Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Введение в курс




ОБЩИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор-составитель Щередина Н.И.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях модернизации дошкольного образования возрастают потребности общества и государства к качеству услуг по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста. Что выражается в осуществлении преемственности дошкольного и школьного образования. Так ставится задача перед педагогами выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в 1 класс. Кроме задач подготовки детей дошкольного возраста к школе, важной и значимой является задача эффективного проживания данного возрастного этапа и самоценность дошкольного детства.

Игровая деятельность выступает как средство, метод и форма организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении опирается на единство принципов развивающей воспитательной работы с детьми (развитие культуры общения, познания, межличностных отношений; творческих способностей; предпосылок учебной деятельности и др.).

Одна из ценностей дошкольного детства это эмоциональная отзывчивость детей. Эмоциональная и чувственная сфера в дошкольные годы позволяет оказывать влияние на коррекцию поведения, развитие ребенка и воспитание.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155) выделяется пять направлений развития и образования детей дошкольного возраста (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Поэтому подготовка студентов должна охватывать готовность к осуществлению функций организации дошкольного образования и становление профессионализма и компетентности по вопросам воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста.

 

Цель и задачи дисциплины.

Цель курса: сформировать у студентов знания, умения и навыки по организации дошкольного образования; понимания педагогической самоценности проживания ребенком периода дошкольного детства; овладение системой знаний, умений, обеспечивающих личностно-ориентированную модель образования детей дошкольного возраста; владение дидактическими, воспитательными идеями социокультурного и национально-регионального характера; знаниями и практическими умениями технологического обеспечения педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Основные задачи курса: формировать базовую систему научных знаний о современной организации, модернизации дошкольного образования; анализировать и отбирать оптимальное содержание дошкольного образования; формирование личностно-ценностных ориентаций в области дошкольного образования, имеющих гуманистическую направленность; формирование навыков критически-сопоставительного анализа инновационных процессов в области дошкольного образования; развитие профессионализма и компетентности по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

 

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.

Дисциплина «Общие основы дошкольного образования» относится к инвариантной части профессионального цикла дисциплин (63. Б.2. 1.).

Данный курс является основой для освоения студентами других разделов общего курса «Педагогика».

 

Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

Общекультурные компетенции:

– способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6).

Профессиональные компетенции (общепрофессиональные):

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1).

Специальные компетенции:

В процессе изучения дисциплины у студента формируются следующие компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

– способность оценивать преимущества и недостатки отечественных и зарубежных концепций воспитания, развития и обучения детей и определением на этой основе перспективных направлений собственной педагогической деятельности и прогнозированием ее результатов (СК- 1);

– готов к внедрению инновационных педагогических технологий в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения, к реализации основных и специализированных образовательных программ в области дошкольного образования (СПК-12).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

– состояние современного дошкольного образования;

– методологические и теоретические основы организации дошкольного образования;

– сущность, задачи и содержание работы по внедрению инноваций в дошкольное образование;

уметь:

– анализировать первоисточники с целью определения соответствующих требованиям времени подходов к решению проблем дошкольного образования;

– осуществлять аналитический обзор и давать соответствующую оценку программам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

– проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать педагогический процесс с использованием инноваций современного дошкольного образования;

– руководствоваться основными разработками, учебно-программной документацией и использовать их для формирования содержания дошкольного образования;

– давать рекомендации по организации дошкольного образования;

владеть:

– грамотной речью, педагогической аргументацией, критическим мышлением;

– системой методических знаний, комплексом умений, необходимых для оптимального варианта решения педагогических задач;

– профессионализмом и компетентностью по вопросам организации дошкольного образования.

Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Всего часов Семестр
 
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:    
Лекции    
Практические занятия    
Самостоятельная работа (всего)    
В том числе:    
Подготовка к занятиям    
Тестирование (подготовка и прохождение)    
Вид промежуточной аттестации: тестирование    
Общая трудоемкостьчасы зачетные единицы    
   

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Содержание модулей дисциплины.

№ п/п Наименование модуля дисциплины Содержание модуля
  Теоретические основы дошкольного образования Теоретические основы дошкольного образования. Философские основы; естественнонаучные основы; психологические основы дошкольного образования; историко-педагогические основы отечественного и зарубежного дошкольного образования. Народная педагогика и прогрессивные идеи философов, педагогов разных эпох. Заложенные в истории гуманистические идеи воспитания и обучения детей в дошкольный период (уважение личности, необходимость развития потенциала каждого дошкольника и др.) как основа современной теории дошкольного образования. Современные исследования по разным направлениям дошкольного образования.Функции дошкольного образования:описательная; объяснительная; проективно-конструктивная; прогностическая; мировоззренческая. Задачи дошкольного образования определяются его теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью. Для решения задач и реализации функций дошкольного образования используются методы научного исследования.Этапы педагогического исследования: определение проблемы, цели, задач, гипотезы; проверка гипотезы (эксперимент); осмысление полученных данных, обработка результатов; оформление результатов исследования; внедрение результатов в практику. Методологические подходы дошкольного образования (аксиологический, культурологический, системный, деятельностный, деятельностно-творческий, личностный, синергетический) определяют позицию педагога, его отношение к личности ребенка, понимание собственной роли в воспитании и обучении детей.Современные педагогические теории и концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника: гуманистическая концепция; авторские концепции (Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна, Ш. А. Амонашвили, В. Т. Кудрявцева В. В. Зеньковского). Теории соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника. Амплификация детского развития (по А. В. Запорожецу). Источники развития специфические виды детской деятельности: игровая, изобразительная, общение со сверстниками, бытовая, трудовая. Формирование базовых качеств личности: творческая активность, инициативность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. Знания, умения, навыки не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. Позиция педагога – сотрудничества, партнерства. Современное дошкольное образование в целом может быть названо развивающим (В. Т. Кудрявцев).
  Практические основы дошкольного образования Период детства (по Д. Б. Эльконину) характеризуется сменой ведущих типов деятельности. Кризисы возрастного развития.Раннее детство состоит из двух стадий – младенческого возраста (до 1 года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет).Характеристика младенческого возраста: быстрый темп физического и психического развития; формирование двигательной активности и сенсомоторной координации; формирование интеллекта на основе действий с предметами; появление первых слов, имеющих ситуативный характер, понятных близким людям; интенсивное развитие общения со взрослым: первая форма общения – эмоционально-непосредственная (ситуативно-личностная), вторая форма общения – эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая); начало формирования образа «Я», появление первых желаний («хочу», «не хочу»); восприятие разнообразия ярких цветов, звуков, форм; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, пение. Педагогические воспитания, обучения и развития детей младенческого возраста. Ранний возраст (с 1 года до 3 лет). Ведущая деятельность предметная. Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, К. Л. Печора, С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Г. Г. Филиппова и др.). Дифференциация предметно-практической и игровой деятельности. Процессуальная игра как самостоятельный вид деятельности.Характеристика раннего возраста:темпы роста и физическою развития по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются; интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития; увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность; увеличивается период активного бодрствования (до 4 – 4,5 ч); организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды; ребенок овладевает основными жизненно важными снижениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами); овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания (самостоятельно ест ложкой – 1 год 6 мес.; контролирует физиологические отправления – 1 год 6 мес. – 2 года; частично раздевается при помощи взрослого – 1 год 7 мес. – 2 года; частично одевается при помощи взрослого – 2 года); активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много экспериментирует, наблюдает, закладываются основы наглядно-образного и символического мышления; овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и слова разговорной речи; проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; осознает свою половую принадлежность («Я – мальчик», «Я – девочка»); испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства; появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности; возникает стремление к достижению результата своей деятельности. Кризис 3-х лет.Дошкольный возраст(3 – 7 лет). Ведущая деятельность – игра. Взрослый как эталон, образец для подражания. Характеристика возрастных особенностей дошкольников: ребенок-дошкольник, как личность, находится в стадии становления, созревания и развития, ни одна сторона психики не носит завершенного характера; самоценность периода определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности ребенка; это период начальной социализации ребенка, приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление начальных отношений с ведущими сферами познания – миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром; ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т.е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере, в какой она является его «собственной программой» (Л. С. Выготский), т.е. отвечает его интересам и потребностям; неповторимые особенности физического, социального, психического развития проявляются в своеобразии способов познания и деятельности дошкольника; эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственность, оптимизм создают условия для эмоционально-практического познания мира и самого себя; у ребенка существует зависимость от взрослого, потребность в общении с ним; важнейшими достижениями психического развития дошкольника являются произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка. Формируется готовность к систематическому обучению в школе. Дошкольный возраст делится на младший (3 – 4 года); средний (4 – 5 лет); старший (5 – 7 лет). Кризис 7-ми лет. Подготовка к школе. Образовательные области. Формы, методы, технологии дошкольного образования. Инновации в дошкольном образовании.

5.2 Модули дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № модулей данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
   
  История общей педагогики *  
  История дошкольного образования *  
  Дошкольная педагогика * *
  Этнопедагогика * *
  Управление дошкольным образованием * *
  Педагогическая риторика * *
  Социальная педагогика * *
  Психолого-педагогическая диагностика   *
  Педагогический практикум * *
  Дисциплины по выбору, ориентированные на формирование компетенций СПК-1, 3, 4, 5, 6, 7, 12 * *

 

1.1. Модули дисциплины и виды занятий.

 

№ п/п Наименование модуля дисциплины Лекции (ч) Семинарские занятия занятия (ч) СРС (ч) Всего (ч)
  Теоретические основы дошкольного образования        
  Практические основы дошкольного образования        
Всего        

Содержание курса по выбору

Тема 1. Введение в курс

Роль и значение курса в структуре дисциплин вузовской подготовки по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование.

Историческая обусловленность становления и развития дошкольного образования.

Характеристика сферы и объектов деятельности применения знаний по дисциплине. Требования к уровню содержания дисциплины. Формы и методы освоения студентами. Связь курса с другими науками.

Система форм и методов контроля за освоением содержания учебной дисциплины студентами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...