Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 4 глава




Есть у такого метода применения психологии на практике и другие трудности; некоторые из них рассмотрены в Приложении 1.1.

Упражнение 1.1

В следующем списке отметьте пять пунктов, имеющих непосредственное отно­шение к прикладной психологии.

______ Чтение исторической литературы

______ Изучение способов применения психологических знаний на практике

______ Наблюдение за поведением людей в повседневной жизни

______ Изучение психологических теорий

______ Применение основ психологической науки в жизни

______ Поиск быстрых, простых и эффективных решений жизненных проблем

______ Использование методов психологии

______ Знание, где и как применять психологические законы и методы

______ Развлечение публики

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Направления психологии

Хотя в большинстве своем психологи и согласны с тем, что изучать следует поведение человека в целом, разные ученые по-разному представляют себе природу homo sapiens. Разногласия эти не являются, однако, непреодолимыми. Сейчас су­ществует пять основных подходов к изучению психологии человека: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология и когнитивная пси­хология. Кроме того, многие психологи не придерживаются постоянно какой-либо одной из этих концепций, а выбирают ту, которая лучше подходит для данной конк­ретной ситуации.

Бихевиоризм. Начало развитию бихевиоризма было положено в Соединен­ных Штатах в самом конце прошлого века Э. Торндайком (Е. Thorndike) под непос­редственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Од­нако и программа и сам термин были предложены в 1913 г. Джоном Уотсоном (John Watson). Последний считал, что психология должна стать точной наукой и может основываться исключительно на наблюдении поведения, а не сознания, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо. Причем, согласно этой теории, внима­ния психологии заслуживает только такое поведение, которое воспри­нимается одинаково двумя различными наблюдателями. Мысли и чув­ства людей имеют значение лишь постольку, поскольку они проявля­ются в поступках или каким-либо иным образом выражаются в пове­дении. Приверженцы бихевиоризма считают, что, за исключением небольшого количества врожденных инстинктивных реакций или бе­зусловных рефлексов, остальное поведение является условно-рефлек­торным и складывается в результате научения, то есть закрепления определенных реакций на определенные раздражители (стимулы). Б. Ф. Скиннер (В. F. Skinner, 1938), один из лидеров бихевиоризма, утверждал, что поведение формируется под влиянием последствий тех или иных поступков. В результате поощряемые поступки совершают­ся чаще, а наказуемые — реже. Например, если вы получаете 100 дол­ларов каждый раз, когда произносите слово «психология», то весьма вероятно, вско­ре вы станете повторять это слово при малейшей возможности. С другой стороны, если бы вас били за употребление этого слова, вы, скорее всего, перестали бы упот­реблять его вовсе. Более подробно мы обсудим бихевиоризм в главе 3.

Гештальтпсихология. Приблизительно в то же самое время, когда в Со­единенных Штатах началось движение бихевиоризма, в Германии зародилась гештальтпсихология. Это направление возникло в ответ на работы множества психоло­гов-исследователей, которые «разбивали» психику на отдельные микроэлементы, а затем изучали их по отдельности. Такой подход оправдывает себя в классических точных науках: физике, математике, биологии, но не в психологии! Слово «гештальт» как понятие было введено Г. фон Эренфельсом (G. von Ehrenfels) и не имеет точного эквивалента ни в анг­лийском, ни в русском языках. Очень приблизительно, в зависимости от контекста, его смысл может передаваться словами «образ», «фор­ма», «структура», «организованное целое». Поэтому в психологичес­ких текстах оно, как правило, не переводится.

Основное положение гештальтпсихологии гласит: явление как целое не есть просто сумма его частей. Это утверждение явно противоречит всему, что нам известно, например, из геометрии. Однако дело в том, что приверженцы гештальтпсихологии сравнивают поведение скорее с музыкой, чем с математикой. Вспомните свою любимую песню. Если бы вы воспринимали каждую ноту в отдель­ности, вы не смогли бы воспроизвести мелодию. Кроме того, можно все ноты поме­нять местами или сыграть ту же самую мелодию в другой тональности. Таким обра­зом, первостепенное значение имеет взаимосвязь (или организация) нот.

В соответствие с этой концепции, человеческое поведение теряет свой смысл, будучи разбито на отдельные компоненты. Приверженцы гештальтпсихологии ста­раются убедить бихевиористов, что структурная организация поведения в целом иг­рает более важную роль, чем отдельные поступки. Поэтому, с точки зрения привер­женцев гештальтпсихологии, психология должна изучать ощущения человека, его восприятие и интуитивные процессы, что уже неизбежно относится к области со­знания. В главе 2 мы познакомимся с некоторыми методами изучения ощущений и

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение): направление в психологии, в рамках кото­рого считается, что психология должна изучать только наблюда­емое поведение человека. Ос­новной схемой бихевиоризма является прин­цип «стимул — реакция».

Гештальтпси­хология (от нем. Gestalt — образ, форма) -- направление в психологии, изучающее це­лостные струк­туры сознания, образы.

восприятия, используемыми в гештальтпсихологии, А в главе 5 обсудим такой фе­номен, как инсайт (от англ. insight — озарение), и рассмотрим психологию реше­ния проблем.

Психоанализ. Психоанализ, старейшее из пяти рассматриваемых направ­лений, возник на рубеже веков благодаря идеям Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud). Мыслители прошлого много писали о том, что человеком управляют неосознавае­мые побуждения, бессознательные инстинкты и желания, но лишь в начале XX в. врачу-физиологу из Вены удалось создать метод выявле­ния, анализа и объяснения той части человеческой природы, которая скрыта в подсознании. Фрейд считал, что только 1/7 часть психическо­го содержания осознается человеком, а остальные 6/7. проявляются в снах, смутных тревогах и навязчивых предчувствиях.

С точки зрения психоанализа людьми управляют иррациональ­ные побуждения, скрытые в сфере бессознательного. Мы даже не по­дозреваем о большей части наших чувств и побуждений. Доступное наблюдению поведение человека подобно вершине айсберга; за малы­ми сознательными внешними формами поведения скрывается огромная сфера бес­сознательного. Более того, в сферу бессознательного вытесняются из сознания не­доступные для данного индивида (преимущественно сексуальные) влечения и трав­мирующие переживания, что является главным источником невротических рас­стройств.

Психоанализ называют третьим великим открытием, совершившим революцию в представлениях человечества о мире и о самом себе. Сначала Галилей установил, что Земля не является центром Вселенной. Затем Дарвин заявил, что человек и обе­зьяна происходят от общего предка. И наконец, Фрейд нанес последний удар по тра­диционному представлению о природе человеческого поведения, заявив, что им уп­равляет не разум, а бессознательные побуждения. И поскольку человек не осознает психические процессы, происходящие в сфере бессознательного, ему необходимо «подвергнуть» себя психоанализу. Методы, используемые в психоанализе, рассмат­риваются в главе 11.

Гуманистическая психология. Гуманистическая психология возник­ла в США благодаря трудам Карла Роджерса (Carl Rogers) и Абрахама Маслоу (Ab­raham Maslow) в 40-50-х гг. XX в. Психологи этого направления считают, что человек постоянно развивается, изменяется и стремится достичь максимально полной ре­ализации своих способностей. Причем, по их мнению, истинно челове­ческие потребности в творчестве и самоактуализации возникают лишь после удовлетворения потребностей биологического и социального ха­рактера. Психологи же должны придавать главное значение индивиду­альному саморазвитию личности. Свобода воли и способность к неза­висимому выбору имеют для них решающее значение. Они считают, что реальный мир таков, каким человек «хочет» его видеть. Личность каждого человека уникальна, и, соответственно, уникален мир каждо­го, поэтому человек свободен выбирать сам, какую жизнь ему вести. Методы, применяемые психологами гуманистического направления в их профессио­нальной практической деятельности, рассматриваются в главе 11.

Психоанализ:

направление в философии, психологии и психотерапии, изучающее сфе­ру бессозна­тельного: сны, оговорки, непо­нятную тревогу, необъяснимые поступки и пр.

Гуманистическая психология:

направление в психологии, изучающее ду­ховное развитие человека и его личностный рост, а также про­блемы само­определения.

Когнитивная психология. Это одно из самых поздних направлений психологии; в центре внимания когнитивной психологии находятся познавательная деятельность человека и мыслительные процессы. Психологов-когнитивистов интересует, каким именно об­разом мы думаем, вспоминаем, решаем проблемы, создаем мысленные образы вещей, людей и событий и формируем наши представления о себе и о мире. С появлением компьютеров когнитивной психологии уделяют все больше и больше внимания. В настоящее время область исследований когнитивной психологии настолько расширилась, что включает в себя изучение сновидений, гипноза, медитации, а также воздействия различных лекарственных препаратов на процесс мыш­ления.

Эклектизм. Психологи-эклектики используют в своей про­фессиональной деятельности те методы, которые наилучшим образом подходят для решения конкретных, стоящих перед ними в данный мо­мент проблем. Большинство психологов-практиков действуют имен­но эклектически, равно принимая все пять направлений и относясь к каждому из них с должным уважением.

Рис. 1.1. «Психоаналитический айсберг»

Когнитивная психология (от англ. «cog­nition» —«познание») направление в психологии, изучающее закономерности процессов познания.

Эклектизм (от древнегреч. «eklektikx» «избирающий») направление, согласно кото­рому психолог сам выбирает, какой именно подход приме­нить в конкрет­ной ситуации.

Упражнение 1.2

Прочтите сценку и определите, какой точки зрения придерживается каждое действующее лицо: бихевиористской, гештальтистской, психоаналитической, гума­нистической, когнитивистской или эклектической. Обоснуйте свое решение.

Комната двухлетнего мальчика. Восемь часов вечера. Мальчик, стоит около кро­ватки в окружении своих родственников: отца, матери, дедушки, дяди Густаво и тети Pea. Все они — психологи.

Мальчик (плаксиво): Не буду пать один. Буду пать башими, вба-ашо-ои каватке. Мне тийно и тья-ашно.

Мать: Бедный мой Бенджи, он ведь даже не подозревает, почему ему страшно. Навер­ное, он еще в роддоме испугался чего-то темного, и теперь ему всегда будет страшно оста­ваться одному в темноте. Когда-нибудь мне придется поработать с ним над его страхами и извлечь эту проблему из его бессознательного.

Дядя Густаво: Да не трать ты времени попусту! Просто положи рядом с кроваткой пару печенюшек. Раз-другой поест в темноте печенья, глядишь, на третий — сам запросит, чтобы поскорее выключили свет.

Тетя Pea: О Густаво, вечно ты придаешь значение частностям. Скорее всего, крошка Бенджи пока еще очень слабо осознает, что такое темнота в отличие от не-темноты. А может быть, его глаза еще не вполне адаптировались к условиям неосвещенного помещения.

Дедушка: Дайте мне поговорить с мальчиком, я хочу выяснить, что он сам думает по этому поводу.

Отец: Я согласен, печенье — это не выход... Вот что, малыш, а скажи-ка мне, пожа­луйста, какие это такие страшные вещи творятся в темноте?

Мальчик: В тимате ис шкафа выизают стья-ашные тюдовисси.

Отец: Хочешь, я закрою дверь на ключ, и они не смогут оттуда вылезти?

Мальчик: Да, качу, качу, тойка иссе папьяси дядю Устая пьинести мне питенья, тетю Ею — посмотьеть мои газки, маму — сказать, как Бензи был маленьким, а деду — пагаваить пья сто я думаю.

а. Мать _________________________________________

б. Отец__________________________________________

в. Дядя Густаво___________________________________

г. Тетя Pea______________________________________

д. Дедушка _____________________________________

е. Мальчик _____________________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Отрасли психологии

Если вы зайдете в американский или российский университет на факультет психологии, вас, вероятно, удивит разнообразие предметов, изучаемых студентами. (см. Приложение 1.2). Учащиеся младших курсов овладевают основами психоло­гии, а по окончании второго курса они должны выбрать себе специальность, то есть область психологии, в которой будут трудиться после получения высшего образова­ния. В Приложении 1.3 указан список распространенных психологических специ­альностей в США и России. Студенты имеют возможность получать не одну, а две или даже три специальности, если у них хватает на это времени и сил. Кроме того, в русле избранной специализации они могут заниматься изучением ее теоретических основ или проводить исследования и ставить эксперименты.

Психотерапевты

Психотерапевтов иногда отождествляют со специалистами по эмоциональным расстройствам. Психотерапевт — это специалист, имеющий профессиональную под­готовку, позволяющую оказывать помощь людям, страдающим эмоциональными рас­стройствами и психическими заболеваниями. Психотерапией обычно занимаются психологи, психиатры и социальные работники. (В России официально этим родом деятельности могут заниматься лица либо имеющие медицинский диплом, либо про­шедшие специальный курс подготовки.) Возможно, вам интересно, в чем состоят различия в подготовке этих специалистов. Хотя функции обладателей этих специ­альностей частично перекрываются, тем не менее имеется несколько четких разли­чий как в обучении, так и в понимании роли психотерапевтов, в зависимости от того, к какому из следующих трех типов они относятся.

Психиатры. Психиатры — врачи, специализирующиеся на лечении психи­ческих заболеваний (шизофрении, эпилепсии, депрессии, неврозов и пр.). Как пра­вило, они работают в специальных клиниках. Только они могут выписывать рецепты на лекарства. В психиатрических клиниках большей частью содержатся люди, не­способные ввиду тех или иных расстройств психики жить в обществе. Таких боль­ных редко удается привести к общечеловеческой норме, а во время острых присту­пов помощь психиатров бывает просто необходимой.

Психологи. Не все психологи занимаются психотерапией. Многие занима­ются психодиагностикой, работают в школах или преподают психологию в учебных заведениях. Высшая научная степень в психологии — доктор психологии (Psy.D.) или доктор философии (Ph.D.).*

* В России высшая научная степень в психологии — доктор психологических наук. (Прим. науч. ред.)

 

Курсы психотерапии читают почти на всех специализациях факультетов пси­хологии, но это'не значит, что после них студенты могут заниматься лечением пси­хических расстройств — для этого требуется длительное обучение под наблюдени­ем опытного наставника. Не многие из читателей этой книги смогли бы починить, скажем, телевизор — чтобы этому научиться, нужны годы обучения и практики. Сколько же нужно работать, чтобы научиться «настраивать» такой сложный орга­низм, каким является человек?!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2

СПИСОК КУРСОВ ПО ПСИХОЛОГИИ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ В УНИВЕРСИТЕТАХ США И РОСИИ

Восточный университет штата Вашингтон

• Общая психология

• Психологические методы решения проблем

• Экологическая психология

• Психология планирования карьеры

• Теории личности

• Психология аномального поведения

• Ощущение и восприятие

• Принципы психологии

• Математическая статистика для психологов

• Методы исследования в психологии

• Основы клинической диагностики

• Человеческая память и познание

• Наркотики и поведение

• Поведенческая терапия

• Психология женщины

• Женщина и наука

• Интеллект и влияние на него индивиду­ального жизненного опыта

• Тема сумасшествия в художественной литературе

• Сексология

• Психология в средней школе

• Основы психотерапии

• Биологические основы поведения

• Психофизиология человека

• Клиническая психология зрелого и пожилого возраста

• Поведение животных

• Социальная психология

• Обучение и изменение поведения

• Социальная психология межличност­ных отношений

• Групповая динамика

• Промышленная психология и психоло­гия работников

• Психология управления

• Семинары, краткосрочные курсы, конференции

• Практические занятия

Санкт-Петербургский государственный университет

• Социология

• Морфология центральной нервной системы

• Физиология высшей нервной деятель­ности

• Основы математической психологии

• Антропология и сравнительная психо­логия

• Основы психологии

• История и методология психологии

• Проблемы современной психологии

• Психологический практикум

• Психодиагностика

• Психофизиология

• Психология труда

• Инженерная психология

• Возрастная и дифференциальная психология

• Социальная психология

• Медицинская психология

• Дефектология

• Психология религии

• Педагогическая психология

• Педагогика

• Методы преподавания психологии

• Спортивная психология

• Эргономика

• Системные методы в психологии

• Юридическая психология

• Психология менеджмента

• Экономическая психология

• Историческая психология

• Политическая психология

• Этническая психология

• Диагностика и коррекция психических состояний

• Проблемы акмеологии и геронтологии

• Психолингвистика

• Компьютерная психодиагностика

• Теории личности в клинической психологии

• Психологические аспекты управления персоналом

• Методы исследования личности

• Основы конструирования и адаптации тестов

Среди психологов есть так называемые психологи-терапевты, которые, в свою очередь, делятся на клиницистов и консультантов. Психологи-клиницисты занима­ются тем, что проводят психологическое тестирование и в соответствии с его ре­зультатами подбирают клиенту вид терапевтического воздействия — индивидуальные консультации, групповую психотерапию и т. п. Психологи-консультанты в боль­шинстве своем помогают человеку преодолеть трудности его адаптации в учебном или рабочем коллективе. Несмотря на различные специализации, и клиницисты и консультанты помогают людям решать личностные, межличностные и эмоциональ­ные проблемы. Хотя в нашей стране психологам по окончании учебных заведений не присваивается квалификация психотерапевта, в своей деятельности им прихо­дится использовать терапевтические навыки.

Социальный работник. Психологи этого направления обучаются либо на факультетах психологии, либо на факультетах психиатрии. Они работают в спе­циальных центрах, занимающихся такими социальными проблемами, как: семейные скандалы, неуставные отношения, безработица, алкоголизм и наркомания. В их ве­дении находится не только оказание первой психологической помощи, но и предо­ставление информации об учреждениях, занимающихся социальной поддержкой. У нас в стране существует ряд таких центров; информацию о них можно получить в справочниках. Еще социальные работники занимаются такой сферой деятельности, как «телефон доверия».

Присвоение квалификации психиатра, психолога и социального работника ре­гулируется государственным законодательством. Только лица со специальным об­разованием и достаточным опытом работы получают право работать по этим специ­альностям. Вы спросите — что же, в таком случае, можно сказать о женщине, кото­рая называет себя «консультантом по вопросам психического здоровья», или о мужчине, величающем себя «целителем душ»? Скорее всего, оба они — шарлата­ны, не имеющие ни психологического образования, ни квалификации в психологии или психиатрии. Что касается Америки, то списки членов Ассоциации психиатров и Ассоциации психологов имеются в большинстве публичных библиотек. И для того, чтобы проверить квалификацию любого специалиста в этой области, достаточно лишь найти его имя в одном из этих перечней.

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый из вопросов.

1. Какова цель прикладной психологии?

а. Изложение истории психологии

б. Изучение психологических теорий

в. Использование достижений теоретической психологии

г. Использование данных истории, социологии и других дисциплин

2. Что изучает психология?

а. Человеческое поведение

б. Мышление животных

Приложение 1.3

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В США И РОССИИ

США

Инженерный психолог. Обладая зна­ниями об особенностях взаимодействия системы человек-техника, участвует в разработке технического оборудования.

Психолог-консультант. Проводит тес­тирование и дает рекомендации по пово­ду решения личностных проблем.

Кросс-культурный психолог. Занима­ется сопоставлением человеческого по­ведения в разных культурах.

Клинический психолог. Занимается те­рапией и решением эмоциональных про­блем.

Промышленный и организационный психолог. Занимается оптимизацией ус­ловий производства и подбором кадров.

Специалист по психологии здоровья. Помогает людям вести здоровый образ жизни и дает рекомендации, как избегать заболеваний.

Специалист по психологии личности. Исследует индивидуальные различия и модели поведения.

Педагогический психолог. Занимает­ся совершенствованием методов препо­давания, обучения и проверки знаний.

Специалист по психологии потребите­лей. Изучает и оценивает эмоциональную притягательность товаров, психологиче­ские аспекты маркетинга, рекламы и спо­собов упаковки товара.

Специалист по психологии развития. Изучает изменения психики человека от зачатия до старости.

Специалист по психометрии. Разраба­тывает и проводит процедуру стандарти­зации для тестов, опросников и других ин­струментов психологического измерения;

проводит статистический анализ и мате­матическую обработку результатов тес­тирования.

Социальный психолог. Изучает соци­альные установки и предрассудки, взаи­моотношения между общественными группами; проблемы лидерства.

Сравнительный психолог. Изучает по­ведение таких животных, как крысы, мы­ши, голуби или обезьяны; проводит экс­перименты в лабораторных условиях. Ус­танавливает общие для животных и чело­века закономерности поведения.

Психофизиолог. Изучает биологиче­ские основы поведения.

Школьный психолог. Диагностирует проблемы, мешающие успешному обу­чению.

Эко-психолог. Оказывает помощь при планировке зданий и жилых массивов с учетом человеческих потребностей.

в. Бессознательные побуждения

г. Человеческое восприятие

3. Какой из перечисленных ниже психологов, вероятнее всего, мог бы утверж­дать, что «целое больше, чем сумма его частей»?

а. Бихевиорист

б. Психоаналитик

в. Гештальтпсихолог

г. Приверженец гуманистической психологии

4. Допустим, вам хочется, чтобы молодая женщина надела красный свитер. Как бы вы поступили, если бы придерживались позиции бихевиоризма?

а. Поговорили бы с ней о красном цвете вообще

Экспериментальный психолог. Разра­батывает научные методы исследования психических явлений.

Юридический психолог. Изучает спо­собы предупреждения преступлений, а также мотивы преступлений и причины, порождающие преступность.

РОССИЯ

Инженерный психолог. Занимается психологией взаимодействия человека и техники.

Политический психолог. Занимается психологическим консультированием чле­нов политических структур, психологиче­ским обеспечением политических про­грамм и т. п.

Медицинский психолог. Занимается вопросами психопрофилактики и психоги­гиены в медицинских учреждениях; изу­чает психологические особенности боль­ных.

Преподаватель психологии. Читает лекции по различным видам психологии.

Психолог-тренер. Ведет тренинги по развитию навыков общения, тренинги личностного роста самопознания.

Школьный психолог. Занимается пси­хологическим сопровождением школь­ного процесса, консультированием уче­ников, их родителей и учителей.

Психолог — специалист в области ме­неджмента. Занимается организацион­ным консультированием; ведет тренинги и обучающие семинары для менедже­ров; исследует психологическую сторону коммуникаций в организации.

Психолог — специалист в области рекламы. Консультирует изготовителей рекламных продуктов.

Детский психолог. Изучает эмоцио­нальное развитие детей; консультирует родителей; готовит детей к школе.

Юридический психолог. Участвует в судебно-психологической экспертизе;

обеспечивает психологическое сопро­вождение юридического процесса.

Психофизиолог. Занимается изучени­ем взаимодействия физиологических и психологических процессов человека.

Социальный психолог. Изучает психо­логию и динамику развития малых групп и коллективов.

Зоопсихолог. Изучает поведение выс­ших животных.

Специалист по психологии здоровья. Занимается вопросами психогигиены и психопрофилактики; решает проблемы повышения качества жизни.

б. Сделали бы ей подарок в качестве поощрения за согласие надеть красный свитер

в. Указали бы ей на ее подсознательное желание носить красное

г. Обсудили бы с ней ее личное отношение к красному цвету и вызываемые им ассоциации

5. Какое направление психологии занимается только наблюдением и обсужде­нием поведения человека?

а. Бихевиоризм

б. Гещтальтпсихология

в. Психоаналитическое направление

г. Гуманистическое направление

6. Психолог сказал Бингу, что тому не следует винить себя в собственной аг­рессивности, так как им управляют бессознательные побуждения. Какого направления придерживается этот психолог?

а. Бихевиоризма

б. Гештальтпсихологии

в. Психоаналитического направления

г. Гуманистического направления

7. Чему уделил бы внимание гуманистический психолог?

а. Организации психики

б. Неосознаваемым побуждениям

в. Способам поощрения

г. Свободе выбора

8. К какому направлению принадлежат психологи, более всего интересующие­ся тем, как именно человек перерабатывает информацию?

а. Бихевиоризму

б. Когнитивной психологии

в. Психоанализу г. Гуманистической психологии

9. Кто из перечисленных ниже специалистов принимает и применяет на прак­тике несколько направлений психологии?

а. Психоаналитик

б. Бихевиорист

в. Гештальтпсихолог

г. Приверженец эклектического подхода

10. На каком этапе образования большинство психологов избирают одну из спе­циальностей?

а. В средней школе

б. На младших курсах университета или колледжа

в. На старших курсах университета или колледжа

г. Никогда

11. Кто из следующих специалистов имеет квалификацию врача?

а. Социальный работник

б. Клинический психолог

в. Психиатр

г. Народный целитель

12. Кто такой психотерапевт?

а. Врач, занимающийся проблемами бессознательного

б. Специалист в сфере занятости населения

в. Специалист по проблемам психических расстройств

г. Психолог, работающий с детьми

13. Представители какой профессии работают без государственной лицензии?

а. Психологи

б. Психиатры

в. Социальные работники

г. Народные целители

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Возможно, вам приходилось слышать, что вся психология заключается просто-напросто в «здравом смысле». Да и результаты психологических исследований по­рой действительно кажутся самоочевидными с точки зрения «здравого смысла». Тем не менее все выводы, сделанные психологами, должны быть строго научно обосно­ванными. И психологи всех направлений прибегают к самым разным методам для подтверждения справедливости своих выводов. Кроме того, психология, будучи од­ной из социальных наук, неизбежно соприкасается с другими научными дисципли­нами, вследствие чего во многих психологических исследованиях в той или иной степени присутствует стремление применять методы естественных наук. Тем не ме­нее, как вы сами понимаете, не так-то просто «измерить» человеческое поведение. И если в области естественных наук точное вычисление веса тех или иных тел или определение их химического состава не представляет особых трудностей, то перед психологами стоят задачи значительно более сложные, например: оценить чувства, выявить те или иные мотивы, определить, насколько человек способен приспосо­биться к ситуации или измениться. Все это накладывает на методы, используемые в психологии, определенные ограничения; поэтому обращайте особое внимание на предупреждения, помещаемые в конце соответствующих разделов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...