно, обязательно предполагает его наличие; культурный контакт, напротив, не всегда предполагает диффузию, так как может завершиться без каких-либо последствий.

То, имеет ли культурный контакт диффузию культурных черт в качестве результата, во многом зависит от того, к какому типу принадлежит общество, является ли оно открытым или закрытым. Естественно, открытое общество более подвержено заимствованию культурных черт, чем закрытое. Кроме того, это зависит от «внутреннего устройства» культуры: если культура полистилистична, то есть допускает множество ценностных систем, множество способов организации и жизни придания ей
и смысла, то она будет более расположена и более терпима к заимствованию другой культуры; если же она монистилистична, то неприятие «инородных тел» будет более сильным. Следовательно, можно сказать, что полистилистичные культуры имеют более высокий «иммунитет» ко всему чуждому, но в то же время больше рискуют утратить свое своеобразие.

В процессе диффузии культура обретает некоторые черты и заимствует их, не принимая другие. Это свойство диффузии называется селективностью. Выделяется несколько факторов селективности:

а) культура еще не достаточно развита для того, чтобы воспринять то или иное явление, ту или иную черту другой культуры;

б) культура посредством ценностной системы и системы норм налагает запрет на заимствование любых и некоторых черт другой культуры;

в) носители культуры полагают, что новые явления не нужны им;

г) с точки зрения культуры любые нововведения или данное нововведение способны разрушить существующее положение вещей.

Культурная трансмиссия представляет собой процесс, характеризующий культуру в целом. На индивидуальном уровне ему соответствует аккультурация — усвоение индивидом черт и элементов чуждой ему культуры в результате эмиграции в другую страну или привнесения чужеродных влияний в его собственную среду. Например, индустриальная и западная культура радикально изменила культуру американских индейцев, а русские эмигранты первой волны и их дети вполне освоились в европейской культуре и внесли в нее свой вклад. Иногда может иметь место взаимовлияние двух культур с различной ориентацией. Культура организации труда, принятая в Японии, проникла в западный мир, тогда как потребительская культура западных стран распространилась в азиатских странах. С культурной трансмиссией связано такое понятие, как аккумуляция — процесс накопления культурной информации, при котором количество отбрасываемых старых знаний и стереотипов меньше, чем количество новых знаний.

Этноцентризм — это мировоззрение, утверждающее превосходство одной культуры над другими. Так, долгое время в западном обществе господствовал европоцентризм: считалось, что культура европейцев
и белых людей вообще намного выше культуры стран Востока, а тем более Африки и индейской Америки. На этом мировоззрении основывалось явление колониализма. Идеологией колониализма служила вера в то, что белый колонизатор несет другим культурам прогресс и блага цивилизации.

Каково было бы удивление колонизаторов, если бы они узнали, что темнокожие, покоряющиеся языческим божествам жители Индии в глубине души тоже считают их нечистыми, непросвещенными, низшими существами! Такая явная и грубая форма европоцентризма уже в прошлом, но до сих пор основным критерием, которым пользуется наше
общество для оценки других культур, является уровень технических знаний. В самом деле, люди охотно верят, что чем выше в обществе уровень техники, тем оно более развито в социальном, моральном и интеллектуальном плане.

Другая форма отношения к чужим культурам, культурный релятивизм, основана на том, что все культуры рассматриваются как в равной степени достойные уважения. Само слово «релятивизм» напоминает
о том, что не существует культуры-абсолюта, все культуры относительны, то есть соизмеримы друг с другом. Просто их нельзя сравнивать на основе одних и тех же критериев. Если страны Запада более развиты
в техническом и экономическом отношении, то страны Востока хранят тысячелетние и до сих пор не вполне понятные европейцу традиции
и учения.

8.2. Взаимодействие экономики, социальных отношений
и культуры в системе обеспечения общественной безопасности

Культура, одновременно зарождаясь и развиваясь с человеческим сообществом, является связующей субстанцией, полным притяжения любого социума. Анализ развития человеческой цивилизации показывает, что культура постепенно вытесняет чисто витальные мотивы и потребности развития сообществ и обретает в современном обществе самодостаточное значение и демиугрическую (производящую, сотворяющую) роль.

Действительно, примитивные, первобытные общества (эта форма сохранилась и сейчас, например, племена гвинейских папуасов) постепенно эволюционировали: малочисленные племена охотников и собирателей со временем сформировали земледельческие общины с зачатками власти
и продуктообмена и многотысячные скотоводческие орды с их социальным расслоением и вождизмом.

Зарождение цивилизации и возникновение традиционных государств связаны в основном с культурным сдвигом (характеристика «традиционный», по М. Веберу, — это уже оценка культуры) в социальном развитии: появляется письменность, возникает институт образования, науки, появляются ремесленные и (позже) мануфактурные технологии, зарождаются и растут города, развиваются рынки, усиливается неравенство, формируются сословия и классы, устанавливаются монархические системы правления (от VI тысячелетия до н. э. до XIX в. н. э., по классификации
Э. Гидденса). Социальная коммуникация и культурная трансляция приобретают самостоятельное институциональное значение.

В развитых индустриальных обществах основными общественными ценностями становятся промышленное производство и технологии. Урбанизация и в целом возросшая мобильность смягчали социальное расслоение и сближали жизненные стандарты разных общественных групп. Формируются многонациональны государства, империи, которые сменяют вновь однонациональными и в конце XX в. иммиграция смешивает их население опять.

В середине XX в. возникают три социальных мира: капиталистические лидеры, социалистические общества (те и другие индустриального типа) и развивающиеся страны — «третьи» страны (аграрного типа, с преимущественно традиционными способами производства, но активно включающиеся в мировой рынок).

«Третьи» страны и сегодня испытывают особые трудности не только экономического, но и культурного плана. Социологи отмечают, что эти общества теряют свою идентичность, чувствуют себя отсталыми и неконкурентоспособными, потерявшими достойную перспективу.

Похожее фрустрационное состояние испытали и общества советского типа, вступившие на путь капитализации и рыночных реформ. Однако индустриально и геополитически они более состоятельны и их идеологическая капитуляция, возможно, и не приведет к глубокой и социокультурной аномии. Попутно можно сделать еще один социологический вывод: в историческом споре капитализм победил, но путем социализации, т. е. культурное многообразие и толерантность современного общества — безусловно, реальный путь к выживанию, когда крайности многообразия заменяются вариациями «на все случаи».

Современное постиндустриальное (информационное, технотронное) общество только начало развиваться. Это высокоурбанизованное общество, в котором основная часть дохода тратится на производство средств информации и на человека, не на средства физического существования. Известный (своими оправдавшимися прогнозами) социальный футуролог Джон Нэсбит считает, что развитие многообразия культур самовыражения человека — творчества, религий, искусств — является визитной карточкой наступающего тысячелетия. Таким образом, нельзя отрицать, что культура в процессе развития цивилизации начинает доминировать.

Итак, сегодня происходит процесс глобализации культуры. Термин «глобализация» означает установление в масштабах мира культурных связей глобального характера, разрушение самоизоляции традиционных культур и многократное усиление их взаимовлияния и взаимопроникновения. Причинами глобализации культуры является рост экономических связей между странами и континентами, нарастающая доступность туристических поездок в другие страны, возможности телевидения, компьютерной сети, прессы и т. д. Этот, безусловно, позитивный процесс несет
в себе и негативные моменты. Они сводятся к появлению на рынке стандартной культурной продукции, распространяемой по всему миру. Где бы мы не находились, сообщения, которые получаем, телевизионные программы или фильмы, которые смотрим, и компьютерные программы, которые используем, в большинстве своем берут свое начало в гигантских промышленных объединениях США, Европы или Японии. Эти экономические группы ведут друг с другом борьбу за контроль над выпускаемой продукцией, за рынки сбыта, и за приоритет в распространении фильмов, книг и игр. Глобализация культуры, происходящая из глобализации отношений, приводит к введению стандартизированной культуры по американскому образцу, что ведет к исчезновению культурных ориентиров
в каждой национальной культуре и связывает свободу культуры со свободой коммерции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...