Выбор между традиционными и структурированными собеседованиями
На примере компании «Десктоп» видно, что собеседования бывают разные и их определенные характеристики влияют на качество полученной информации, а затем и на решения об отсеве или приеме на работу. Наиболее важной характеристикой собеседования является то, как оно проводится- В вышеприведенном примере различия в выборе кандидатов объяснялись тем, что менеджер по продажам проводил собеседование в традиционном, свободном формате. В этом случае оценивание осуществляется в основном под влиянием неосознанного восприятия того, насколько кандидат подходит на данную должность, при этом задаются закрытые или наводящие вопросы, на которые чаще всего приходится отвечать «да», «нет» или говорить что-либо достаточно очевидное. В отличие от менеджера по продажам кадровый специалист пользовалась структурированным форматом, при котором основное внимание уделялось факторам, влияющим на выполнение работы, причем задавались открытые вопросы, на которые требовалось дать подробные ответы. Эффективность стратегии, примененной специалистом по персоналу подтверждается выводами исследований, доказывающих, что структурированные собеседования, вопросы которых тесно связаны с профессиональной деятельностью, лучше позволяют прогнозировать будущую профессиональную деятельность кандидата, чем собеседования, не имеющие достаточно определенной (или какой бы то ни было) структуры. Возможно, это объясняется тем, что структурные ограничения вынуждают проводя щих собеседование уделять больше внимания сведениям, связанным с профессиональной деятельностью, и при этом к минимуму сводится возможность сбора посторонней информации, а кроме того, значительно меньшее воздействие на принятие решении об отборе оказывают предубеждения и пристрастия.
Полезность традиционных кадровых собеседований, нацеленных, как правило, на выявление у кандидата тех характеристик, которые считаются важными для выполнения профессиональной деятельности, многими исследователями подвергалась сомнению (см., например, Arvey and Campion, 1982) по причине недостаточного прогностического потенциала таких собеседований. Их средний коэффициент валидности (см. главу 4) составляет, как правило, менее +0,2, тогда как структурированные собеседования имеют коэффициент валидности около +0,44. В Великобритании традиционные собеседования в свободной форме, несмотря на свой слабый прогностический потенциал, все еще широко используются. Как и при использовании других методов отбора, при проведении собеседования важнейшей задачей является обеспечение надежности и валидности. Считается, что относительно низкий уровень надежности и валидности традиционного неструктурированного собеседования связан с отсутствием стандартизации. Как видно на примере компании «Десктоп», это приводит к тому, что сотрудники, проводившие собеседования, часто не могут прийти к согласию при оценке конкретных кандидатов (т. е. недостаточна меж экспертная надежность). Эти два аспекта наиболее важны для обеспечения надежности собеседований, но почти все исследования, за исключением всего нескольких, показывают, что традиционные собеседования имеют низкую меж экспертная надежность. Интраэкспертная надежность часто оказывается значительно выше, но при этом она может находиться под влиянием запоминания кандидатов и предубеждений проводящего собеседования сотрудника. Следовательно, можно сделать вывод, что весьма выгодным с коммерческой точки зрения будет повышение степени надежности, а также и валидности собеседования путем разработки определенной структуры.
Структурированные собеседования
Хорошим примером структурированных интервью, определяемых содержанием должности и сосредоточенных на поведении кандидата, являются несколько упомянутых ниже. Прежде всего это метод ситуативных собеседований (SI,от англ. situational interview). Он разработан Гэри Лэтамом и его коллегами (в частности, в работе Лэтама и Саари, Latham and Saari, 1984). Затем следуют формализованное (моделирующее) собеседование с целью определения нонедения^ЙЩ patterned behaviour description interviews) — автором этого подхода является Том Яиц (см., например, Janz, 19S9a), — а также метод разнонаправленного собеседования (MMI, multimoda! interviewing), разработанный Хайнцем Шулером (Schuier and Funke, 1989). Разнонаправленное собеседование сочетает в себе достоинства ситуативных и поведенческих собеседовании, но при этом уделяется внимание и другим важным характеристикам. Хотя между этими методами существует определенное сходство, основное внимание при каждом подходе сосредоточено на разных явлениях (сравнение можно увидеть в табл. 6.1). Например, ситуативные собеседования сосредоточиваются на способности кандидатов представить, каким будет их поведение в данной ситуации. В основе этого типа собеседований лежит теория целевых установок (Locke and Latham, 1990) и убеждение, что намерения или цели человека являются прямым предварительным показателем его поведения. Подход PBDI, напротив, базируется на эмпирическом трюизме, состоящем в том, что прошлое поведение может предсказывать будущее поведение. Кандидатам дается описание ситуации, и их просят пояснить, как они действовали в прошлом в такой или подобной ситуации. По сути, основное отличие между расстановкой акцентов в ситуативном собеседовании и.pbdi можно сформулировать так: в первом случае спрашивают: «Что бы вы сделали, ЕСЛИ...», а во втором — «Что вы делали, КОГДА...» Например, при проведении ситуативного собеседования кандидата могут спросить: «Что бы вы сделали, если бы ваш супруг (супруга) был(а) в отъезде, а ваш ребенок заболел за пару часов до того.момента, как вы должны начать работу?», тогда как на собеседовании типа PBDI вопрос может звучать так: «Расскажите о самом недавнем случае, когда вы не смогли выйти на работу и должны были остаться дома. По какой причине это произошло?» При проведении разнонаправленного собеседования внимание уделяется и прошлому и будущему, поскольку задаются и ситуативные и биографические вопросы, при этом также обеспечивается возможность оценить различные психологические конструкты, например социальную компетентность кандидата или мотивацию достижения.
Примечательно то, что все три подхода сосредоточиваются на примерах повеления, определяемых на основе анализа профессиональной деятельности, а не на установочных или личностных переменных. Тем не менее сосредоточенность вопросов на поведении в прошлом на
Таблица 6.1 Сравнение различных методов проведения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|