Информационная безопасность
Одной из важнейших составляющих национальной безопасности
и, соответственно, аспектов предмета социологии безопасности является информационная безопасность. По мере развития и усложнения информационных систем и технологий общество попадает во всю большую зависимость от них. Знания и информация превратились в современном обществе в значимый ресурс власти и влияния, более того — в средство манипулирования волей и сознанием огромных масс людей. В современном мире, связанным воедино глобальным коммуникативным процессом, информация распространяется с непредставимой раньше быстротой и в кратчайшие сроки достигает самых отдаленных уголков нашей планеты. Естественно, что такие возможности не могут не использоваться в интересах транснациональных элит, которые стремятся формировать общественное мнение, влиять на политический выбор народов. Создается и поддерживается своего рода информационный прессинг, целью которого является постепенное подспудное внедрение в сознание реципиентов определенных стереотипов и стандартов вестернизированной массовой культуры, навязывание с их помощью тех или иных представлений и оценок. Такое информационное давление представляет серьезную угрозу для российского общества и государства. Согласно Доктрине информационной безопасности РФ «национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать». В этом же документе дается определение информационной безопасности РФ как «состояния защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». Информационная безопасность, как уже можно понять из сказанного, представляет собой подраздел гуманитарной безопасности: государство и общество стремятся к сохранению и защите своего информационного пространства, к утверждению идеалов и ценностей, восходящих в своем содержании к национальному социокультурному наследию.
Проблемы обеспечения информационной безопасности находятся
в тесной связи с развитием глобализации, понимаемой, в первую очередь, как процесс ускорения формирования единого в масштабах всего мира финансово-экономического пространства на основе применения информационных технологий. В современном мире, спаянном коммуникативно-информационными взаимодействиями, резко возросла относительная ценность интеллекта и финансов как наиболее мобильных и обладающих мощным потенциалом ресурсов. Это понятно: ведь современная экономика требует высокой скорости операций, а информационные технологии позволяют сократить затраты времени до минимума. Информатизация экономики в глобальном масштабе проявляется в формировании и углублении разрыва между постиндустриальными странами и странами, экономика которых остается традиционно индустриальной. Более того, формируется такая же единая мировая информационно-интеллектуальная элита, интегрирующая в себе людей, обладающих творческим потенциалом в области информационных технологий. Это явление сопряжено
с непрерывным оттоком интеллектуальных ресурсов из всех государств мира в несколько наиболее развитых стран, способных обеспечить высокий уровень жизни, материального и социального вознаграждения, и с постепенной концентрацией лучших интеллектуальных сил в этих странах. Таким образом, в остальных странах мало-помалу происходит замедление, вплоть до прекращения, научно-технического прогресса, что ведет
к превращению их, в конечном счете, в «глобальное гетто», периферию интеллектуального и культурного развития, обреченную на медленную социальную деградацию и экономическое истощение.
В частности, глобализационные процессы сказались на формировании современной информационной политики НАТО, которая направлена на оправдание и популяризацию силовых действий альянса по установлению и закреплению глобального мирового порядка. Основным принципом стратегии НАТО в области информации является максимальная активность в подаче материалов и сообщений. Так, в период косовской военного конфликта информационная поддержка обеспечивалась путем регулярного проведения пресс-конференций, где подробно объяснялись действия коалиционных сил и давались ответы журналистам. Информационные агентства комментировали события из самой штаб-квартиры НАТО, обеспечивая тем самым централизованный характер подачи информации и единство интерпретации политики альянса. Благодаря Интернету
и компьютерным технологиям желающие в любой точке мира могли получить полную информацию о военных действиях и политических целях союзников на Балканах. Результатом стало формирование в короткий срок единого мнения по поводу войны в Косове. Плотность и активность информационной деятельности, поддерживающей интересы НАТО, исключали возможность донесения до мировой общественности альтернативной позиции России по балканской проблеме.
Информационное единство и широкие пропагандистские возможности западного мира и в этом конкретном случае, и в других аналогичных ситуациях создавали и создают значительные трудности для реализации Россией своих внешнеполитических интересов. Это обусловлено, в первую очередь, слабостью российской информационной стратегии. Инерция советского времени проявляется в выборе стратегии замалчивания тех или иных фактов, допускающих интерпретацию не в пользу отечественной властной элиты и ее позиции. Однако мир, в котором мы живем, значительно изменился. Расширились возможности получения индивидами информации по различным каналам, и, соответственно, сократились возможности сокрытия нежелательных фактов и событий. Попытки замалчивания теперь все в меньшей степени достигают своей цели, наоборот, обнаруживаясь, они вызывают недоверие со стороны международного
сообщества и дискредитируют страну, использующую такую практику. Информационная безопасность предполагает в наши дни не замалчивание, а активную и открытую информационную политику, направленную на объяснение мировой общественности своей позиции и завоевание ее поддержки. Выработка доктрины информационной безопасности РФ отражает потребности времени и свидетельствует об осознании политической значимости информационных процессов. Однако реализация необходимых шагов в сфере информационной политики возможна только на основе достижения общественного консенсуса по наиболее острым проблемам современного российского общества. Для успеха во внешнеполитической деятельности, по мнению отечественного исследователя А. Кочеткова, «необходимо иметь четкую позицию и решимость ее отстаивать в любой самой сложной ситуации при крайне негативном информационном противоборстве». Таким образом, информационная безопасность РФ базируется на определенных парадигматических принципах, соблюдение которых требуется всей логикой развития глобального информационного пространства.
Обеспечение информационной безопасности, однако, должно осуществляться не только на общенациональном, государственном уровне. Отдельная личность точно также нуждается в защите собственных прав
и интересов в информационной сфере, как и все общество в целом. Индивидуальному сознанию трудно противостоять натиску манипулятивной мощи масс-медиа, не поддаваться воздействию направленной и продуманно поддаваемой пропаганды. Вспомним еще раз «пятиминутку ненависти» в известном романе Оруэлла. Когда требуемый эмоциональный эффект достигался посредством умелого чередования кадров и коллективного многократного повторения чудовищно бессмысленных, но афористичных по форме, запоминающихся благодаря своей парадоксальности и предельно упрощенности формул: «Свобода — это рабство», «Любовь — это ненависть» и т. д. Коллективный характер этого идеологического тренинга был обусловлен тем, что индивидуальное сознание достаточно легко попадает под гипноз массовых чувств и эмоциональных движений. Те идеи и формулы, которые вызвали бы у человека, находящегося наедине
с собой, удивление, а затем возмущенный протест, практически без сопротивления подчиняют себе его сознание, когда воспринимаются им
в коллективном окружении. Многократно отражаясь и преломляясь в психике большого количества людей, негативные эмоции, закодированные
в этих высказываниях, в силу психологического резонанса легче овладевают индивидуальным сознанием.
Концентрированный абсурд оруэлловской аудитории вполне воспроизводит, хотя и в утрированной форме, суть целенаправленного искажения реальности средствами масс-медиа. Для того, чтобы такое искажение стало возможным, существует множество разнообразных технологических приемов подачи информации, которые исподволь формируют у реципиента определенное отношение к происходящим событиям, ту или иную их оценку. Сообщения масс-медиа специально строятся с учетом структуры человеческого восприятия смысловой информации, предусматривают возможность эмоционального отношения к ее содержанию.
В структуре новостей, к примеру, как в сказке, просматриваются силуэты героев и антигероев, в том числе и знаменитый «образ врага», дается конкретная, часто тенденциозная оценка тех или иных исторических событий, в целом оценивается прошлое страны и народа, набрасываются упрощенно-апокалиптические перспективы близкого и дальнего будущего. Затяжные сериалы, повествующие о драматической жизни бразильских
и аргентинских миллионеров, засилие развлекательных передач на телевидении также представляют собой средства косвенного информационного воздействия на аудиторию, формирования у нее определенных ориентаций и запросов.
Поддержание информационной безопасности требует соблюдения ряда следующих принципов. Прежде всего, это принцип законности и правовой обеспеченности в информационной сфере. Речь идет о правовой — административной и судебной — ответственности за распространение
не существующей действительности, порочащей честь и достоинство отдельных лиц, групп, народов, тех или иных организаций и партий, страны в целом, информации. Во-вторых, фундаментальное значение имеет соблюдение принципа сбалансированности интересов личности, общества и государства в информационном пространстве. Несомненно, общество, к которому мы стремимся, должно быть гласным и открытым. Однако суть гласности, прежде всего, заключается в действительности сообщаемой информации: общество и его институты власти должны соответственно реагировать на публикуемые разоблачения и критические материалы. В современном же российском обществе очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда разоблаченный в злоупотреблении чиновник остается в своей должности, преступники пользуются безнаказанностью, известные всем факты коррупции и других нарушений закона воспринимаются как неизбежное и социально приемлемое зло. Если негативные факты, ставшие достоянием широкой общественности, не получают должного социального осуждения, это причиняет не меньший вред обществу, чем отсутствие гласности и закрытость. Обилие негативно-критиче-ских материалов и недостаточность позитивных формируют у аудитории пессимизм и апатию, развивают ощущение национальной ущербности. Иногда способ подачи информации специально направлен на дискредитацию того или иного человека или организации. Например, тиражирования средствами масс-медиа некрасивых сцен, имеющих место во время заседания Государственной Думы, способствовало снижению авторитета депутатов и парламентализма как такового. Сбалансированность интересов общества, государства и личности в подаче информации означает обеспечение права перечисленных субъектов на конфиденциальность ее определенных разрядов, недопущение неуважительного или дискредитирующего характера подачи информации, касающейся государственных институтов и отдельных личностей (естественно, речь не идет о корректной объективной критике и разоблачении злоупотреблений). Кроме того, личность должна быть гарантирована от бесцеремонного вторжения СМИ в ее частную жизнь, что особенно касается широко известных людей, представителей творческой, деловой, политической элиты, малейшие подробности интимных отношений и быта которых вызывают острый интерес.
Третьим принципом обеспечения информационной безопасности можно считать принцип объективности. Естественно, что любой интерпретатор событий общественной жизни в той или иной мере пристрастен, имеет собственные взгляды и убеждения, в соответствии с которыми эмоционально относится к содержанию подаваемой информации. Абсолютной объективности добиться трудно, однако стремиться к непредвзятому, правдивому отражению событий необходимо.
В качестве четвертого принципа следует назвать принцип интеграции с международными системами безопасности.
Современное глобальное общество благодаря развитию коммуникационных технологий достигло степени единения, позволяющей осознать взаимосвязанность безопасности всех стран и народов и стремиться к ее обеспечению общими силами.
Пятый принцип, связанный с рыночным характером экономики, требует экономической эффективности мер по обеспечению информационной безопасности. Это значит, что расходы, необходимые для осуществления таких мер, не должны превышать экономической отдачи от получаемых результатов.
Наконец, последний, шестой принцип — это принцип системности, предполагающий наличие системной взаимосвязи между всеми видами безопасности и, соответственно, между средствами и способами ее обеспечения. Действительно, безопасность общества и личности — это, в конечном счете, единое целое, так же, как и национальная безопасность представляет собой системное единство элементов: гуманитарной, экологической, информационной, технико-технологической, демографической, экономической и социальной безопасности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: