Теоретические основы проектируемой педагогической технологии
Каждая педагогическая технология ориентирована на определенную научную концепцию, с позиции которой выполняется проектирование, организация и реализация конкретной педагогической технологии. В данном разделе контрольной работы необходимо на основании анализа литературы раскрыть понятие и сущность конкретного вида технологии (той, что указана в Вашем задании), ее особенности, возможности, структуру. Раскрыть методы обучения, которые используются в рамках этой технологии. (Особое внимание следует обратить на этом вопросе при изучении имитационных и неимитационных технологий обучения). Внимание! Выполняя обзор литературы, необходимо указывать авторов работы, которых Вы изучили. При использовании прямых цитат, следует их заключать в кавычки и указывать порядковый номер книги в списке литературы и номер страницы, где находится приводимая цитата. Например, [6, с.58].
Характеристики проектируемой педагогической технологии Изучив теоретические основы педагогической технологии, определите ее характеристики, т.е. укажите приоритетную дидактическую функцию, вид и способ предъявления учебного материала, характер обратной связи, форму организации познавательной деятельности и вид учебной деятельности обучаемых.
Материал для справок. Различают: · приоритетные дидактические функции такие, как передача информации, формирование алгоритмов действий, формирование и развитие профессиональных качеств; · виды и способы представления учебного материала такие, как описание фактов, событий и предписание, предъявление комплектов задач, упражнений ситуаций, предъявление модели деятельности; · обратная связь такая, как пошаговая, цикловая, прогностическая, когнитивная;
· формы организации познавательной деятельности такие, как фронтальная, минигруппы, индивидуальная; · виды учебной деятельности обучаемых такие, как репродуктивная, эвристическая, имитационно-моделирующая. Перечень характеристик проектируемой педагогической технологии приведите в форму табл. 2. Таблица 2 Характеристики педагогической технологии ____________________________ (Наименование педагогической технологии)
Пример заполнения табл. 2 приведен в приложении 4.
Конкретизация целей обучения Важным этапом проектирования технологии обучения является конкретизация целей обучения. Конкретизация целей обучения идет от целей изучения предмета, к целям изучения разделов и тем, а от них к целям занятий. В соответствии с целями определяется структура материала, последовательность его изучения. В рамках конкретной работы выполняется конкретизация целей изучения раздела дисциплины по одной из входящих в него тем. Рекомендуется использовать методику конкретизации целей, рассмотренную в учебном пособии М.В. Кларина «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» [13, с.20-42], которую необходимо внимательно изучить. Конкретизацию целей необходимо выполнять только в когнитивной области. В результате должен быть создан перечень целей, сформулированных конкретно и расположенных по порядку их достижения, в рамках одной темы раздела. Рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий:
1) Конкретизация общих целей раздела. Выделяются общие цели изучения каждой темы раздела. Для этого общее содержание каждой темы соотносится с такими категориями целей в когнитивной области, как знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Эти категории целей в когнитивной области были предложены известным специалистом в данной области американским педагогом и психологом Б.С. Блумом и подробно рассмотрены в пособии М.В. Кларина [13, с.31-32].
Материал для справок Категория “Знание” подразумевает выполнение обучаемым таких действий, как различать, опознавать, выбрать по знакомым признакам и т.п. Категория «Понимание» ориентирует на выполнение таких действий, как интерпретировать, проиллюстрировать, повторить, дать определение, воспроизводить решение задач по алгоритму и т.п. Категория «Применение» ориентирована на выполнение таких действий, как переносить знания отдельных законов, явлений на решение комплексной задачи, выполнять задания интегративного характера и т.п. Категории «Анализ», «Синтез», «Оценка» подразумевают выполнение действий творческого характера: выявить причинно-следственные связи; расчленить целое на части; формировать оригинальные алгоритмы решения проблемы; построить логику доказательств и обоснований; выделить критерии оптимальности и т.п. С учетом этих положений выполните анализ содержания каждой темы раздела с позиции достижения указанных категорий целей. Результаты представьте в виде табл. 3.
Таблица 3 Конкретизация целей раздела
Пример заполнения табл. 3 приведен в приложении 5.
2) Конкретизация целей изучения темы раздела. Конкретизация целей изучения темы раздела выполняется в терминах наблюдаемых действий обучаемых. Располагаются выделенные цели по порядку достижения, что помогает технологическому планированию занятий. Конкретизацию целей изучения темы раздела следует выполнять в два этапа. 1 этап. Выделение единиц содержания темы (например, определения, понятия, математический аппарат, конструкции изделий, решение задач и т.п.) и соотнесение их с категориями целей в когнитивной области. Результаты этого этапа рекомендуется представлять в форме табл. 4.
Таблица 4 Конкретизация целей изучения темы раздела
Пример заполнения табл. 4 приведен в приложении 6. Этап. Формулировка целей изучения каждой выделенной единицы содержания в терминах наблюдаемых действий обучаемого. Для формулировки целей целесообразно использовать материал для справок на с. 10 настоящего пособия. Пример формулировок конкретизированных целей изучения темы раздела приведен в приложении 7. Обратите внимание, что перечень конкретизированных целей составляется в порядке их достижения (т.е. составляется таксономия целей) и служит своеобразным планом изучения темы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|