Функция оперативного учета
Основой для выполнения работ по планированию, контролю, анализу и регулированию (диспетчеризации) является оперативный учет результатов производственной деятельности всех подразделений предприятия за определенный период времени. Он предназначен для получения связанного набора показателей, значения которых сравниваются затем с запланированными, т.е. ожидаемыми. В результате этого сравнения вырабатываются корректирующие воздействия на объект управления. Требования, предъявляемые к оперативному учету: · высокая оперативность по сбору и обработке информации; · исключение дублирования в работе каждого звена системы учета; · обеспечение предварительной обработки информации в пунктах ее сбора для целей использования результатов обработки на местах ее возникновения; · исключение передачи на обработку избыточной информации; · обеспечение возможности интегрирования и селективности полученной информации в необходимых для управления разрезах; · исключение или сведение к минимуму ручного труда при заполнении первичной учетной документации. Организация достоверного оперативного учета обеспечивает: · закрепление должностных лиц за оформлением учетной документации; · выявление недостатков и совершенствование оперативного управления производством; · широкое применение нормативного метода учета затрат на производство; · сохранность сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, деталей, узлов и изделий в процессе их движения, потребления и хранения; · повышение ответственности лиц, обеспечивающих организацию и ведение оперативного учета. Функция координации Координация – обеспечение согласованности действий в работе всех звеньев предприятия, сохранение, поддержание и совершенствование установленных связей между ними. Она осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб предприятия и цехов, которые регулярно и оперативно координируют их деятельность.
Эту работу выполняет, как правило, группа менеджеров и специалистов производственно-диспетчерского отдела (на межцеховом уровне и внутри каждого цеха — производственно-диспетчерское бюро). Вмешательство менеджеров в производственные процессы становится минимальным, если цехи полностью или относительно самостоятельны. Оно заменяется общей координацией функционирования взаимосвязанных цехов, которая заключается в согласовании взаимодействия всех цехов и служб предприятия, четком установлении их целей и объема работ, корректировке программ в соответствии со складывающейся ситуацией. На межцеховом уровне управления общая координация включает: · принятие мер по обеспечению равномерного хода производства и устранению «узких мест» из-за рассогласования в сроках поставки материалов, комплектующих изделий, технологического оснащения и т. д.; · координацию межцеховой передачи деталей и сборочных единиц в установленном количестве, заданной номенклатуры и в определенные сроки; · слежение за состоянием запасов деталей и сборочных единиц на складах организации; · систематический контроль изготовления наиболее сложных сборочных единиц и агрегатов; · координацию сроков изготовления изделий в соответствии с договорными обязательствами перед заказчиками.
· выяснение причин отклонения от плановых заданий; · определение состава дополнительных работ и производственных заданий для их выполнения; · определение состава резервов, выделяемых организацией для выполнения цехами дополнительных работ; · перераспределение обязанностей и ответственности между менеджерами на межцеховом уровне управления, призванное устранять возникшие отклонения в ходе производства; · принятие мер для устранения возникших отклонений. Координация на практике в основном сводится к уточнению распределения ответственности и обязанностей между управленческими работниками, устраняющими возникшие в ходе производства отклонения, и наиболее близко к организации работ и регулированию. Однако отождествлять их нельзя. Границы оперативного регулирования и организации как по контролируемым параметрам, применяемым методам, так и по составу исполнителей, шире координации. Функция мотивации Мотивация – процесс побуждения работников и себя к активной трудовой деятельности для достижения личностных целей и целей предприятия, т.е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главными здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, удовлетворенность от трудовой деятельности. Функция мотивации оказывает влияние на коллектив предприятия или его подразделения в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер и т.д. Указанные формы воздействия активизируют работу органов управления, повышают эффективность всей системы управления производством. Функция регулирования Оперативное регулирование - завершающий этап оперативного управления производством, на котором осуществляется процесс разработки и реализации решений по предупреждению отклонений и сбоев в ходе производства, а в случае их возникновения - по их незамедлительному устранению. Этим достигается безусловное выполнение производственных программ и оперативных плановых заданий. Предупреждение или устранение отклонений и сбоев возможны благодаря использованию резервов, имеющихся в наличии:
· материальных (взаимозаменяемое оборудование, рабочие, материалы, заготовки, детали, инструмент); · временных (организация сверхурочных работ, дополнительных смен и т.д.); · организационных (перераспределение ресурсов между подразделениями). Процесс оперативного регулирования включает: · информационную подготовку для принятия решения (выяснение причин отклонения хода производства от запланированного, о приоритетах выпуска, состоянии ресурсов и пр.); · разработку и принятие решений (определение состава дополнительных работ и производственных заданий для их выполнения, установление, согласование и утверждение сроков их выполнения, исполнителей, выделение ресурсов для реализации решения); · определение состава резервов, выделяемых предприятием для выполнения цехами дополнительных работ; · реализацию решений и контроль его исполнения. Регулирование хода производства должно отвечать следующим требованиям: · опираться на четкую организацию планирования производства, непосредственным продолжением которого оно является; · предполагать непрерывность контроля и наблюдения за ходом производства; · осуществлять обязательное быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства; · базироваться на четкой ответственности и преемственности оперативного руководства производством. Качество вырабатываемых управляющих воздействий и их эффективность в очень большой степени зависят от своевременности и полноты информации, характеризующей состояние объекта управления. Опоздания в процессе обработки оперативной информации лишают ее практической ценности из-за быстрой смены производственных ситуаций и превращают в аналитический материал, который может быть использован только для оценки хода производства, а не для регулирования им. В процессе реализации функции регулирования воздействие на коллектив людей, занятых в производстве, осуществляется посредством принятия оперативных мер по предотвращению и, если это не удается, то по устранению выявленных отклонений и перебоев в ходе производства. Контрольные вопросы к теме № 5: 1. Что такое функции производственного менеджмента? 2. Каковы характеристики функции организации? 3. Каковы характеристики функции нормирования? 4. Каковы характеристики функции планирования? 5. Каковы характеристики функции координации? 6. Каковы характеристики функции мотивации? 7. Каковы характеристики функции контроля? 8. Каковы характеристики функции регулирования?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|