Основная часть дипломной работы
Содержательная сторона основной части дипломной работы должна продемонстрировать полученный студентом в вузе комплекс теоретических знаний, практических умений и личностных качеств. Обычно основная часть состоит из трех глав. Первая глава посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы (анализ и интерпретация литературных источников, выявление нерешенных, слабоосвещенных или требующих уточнения проблем и задач исследования и т.п.). Основой первой главы является аналитический обзор, который должен полно и систематизировано излагать состояние проблемы (задачи), которой посвящена данная работа. Предметом анализа в обзоре должны быть результаты предыдущих исследований по вопросу, которому посвящена работа, и по смежным вопросам, новые идеи и предложения, возможные подходы к решению проблемы. Завершить аналитический обзор желательно обоснованием выбранного направления вашей научной или научно-практической работы. Обоснование выбранного направления должно показывать преимущества выбранного направления работы по сравнению с другими возможными направлениями. После первой главы следует обобщить наиболее существенные положения в разделе: «Выводы по главе 1». Вторая глава основной части обычно содержит описание замысла исследования, выборки, методов, методик, результатов проверки их валидности и надежности. Во второй главе необходимо представить: 1. Полный перечень использованных методик, обоснование выбора методик, их описание. Если в работе использовались известные (распространенные) методики, их подробно описывать не надо. Необходимо привести ссылки на источники информации или поместить в приложении описание методик.
2. Описание выборки испытуемых: количество, состав по полу, возрастные параметры — средний возраст, возраст самого младшего, самого старшего испытуемого, социально-демографические характеристики. 3. Описание условий и процедуры эксперимента. 4. Обоснование методов математического анализа данных. После второй главы следует обобщить наиболее существенные положения в разделе: «Выводы по главе 2». В третьей главе должно быть подробно (не менее 10 с. текста) и последовательно изложено содержание выполненного исследования, описаны все промежуточные и окончательные результаты, в том числе результаты отрицательные. Здесь студент представляет результаты своего психологического (психодиагностического) исследования на основе проведенных с испытуемыми психологического консультирования, психодиагностических и психокоррекционных процедур. Таблицы, графики, рисунки, математические расчеты и т.п. должны здесь демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования результатов. В части, посвященной описанию экспериментов, должна указываться цель и описываться программа экспериментов, излагаться их сущность, оцениваться точность и достоверность полученных данных, сопоставляться с теоретическими данными; отсутствие такого сопоставления должно быть объяснено. Ряд трудностей вызывает у выпускников описание экспериментальной части исследования. В этой части работы должны быть представлены следующие сведения: 1. Сводные таблицы начальных данных. Полные копии протоколов, эксперимента не требуются, но исходные данные должны быть представлены в работе определенным образом. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении также можно поместить и несколько наиболее интересных или типичных протоколов или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых и т.д.
2. Список всех показателей, которые были включены в математико-статистическую обработку, должен включать: номер показателя, его название, название методики, благодаря которой он получен. Если показатель вычислен в ходе обработки данных, надо указать — на основе каких именно измеренных параметров вычислен показатель. 3. Первичные статистики. Можно привести только основные, поместив их в нижних строчках сводной таблицы данных, 4. Описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий. Должны быть названы использованные прикладные компьютерные программы обработки данных. По факторному анализу обычно приводятся итоговые решения, но если промежуточные решения дают интересные факты для обсуждения, то помещают и их. Эти разделы завершаются подробной психологической интерпретацией (объяснением со своей точки зрения) полученных результатов и описанием практических рекомендаций по их возможному применению. В конце каждого из разделов глав после слов «Таким образом…» делается краткий вывод, излагается сущность исследуемого вопроса. Каждая из глав заканчивается выводами. Их может быть несколько. Обычно 3-5. В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы студента. Содержание выводов и практических рекомендаций Общие выводы (выводы по всей работе) лучше представить в тексте, как ее самостоятельный раздел, упомянутый в оглавлении. 1. Количество выводов может быть разным, но лучше разделить их на группы по некоторому логическому основанию. 2. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы. 3. Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах. Нередко встречаются дипломные работы, не содержащие выводов. Отсутствие выводов значительно снижает уровень представленной квалификационной работы. Ошибочно полагать, что раздел «Выводы» может быть заменен разделом «Заключение». Выводы - это не организационные итоги: «все поставленные в исследовании задачи решены» или «решена часть поставленных задач».
Выводы — это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Выводы должны быть конкретными. Их пишут в форме утверждений. В выводах целесообразно отметить, в рамках какого подхода получены результаты. Кроме того, вполне возможно, что сделанные выводы должны быть отнесены только к той категории испытуемых, которая выступила объектом исследования (к людям с определенными личностными особенностями и межличностными отношениями, уровнем развития и др.). Желательно написать выводы в такой форме, таким языком, который понятен не только специалистам, имеющим опыт научных психологических исследований, но и психологам-практикам, а также специалистам, работающим в других областях (педагогам, социальным педагогам, социальным работникам, врачам...). Практические рекомендации должны содержать адресат, которому направлены пожелания, а также конкретные принципы, методы и методики проведения формирующих и психокоррекционных мероприятий, теоретические формулировки и определения для соответствующих руководящих, методических документов или учебных пособий и программ. Заключение Заключение - это краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. В заключении автор может вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контингентам испытуемых и т.п. Часто в разделе заключения намечают пути и цели дальнейшей работы или аргументируют нецелесообразностъ ее продолжения. В заключении желательно указывать практическую, научную, социальную ценность результатов работы.
В конце заключения можно остановиться на том, чем завершена работа, например: получением научных данных о новых объектах, процессах, явлениях, закономерностях; разработкой научных основ, новых методов и принципов исследования; получением качественных и количественных характеристик явлении; составлением инструкции, руководящих материалов, рекомендаций, методик, разработкой норм и правил, программ и т.д.; внедрением в практику вновь созданных или усовершенствованных продуктов, разработок; получением прочих положительных результатов. Если при завершении работы получены отрицательные результаты, это также указывается в заключении. Обычно заключение является последней частью основного текста работы. За ним следует список литературы, включающий все источники (публикации), на которые есть хотя бы одна ссылка в тексте (и упоминание, и цитирование). Приложения В приложения следует включать вспомогательный материал, который при включении в основную часть отчета загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся: таблицы вспомогательных цифровых данных; протоколы опытов; инструкции (превышающие по объему один-два абзаца), методики и т.п.; иллюстрации вспомогательного характера и т.п. Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок в тексте основных разделов. Если приложений больше 10, их следует объединять по видам. В приложения лучше выносить таблицы с теми данными, которые только лишь дополняют основные результаты. Таблицы с данными, занимающими центральное место в используемых вами доказательствах, надо поместить в основном тексте, как можно ближе к тем его частям, в которых вы обсуждаете полученные числовые результаты или какую либо классификацию, представленную в табличной форме. Каждое приложение должно иметь номер и название, а текст приложения – сквозную нумерацию с основной частью диплома.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|