Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила применения в школах проверочной таблицы для улучшения зрения




Проверочная таблица вешается на стену классной комнаты, и каждый день дети чи-тают про себя мельчайшие буквы, которые они могут увидеть со своих мест, каждым гла-зом по отдельности. При этом другой глаз закрывается ладонью руки таким образом, что-бы избежать давления на глазное яблоко. Это не отнимает много времени и достаточно, чтобы улучшить зрение всех детей через одну неделю или устранить все аномалии реф-ракции через несколько месяцев, год и более.

Детей с плохим зрением следует поощрять к более частому чтению проверочной таблицы. Не следует в это дело вмешивать детей, носящих очки, поскольку они обязаны находиться под опекой врача и тренировка, пока они носят очки, даст им мало или вообще окажется бесполезной.

Хотя это и не обязательно, большой помощью было бы ведение записей, отражаю-щих зрение каждого ученика в момент введения системы и далее через любые удобные интервалы времени – ежегодно или чаще. Записи могут производиться учителем.

Записи должны включать в себя имя и возраст учеников, зрение каждого проверяе-мого глаза с расстояния 20 футов и дату. Например:

Джон Смит, 10 лет, 15 сентября 19

3. П. (зрение правого глаза) 20/40

З.Л. (зрение левого глаза) 20/40

Джон Смит, 11 лет, 1 января, 19

З.П. 20/30

 

З.Л. 20/15

 

Абсолютно необходимо осуществлять определенный контроль. По меньшей мере, раз в год кто-нибудь, кто владеет этим методом, должен посещать каждый класс, чтобы ответить на возникшие вопросы, стимулируя учителей к продолжению использования ме-тода и делая нечто вроде докладов, основываясь на правильных источниках информации. Тем не менее, ни инспекторам школ, ни учителям, ни детям нет необходимости набираться каких-либо сведений о физиологии глаза.

 

 

23.

Плохое зрение, как я уже говорил, является следствием аномального состояния пси-хики. Очки могут иногда нейтрализовать воздействие этого состояния на глаза и, достав-ляя больше удобств человеку, до некоторой степени улучшить его психические способно-сти. Но коренным образом этого состояния психики мы не меняем и, превратив его в плохую привычку, можем ухудшить его.

Легко показать, что среди способностей мозга, ухудшающихся с нарушением зрения, находится и память. Поскольку значительная часть образовательного процесса заключает-ся в накоплении фактов, а все другие психические процессы зависят от усвоения челове-ком этих фактов, легко понять, как мало достигается простым одеванием очков на челове-ка, испытывающего «проблемы со своими глазами». Необычайная память первобытного человека приписывалась тому факту, что из-за отсутствия подходящих средств записи, он вынужден был полагаться на свою память, которая, соответственно, укреплялась. Но с точки зрения известного факта, связи памяти со зрением, более обоснованным было бы предположить, что память первобытного человека была хорошей по той же причине, что и его острое зрение, а именно, благодаря расслабленному спокойному состоянию его психи-ки.

Память первобытного человека, так же как и остроту его зрения, можно найти и сре-ди цивилизованных людей, и, если бы были проведены необходимые исследования, то, не-сомненно, обнаружилось бы, что они всегда встречаются вместе. Подобное единство на-блюдалось и в случае, который недавно встретился мне в моих исследованиях. Обследова-лась одна девочка с таким поразительным зрением, что она могла невооруженным глазом видеть спутники Юпитера. Этот факт доказан ее наброском схемы их расположения, кото-рая в точности соответствовала схемам, сделанным людьми, пользовавшимися телеско-пом.

Столь же удивительной была и ее память. Она слово в слово могла пересказать все содержание книги после ее прочтения так же, как это, говорят, делал Лорд Макоули (Lord Macaulay). Девочка без учителя за несколько дней выучила латыни больше, чем ее сестра, имевшая 6 диоптрий миопии и потратившая на латынь несколько лет. Она помнила, что она ела в ресторане пять лет назад и даже назвала имя официанта, номер дома и улицу, где все это произошло. Девочка помнила также, что она надела по этому случаю и во что были одеты другие. Также верно называлось и любое другое событие, так или иначе возбудив-шее в ней интерес. Любимым развлечением ее семьи было расспрашивать ее о том, каким было меню и как были одеты люди в тех или иных случаях.

Было обнаружено, что, когда зрение двух людей отличается, возможности их памяти различаются точно в такой же степени. Две сестры, у одной из которых было обычно хо-рошее зрение, выражающееся записью 20/20, а у другой – 20/10, показали, что время, не-обходимое им для заучивания 8 строф поэмы, различалось почти в том же соотношении, что и их зрение. Первая девочка, чье зрение было 20/10, выучила 8 строф за 15 минут, дру-гой, со зрением 20/20, на это потребовалась 31 минута.

После пальминга девочка с нормальным зрением выучила еще 8 строф за 21 минуту, в то время как ее сестра смогла сократить свое время лишь на 2 минуты. Другими слова-ми, психика последней уже находилась в нормальном или почти нормальном состоянии, которое не могло быть существенно улучшено пальмингом, в то время как первая девочка, чья психика находилась в некотором напряжении, смогла добиться через пальминг рас-слабления и, следовательно, смогла улучшить свою память.

Как уже отмечалось в главе 10, память даже одного человека с различиями в зрении двух глаз может меняться в зависимости от того, открыты оба глаза или же лучший глаз закрыт.

Память нельзя усилить сколь-нибудь больше, чем может быть усилено зрение. Мы вспоминаем без усилия, точно так же, как и видим без усилия. Чем сильнее мы стараемся вспомнить или увидеть, тем в меньшей степени мы способны это сделать.

Вещи, которые мы запоминаем, являются вещами, возбуждающими в нас интерес к ним. Причиной того, что мы испытываем трудности в изучении тех или иных дисциплин является то, что они нам надоедают. Когда нам скучно, наше зрение ухудшается. Скука представляет собой состояние психического напряжения, при котором глаза нормально функционировать не могут.

Девочка с острым зрением, о которой мы говорили выше, могла целиком по памяти пересказывать книги, которые были ей интересны. Но она испытывала крайнюю непри-язнь к математике и анатомии и не только не могла их выучить, но и становилась миопи-ком, когда мысль о них приходила ей в голову. Она могла прочитать буквы в четверть дюйма высотой с 20 футов при слабом освещении, но когда ее просили назвать цифры вы-сотой в 1-2 дюйма при хорошем освещении с 10 футов, половину из них она называла не-верно. Когда ее попросили сложить двойку с тройкой, она назвала сначала цифру четыре, прежде чем решила, что все же это будет пять. При этом все время, пока она занималась этим неприятным делом, ретиноскоп показывал, что она – миопик. Когда я попросил ее заглянуть в мой глаз с помощью офтальмоскопа, она не смогла там ничего увидеть, хотя для того, чтобы заметить детали глазного дна требуется значительно более низкая степень остроты зрения, чем требуется, чтобы увидеть спутники Юпитера.

Одна близорукая девушка, в противоположность данному случаю, пылала любовью к математике и анатомии и добилась в них блестящих результатов. Она с такой же легкостью научилась пользоваться офтальмоскопом, как упомянутая в начале главы девочка с острым зрением выучила латынь. Почти сразу же девушка смогла увидеть зрительный нерв и от-метить, что центр сетчатки светлее, чем периферия. Она увидела светлоокрашенные линии (артерии) и линии потемнее (вены). При этом на кровеносных сосудах она разглядела и светлые полоски. Некоторые офтальмологи так никогда и не смогут этого увидеть, и во-обще никто не сможет этого сделать, не имея нормального зрения. Ее зрение, таким обра-зом, должно было в этот момент времени стать нормальным. Зрение этой девушки, хотя и не было нормальным, но все же было лучше, чем для букв.

В обоих рассмотренных случаях способность учиться и способность видеть шли бок о бок с интересом. Девочка могла прочитать уменьшенную фотокопию библии, слово в слово пересказать прочитанное, могла увидеть спутники Юпитера и нарисовать потом схему их расположения потому, что все эти вещи были ей интересны. Но она не смогла увидеть глазное дно так же хорошо, как и буквы. Не смогла она увидеть даже половины количества цифр от числа увиденных букв. Причиной этого было то, что эти вещи были ей неинтересны и скучны. Но когда ей сказали, что было бы хорошей шуткой удивить ее учи-телей, всегда упрекавших ее за отставание по математике, получив высокую оценку на приближающемся экзамене, в ней проснулся такой интерес к этому предмету, что она умудрилась выучить достаточно материала и набрать целых 78 баллов. Для другой девуш-ки неприятными были буквы. Большинство предметов ее не интересовало, что вело к от-ставанию по ним и привычному превращению в миопика. Но когда ее просили посмотреть на объекты, возбуждавшие в ней интенсивный интерес, зрение ее становилось нормаль-ным.

Короче говоря, когда человек не заинтересован в чем-либо, его психика выходит из-под контроля, а без психического контроля человек не может ни учиться, ни видеть что-либо. Когда зрение становится нормальным, улучшается не только память, но и все другие психические способности человека. Люди, избавившиеся от плохого зрения, часто обна-руживают, что способность делать свою работу улучшилась.

Один библиотекарь возрастом около 70 лет, сорок из них носивший очки, обнаружил, что после того, как он достиг нормального зрения без очков, он смог работать быстрее и точнее, утомляясь при этом меньше, чем это было прежде. В загруженные работой перио-ды времени, или когда не было помощников, он работал неделями с 7 утра и до 11 ночи и утверждал, что чувствует себя после окончания работы менее уставшим, чем перед ее на-чалом утром. Раньше же, хотя он и не работал больше своих коллег, работа всегда очень сильно его утомляла. Библиотекарь заметил также и улучшение в своем настроении. Он давно работал в этой библиотеке и понимал в деле намного больше, чем его коллеги. По-этому к нему часто обращались за советом. Эти помехи до того, как его зрение стало нор-мальным, сильно досаждали ему и часто портили настроение. Однако впоследствии они не вызывали у него никакого раздражения.

В другом случае, когда зрение стало нормальным, удалось унять симптомы психоза. Ко мне пришел один врач, которого уже осмотрели многие невропатологи и офтальмологи. Но пришел он ко мне не потому, что у него была какая-то уверенность в моем методе, а просто потому, что ему больше не оставалось ничего делать. Он принес с собой довольно большую коллекцию очков, выписанных ему разными врачами. При этом среди них не было двух одинаковых. Он рассказал мне, что носил очки когда-то в течение многих меся-цев, но все безуспешно, поэтому он прекратил их носить, что явно ему не повредило. Жизнь на свежем воздухе также не смогла ему помочь. По совету ряда известных невроло-гов он бросил даже на пару лет свою врачебную практику, чтобы провести это время на ранчо. Но этот отдых ничего хорошего ему тоже не дал.

Я проверил его глаза и не нашел в них никаких органических поражений и никакой аномалии рефракции. Тем не менее, его зрение каждым глазом составило три четверти нормального, он страдал двоением зрения и всякого рода неприятными симптомами. Он видел каких-то людей, стоящих на голове, и маленьких чертей, танцующих на крышах вы-соких домов. Был у него и целый ряд других иллюзий зрения, слишком многочисленных, чтобы их можно было здесь описать. Ночью его зрение настолько ухудшалось, что он с трудом находил свою дорогу. Идя по проселочной дороге, он уверял, что видит ее лучше, когда отводит глаза далеко в сторону от нее, смотря на дорогу краем сетчатки, вместо ее центра. С различными интервалами времени совершенно внезапно и без потери сознания он подвергался атаке слепоты. Это вселило в него сильную тревогу, поскольку он был хи-рургом с большой и доходной врачебной практикой, и он опасался, что подобное может произойти и во время операции.

Его память была весьма слаба. Он не мог припомнить цвета глаз членов своей семьи, хотя многие годы видел их каждый день. Он не помнил также ни цвета своего дома, ни числа комнат на разных этажах, ни других деталей. Лица и имена пациентов и друзей он вспоминал с трудом или вообще не мог этого сделать.

Лечить этого человека было очень трудно, главным образом потому, что у него было бесконечное число ошибочных представлений о физиологической оптике вообще и его собственной истории болезни в частности. Он настаивал на обсуждении всех этих своих мыслей и считал, что пока идут обсуждения, он не добьется никакого успеха. Каждый день и каждый раз он часами говорил и спорил. Его логика была удивительной, кажущейся не-опровержимой и, тем не менее, совершенно неправильной.

Его эксцентрическая фиксация была такой высокой степени, что когда он смотрел под углом 45 градусов в сторону от большой буквы «С» на проверочной таблице, он видел эту букву такой же черной, как при прямом взгляде на нее. Напряжение при этом было ужасным и приводило к появлению сильного астигматизма. Но пациент этого не осозна-вал, а убедить его в том, что в этом симптоме есть что-то ненормальное, не удавалось. Ес-ли ему все же удавалось увидеть какую-нибудь букву, он утверждал, что должен видеть ее в такой же степени черной, какой она есть на самом деле, поскольку он не страдает цвето-вой слепотой. В конечном счете, он все же научился смотреть в сторону от одной из ма-леньких букв на проверочной таблице и видеть ее хуже, чем когда смотрел прямо на нее. На то, чтобы добиться этого, он потратил 8 или 9 месяцев, но когда ему удалось это сде-лать, он сказал, что ощущение при этом было такое, как будто с его психики сняли боль-шую нагрузку. Во всем теле он испытал чувство покоя и расслабления.

Когда же его попросили вспомнить что-нибудь черное, закрыв глаза и прикрыв их ладонями, он сказал, что сделать этого не удается. Он видел при этом любые цвета, только не черный, который должен быть обычно виден, когда зрительный нерв человека не явля-ется объектом воздействия света. Однако в колледже он был страстным игроком в футбол, что позволило ему, в конце концов, обнаружить, что он может вспомнить черный футболь-ный мяч. Я попросил его представить, что этот мяч бросили в море и что он уносится от-ливом, становясь, все меньше и меньше размером, однако, не теряя при этом интенсивно-сти черной окраски. Он смог это сделать, и напряжение стало уплывать вместе с футболь-ным мячом. Как только, по прошествии времени, последний уменьшился до размера точки в газете, напряжение полностью исчезло. Облегчение длилось ровно столько, сколько па-циент вспоминал черную точку, но поскольку он не мог вспоминать ее все время, я посо-ветовал ему применить другой метод достижения непрерывного облегчения. Он заключал-ся в добровольном (произвольном) ухудшении своего зрения. Пациент решительно высту-пал против этого плана. «О боже! – воскликнул он. – Разве мое зрение недостаточно пло-хое, чтобы надо было его еще больше ухудшать?»

Однако после длившегося целую неделю спора он согласился испробовать этот ме-тод, давший весьма неплохие результаты. После того, как он научился видеть два или больше источников света там, где был только один, делая усилие увидеть точку над источ-ником света и одновременно стараясь увидеть сам источник света также хорошо, как при взгляде прямо на него, он научился избегать бессознательного напряжения, которое вызы-вало двойные и множественные изображения. Больше его подобные дополнительные изо-бражения не беспокоили. Подобным же образом удалось избавиться и от других иллюзий.

Одним из последних его заблуждений, которое надо было устранить, было его убеж-дение в том, что для того, чтобы вспомнить черное, необходимо усилие. Его логика в этом вопросе была труднопреодолимой, но все же, после множества показов, его удалось убе-дить, что для расслабления не нужно прикладывать никакого усилия. Как только он понял это, его зрение и состояние психики сразу улучшились.

В конечном итоге, он улучшил свое зрение до 20/10 и более этого. При этом, несмот-ря на то, что ему было за 55 лет, он читал шрифт диамант с расстояний от 6 до 24 дюймов. Его ночная слепота исчезла. Атаки дневной слепоты тоже прекратились. Он все же сумел сказать мне, какой цвет глаз у его жены и детей. Однажды он сказал мне: «Доктор, я бла-годарен вам за то, что вы сделали для моего зрения, но никакие слова не могут передать то чувство благодарности, которое я испытываю к вам за то, что вы сделали для моей психи-ки». Несколько лет спустя он позвонил мне, чтобы сообщить, что никаких рецидивов у не-го не было.

Из всех этих фактов видно, что всякие проблемы со зрением гораздо теснее, чем принято думать, связаны с психикой, и что разрешить их никакими выпуклыми, вогнуты-ми или астигматическими линзами нельзя.

 

24.

 

Целью всех методов, используемых при лечении плохого зрения без помощи очков, является достижение состояния покоя и расслабления психики, прежде всего, а затем уже и глаз. Покой всегда улучшает зрение. Усилие всегда его ухудшает. Людям, которые хотят улучшить зрение, надо начать с проверки этих фактов на себе.

Чтобы убедиться в том, что напряжение ухудшает зрение, подумайте о чем-нибудь неприятном, о каком-нибудь чувстве физического дискомфорта или о чем-нибудь плохо видимом. Когда глаза откроются, будет обнаружено, что зрение ухудшилось. Попытайтесь также пристально посмотреть на одну часть какой-нибудь буквы на проверочной таблице или постарайтесь увидеть всю букву целиком одинаково хорошо одновременно. Это неиз-менно ведет к снижению зрения и может привести даже к исчезновению этих букв. Дру-гим симптомом напряжения является подергивание век, которое можно заметить при взгляде со стороны и которое может ощутить сам пациент с помощью пальцев. Обычно подергивание удается устранить, если период отдыха будет достаточно долог. Многим лю-дям, правда, не удается обеспечить временное улучшение зрения, закрывая глаза, посколь-ку они не держат их в таком состоянии достаточно долго. Дети вообще редко это делают, если на этом не будут настаивать взрослые или если их не будут к этому поощрять. Мно-гим взрослым тоже не помешал бы надзор.

Отдых глаз

Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на более или менее дли-тельный период времени и мысленное представление чего-нибудь приятного. Этот метод служит средством первой помощи, и к нему надо прибегать в первую очередь. Лишь очень немногие люди не получают от него пользы.

Пальминг

Еще большую степень отдыха можно достичь, если человек закроет глаза и прикроет их ладонями рук, чтобы полностью исключить свет. Закройте оба глаза и прикройте их ла-донями обеих рук, пальцы при этом скрещены на лбу. Простое исключение воздействия света часто оказывается достаточным, чтобы добиться значительной степени расслабле-ния, хотя иногда напряжение может и возрасти. Как правило, успешный пальминг включа-ет в себя знание различных других способов расслабления. Простое прикрытие ладонями закрытых глаз бесполезно, если в то же время не достигается состояние покоя психики. Когда вам удастся идеально сделать пальминг, вы увидите поле зрения таким черным, что вспомнить, представить или увидеть что-либо чернее невозможно. Когда вы добьетесь этого, ваше зрение станет нормальным.

Повороты

Убедитесь сами в том, что повороты не только улучшают ваше зрение, но и снижают или полностью снимают болезненные ощущения, чувство дискомфорта и утомления.

Встаньте, расставив ступни ног на расстоянии около фута друг от друга, и обратив-шись лицом к одной из стен комнаты. Отрывая немного левую пятку от пола, поворачи-вайте одновременно плечи, голову и глаза вправо до тех пор, пока линия плеч не станет перпендикулярной стене, к которой вы были обращены лицом. Теперь, опуская левую пят-ку на пол и отрывая правую от пола, поворачивайте свое тело влево. Чередуйте попере-менные взгляды то на правую, то на левую стены, обращая внимание на то, чтобы голова и глаза двигались вместе с плечами. Когда повороты делаются легко, непрерывно, без уси-лия и без обращения какого-либо внимания на движущиеся объекты, человек заметит вскоре, что напряжение мышц и нервов снижается. (Помните, однако, что чем быстрее со временем вы сможете делать эти повороты, тем большим будет ваш прогресс.)

Неподвижные объекты движутся с различными скоростями. Те, что находятся почти прямо перед вами, покажутся движущимися со скоростью экспресса и должны быть силь-но смазаны. Очень важно не делать никаких попыток увидеть четко объекты, которые че-ловеку в момент поворотов кажутся стремительно проносящимися мимо него.

Повороты призваны помочь, прежде всего, людям, страдающим от напряжения глаз во время сна. Делая их по 50 и больше раз непосредственно перед сном и сразу после про-буждения утром, люди часто избавлялись или заметно снижали напряжение глаз во время сна.

Вспоминание

Когда зрение нормально, психика всегда находится в идеальном состоянии покоя. Когда вспоминание идеально, психика также находится в покое. Следовательно, используя вспоминание, можно улучшить зрение. Все, что вы найдете приятным для воспоминания, дает психике отдых. Однако для тренировки чаще всего удобней вспоминать какой-нибудь маленький черный объект типа точки или буквы мелкого шрифта. Наиболее удобным со-стоянием для упражнений на вспоминание является обычно состояние, когда глаза закры-ты и прикрыты ладонями рук. По мере тренировки станет также возможным вспоминать и с открытыми глазами.

Когда вы сможете, закрыв глаза и прикрыв их ладонями, совершенно отчетливо вспомнить какую-нибудь букву мелкого шрифта, она покажется вам такой, как если бы вы ее видели собственными глазами, совершающей легкие движения и имеющей открытые части в ней белее, чем остальной фон. Если вы не можете вспомнить ее такой, то созна-тельно перемещайтесь от одного края этой буквы к другому и сознательно представляйте, что открытые части буквы белее, чем остальной фон. Когда вы будете это делать, вам по-кажется, буква движется в направлении, противоположном воображаемому движению глаз. Таким способом вы сможете вспоминать эту букву неопределенно долго.

Ежедневное чтение маленьких знакомых букв с самой большой дистанции, с которой они могут быть увидены, дает глазам отдых, поскольку глаз всегда до некоторой степени расслабляется, видя знакомые объекты.

Мысленное представление

Мысленное представление тесно связано с вспоминанием, поскольку представить хорошо мы можем лишь то, что хорошо помним. В лечении плохого зрения эти два эле-мента вряд ли могут быть отделены друг от друга. Зрение в значительной степени опреде-ляется содержанием мысленного представления и воспоминания. Поскольку и представ-ление, и вспоминание невозможны без совершенного расслабления, развитие этих способ-ностей улучшает не только интерпретацию изображений на сетчатке, но и сами изображе-ния. Когда вы мысленно представляете, что видите какую-нибудь букву на проверочной таблице, вы на самом деле видите ее, поскольку будет невозможным расслабиться и иде-ально представлять букву и в то же время напрягаться и видеть ее нечетко.

Во многих случаях быстрые результаты давал следующий метод использования мыс-ленного представления. Посмотрите на самую большую букву проверочной таблицы с близкого расстояния. Вероятней всего, вы увидите, что маленькая площадь со стороной приблизительно в дюйм, кажется чернее, чем остаток буквы, и что, если прикрыть чем-нибудь часть буквы видимую хуже, вновь какая-нибудь зона видимой части покажется чернее, чем остальная. Если снова прикрыть часть буквы видимую хуже, зона максималь-ной черноты еще больше уменьшится. Когда размер части буквы, видимой лучше всего, сократится приблизительно до размера какой-нибудь буквы с нижней строки, представьте, что эта буква заняла место данной зоны и видится чернее, чем весь остаток крупной бук-вы. Затем взгляните на какую-нибудь букву на нижней строке проверочной таблицы и представьте, что она чернее, чем самая крупная буква в таблице. Если вы сможете это сде-лать, вы тотчас же сможете увидеть буквы на нижней строке.

Проблески или моргание

Поскольку усилие является тем самым фактором, который ухудшает зрение, многим людям с плохим зрением удается после некоторого периода отдыха смотреть на какой-нибудь объект в течение доли секунды. Если закрывать глаза еще до того, как вновь заявит о себе привычка напрягаться, то иногда очень быстро можно добиться состояния непре-рывного расслабления. Это упражнение я назвал «проблеском» или «морганием». Оно по-могло многим людям, кто не смог улучшить свое зрение другими способами. Дайте своим глазам отдохнуть несколько минут, закрыв их или сделав пальминг, а затем посмотрите в течение доли секунды на какую-нибудь букву на проверочной таблице или на букву мелко-го шрифта, если у вас проблемы со зрением на близком расстоянии. Сразу же закройте глаза и повторите процедуру.

Центральная фиксация

Когда зрение нормально, глаз видит одну часть рассматриваемого объекта лучше, а все остальное хуже, пропорционально удалению от точки наилучшего зрения. Когда же зрение несовершенно, то глаз старается увидеть значительную часть своего поля зрения одинаково хорошо одновременно. Это приводит к сильному напряжению глаз и психики, в чем может убедиться любой, чье зрение близко к нормальному, стараясь увидеть ощути-мую по размерам зону всю одинаково хорошо одновременно. На близком расстоянии по-пытка увидеть такой зону даже в четверть дюйма в диаметре приведет к дискомфорту и болезненным ощущениям. Все, что дает глазам отдых, ведет к восстановлению нормаль-ного уровня центральной фиксации. Ее легко можно восстановить сознательной практи-кой. Иногда это представляет собой легчайший и быстрейший путь к улучшению зрения.

Когда вы сможете осознать видение одной части своего поля зрения лучше, чем все-го остального, обычно становится возможным и сокращение размеров этой видимой луч-ше всего зоны. Если вы переведете взгляд от низа большой буквы «С» к ее верху и увидите не прямо рассматриваемую часть хуже, чем часть, зафиксированную взглядом, вы, воз-можно, сумеете сделать то же самое и со следующей строкой букв. Таким способом вы, возможно, сумеете добраться до нижней строки и, переводя взгляд от верха букв на этой строке к их низу, видеть часть, не рассматриваемую прямо, хуже. Тогда вы сможете и про-читать эти буквы.

Поскольку увидеть маленькие буквы без помощи центральной фиксации невозмож-но, чтение мелкого шрифта, если оно может быть осуществлено, представляет собой одно из лучших упражнений для зрения. При этом, чем слабее освещение, при котором может читаться мелкий шрифт, и чем ближе к глазам он может быть поднесен, тем лучше для вас.

Лечение солнцем [22]

Солнечный свет так же необходим глазам, как состояние покоя и расслабления. Если это возможно, начинайте свой день подставляя закрытые глаза солнцу. Всего лишь не-сколько минут такой соляризации за один раз – уже существенная помощь глазам. При-учайтесь к сильному свету солнца, позволяя его лучам падать на ваши закрытые веки. Чтобы исключить возможность появления напряжения, было бы хорошо слегка поворачи-вать свою голову из стороны в сторону. Когда вы привыкнете к сильному свету, поднимай-те верхнее веко одного глаза и смотрите вниз так, чтобы солнце светило на склеру. Мор-гайте, если появится такое желание, или когда вы почувствуете, что глубина расслабления падает. Человек не может получить слишком много лечения солнцем.

Комментарии

 

1.

 

 

2.

При этом не специалистам необходимо твердо усвоить, что наряду с принятыми в оби-ходе терминами «близорукость», «дальнозоркость» и «старческое зрение» в офтальмо-логии используются также профессиональные термины, менее известные широкому читателю – в данном случае соответственно «миопия», «гиперметропия» и «пресбио-пия». То есть, близорукость – это то же самое, что и миопия, дальнозоркость – гиперме-тропия, а так называемое старческое зрение – пресбиопия.

Необходимо также обратить внимание на тот факт, что Бэйтс считает пресбиопию (старческое зрение) формой гиперметропии (дальнозоркости) (см. главу 16). Такой подход Бэйтса позволяет ему рекомендовать для лечения пресбиопии практически те же самые упражнения, что и в случае гиперметропии. Одинаковый подход к лечению пресбиопии и гиперметропии нашел свое отражение и в книгах целого ряда его после-дователей. По- видимому, из сказанного можно сделать вывод, что когда Бэйтс упоми-нает об аномалиях рефракции в целом, то он, в частности, имеет в виду и пресбиопию (см., например, предпоследний абзац главы 1).

 

 

3.

 

4.

 

5.

В то же время необходимо отметить в самом начале чтения книги, что, говоря словами самого Бэйтса (см. главу 20), вовсе необязательно, чтобы люди «поняли все, что было написано в этой или другой книге. Все, что необходимо – это следовать нескольким простым правилам». Далее (в главе 22, посвященной методам лечения нарушений зре-ния школьников) он уточняет, что «ни инспекторам школ, ни учителям, ни детям нет необходимости набираться каких-либо сведений о физиологии глаза».

Тем не менее, думается, что четкое понимание всех положений книги Бэйтса, написан-ной к тому же несколько тяжеловатым языком (сравните с книгой М. Д. Корбетт), по-шло бы читателю только на пользу.

 

 

6.

 

7.

 

8.

Бэйтс полагает, что причиной возникновения близорукости является напряженное со-стояние косых мышц, опоясывающих глазное яблоко (см. рис. на стр. 14). Из-за этого глазное яблоко принимает вытянутую форму, что не позволяет сфокусировать точно на сетчатке лучи света, отраженные от дальних объектов. Причиной дальнозоркости, по Бэйтсу, является напряженное состояние прямых мышц глаза (см. рис. на стр. 14), что приводит к сплющиванию глазного яблока в передне-задней оси и неспособности точ-но сфокусировать лучи света, идущие от близлежащих объектов. Причина астигматиз-ма, согласно теории Бэйтса, заключается в неравномерно напряженном состоянии глазных мышц, приводящем к искривлению роговой оболочки глаза и неодинаковому преломлению световых лучей в различных меридианах глаза. И, наконец, причина ко-соглазия – это более напряженное состояние какой-либо или каких-либо прямых мышц глаза, что приводит к отклонению глаза в ту или иную сторону.

Таким образом, основной целью системы Бэйтса является снятие напряженного со-стояния наружных глазных мышц, с устранением которого, если верить автору, указан-ные состояния немедленно исчезнут. Первопричина всех таких состояний, по Бэйтсу, – психическое напряжение, поэтому в его системе так много упражнений именно психи-ческого, а не физического характера. Большая часть их направлена на снятие психиче-ского напряжения. Такая общая для всех указанных состояний причина и одинаковое, соответственно, «лекарство» от них – расслабление, приводят к тому, что лечение всех их покоится на одинаковых принципах и использует довольно схожие приемы.

Некоторые дополнительные сведения, касающиеся причин возникновения близоруко-сти и дальнозоркости, освещены в книге М. Д. Корбетт.

 

9.

 

 

10.

 

11.

 

12.

 

13.

 

14.

 

15.

 

16.

 

17.

 

18.

 

19.

 

20.

 

21.

 

22.

В связи с вышесказанным, интересно сопоставить соляризацию, предлагаемую Бэйт-сом, с аналогичным упражнением, с древнейших времен практикуемым чле-нами ин-дийских сект. В их варианте солнце рассматривается прямо, не закрывая при этом глаз. Однако делается это только в такое время дня, когда губительные лучи солнца доста-точно сильно ослабляются атмосферой, т.е. на заре, или когда начало смеркаться.

 

Ia?aa?ao A. Ei?aaoo

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...