Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный перечень вопросов к зачету по учебной дисциплине «Психология и этика межличностных отношений»




1. Феномен общения в современной философии и культуре. Общение в феноменологии и герменевтике.

2. Общение как экзистенция и судьба. Диалогика общения в персонализме.

3. Общение в зеркале психоанализа.

4. Психологическая структура личности. Потребности личности и их классификация. Мотивация и волевые процессы. Ценностные ориентации личности. Интересы, идеалы, убеждения.

5. Механизмы социализации личности в процессе общения: имитация, копирование, подражание, идентификация и др. Просоциальное и асоциальное поведение в общении.

6. Роль характера и темперамента в процессе общения. Темперамент личности, его свойства и типы. Характер, его социальная обусловленность.

7. Эмоционально-психические состояния личности, их особенности, виды и признаки. Настроение, аффект, стресс, фрустрация, страсть. Чувства. Роль психических состояний личности в процессе общения.

8. Межличностные отношения; их виды и уровни. Субъект-субъектность межличностных отношений. Роль взаимной привлекательности и избирательности в межличностных отношениях.

9. Общение и коммуникация; их сущность, место и функции. Понятие общения, его характеристика, содержание, структура и средства.

10. Культура общения: понятие, сущность, функции. Диалог и взаимопонимание в общении. Виды и стили общения. Ритуальное, манипулятивное, гуманистическое общение. Барьеры общения и их преодоление. Антикультура и маргинальность в общении.

11. Дружба как высшая форма общения. Моральные основы, правила и “моральный кодекс” дружбы.

12. Любовь, как феномены культуры человеческого общения.

13. Этика семейных отношений и общение в семье. Семейные конфликты, пути их предотвращения и разрешения.

14. Молодежная субкультура. Понятие субкультуры. «Открытые» проблемы общения в молодежных субкультурах.

15. Молодежные субкультуры ХХ века. Хиппи. Яппи. Панки. «Поколение икс», молодежная субкультура хип-хоп, «компьютерно-интернетные» молодые люди. Скинхеды – асоциальная генерация.

16. Современные молодежные субкультуры, морально-психологические особенности их общения с миром и друг с другом.

17. Общение с природой. Природа как ценность культуры и субъект общения. Субъект-субъектные отношения между человеком и природой. “Нравственная субъектность” Иного природного. Нравственно-понимающее отношение к природе.

18. Проблема прав природы. Признание самоценности природных систем. Принцип хронологической объективности и ответственность перед будущим. Принцип благоговения перед жизнью. Морально-экологическая ответственность. Моральные императивы диалога человека с природой.

19. Общение в социальной группе. Понятие и виды социальной группы. Малая группа, условия ее развития. Коллектив как высшая ступень развития малой группы. Морально-психологический климат в группе: отрицательный и положительный микроклимат.

20. Этика общения в группе. Понятия конформизма, внушения, убеждения, подчинения, групповой поляризации. Имитация, копирование, подражание, идентификация. Навыки группового взаимодействия.

21. Деловое общение: понятие, специфика, основные функции и виды. Содержание и структура делового общения. Культура и этика делового общения: понятие, сущность, функции.

22. Отношения в коллективе «по горизонтали».Формальная и неформальная структура коллектива, совместимость и несовместимость, симпатии и антипатии в отношениях «по горизонтали».Морально-психологический климат в коллективе. Моральные принципы и нормы отношений «по горизонтали».

23. Социально-психологические «роли» индивида в группе. Классификация «ролей». «Слои» в коллективе по типу поведения и способу взаимодействия. Различия между членами коллектива по взглядам, убеждениям, жизненному опыту, потребностям и интересам; возрастные, половые, психические характеристики личности. Экстравертность и интравертность. Социометрия взаимоотношений в группе. Статус личности в коллективе: «звезды», «предпочитаемые», «отверженные» и др.

24. Отношения «по вертикали» – отношения управления и подчинения; их отличительные черты (асимметричность, неравенство, зависимость одного лица от другого).

25. Роль личности лидера, руководителя в отношениях «по вертикали». Необходимые качества руководителя. Авторитет руководителя. Стиль руководства: директивный (авторитарный), коллегиальный (демократический), разрешительный (либеральный).

26. Моральные принципы и нормы отношений «по вертикали». Принципы справедливости и демократизма. Нормы поведения руководителя. Нормы отношения подчиненных к начальнику: дисциплинированность, вежливость, соблюдение субординации. Инициативность и самостоятельность суждений.

27. Культура ведения деловой беседы. Понятие деловой беседы, ее функции и виды. Этапы и фазы ведения беседы. Моральные принципы ведения беседы.

28. Манипулятивные стратегии и тактики переговоров как особого вида деловой беседы. Условия, цели, средства, правила ведения переговоров. Стиль и тактические приемы деловых переговоров.

29. Дискуссия и ее формы: спор, полемика, диспут, полемика, дебаты. Условия ведения дискуссии. Этические принципы и нормы ведения дискуссий. Психологические приемы убеждения в дискуссии и споре. Правила и рекомендации по этичному поведению в споре

30. Конфликты: понятие, сущность, классификация. Причины и механизм возникновения конфликтов. Классификация конфликтов: по объему, длительности протекания, источнику возникновения.

31. Конфликтная ситуация. Основные стили поведения в конфликтных ситуациях: конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс. Типология поведения в конфликтной ситуации. Основные правила предупреждения конфликта и этические стратегии его разрешения.

32. Речевая культура общения, речевое поведение и речевой этикет. Соблюдение правил речевого поведения и речевого этикета. «Риторические уловки» в речевом поведении. Речевые стили.

33. Речевой этикет и речевые нормативы. Выбор темы беседы. Вежливость, тактичность, корректность, умение выслушать собеседника. Остроумие в беседе. Речевые «барьеры» при общении. Нарушение этикетных правил в беседе.

34. опосредованное общение. Письменное общение, культура переписки. Современные средства аудио, видео и письменной связи в общении. Телефонное общение, его специфика и особенности этикета.

35. Этические аспекты виртуального общения. Положительные и негативные аспекты интернетобщения. Интернет-зависимость — феномен психической зависимости от Интернета. Сетевой этикет (инэтикет), его принципы и нормы.

36. невербальные средства общения. Манеры поведения как характеристика общей и этикетной культуры. Манера держаться: привычки, осанка, походка. Поза, мимика и жесты, их виды и значение. Визуальный контакт в общении, улыбка, взгляд. Расположение при общении, выбор дистанции.

37. Понятие стиля. Вкус как эстетическая основа культуры в одежде. Аккуратность и подтянутость в одежде. Элегантность в одежде, прическе, макияже. Требования к деловому, повседневному и торжественному костюму.

38. Этикет. Принципы и нормы этикетной культуры: внимание и уважение к другим; вежливость и доброжелательность; искренность и чуткость. Тактичность и бестактность в общении. Деликатность и скромность. Международный этикет и необходимость учета национальных особенностей этикета.

39. Правила этикета в конкретных ситуациях. Приветствие, обращение, представление, знакомство. «Неравенство» в общении: «преимущество» старших перед младшими, женщин перед мужчинами, начальника перед подчиненными.

40. Неофициальные мероприятия: домашние праздники, прием гостей. Правила поведения в гостях, кафе или ресторане. Этикет застольяи правила хорошего тона». Поведение за столом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...