Тема 3. Межличностные отношения и психология общения
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Психология и этика МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей 1-33 01 05 – Медицинская экология; 1-80 02 01 – Медико-биологическое дело; 1-33 01 01 – Биоэкология
Учебная программа составлена на основе Образовательного стандарта высшего образования по специальностям: 1-33 01 05 – Медицинская экология; 1-80 02 01 – Медико-биологическое дело и 1-33 01 01 – Биоэкология
СОСТАВИТЕЛИ: Т.В. Мишаткина, ведущий научный сотрудник НИЛ молекулярных маркеров экологического воздействия учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова» Белорусского государственного университета, кандидат философских наук, доцент. И.З. Олевская, старший преподаватель кафедры философии, социологии и экономики учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова» Белорусского государственного университета.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой философии, социологии и экономики учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова» Белорусского государственного университета (протокол № ___ от _______ 2016 г.).
Советом факультета мониторинга окружающей среды учреждения образования «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова» Белорусского государственного университета (протокол № ___ от ___________ 2016 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа предназначена для методического обеспечения преподавания дисциплины по специализированному модулю «Психология и этика межличностных отношений», введенному в рамках Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь психологии и этики общения.
Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в учреждениях высшего образования выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций. Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами: · гуманизации – приоритетным принципом образования, обеспечивающим личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника; · фундаментализации, способствующим ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира и общества; · компетентностного подхода, определяющего систему требований к организации образовательного процесса, направленную на повышение роли самостоятельной работы студентов, моделирующую социально-профессиональные проблемы и пути их решения, обеспечивающую формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных обстоятельствах; · социально-личностной подготовки, обеспечивающей формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся; · междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которых обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника.
Цели и задачи дисциплины Цель преподавания: ввести студентов в мир человеческого общения – важнейшей стороны человеческой жизнедеятельности, заключающейся в субъект-субъектном отношении одного человека к другому; выработать у обучаемых навыки межличностного и делового общения. Задачи дисциплины · дать студентам знания об одном из важнейших феноменов культуры – общении в контексте гуманистической парадигмы, предполагающей признание “самости” и самоценности личности, ее прав и свобод; · проанализировать нравственную сущность процесса общения: его особенности, психологические основания, условия и «барьеры»; · раскрыть «технологии» и «механизм» проявления основных способов общения, в частности, диалога и дискуссий, как в межличностном, так и в деловом и научном общении; · выявить специфику делового общения, отношений в коллективах «по вертикали» и «по горизонтали», конфликтные ситуации и способы их разрешения; · рассмотреть актуальные «открытые» проблемы коммуникации, в частности, особенности общения в поле виртуальной реальности, своеобразие отношений в рамках молодежной субкультуры, общение в контексте этики гражданственности, в системе «Человек – Природа» и др.; · дать студентам необходимые представления об этикете межличностного и делового общения. В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник учреждения высшего образования при подготовке по образовательной программе первой ступени должен приобрести следующие социально-личностные компетенции: СЛК-1. Обладать качествами гражданственности. СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию. СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление). СЛК-5. Уметь работать в команде. В процессе социально-гуманитарной подготовки выпускник учреждения высшего образования должен развить следующие академические компетенции:
АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом. АК-3. Владеть исследовательскими навыками. АК-4. Уметь работать самостоятельно. АК-5. Быть способным порождать новые идеи (креативность). АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию. В результате изучения дисциплины студенты должны знать: – ключевые концептуальные модели этики, психологии и культуры общения; – понятийно-категориальный аппарат этики и психологии общения; – основные принципы, методы и способы общения; – основные направления философии общения и ее современные проблемы; – необходимые нормы и правила этикета. уметь: – характеризовать сущность, проблемы, принципы и ценности феномена общения; – характеризовать основные типы и виды межличностного и делового общения на современном этапе; – объяснять нормативно-прикладные аспекты культуры делового общения в профессиональной деятельности; – описывать особенности субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в общении; – анализировать конкретные морально-психологические ситуации общения в контексте высших моральных ценностей; – выделять конкретные морально-психологические ситуации общения в контексте высших моральных ценностей; – делать собственный моральный выбор. владеть: – навыками адекватной самооценки и толерантной оценки других людей; – навыками корректного толерантного поведения в сфере межличностного, профессионального и делового общения; – навыками исследования и разрешения конфликтных ситуаций; – способностью ведения деловой беседы, совещаний, переговоров, полемики, выступлений; – устойчивой ориентацией и готовностью в будущей жизнедеятельности руководствоваться принципами и нормами этики и психологии общения, необходимыми современному специалисту для достижения успеха. Изучение дисциплины «Психология и этика межличностных отношений» рассчитано на 72 часа, из которых:
для дневнойформы обучения – 34 академических часов, включая 18 часов лекционных занятий и 16 часов семинарских занятий, а также 38 часов самостоятельной работы. Дисциплина изучается в 6 семестре, курс 3. Форма контроля знаний – зачёт. Дисциплина преподается на 2-м курсе в 3 семестре для студентов специальностей: 1-40 01 02 07 – Информационные системы и технологии (в здравоохранении); 1-40 01 02 06 – Информационные системы и технологии (в экологии); 1-100 01 00 – Ядерная и радиационная безопасность; 1-31 04 05 – Медицинская физика; 1-43 01 06 – Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент; 1-33 01 07 – Природоохранная деятельность. Форма контроля знаний – экзамен. Дисциплина преподается на 2-м курсе в 4 семестре для студентов специальности: 1-33 01 05 – Медицинская экология. Форма контроля знаний – экзамен. 2. для заочной формы обучения – 16 академических часов, включая 4 часа лекционныхзанятий и 4 часа семинарских занятий, а также 56 часов самостоятельной работы. Дисциплина преподается на 2-м курсе в 3 семестре для студентов специальностей: 1-40 01 02 07 – Информационные системы и технологии (в здравоохранении); 1-40 01 02 06 – Информационные системы и технологии (в экологии); 1-43 01 06 – Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент; Форма контроля знаний – экзамен. Дисциплина преподается на 2-м курсе в 4 семестре для студентов специальности: 1-33 01 05 – Медицинская экология. Форма контроля знаний – экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА «ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Тема 1. Общение как ценность: сущность и предназначение Общение и коммуникация; их сущность, место и функциив системе человеческих отношений. Понятие общения, его структура и средства. Характеристика и содержание общения. Виды общения: вербальное и невербальное общение. Культура общения: понятие, сущность, функции. Культура и антикультура в общении:терпимость и нетерпимость, открытость и замкнутость, понимание и взаимопонимание, совместимость и несовместимость, симпатия и антипатия. Маргинальность в общении. Психология, этика и технологии общения – структурные составляющие и основа культуры общения.
Тема 2. Индивидуально-психологические особенности и состояния личности и их проявление в общении Психологическая структура личности. Потребности и их классификация. Мотивация и волевые процессы. Ценностные ориентации личности. Интересы, идеалы, убеждения. Самосознание и самооценка личности. Я-концепция личности. Механизмы социализации личности в процессе общения: имитация, копирование, подражание, идентификация и др. Просоциальное и асоциальное поведение в общении.
Темперамент личности, его свойства и типы. Методы определения особенностей темперамента. Характер, его социальная обусловленность. Характер и темперамент, учет их особенностей в процессе общения. Пути формирования характера. Способности, их оценка и развитие. Способности и задатки. Виды способностей. Одаренность. Талант. Гениальность. Эмоционально-психические состояния личности,их особенности, виды и признаки. Характеристики психических состояний: целостность, подвижность и устойчивость, индивидуальное своеобразие, полярность. Эмоциональные состояния: настроение, аффект, стресс, фрустрация, страсть. Проявление психических состояний в различных видах деятельности человека и общении. Чувства. Психологическая защита.
Тема 3. Межличностные отношения и психология общения Межличностные отношения; их виды и уровни. Социальный статус и ролевые отношения. Межличностное познание, взаимодействие, социальная перцепция в процессе общения. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения Коммуникативная сторона общения. Общение как коммуникация, двусторонний процесс и субъект-субъектное отношение. Диалог в общении. Барьеры общения. Непонимание, избегание, давление авторитета. Преодоление барьеров общения. Управление вниманием в процессе общения. Развитие личностных и профессиональных коммуникативных навыков. Интерактивная сторона общения.Роль действия и взаимодействия в общении. Дополнительное, пересекающееся, скрытое взаимодействие. Ритуальное, манипулятивное, гуманистическое общение. Механизмы воздействия в процессе общения. Стили общения. Перцептивная сторона общения.Значение первого впечатления: позитивные и ошибочные схемы первичного восприятия. Особенности длительного общения; модели поведения в общении. Эффект самоподачи в общении (самоподача превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|