Структура дипломной работы
Стр 1 из 9Следующая ⇒ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ
ОСНОВЫ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Учебно-методическое пособие Для специальности: 030301.65 "Психология"
Санкт-Петербург Основы дипломного проектирования: Учебно-методическое пособие для специальности: 030301.65 "Психология" – СПб.: Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, 2008. - 52с.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301.65 "Психология", утвержденного 17.03.2000 г.
Составители: Ванновская О.В., Ватулин А.И.
Рассмотрены и одобрены на заседании ученого совета института от "__ 21 __"__ апреля __2010 года, протокол №__ 9_ _
Содержание
Стр.
Глава 1. Общие положения В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 030301.65 установлены следующие требования к выпускной квалификационной работе специалиста: «Дипломная работа по специальности 030301.65 «Психология» представляет собой разработку эмпирического или теоретического исследования, или проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должны быть теоретическое обоснование и исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем ее, как правило, должен быть в пределах 50-85 страниц стандартного печатного текста. Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная аттестационная оценка». Дипломная работа выпускника психологического факультета Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии представляет собой самостоятельный научно-исследовательский труд, подводящий итоги учебной и научно-практической деятельности студентов.
Темы выпускных квалификационных работ и состав научных руководителей определяются выпускающей кафедрой института, рассматриваются на заседании ученого совета института и утверждаются приказом ректора. Студенту представляется право выбора темы выпускной квалификационной работы из числа приведенных в Перечне тем дипломных работ, или предложения своей темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Выбор темы выпускной квалификационной работы производится студентом в течение предпоследнего семестра обучения в институте. Не позднее шести месяцев до итоговой аттестации темы выпускных квалификационных работ и состав научных руководителей должны быть рассмотрены на заседаниях выпускающей кафедры и ученого совета и утверждены приказом ректора института. После завершения последней экзаменационной сессии студент представляет к проверке научному руководителю календарный график работы над дипломным исследованием. В процессе научно-исследовательской и квалификационной практики осуществляется выполнение выпускной квалификационной работы. За 2 недели до итоговой аттестации на заседании выпускающей кафедры проводится процедура допуска выпускных квалификационных работ к защите. Основные задачи дипломной работы: · показать знания, умения и навыки выпускника по выбору и постановке научно и практически значимой проблемы дипломного исследования, по научному и практическому поиску, отбору, анализу и обобщению исследуемого материала; · выявить способность выпускника логически, методологически и литературно правильно излагать результаты своего исследования; · показать культуру мышления выпускника, его кругозор, широту и глубину постановки научных и практических проблем, оригинальность и новизну путей их разрешения, способность применять полученные в институте знания и умения в различных сферах профессиональной деятельности. Общее организационное и научное руководство работой студента над дипломным исследованием осуществляет научный руководитель, назначенный из числа ведущих преподавателей выпускающей кафедры или смежных кафедр института и других вузов, осуществляющих подготовку по специальности 030301.65 "Психология".
Научный руководитель: · консультирует студента по вопросам формулировки темы, подготовки, написания и защиты дипломной работы; · утверждает представленный студентом календарный график работы над дипломным исследованием и контролирует ход его выполнения; · проверяет содержание дипломной работы, делает по ней замечания, высказывает пожелания и требования; · рекомендует (письменно) допустить или не допустить дипломную работу к защите; · пишет отзыв о дипломной работе студента. Приказом ректора по представлению заведующего выпускающей кафедры утверждается состав рецензентов дипломных работ из числа ведущих преподавателей академии или других вузов, осуществляющих подготовку по специальности 030301.65 "Психология". Для проведения защиты дипломных работ на каждом выпускном курсе приказом ректора института создается Государственная аттестационная комиссия (ГАК). Решение о допуске дипломной работы к защите выносится после предварительной защиты на заседании выпускающей кафедры не позднее, чем за две недели до установленного срока работы ГАК. Список студентов-дипломников, допущенных к защите и график защиты с указанием даты и времени защиты утверждается приказом ректора по представлению заведующего выпускающей кафедры и вывешивается на доске объявлений факультета не позднее, чем за одну неделю до установленного срока работы ГАК. Виды дипломных работ Выпускная квалификационная работа может представлять собой: 1) научно-исследовательскую разработку — научное исследование, включающее эмпирическое или теоретическое исследование; 2) обоснованный и апробированный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики (программу, методику психокоррекции, обучения, тренинга или методическую разработку измерительной, диагностической методики);
3) учебно-методическую разработку – проект учебно-методического комплекса учебной дисциплины, входящей в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. 1.1.1. Теоретическим называется исследование, в котором кроме обзора и критического анализа литературы, имеются собственные предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы. Это авторский вклад в метод решения проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения. Примерами научной новизны может служить самостоятельный сравнительный анализ различных научных концепций и подходов, новая классификация, систематизация, операционализации существующих психологических явлений, обоснованное введение в оборот нового определения или понятия, новой структуры описываемых явлений. К исследованию теоретического типа предъявляются следующие требования: точность определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений. 1.1.2. В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое исследование обычно проводится с использованием определенных методов сбора и анализа фактов, поэтому, как правило, содержит в себе методическую часть. Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В работах подобного типа исследователь просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без его личного вмешательства. В этом отличие эмпирического исследования от экспериментального. Если, например, исследователь ставит перед собой задачу исследовать процесс психологической подготовки сотрудников и далее просто констатирует то, как этот процесс происходит в естественных условиях, то такое исследование будет эмпирическим. Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным. В исследовании первого типа опытным путем добываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений. Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя не только сбор и анализ, но и объяснение полученных фактов. Такое объяснение содержит в себе выяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное. 1.1.3. В экспериментальном исследовании выдвигаются и научно проверяются гипотезы и предположения, практически реализуются научные концепции, дающие существенный эффект. Эксперимент — наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане.
Основными признаками любого экспериментального психологического исследования являются следующие: 1. Наличие проблемы, т.е. актуального и жизненно значимого вопроса, который требует решения и на который невозможно найти правильный ответ без проведения специального экспериментального научного исследования. 2. Наличие научной гипотезы — четко, логически непротиворечиво сформулированного предположения о том, как в принципе может быть разрешена проблема. 3. Наличие такого гипотетического решения данной проблемы, которое не является очевидным и требует доказательства или проверки. 4. Подготовка и проведение научного эксперимента, предназначенного для проверки этой гипотезы. 5. Сравнение экспериментально установленных результатов с данными, имеющимися до проведения исследования, с использованием достоверных и точных методов математической статистики. 1.1.4. В особую группу выделяются так называемые методические исследования. Их основная цель заключается в том, чтобы разработать, обосновать и проверить на практике по критериям валидности, надежности, точности и однозначности проект: · новой психодиагностической методики; · проект тренинговой (обучающей) программы; · проект программы, корректирующей некоторое психическое свойство. Если создаваемая методика тестового типа, то для нее помимо развернутого теоретического обоснования обязательно устанавливаются тестовые нормы, а также точно описываются и выверяются процедура, правила проведения, способы анализа и интерпретации получаемых данных. Если же создаваемая методика формирующего или корректирующего типа, то, во-первых, должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование, во-вторых, дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется, в-третьих, указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять. 1.1.5. Учебно-методическая разработка – проект учебно-методического комплекса учебной дисциплины, который, как правило, включает в себя: программу учебной дисциплины; учебно-методическое пособие и раздаточный материал (по темам в соответствии с программой учебной дисциплины); контрольные задания для проверки остаточных знаний; материалы к практическим занятиям (комплект проблемных, ситуационных заданий, сценариев игр и тренингов, кинофильмов, наглядных пособий, контрольных заданий и тестов для проверки уровня базовых знаний); список основной и дополнительной литературы, сведения о наличии литературы по дисциплине в библиотеке с указанием количества экземпляров. В отдельных случаях по согласованию с руководством института студент может разрабатывать не весь учебно-методический комплекс дисциплины, а его отдельные компоненты (например, учебно-методическое пособие, курс лекций, комплект наглядных пособий и обучающих программ для компьютерного применения и др.). Структура дипломной работы 1.2.1. Выпускная квалификационная работа как научно-теоретическая разработка должна включать следующие разделы: ВВЕДЕНИЕ. В нем раскрывается актуальность, цель, объект и предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, научная новизна и практическая значимость. Глава 1. Анализ современной литературы по выбранной проблеме, реферирование различных точек зрения и концепций авторов, обоснование собственной исследовательской позиции, обоснование конкретных целей и задач собственного исследования. Глава 2. В соответствии с выбранной теоретической позицией анализируются категории, принципы и логические подходы, имеющие, по мнению автора, преимущества по сравнению с другими методами и средствами познания. Глава 3. Доказывается возможность активного воздействия на объект исследования и получение новых знаний, результатов, приводится их сравнение с существующими в психологии точками зрения и концепциями в соответствии с поставленными задачами дипломного проекта. ВЫВОДЫ в виде тезисов, в краткой форме представляющих основные результаты работы. В выводах должно быть отмечено подтверждение (или не подтверждение) гипотезы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В нем обсуждается соответствие полученных результатов поставленным задачам исследования, трудности, перспективы разработки проблемы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1.2.2. Квалификационная работа как научно-практическая разработка должна включать следующие разделы: ВВЕДЕНИЕ. В нем раскрывается актуальность, цель, объект и предмет, гипотеза, задачи, методы и база исследования, его научная новизна и практическая значимость. Глава 1. Анализ современной литературы по выбранной проблеме, реферирование различных точек зрения авторов, обоснование выбора методологической базы эмпирического исследования, определение собственной исследовательской позиции, обоснование конкретных целей и задач собственного исследования. Глава 2. Описание программы (модели) исследования (выборка, план эксперимента, программы тренинга или коррекционных воздействий, этапы процедуры), обоснование выбора методик (раскрытие возможностей использованных экспериментальных и диагностических психологических методов и методик, технологии их применения, методов обработки данных, методов анализа). Глава 3. Описание проведенного эмпирического исследования. Общая характеристика полученных данных: количество, полнота, для числовых данных — первичные статистики (среднее арифметическое, сигма, коэффициент асимметрии, эксцесс). Описание статистической и содержательной обработки полученных данных. Анализ и интерпретация полученных результатов. ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ в виде тезисов, в краткой форме представляющих основные результаты работы. В выводах должно быть отмечено подтверждение (или не подтверждение) гипотезы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В нем обсуждается соответствие полученных результатов поставленным задачам исследования, трудности, перспективы разработки проблемы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ПРИЛОЖЕНИЯ. 1.2.3. Дипломная работа как проект учебно-методического комплекса (УМК) дисциплины должна включать следующие разделы: ВВЕДЕНИЕ (Пояснительная записка). В нем раскрывается актуальность и практическая значимость проекта, цели и задачи работы, научно-методическая новизна, используемые передовые педагогические технологии. Анализ структуры и содержания программы учебной дисциплины, требования государственного образовательного стандарта и УМО университетов РФ, критерии оценки эффективности предполагаемого методического решения. Место и роль выбранной учебной дисциплины в системе подготовки по специальности «Психология», цели и задачи курса, требования к уровню усвоения содержания программы учебной дисциплины, базовые умения и навыки специалиста, формируемые в ходе изучения курса. Обоснование состава УМК. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Учебно-методический комплекс по дисциплине «…(название)». Включает в себя: · учебную программу; · учебно-методическое пособие (или курс лекций); · опись наглядных пособий; · наглядные пособия (в виде слайдов, компьютерных обучающих программ и т.д.); · тестовые задания для контроля остаточных знаний; · тестовые задания для итогового контроля; · материалы к практическим занятиям; · сведения о наличии в библиотеке основной и дополнительной литературы по дисциплине. ЗАКЛЮЧЕНИЕ должно содержать общие выводы, итоговую оценку соответствия проекта сформулированной практической задаче. В нем кратко характеризуют перспективы и ограничения предложенного методического подхода. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1.2.4. Дипломная работа как проект или методическая разработка должна включать следующие разделы: ВВЕДЕНИЕ. В нем раскрывается актуальность, цель, объект и предмет, гипотеза, задачи, методы и база исследования, его научная новизна и практическая значимость. Глава 1. Обоснование выбора методологической базы разрабатываемого методического подхода и критериев оценки эффективности различных методических решений. Глава 2. Описание программы (правил, процедуры) или методики. Описание полученных первичных документов. В качестве таковых могут выступать: - протоколы, составленные экспертами; - протоколы эксперимента, обследования и т.п.; - анкеты, заполненные участниками групп или обучающимися, опросные листы; - стенограмма коррекционных, обучающих или тренинговых занятий; При наличии большого числа протоколов или анкет дается их обобщающее описание, позволяющее читателю составить точное представление о процедуре обучающей или коррекционной работы, ее эффективности, отношении обучающихся к занятиям. Отдельные протоколы (анкеты, стенограммы или фрагменты стенограмм...) или их копии помещают в одном из Приложений. Глава 3. Анализ результатов апробации программы (методики) по ряду показателей, обсуждение эффективности предлагаемой программы (методики), сравнение с имеющимися аналогами. Оценка трудозатрат при использовании программы, трудоемкости методики. Конкретные рекомендации по использованию разработанной программы (назначение, ограничения, отбор обучающихся или клиентов и т.д.) ЗАКЛЮЧЕНИЕ должно содержать общие выводы, итоговую оценку соответствия проекта сформулированной практической задаче. В нем кратко характеризуют перспективы и ограничения апробированного методического подхода. ОТЗЫВ экспертов и заказчика (если работа имела заказчика). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ПРИЛОЖЕНИЯ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|