Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности
Для обеспечения безопасности создаются системы безопасности Российской федерации. Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации не допускается. Закон определяет основные функции системы безопасности: — выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению — создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; — управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; — осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности и др. Управление безопасностью жизнедеятельности представляет собой целенаправленную деятельность государственных, отраслевых органов Основой управления является решение, которое определяет порядок
Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует структуру и назначение специальных органов управления Правовой основой законодательства в области обеспечения жизнедеятельности является Конституция — основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции является Президент. Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются: — Федеральные законы; — Указы Президента РФ; — Постановления Правительства РФ; — Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств; — Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (указы, постановлении); — Приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов). Правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов, основными из них — ФЗ: — «О безопасности»; — «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; — «Об обороне»; — «О гражданской обороне»; — «О борьбе с терроризмом». Приоритет имеет концепция национальной безопасности РФ, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах деятельности. В концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ, рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообществом. Здесь акцентируется внимание на формировании международных отношений и перспектив их развития. Важное значение придается национальным интересам России, представляющих совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.
В концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все силы и органы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности. Комплекс вопросов, связанных с обеспечением благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности граждан Российской Федерации, регулируется рядом законов и кодексов, в числе которых: — Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; — Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»; — Закон РФ «О радиационной безопасности населения»; — Закон РФ «О пожарной безопасности»; — Закон РФ «О безопасности дорожного движения»; — Закон РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»; — Закон РФ «О защите прав потребителя»; — Уголовный кодекс Российской Федерации; — Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» и др. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными исполнениями могут быть постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасностью жизнедеятельности, в частности, об утверждении разного рода положения и правил. Для осуществления практической деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это, прежде всего, нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, знания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития России, Министерством природных ресурсов России, Федеральным агентством по регулированию и метрологии, Федеральным агентством по строительству и жилищно-комму-нальному хозяйству, Федеральным горным и промышленным надзором России и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения БЖД.
Документация Министерства здравоохранения и социального развития включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по регулированию метрологии — Государственные стандарты (ГОСТ), Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунального хозяйства — строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей — это ОСТы, правила и т. д. Законы и подзаконные акты вместе взятые объединяются понятием нормативных правовых актов, структура которых представлена схемой. Законы и подзаконные акты
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|