Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Транснационльные компании: понятия и основные виды .




Особенности развития российских компаний.

Специфика права и экономики в России создала ситуацию, достаточно уникальную в мировом опыте: основная масса коммерческих предприятий образовалась в короткий промежуток времени, практически одновременно, и одновременно же проходит стадии своего развития. В значительной мере предприятия имеют сходные проблемы развития, вызванные сходными причинами. Условно эти проблемы можно разделить на две группы:
· проблемы внутренние, обусловленные опытом, менталитетом и традициями;
· проблемы внешние, обусловленные экономическим развитием общества, в частности, ростом конкуренции и изменениями в налогообложении.Для лучшего понимания первой группы проблем сделаем экскурс в историю гипотетического предприятия. Группа единомышленников, возможно, родственников и друзей, регистрирует фирму. Опыта, естественно, нет. Фирма начинает функционировать, сплоченная энтузиазмом, поскольку больших денег пока не приносит. Разделение обязанностей слабое, все занимаются всем, дополняя друг друга. Мотивация максимальная. Весь коллектив, постепенно растущий, работает на одну идею, наравне выкладываясь. Скоро их уже не три человека, а двенадцать. Начинает расти прибыль. Ее уже достаточно для самообеспечения предприятия, увеличения оплаты труда и расширения деятельности. Ее уже можно реинвестировать. Первый комплекс проблем возникает во взаимодействии с партнерами. Недостаток предпринимательского опыта всех учредителей при организации предприятия приводит к регистрации равного участия партнеров в прибыли и управлении фирмой. Цели со временем меняются. Желания партнеров реинвестировать прибыль, распределить ее не совпадают. При соглашении о реинвестировании не совпадает объект либо способ реинвестирования. Часто на этом этапе партнеры расходятся, создавая конкурентные предприятия. Второй комплекс проблем возникает во взаимодействии с сотрудниками. Особенности менталитета, сформированного годами советской власти, заставляют сотрудников, работающих на предприятии со дня основания чувствовать себя “отцами-основателями” предприятия. Следствием этого является осознаваемое ими право на долю прибыли предприятия, либо, в легком случае, право на долю управления предприятием. Претензии выражаются либо в открытой форме, тогда проблема может быть решена относительно безболезненно, либо в скрытой, приводя к саботированию деятельности предприятия и часто к воровству. Третий комплекс проблем возникает в области управления предприятием и обусловлен традициями и опытом управленческой практики. Успешное функционирование и развитие предприятия сформировало у предпринимателя определенный стиль управления. Рост предприятия поддерживала стихийно сложившаяся организационная структура. То и другое вполне работоспособно для предприятий определенной величины. С ростом предприятия старые методы управления начинают тормозить прогресс, тогда как принятие новых методов не подкреплено собственным опытом. Высока вероятность ошибок, высоко оценивается риск. Ощущается недостаток информации не столько о конечной цели, к которой надо придти, сколько о пути перехода. На практике предприятия часто останавливаются в данной точке развития, расширяясь экстенсивно до наступления кризиса. Вторая группа проблем обуславливается внешними причинами. Предприятия, вышедшие на рынок 3-5 лет назад, начинали деятельность в условиях минимальной конкуренции. Значительная доля успеха была обусловлена низкой информационной насыщенностью рынка. То и другое позволяло предприятиям поддерживать наценки на товар на уровне 100 - 150 и даже 300 % при обороте капитала до 4-х раз в месяц. Развитие конкуренции и информированность, развитие экономики способствовали снижению наценок. Основная масса предприятий сейчас работает в диапазоне 10 - 60 % наценки при оборачиваемости капитала раз в 1 - 2,5 месяца.

Еще одна внешняя причина - развитие налогообложения. Не вдаваясь в вопрос, улучшается оно или ухудшается, отметим устойчивую тенденцию его изменения в сторону уменьшения и ограничения налоговых льгот, с одной стороны, и более плотного перекрытия нелегальных возможностей, с другой. Развитие конкуренции и развитие налогообложения снижают прибыли предприятий и ставят перед ними острую проблему повышения эффективности деятельности. Затраты, ранее с избытком покрывавшиеся поступлениями, теперь необходимо минимизировать, а поступления при этом увеличить. Необходима оптимизация оргструктуры и проработка рынка. Опять вопрос - как? Перечисленные проблемы присущи основной массе предприятий, находящихся сейчас на переходном этапе своей деятельности. Этот этап далеко не последний. Проблемы квалифицируются здесь именно как проблемы, потому что неудовлетворительное их решение не позволит выполнить необходимую функцию предприятия - выживание, причем в краткосрочной перспективе.Проблемы, встающие перед предприятиями в долгосрочной перспективе, а также проблемы предприятий, преодолевших этот этап своего развития, мы квалифицируем как задачи. Выживание в долгосрочном плане означает постоянное совершенствование и развитие, остановка - это всегда шаг назад. Задачи развития предприятий лежат в области поиска рыночных возможностей, присоединения и поглощения предприятий, диверсификации, создания холдингов и корпораций.

Транснационльные компании: понятия и основные виды.

Формы международного предпринимательства весьма многообразны. Они включают создание дочерних фирм и филиалов за рубежом, совместных предприятий (СП) с фирмами других стран, смешанных компаний с участием местного государственного и частного капитала. В свою очередь, каждая из этих форм может базироваться как на единоличной, так и на совместной собственности в области капитала, средств производства или технологий. Однако общим для всех видов международного предпринимательства является выход экономической деятельности за рамки национальных границ, её транснационализация.
Международные корпорации представляют собой крупные финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения, для которых характерно органическое сочетание производства в стране базирования с широко разветвленной системой функционирования за рубежом.
Международные корпорации бывают трёх основных видов:
Транснациональные корпорации (ТНК) – головная компания их принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам мира. Наиболее типичными компаниями такого типа являются «Форд», «Экссон», «Нестле», «Кодак».
Многонациональные корпорации (МНК) – головная компания их принадлежит капиталу двух и более стран, а филиалы также находятся в различных странах. Наиболее типичными представителями данной группы являются «Ройял датч-Шелл», «Юнилевер», «Фиат-Ситроен». Данный тип международных корпораций возник раньше, чем ТНК, но в настоящее время не имеет широкого распространения.
Международные корпоративные союзы – представляют собой специальные объединения промышленных, банковских и других концернов в целях решения крупных экономических задач. Данные союзы в большей степени организуются в таких сферах, как электронная, электротехническая, химическая, нефтяная, автомобиле- и авиастроение, информатика.
В последнее время в экономической литературе стал использоваться термин «глобальные корпорации», то есть ведущие свою деятельность в масштабах всего мира. Однако на практике практически не существует таких корпораций, которые бы имели филиалы во всех странах мира. Так, нефтяная компания «Экссон» имеет филиалы в 100 странах, корпорация ИБМ, выпускающая электронное оборудование, ведет операции в 124 странах, «Кока-кола» имеет филиалы в 190 странах.
ТНК возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно:
1) интернационализации производства и капитала на основе развития производительных сил;
2) экспансии капитала за границей, создания собственных отделений;
3) жесткой конкуренции, ведущей к концентрации производства и капитала в международном масштабе;
4) снижения значения геоэкономических границ;
5) стремления к получению сверхприбылей.
С созданием собственных международных производственных комплексов ТНК получают дополнительные возможности внедрения в экономику других стран. Они могут использовать в своих интересах природные, производственные, технологические и трудовые ресурсы, углублять внутрифирменное разделение труда на базе уже имеющихся или создаваемых за рубежом узкоспециализированных производств.
Зарубежное производство дает ТНК те преимущества, которые вытекают из различия экономических условий между страной базирования материнской компании и странами, где расположены её филиалы и подконтрольные фирмы. К ним относятся различия в обеспеченности и стоимости природных ресурсов, в ставках заработной платы, налогообложения, нормах амортизационных отчислений фирменного, антитрестовского и трудового законодательства, экологических стандартах, квалификации рабочей силы, курсах валют и по многим другим компонентам, формирующим стоимость производимой продукции. Организационная структура ТНК дает им такое специфическое преимущество, как перенос внешнеэкономических операций во внутрифирменные операции – это позволяет сохранить монополию на новые технологии и «ноу-хау», обходить таможенные барьеры, избегать международной конкуренции, снижать себестоимость продукции, так как внутренние трансфертные цены в 3–4 раза ниже мировых.
На первом этапе транснационализации деятельности крупных промышленных фирм они инвестировали, прежде всего, в сырьевые отрасли иностранных государств, а также создавали в них собственные распределительные и сбытовые подразделения.
Второй этап эволюции стратегии ТНК связан с усилением роли зарубежных производственных подразделений транснациональных корпораций и интеграции зарубежных производственных и сбытовых операций. При этом производственные зарубежные отделения специализировались в основном на производстве продукции, которая на предыдущих стадиях производственного цикла производилась материнскими фирмами. Крупнейшей инвестирующей страной в послевоенные годы были США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны. Однако с начала 70-х годов прямые зарубежные инвестиции стали направляться в основном в страны Западной Европы. С начала 80-х годов прямые инвестиции из Англии, Германии, Канады стали направляться в США. США превращаются в крупнейшую принимающую державу.
На современном этапе стратегия ТНК характеризуется стремлением к образованию сетей внутрифирменных связей регионального, а нередко и глобального масштаба, в рамках которых интегрируются научные исследования и разработки, материальное обеспечение, производство, распределение и сбыт Проявляется, в частности, тенденция к распространению инновационной активности ТНК, которая ранее базировалась в материнских фирмах, в принимающие страны.
Характерные черты ТНК:
– создание системы международного производства, распыленного между многими странами, но контролируемого из одного центра;
– высокая интенсивность внутрикорпорационной торговли между расположенными в различных странах подразделениями;
– относительная независимость в принятии операционных решений от стран базирования и принимающих стран
– глобальная структура занятости и межстрановая мобильность менеджеров;
– разработка, передача и использование передовой технологии в рамках замкнутой корпорационной структуры;
– нацеленность на массового потребителя;
– ТНК проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных капиталовложений и высококвалифицированного персонала, при этом проявляется тенденция к монополизации этих отраслей.
Причины возникновения ТНК весьма разнообразны, но все они в той или иной степени связаны с несовершенством рынка, существованием ограничений на пути развития мировой торговли, сильной монопольной властью производителей, валютным контролем, транспортными издержками, различиями в налоговом законодательстве:
– возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности;
– несовершенство рыночного механизма в реализации собственности на технологии, производственный, управленческий и маркетинговый опыт;
– дополнительные возможности повышения эффективности и усиления своей конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств;

– близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны;
– возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют и т. д.;
– способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, сбрасывая их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредоточивая ресурсы и усилия подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;
– посредством прямых инвестиций фирма получает возможность преодолеть разного рода барьеры на пути внедрения на рынок той или иной страны путем экспорта.

6. Причины возникновения ТНК:

Формирование транснациональной экономики началось еще в 16–17 вв. Первые прообразы ТНК появились с началом колониального освоения Нового Света. Так, среди учредителей Британской Ост-Индской компании, образовавшейся в 1600 году для освоения богатств Индии и действовавшей до 1858 года, были не только английские коммерсанты, но также купцы Голландии и банкиры Германии. Вплоть до 20 в. подобные колониальные компании занимались почти исключительно торговлей, но не организацией производства, а потому не играли решающей роли в капиталистическом хозяйстве. Их считают предшественниками ТНК, которые появились в конце 19 в., когда на смену свободной конкуренции пришло активное развитие крупных фирм-монополий, которые начали осуществлять массированный вывоз капитала.

Главная тенденция формирования транснациональной экономики – это интенсификация товарных и финансовых потоков, идущих через границы национальных государств. Качественный рост, уникальная по своим масштабам и влиянию на экономику "революция" международной торговли произошла в XX в. (См. приложение 1).Динамика объема экспорта из развитых стран на протяжении XIX - XX вв. (См. приложение 2) носит характер сдвига: относительно медленный рост, затем спад и сразу вслед за спадом беспрецедентный рост. Значительная доля этого роста обеспечена развитием транснациональных корпораций, поскольку от 33% [1, p. 96] до 40% [2, p. 377] международной торговли - это внутрифирменная торговля, то есть передача необходимых для производственных процессов комплектующих из одного подразделения ТНК в другое.

Возникновение интенсивной и устойчивой тенденции формирования транснациональной экономики – углубление международного разделения труда, бурного роста числа и размеров ТНК, возникновения мировых рынков сырья, капитала, рабочей силы и т. д., то есть всего того, что отностся к экономической глобализации, приходится на 1950-е гг. "Революция" международной торговли произошла после перелома, вызванного двумя мировыми войнами и межвоенной депрессией, когда в экономиках развитых стран преобладали автаркические тенденции. Таким образом резкий контраст, наметившийся в середине XX в. между старым и новым типами экономики положил начало развитию современной транснациональной экономики – это контраст между "замкнутой" и "открытой" экономиками.

Другая тенденция – это формирование сферы транснациональной политики. В начале - середине XX в. параллельно "революции" международной торговли и возрастанию роли ТНК происходила "революция" международной бюрократии, выразившаяся в беспрецедентном росте числа как межправительственных, так и неправительственных международных организаций (См. приложение 3). Динамика количества международных организаций воспроизводит общую модель сдвига: вялый рост, затем - падение темпов роста и даже абсолютное уменьшение и после спада - резкий подъем.

Со второй половины 80-х годов начался новейший этап глобализации мирового производства. Первый этап продолжался 30 лет, до начала первой мировой войны. Второй - 25 лет после второй мировой войны. Между вторым и третьим этапами наступает пауза в интенсивном росте международных прямых инвестиций, приходящаяся на 70-е и первую половину 80-х годов. Каждый этап интенсивного формирования и развития транснациональных предприятий сопровождался ускоренным ростом мировой экономики.

В середине 19 в., до того как получило мощное развитие международное предпринимательство, во всем мире преобладало местное производство. Примерно 90% всех товаров и услуг производилась тогда на базе сырья и материалов, которые фирмы приобретали в радиусе 150 км, и в таких же пределах реализовывалась подавляющая часть продукции. Сегодня в индустриальных странах в среднем половина продукции производится заграничными филиалами и дочерними предприятиями ТНК. Примерно такая же доля сырья и материалов импортируется или производится заграничными отделениями.

В основе развития транснациональных корпораций лежит тенденция к интернационализации производства и капитала. Характерен вывоз капитала из промышленно развитых стран. В период 1903-1913 гг., экспорт капитала из Англии составлял в среднем 7% от национального дохода. В целом на долю Англии до 1914 г. приходилось более 50% всего экспортированного международного капитала. Заграничные инвестиции распределялись следующим образом: 40% было вложено в железную дорогу, 30% - правительственные и муниципальные займы. В период, между первой и второй мировой войны направление инвестиций начинает меняться: страны Западной Европы и прежде всего Англия, утрачивают свое положение кредиторов и экспортеров капитала, а американский капитал все в большей степени проникает в Западную Европу. Характерной особенностью является то, что 25% от общей суммы составляли прямые инвестиции. Массивное движение американского капитала за границу и создание там дочерних филиалов началось вскоре после второй мировой войны.

В настоящее время происходит переход от исторического периода, для которого была характерна абсолютизация интересов собственно национальной экономики (с законодательными и политическими рамками, присущими каждому отдельному государству), к другому этапу – глобальной экономике, с усиливающейся тенденцией к олигархии (концентрация промышленности и финансов, формировании технологических союзов между отдельными фирмами и т.п.) Эта тенденция ведет к образованию единого глобального рынка.

Таким образом, сильнейшее воздействие на развитие транснациональной экономики оказали такие глобальные факторы как:

· распад мировой социалистической системы, появление множества новых государств, не до конца определивших свою политику, не осознавших свои политические, культурные и прочие национальные интересы;

· политический и экономический кризис в Восточной Европе и СНГ, перерастающий в некоторых регионах в военно-политический (Югославия, Закавказье, Таджикистан);

· технологическая революция;

· обострение энерго-сырьевой и продовольственной проблемы;

· кризис мировой финансово-кредитной системы;

· обострение проблем окружающей среды, что оказывает влияние на все мировое хозяйство, на национальные и всемирные производительные силы;

· усиление взаимозависимости национальных хозяйств, их экономической политики;

· нивелирование, сближение экономических уровней развития различных стран;

· преодоление межсистемных противоречий между странами, проявляющегося в признании конкуренции как главного фактора, обеспечивающего равновесие внутрихозяйственного развития;

· усиление процессов конвергенции, основывающихся на универсальных экономических, культурных, моральных, правовых, гуманитарных ценностных ориентациях, признанных мировым сообществом конца XX столетии. Наиболее общей причиной возникновения ТНК считается интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы. Важнейшим фактором в формирования и развитии международных корпораций является и вывоз капитала. К причинам появления ТНК можно отнести и их стремление противостоять жесткой конкуренции, необходимость выстоять в конкурентной борьбе в международном масштабе. Формирование ТНК связано также и с тем, что оно дает большие преимущества в сфере международной торговли, позволяя более успешно преодолевать многочисленные торговые и политические барьеры. Вместо традиционного экспорта, который наталкивается на многочисленные таможенно-тарифные препятствия, ТНК используют дочерние зарубежные компании в качестве своего внешнего плацдарма внутри таможенной территории других стран, с которого они беспрепятственно проникают на их консультант рынки. Отметим, что в современных условиях эта движущая сила создания ТНК имеет свои особенности. Часто ТНК, что действует внутри интеграционных группировок, созданных в виде зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов, которые характеризуются полной отменой таможенных барьеров, более выгоден экспорт товаров, чем создание дочерней компании за рубежом. В ходе развития ТНК возник принципиально новый феномен - международное производство, которое дает корпорациям преимущества, вытекающие из различий экономических условий страны базирования материнской компании и принимающих стран, то есть стран, где расположены ее филиалы и подконтрольные фирмы. Дополнительная прибыль ТНК можно получить за счет различий:- в обеспеченности и стоимости природных ресурсов;

- в квалификации рабочей силы и в уровне заработной платы;

- в амортизационной политике и, в частности, в нормах амортизационных отчислений;

- антимонопольного и трудового законодательства;

- в уровне налогообложения;

- экологических стандартов;

- стабильности валют и др.

Учитываются и различия в экономической ситуации отдельных стран, которые дают возможность ТНК маневрировать загрузкой производственных мощностей и приспосабливать свои производственные программы к меняющимся условиям текущей конъюнктуры, спроса на тот или иной товар на каждом конкретном рынке.

В реальных преимуществ формирования крупнейших ТНК, позволяют добиваться значительной централизации капитала, можно отнести:

- возможность диверсификации деятельности для снижения риска и смягчения кризисных ударов - сначала материнская компания может прямо или косвенно дотировать дочерние компании, выходящие на новый рынок;

- гибкую организационную структуру управления. Часть функций децентрализуется;

- консолидацию финансовой отчетности в рамках всей системы с целью выработки стратегии наименьших налогов - возможность перераспределения прибыли между компаниями, входящими в корпорацию с тем, чтобы наибольший доход получали то из них, которые пользуются налоговыми льготами и т. п.;

- совместное формирование рынка, монополия на этом рынке;

- рост ради роста (возможность быть первым).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...