Система производственных программ и заданий организации
Указанный перечень может быть расширен (например, за счет разработки часовых графиков работы поточных линий) или сокращен (зачастую объединяется процесс формирования производственной программы с ее распределением для сборочных цехов). Планирование номенклатуры продукции и объема производства в натуральном выражении Для формирования годовой производственной программы необходимо выполнить следующие взаимосвязанные работы: · уточнить потребность в изделиях и услугах организации в плановом периоде; · сформировать номенклатуру продукции для включения в производственную программу; · рассчитать объем производства продукции в натуральном выражении по каждой номенклатурной позиции; · распределить годовую производственную программу по кварталам;
· определить цены на все виды продукции, включаемые в производственную программу; · рассчитать стоимостные показатели производственной программы. В процессе планирования прорабатывается ряд вариантов программы и выбирается лучший, в наибольшей мере соответствующий задачам и условиям работы организации в плановом периоде. Потребность в изделиях и услугах, соответствующих профилю организации, на плановый год уточняется на основе исследования и прогнозирования рынка, заключенных контрактов, в том числе на поставку продукции по государственному заказу, прямых связей с потребителями и торговыми организациями, предварительных соглашений с ними, с учетом информации о реализации изделий в периоде, предшествующем плановому. Уточненная потребность рынка в изделиях и услугах, организации принимается в качестве отправного момента при формировании производственной программы. При формировании конкретной номенклатуры продукции для включения в производственную программу принимаются решения о продолжении выпуска, освоении новых или снятии с производства отдельных видов изделий. При этом учитываются следующие основные положения: · в производственную программу включаются только те изделия, которые соответствуют специализации организации и на которые есть потребность в плановом периоде; · организация должна иметь конкретные преимущества в производстве данного вида продукции: возможность использовать более дешевые материальные и трудовые ресурсы, отлаженную прогрессивную технологию и оборудование, квалифицированные кадры, устойчивые связи с поставщиками или потребителями и др.; · наличие конкретных преимуществ позволяет организации обеспечить конкурентоспособность своих изделий либо за счет их более высокого качества, либо за счет более низких цен по сравнению с конкурентами;
· в производственную программу следует включать, как правило, рентабельные изделия, по которым соотношение отпускной цены и себестоимости обеспечивает рентабельность, достаточную для нормальной деятельности организации; · необходимо учитывать влияние принимаемых решений на стратегический потенциал организации. Для сохранения и укрепления конкурентных позиций организации в будущем желательно формировать производственную программу из изделий, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, что требует периодического обновления номенклатуры выпускаемой продукции. Исходя из потребности по каждой позиции, принятой к производству номенклатуры продукции, составляется предварительный план сбыта (поставки) продукции для формирования первоначального варианта производственной программы. При этом объем производства изделия в натуральном выражении в общем случае определяется по формуле:
Nпр = Nпост – Он скл + Ок скл + Nвн,
где Nпост — объем поставки изделия в натуральном выражении; О н скл и О к скл — остатки данных изделий на складе готовой продукции на начало и конец планового периода; N вн — количество изделий для внутреннего потребления. Остатки готовой продукции на складе на начало планового периода рассчитываются на основании фактических остатков изделий на момент расчета и прогноза их производства и отгрузки с момента расчета до начала планового периода. Остатки готовой продукции на складе на конец планового периода устанавливаются в зависимости от прогноза, сбыта изделий в следующем плановом периоде. Предварительный план поставки изделий, взятый за основу при формировании производственной программы, может содержать элементы неопределенности, особенно в той части, в какой он сформулирован на базе прогнозируемой потребности рынка и не обеспечен договорами (контрактами). В таком случае целесообразно разрабатывать несколько вариантов программы исходя из пессимистической, оптимистической и наиболее вероятной оценки спроса. На основе прогноза спроса, который служба маркетинга считает наиболее вероятным, формулируется основной вариант производственной программы, используемый в дальнейшем для комплексного планирования деятельности организации, в том числе для определения потребности в ресурсах и составления производственных программ цехов. На основе менее вероятных оценок спроса, как пессимистических, так и оптимистических, создаются так называемые «ситуационные планы» — резервные варианты плана. Содержание ситуационного плана: действия организации в конкретной ситуации, ожидаемые результаты этих действий, условия ввода в действие ситуационного плана.
Производственная программа в натуральном выражении, сформированная исходя из плана поставок, должна быть проверена на соответствие производственным возможностям организации на сравнительно короткий отрезок времени (до одного года). Программа составляется в расчете на определенные, более или менее стабильные организационно-технические условия производства. Поэтому разработка программы должна сопровождаться расчетами загрузки производственного оборудования и площадей. В случае необходимости проектируются мероприятия по повышению пропускной способности отдельных цехов, принимаются решения о производственной кооперации либо вносятся изменения в первоначальный вариант программы и соответственно корректируется план сбыта продукции. Следует иметь в виду, что программа, как правило, должна быть ниже производственной мощности. Резервирование производственной мощности позволяет обеспечить полное и своевременное выполнение обязательств по поставке продукции при сбоях в производстве, оперативно увеличивать объем производства при благоприятной рыночной конъюнктуре, быстро осваивать производство новых изделий. Однако создание и поддержание резерва производственной мощности требует дополнительных капитальных (стоимость временно не используемого оборудования и производственных площадей) и текущих затрат (содержание основных производственных фондов для обеспечения их работоспособности, увеличение налога на имущество и т.п.). Другой подход, известный из мировой практики, — это гибкое приспособление имеющихся мощностей к изменяющемуся спросу за счет расширения производственной кооперации (привлечения субподрядчиков), применения сверхурочных работ, найма или сокращения персонала. В отдельных случаях лимитирующими факторами могут оказаться наличие квалифицированных кадров или ограниченная возможность поставки отдельных видов материалов, полуфабрикатов или комплектующих изделий. В этих случаях программа должна быть проверена на потребность в дефицитных видах ресурсов.
Тщательный анализ производственных возможностей организации при формировании производственной программы создает необходимые предпосылки для полного и своевременного выполнения обязательств перед потребителями и заказчиками, что, помимо доходов в текущем периоде, приносит фирме репутацию надежного поставщика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|