Тема 1. Введение в курс
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор-составитель Щередина Н.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях модернизации дошкольного образования возрастают потребности общества и государства к качеству услуг по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста. Что выражается в осуществлении преемственности дошкольного и школьного образования. Так ставится задача перед педагогами выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в 1 класс. Кроме задач подготовки детей дошкольного возраста к школе, важной и значимой является задача эффективного проживания данного возрастного этапа и самоценность дошкольного детства.
Игровая деятельность выступает как средство, метод и форма организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении опирается на единство принципов развивающей воспитательной работы с детьми (развитие культуры общения, познания, межличностных отношений; творческих способностей; предпосылок учебной деятельности и др.).
Одна из ценностей дошкольного детства это эмоциональная отзывчивость детей. Эмоциональная и чувственная сфера в дошкольные годы позволяет оказывать влияние на коррекцию поведения, развитие ребенка и воспитание.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155) выделяется пять направлений развития и образования детей дошкольного возраста (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Поэтому подготовка студентов должна охватывать готовность к осуществлению функций организации дошкольного образования и становление профессионализма и компетентности по вопросам воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста.
Цель и задачи дисциплины.
Цель курса: сформировать у студентов знания, умения и навыки по организации дошкольного образования; понимания педагогической самоценности проживания ребенком периода дошкольного детства; овладение системой знаний, умений, обеспечивающих личностно-ориентированную модель образования детей дошкольного возраста; владение дидактическими, воспитательными идеями социокультурного и национально-регионального характера; знаниями и практическими умениями технологического обеспечения педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Основные задачи курса: формировать базовую систему научных знаний о современной организации, модернизации дошкольного образования; анализировать и отбирать оптимальное содержание дошкольного образования; формирование личностно-ценностных ориентаций в области дошкольного образования, имеющих гуманистическую направленность; формирование навыков критически-сопоставительного анализа инновационных процессов в области дошкольного образования; развитие профессионализма и компетентности по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО.
Дисциплина «Общие основы дошкольного образования» относится к инвариантной части профессионального цикла дисциплин (63. Б.2. 1.).
Данный курс является основой для освоения студентами других разделов общего курса «Педагогика».
Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.
Общекультурные компетенции:
– способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6).
Профессиональные компетенции (общепрофессиональные):
– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1).
Специальные компетенции:
В процессе изучения дисциплины у студента формируются следующие компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):
– способность оценивать преимущества и недостатки отечественных и зарубежных концепций воспитания, развития и обучения детей и определением на этой основе перспективных направлений собственной педагогической деятельности и прогнозированием ее результатов (СК- 1);
– готов к внедрению инновационных педагогических технологий в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения, к реализации основных и специализированных образовательных программ в области дошкольного образования (СПК-12).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
– состояние современного дошкольного образования;
– методологические и теоретические основы организации дошкольного образования;
– сущность, задачи и содержание работы по внедрению инноваций в дошкольное образование;
уметь:
– анализировать первоисточники с целью определения соответствующих требованиям времени подходов к решению проблем дошкольного образования;
– осуществлять аналитический обзор и давать соответствующую оценку программам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
– проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать педагогический процесс с использованием инноваций современного дошкольного образования;
– руководствоваться основными разработками, учебно-программной документацией и использовать их для формирования содержания дошкольного образования;
– давать рекомендации по организации дошкольного образования;
владеть:
– грамотной речью, педагогической аргументацией, критическим мышлением;
– системой методических знаний, комплексом умений, необходимых для оптимального варианта решения педагогических задач;
– профессионализмом и компетентностью по вопросам организации дошкольного образования.
Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
|
|
Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
В том числе:
|
|
|
Лекции
|
|
|
Практические занятия
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
В том числе:
|
|
|
Подготовка к занятиям
|
|
|
Тестирование (подготовка и прохождение)
|
|
|
Вид промежуточной аттестации: тестирование
|
|
|
Общая трудоемкостьчасы
зачетные единицы
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1 Содержание модулей дисциплины.
№
п/п
| Наименование модуля дисциплины
| Содержание модуля
|
| Теоретические основы дошкольного образования
| Теоретические основы дошкольного образования. Философские основы; естественнонаучные основы; психологические основы дошкольного образования; историко-педагогические основы отечественного и зарубежного дошкольного образования. Народная педагогика и прогрессивные идеи философов, педагогов разных эпох. Заложенные в истории гуманистические идеи воспитания и обучения детей в дошкольный период (уважение личности, необходимость развития потенциала каждого дошкольника и др.) как основа современной теории дошкольного образования. Современные исследования по разным направлениям дошкольного образования.Функции дошкольного образования:описательная; объяснительная; проективно-конструктивная; прогностическая; мировоззренческая. Задачи дошкольного образования определяются его теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью. Для решения задач и реализации функций дошкольного образования используются методы научного исследования.Этапы педагогического исследования: определение проблемы, цели, задач, гипотезы; проверка гипотезы (эксперимент); осмысление полученных данных, обработка результатов; оформление результатов исследования; внедрение результатов в практику. Методологические подходы дошкольного образования (аксиологический, культурологический, системный, деятельностный, деятельностно-творческий, личностный, синергетический) определяют позицию педагога, его отношение к личности ребенка, понимание собственной роли в воспитании и обучении детей.Современные педагогические теории и концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника: гуманистическая концепция; авторские концепции (Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна, Ш. А. Амонашвили, В. Т. Кудрявцева В. В. Зеньковского). Теории соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Амплификация детского развития (по А. В. Запорожецу). Источники развития специфические виды детской деятельности: игровая, изобразительная, общение со сверстниками, бытовая, трудовая. Формирование базовых качеств личности: творческая активность, инициативность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. Знания, умения, навыки не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. Позиция педагога – сотрудничества, партнерства. Современное дошкольное образование в целом может быть названо развивающим (В. Т. Кудрявцев).
|
| Практические основы дошкольного образования
| Период детства (по Д. Б. Эльконину) характеризуется сменой ведущих типов деятельности. Кризисы возрастного развития.Раннее детство состоит из двух стадий – младенческого возраста (до 1 года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет).Характеристика младенческого возраста: быстрый темп физического и психического развития; формирование двигательной активности и сенсомоторной координации; формирование интеллекта на основе действий с предметами; появление первых слов, имеющих ситуативный характер, понятных близким людям; интенсивное развитие общения со взрослым: первая форма общения – эмоционально-непосредственная (ситуативно-личностная), вторая форма общения – эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая); начало формирования образа «Я», появление первых желаний («хочу», «не хочу»); восприятие разнообразия ярких цветов, звуков, форм; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, пение. Педагогические воспитания, обучения и развития детей младенческого возраста. Ранний возраст (с 1 года до 3 лет). Ведущая деятельность предметная. Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, К. Л. Печора, С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Г. Г. Филиппова и др.). Дифференциация предметно-практической и игровой деятельности. Процессуальная игра как самостоятельный вид деятельности.Характеристика раннего возраста:темпы роста и физическою развития по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются; интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития; увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность; увеличивается период активного бодрствования (до 4 – 4,5 ч); организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды; ребенок овладевает основными жизненно важными снижениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами); овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания (самостоятельно ест ложкой – 1 год 6 мес.; контролирует физиологические отправления – 1 год 6 мес. – 2 года; частично раздевается при помощи взрослого – 1 год 7 мес. – 2 года; частично одевается при помощи взрослого – 2 года); активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много экспериментирует, наблюдает, закладываются основы наглядно-образного и символического мышления; овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и слова разговорной речи; проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; осознает свою половую принадлежность («Я – мальчик», «Я – девочка»); испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства; появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности; возникает стремление к достижению результата своей деятельности. Кризис 3-х лет.Дошкольный возраст(3 – 7 лет). Ведущая деятельность – игра. Взрослый как эталон, образец для подражания. Характеристика возрастных особенностей дошкольников: ребенок-дошкольник, как личность, находится в стадии становления, созревания и развития, ни одна сторона психики не носит завершенного характера; самоценность периода определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности ребенка; это период начальной социализации ребенка, приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление начальных отношений с ведущими сферами познания – миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром; ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т.е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере, в какой она является его «собственной программой» (Л. С. Выготский), т.е. отвечает его интересам и потребностям; неповторимые особенности физического, социального, психического развития проявляются в своеобразии способов познания и деятельности дошкольника; эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственность, оптимизм создают условия для эмоционально-практического познания мира и самого себя; у ребенка существует зависимость от взрослого, потребность в общении с ним; важнейшими достижениями психического развития дошкольника являются произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка. Формируется готовность к систематическому обучению в школе. Дошкольный возраст делится на младший (3 – 4 года); средний (4 – 5 лет); старший (5 – 7 лет). Кризис 7-ми лет. Подготовка к школе. Образовательные области. Формы, методы, технологии дошкольного образования. Инновации в дошкольном образовании.
|
5.2 Модули дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.
№
п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № модулей данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
| История общей педагогики
| *
| |
| История дошкольного образования
| *
| |
| Дошкольная педагогика
| *
| *
|
| Этнопедагогика
| *
| *
|
| Управление дошкольным образованием
| *
| *
|
| Педагогическая риторика
| *
| *
|
| Социальная педагогика
| *
| *
|
| Психолого-педагогическая диагностика
| | *
|
| Педагогический практикум
| *
| *
|
| Дисциплины по выбору, ориентированные на формирование компетенций СПК-1, 3, 4, 5, 6, 7, 12
| *
| *
|
1.1. Модули дисциплины и виды занятий.
№ п/п
| Наименование модуля дисциплины
| Лекции (ч)
| Семинарские занятия
занятия (ч)
| СРС (ч)
| Всего (ч)
|
| Теоретические основы дошкольного образования
|
|
|
|
|
| Практические основы дошкольного образования
|
|
|
|
|
Всего
|
|
|
|
|
Содержание курса по выбору
Тема 1. Введение в курс
Роль и значение курса в структуре дисциплин вузовской подготовки по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование.
Историческая обусловленность становления и развития дошкольного образования.
Характеристика сферы и объектов деятельности применения знаний по дисциплине. Требования к уровню содержания дисциплины. Формы и методы освоения студентами. Связь курса с другими науками.
Система форм и методов контроля за освоением содержания учебной дисциплины студентами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: