Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Изучение дисциплины «Общие основы дошкольного образования» предполагает, прежде всего, наличие у студентов осознания социальной значимости своей будущей профессии и развитие позитивной мотивации на осуществление педагогической деятельности. В связи с этим необходимо ориентировать студентов на освоение теоретических и практических основ дошкольного образования. Формировать у студентов представления об идеальном образе педагога дошкольного образования, который владеет знаниями о детской субкультуре и может осуществлять профессиональное взаимодействие с разными субъектами педагогического процесса: с детьми, родителями и коллегами. Будущий педагог дошкольного образования должен уметь критически оценивать преимущества и недостатки отечественных и зарубежных концепций воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста и определять на этой основе перспективные направления собственной педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты, а также готов реализовывать инновационные педагогические технологии в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения. Поэтому представленные оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации должны полностью соответствовать заявленным компетентностям. Например, таким требования отвечают кейс-задачи к анализу педагогических ситуаций и готовят студентов к практической реализации функций педагога дошкольного образования. Во время лекционных занятий по дисциплине «Общие основы дошкольного образования» необходимо особое внимание студентов обратить на: а) методологические подходы к современному дошкольному образованию;
б) современные педагогические теории и концепции дошкольного образования; в) содержание дошкольного образования. Акцентировать внимание студентов на уникальности и самоценности дошкольного детства для становления личности ребенка. Подготовка студентов к практическим занятиям предполагает наряду с выполнением заданий для самостоятельной работы и консультирование студентов с преподавателем по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Также необходимо развивать у будущих педагогов дошкольного образования рефлексию, критическое мышление, творческие способности, умения логически верно, аргументировано и ясно формулировать свои позиции и взгляды на педагогический процесс, развивать устную и письменную речь. Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации Вопросы и задания для самостоятельной работы (подготовка к лабораторным занятиям) Модуль 1. Теоретические основы дошкольного образования 1. Обоснуйте необходимость воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста 2. Проанализируйте одну из задач дошкольного образования, которая заключается в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. 3. Докажите важность и самоценность проживания дошкольного детства для дальнейшего становления личности ребенка. 4. Докажите важность игровой деятельности для психического и социального становления детей дошкольного возраста. 5. Проанализируйте значение взаимодействия воспитателя с родителями детей. 6. Раскройте педагогические условия необходимые для нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 7. Раскройте педагогические условия необходимые для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. 8. Раскройте педагогические условия необходимые для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
9. Раскройте педагогические условия необходимые для речевого развития детей дошкольного возраста. 10. Раскройте педагогические условия необходимые для познавательного развития детей дошкольного возраста. 11. Раскройте педагогические условия необходимые для физического развития детей дошкольного возраста Модуль 2. Практические основы дошкольного образования 1. Проанализируйте педагогическую ситуацию. Кейс-задачи: объясните линию поведения воспитателя; какие чувства у детей воспитал педагог; чем объясняется, возникшее у детей желание играть с мишкой. «После игры дети младшей группы оставили на полу медвежонка с оторванной лапой. Воспитательница прижала к себе медвежонка и сказала: Кто тебя, Мишенька, обидел и бросил? Потерпи немного, сейчас вылечу твою лапу. Затем взяла иглу с ниткой и при детях починила игрушку. Ребята с сочувствием смотрели на мишку. Починив игрушку, воспитательница сказала: Вот ты и здоров. Иди к детям, они тебя не обидят, будут осторожно играть с тобой. Я, я умею осторожно играть с мишкой, – наперебой заговорили дети. Всем хотелось получить игрушку, на которую несколько минут назад никто не обращал внимания» [Т. М. Куриленко, Г. Г. Петроченко http://www.detskiysad.ru/ped/zadacha001.html]. 2. Проанализируйте педагогическую ситуацию. Кейс-задачи: опишите реакцию педагога на поступок девочки, соблюдая педагогический такт; проанализируйте чувства, которые испытывала девочка. «Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные, они столпились вокруг молодой яблоньки. Она пользовалась у детей особым вниманием, так как в этом году на ней впервые появились плоды. Чуть ли не каждый день ребята подмечали, что изменилось в ней: вот сегодня у одного яблочка покраснел бок, а эти два, что на верхней ветке, совсем-совсем одинаковые! За это дети называют их «яблочки-сестрички»... И вдруг чей-то звонкий взволнованный голос: – Ребята, а здесь, на самой нижней ветке, кто-то яблоко сорвал! Ребята зашумели. Теснее обступили яблоньку. – Как же так? Ведь это самое большое яблоко было! – Кто посмел? – Может быть, это малыши? Дети наперебой высказывали свои предположения. Вмешалась воспитательница. Она предложила, чтобы тот, кто сделал это, честно признался в своем поступке.
– Тот, кто сорвал яблоко, поступил нехорошо. Но он поступает вдвойне плохо, если трусит в этом признаться. Воцарилась тишина. – Пусть подумает тот, кто так поступил, что лучше: честно признаться или свалить вину на своих товарищей, а то и на малышей? ...Маргарита стояла с опущенной головой. Посмотрев внимательно на детей, воспитательница сразу догадалась, кто виновник происшедшего. Но она молчала, ожидая: признается или нет? Вдруг Маргарита решительно шагнула к воспитательнице. – Валентина Васильевна, это я сорвала яблоко... Я не хотела, чтоб плохо вышло: просто нечаянно так получилось. Мама привела меня в детский сад раньше, и я решила посмотреть на яблоньку. Я сначала это яблоко только погладила и понюхала: оно холодное и пахнет вкусно... А потом... Я, ребята, больше никогда не буду, самое-самое честное слово даю» [Т. М. Куриленко, Г. Г. Петроченко http://www.detskiysad.ru/ped/zadacha002.html]. 3. Проанализируйте педагогическую ситуацию. Кейс-задачи: почему педагог изменил свое решение в отношении проведения утренней зарядки; представьте себя на месте педагога детского сада, как бы поступили Вы. «День, как обычно, начался в средней группе с утренней зарядки. – Раз, два, шевелись. На зарядку становись! – вызванивал маленький бубен. И вдруг воспитательницу зовут: – Идите скорей! В раздевалке Лена бьет Олю! Воспитательница поторопилась на место происшествия. Маленькая Лена держит одной рукой за плечо Олю, а другой, сжатой в кулак, колотит ее по спине. Прежде всего, воспитательница отняла жертву, а затем спросила: – За что ты ее, Лена? Лена молчит. – Она сказала, – вмешалась Таня: – «Не хочу делать эти раз-два-три. Побью кого-нибудь, меня накажут, и я не буду заниматься гимнастикой!». Воспитательница даже растерялась от такого продуманного действия Лены. – Так ты из-за этого побила Олю? – Да! – невнятно говорит Лена и сумрачно смотрит в сторону. Потом идет и становится в угол по собственной инициативе.
Воспитательница тут же меняет свое решение и обращается к ребятам: – Дети, сегодня мы вместо зарядки будем играть. Под оглушительный визг болельщиков начинается веселая игра-соревнование. – Я тоже хочу! – раздается из угла голос Лены. – Ты же не хотела с нами заниматься! – говорит воспитательница. – Я хочу играть! – настойчиво заявляет Лена. – Нет, ты нам помешаешь. Посмотри, как мы дружно играем, все друг за друга. Лена замолчала. Думает. До самого обеда бродит одна. Наконец не выдерживает, подходит к воспитательнице. – Я больше так не буду!» [Т. М. Куриленко, Г. Г. Петроченко http://www.detskiysad.ru/ped/zadacha005.html]. 4. Проанализируйте педагогическую ситуацию. Кейс-задачи: проанализируйте эту ситуацию и укажите, правильны ли действия педагога; как бы Вы отреагировали на поведение Валерика; совместим ли педагогический такт с гневом педагога; приведите соответствующие доводы. «Молодого педагога очень беспокоил развязный, самоуверенный, несосредоточенный мальчик Валерик из подготовительной группы. На занятиях он был недисциплинирован, его рисунки и поделки всегда отличались неряшливостью. Однажды, когда Валентина Ивановна рассказывала детям, как рисовать орнамент, Валерик поднялся и с шумом пошел что-то строить. – Тебе кто позволил ходить по группе во время занятий? – опросил педагог. – А я не хочу заниматься, – ничуть не смущаясь, ответил Валерик. – Сейчас же садись на место, – строго, с возмущением сказала воспитательница. Валерик вздрогнул, попятился к столу и, пробормотав: «Я всегда у Марии Ивановны куда хотел, туда и ходил, чем хотел, тем и занимался», – сел на свое место. В ответ на это Валентина Ивановна медленно, но строго, с соответствующей интонацией сказала: «А теперь всегда будешь сидеть на занятиях и заниматься вместе со всеми детьми» [Т. М. Куриленко, Г. Г. Петроченко http://www.detskiysad.ru/ped/zadacha009.html]. 5. Проанализируйте педагогическую ситуацию. Кейс-задачи: почему взрослые так себя вели после случившегося за столом; какие чувства испытывала Женя. Женя раскачивалась за обедом на стуле. – Не качайся, Женя, – заметил отец, – упадешь и разольешь суп. – Не упаду и не разолью, – отозвалась Женя. И случилось так, что девочка в этот же миг с грохотом упала вместе со стулом и пролила суп. Испуганная и огорченная, девочка, всхлипывая, принялась с помощью старших вытирать стол. Разговоры за столом прекратились, и старшие по отношению к Жене вели себя очень сдержанно». [Т. М. Куриленко, Г. Г. Петроченко http://www.detskiysad.ru/ped/zadacha011.html]. 6. Проанализируйте педагогическую ситуацию. Кейс-задачи: дайте развернутый педагогический анализ ситуации; выскажите психологические причины не возможности для ребенка дошкольного возраста выполнить задание педагога.
Воспитатель предлагает ребенку докончить задачу, придумав к ней вопрос с последующим решением задачи: «из гаража выехали 4 машины, две сломались»…Ребенок продолжает: «Их починили, и они поехали дальше». Вторая задача: «Сестра съела три конфеты, а брат – одну. Сколько конфет они съели вместе?» Ребенок не решает этой задачи. Он спрашивает: «Почему сестра съела так много конфет одна и не поделилась с братом? Сестра была жадная?»
Защита рефератов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|