Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы проектируемой педагогической технологии




Каждая педагогическая технология ориентирована на определенную научную концепцию, с позиции которой выполняется проектирование, организация и реализация конкретной педагогической технологии.

В данном разделе контрольной работы необходимо на основании анализа литературы раскрыть понятие и сущность конкретного вида технологии (той, что указана в Вашем задании), ее особенности, возможности, структуру.

Раскрыть методы обучения, которые используются в рамках этой технологии. (Особое внимание следует обратить на этом вопросе при изучении имитационных и неимитационных технологий обучения).

Внимание! Выполняя обзор литературы, необходимо указывать авторов работы, которых Вы изучили. При использовании прямых цитат, следует их заключать в кавычки и указывать порядковый номер книги в списке литературы и номер страницы, где находится приводимая цитата. Например, [6, с.58].

 

Характеристики проектируемой педагогической технологии

Изучив теоретические основы педагогической технологии, определите ее характеристики, т.е. укажите приоритетную дидактическую функцию, вид и способ предъявления учебного материала, характер обратной связи, форму организации познавательной деятельности и вид учебной деятельности обучаемых.

 

Материал для справок.

Различают:

· приоритетные дидактические функции такие, как передача информации, формирование алгоритмов действий, формирование и развитие профессиональных качеств;

· виды и способы представления учебного материала такие, как описание фактов, событий и предписание, предъявление комплектов задач, упражнений ситуаций, предъявление модели деятельности;

· обратная связь такая, как пошаговая, цикловая, прогностическая, когнитивная;

· формы организации познавательной деятельности такие, как фронтальная, минигруппы, индивидуальная;

· виды учебной деятельности обучаемых такие, как репродуктивная, эвристическая, имитационно-моделирующая.

Перечень характеристик проектируемой педагогической технологии приведите в форму табл. 2.

Таблица 2

Характеристики педагогической

технологии ____________________________

(Наименование педагогической технологии)

 

№ п/п Группы характеристик Характеристика педагогической технологии
  Приоритетные дидактические функции  
  Вид и способ предъявления учебного материала  
  Характер обратной связи    
  Форма организации познава-тельной деятельности  
  Вид учебной деятельности    

 

Пример заполнения табл. 2 приведен в приложении 4.

 

Конкретизация целей обучения

Важным этапом проектирования технологии обучения является конкретизация целей обучения.

Конкретизация целей обучения идет от целей изучения предмета, к целям изучения разделов и тем, а от них к целям занятий.

В соответствии с целями определяется структура материала, последовательность его изучения.

В рамках конкретной работы выполняется конкретизация целей изучения раздела дисциплины по одной из входящих в него тем. Рекомендуется использовать методику конкретизации целей, рассмотренную в учебном пособии М.В. Кларина «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» [13, с.20-42], которую необходимо внимательно изучить.

Конкретизацию целей необходимо выполнять только в когнитивной области. В результате должен быть создан перечень целей, сформулированных конкретно и расположенных по порядку их достижения, в рамках одной темы раздела.

Рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий:

1) Конкретизация общих целей раздела.

Выделяются общие цели изучения каждой темы раздела. Для этого общее содержание каждой темы соотносится с такими категориями целей в когнитивной области, как знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Эти категории целей в когнитивной области были предложены известным специалистом в данной области американским педагогом и психологом Б.С. Блумом и подробно рассмотрены в пособии М.В. Кларина [13, с.31-32].

 

Материал для справок

Категория “Знание” подразумевает выполнение обучаемым таких действий, как различать, опознавать, выбрать по знакомым признакам и т.п.

Категория «Понимание» ориентирует на выполнение таких действий, как интерпретировать, проиллюстрировать, повторить, дать определение, воспроизводить решение задач по алгоритму и т.п.

Категория «Применение» ориентирована на выполнение таких действий, как переносить знания отдельных законов, явлений на решение комплексной задачи, выполнять задания интегративного характера и т.п.

Категории «Анализ», «Синтез», «Оценка» подразумевают выполнение действий творческого характера: выявить причинно-следственные связи; расчленить целое на части; формировать оригинальные алгоритмы решения проблемы; построить логику доказательств и обоснований; выделить критерии оптимальности и т.п.

С учетом этих положений выполните анализ содержания каждой темы раздела с позиции достижения указанных категорий целей. Результаты представьте в виде табл. 3.

 

Таблица 3

Конкретизация целей раздела

Темы раздела дисциплины Категории целей
Знание Пони- мание Приме-нение Анализ Синтез Оценка
             

 

Пример заполнения табл. 3 приведен в приложении 5.

 

2) Конкретизация целей изучения темы раздела.

Конкретизация целей изучения темы раздела выполняется в терминах наблюдаемых действий обучаемых. Располагаются выделенные цели по порядку достижения, что помогает технологическому планированию занятий.

Конкретизацию целей изучения темы раздела следует выполнять в два этапа.

1 этап. Выделение единиц содержания темы (например, определения, понятия, математический аппарат, конструкции изделий, решение задач и т.п.) и соотнесение их с категориями целей в когнитивной области. Результаты этого этапа рекомендуется представлять в форме табл. 4.

Таблица 4

Конкретизация целей изучения темы раздела

№ п/п Содержание темы Категории целей
Знание Пони- мание Приме-нение Анализ Синтез Оценка
               

Пример заполнения табл. 4 приведен в приложении 6.

Этап. Формулировка целей изучения каждой выделенной единицы содержания в терминах наблюдаемых действий обучаемого. Для формулировки целей целесообразно использовать материал для справок на с. 10 настоящего пособия.

Пример формулировок конкретизированных целей изучения темы раздела приведен в приложении 7.

Обратите внимание, что перечень конкретизированных целей составляется в порядке их достижения (т.е. составляется таксономия целей) и служит своеобразным планом изучения темы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...