Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Транснационализация компаний и показатели, характеризующие ее уровень




По поводу определения понятия «транснациональная компания (корпорация)» и критериев, позволяющих отделить ТНК от других форм, до сих пор продолжаются споры. В разные годы и в разных исследованиях использовались и используются разные критерии от­несения корпораций к транснациональным:– количество стран, в которых действует компания (в соответст­вии с разными подходами минимум составляет от 2 до 6 стран);– определенное минимальное число стран, в которых размеще­ны производственные мощности компании;– определенный размер, которого достигла компания;– минимум доли иностранных операций в доходах или продажах фирмы (как правило, 25%);– владение не менее чем 25% «голосующих» акций в трех или более странах – тот минимум долевого участия в зарубежном акцио­нерном капитале, который обеспечивал бы фирме контроль над эко­номической деятельностью зарубежного предприятия и представлял бы прямые зарубежные инвестиции;– многонациональный состав персонала компаний, состав ее высшего руководства и др.Принимая во внимание, что формулировка понятия «трансна­циональная корпорация» затрагивает интересы многих государств, последний компромиссный вариант определения «ТНК» в Организа­ции Объединенных Наций гласит, что ТНК – это компания:– включающая единицы в двух или более странах независимо от юридической формы и поля деятельности;– оперирующая в рамках системы принятия решений, позво­ляющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один и более руководящий центр;– в которой отдельные единицы связаны посредством собст­венности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность дру­гих и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.Наряду с приведенными выше критериями, экономические структуры ООН начинают все чаще использовать агрегирован­ные показатели транснационализации компаний, например индекс транснационализации и индекс распространения сети.Степень транснационализации компании характеризуется индексом транснационализации.

где:

Iтр – индекс транснационализации;

ЗА – зарубежные активы;

ОА – общие активы;

ЗП – объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами;

ОП – объем общих продаж товаров и услуг;

ЗШ – зарубежный штат;

ОШ – общий штат.

Анализ индексов транснационализации компаний с учетом их национальной принадлежности позволяет сделать вывод о том, что ТНК из небольших по размерам развитых стран (например, Нидер­ланды, Швеция, Финляндия) осуществляют свою деятельность боль­ше за рубежом, чем в стране базирования материнской компании, так как размеры и ограниченные возможности национальных рын­ков заставляют их искать новые рынки, в отличие от транснацио­нальных корпораций крупных государств, например США, Япония, Германия, по которым индекс транснационализации даже ниже среднего. Индекс распространения сети (NSI), так же как и индекс трансна­ционализации, дает агрегированную характеристику «степени меж­дународности» функционирования компаний и рассчитывается как процентное отношение числа зарубежных стран, в которых ТНК осуществляет свою деятельность (размещает производство, ведет хо­зяйственную деятельность и т. п.), к общему количеству стран, в ко­торых корпорация потенциально могла бы вести деятельность. Ана­лиз индекса NSI по 100 крупнейшим компаниям позволяет подтвер­дить сформулированный ранее вывод: небольшие по площади страны более активно, чем крупные государства, осваивают зарубеж­ные рынки. Характеристика индекса распространения сети – NSI (Network Spread Index) в крупнейших нефинансовых корпорациях мира с учетом их страновой принадлежности. \ Наивысший уровень NSI наблюдается в компаниях химической и фармацевтической промышленности (21,8%), занимающихся производством продуктов питания, напитков и табачных изделий (19,31%), в отраслях электроники и электронного машиностроения (18,9%), т.е. в отраслях, наиболее ориентированных на потребителя, наименьший – в компаниях сферы строительства и строительных материалов (8,02%), средств массовой информации (6,77%), т.е. в отраслях, ориентированных прежде всего на национальный рынок. В среднем крупнейшие транснациональные корпорации осуществляют свою деятельность в 29 странах. К компаниям, превысившим средний индекс распространения сети почти в два раза (т.е. с уровнем более 30%), относятся «Royal Dutch/Shell», «Nestle», «Unilever», «TotalFina», «Aventis» и ABB. Наименьший уровень NSI (менее 5%) отмечается в компаниях: «Wal-Mart», «Texas Utilities», «Woodbridge Company», «Mitsubishi» и некоторых других

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...