Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекреационная деятельность. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации.




Два взаимосвязанных, непрерывно сменяющих друг друга процесса - затраты жизненных сил и их восстановление – являются основой жизнедеятельности любого человека.

Процесс восстановления жизненных сил человека обозначается термином рекреация, который представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Рекреация означает индивидуальный или коллективный вид деятельности, осуществляемый в часы досуга на основе свободного выбора, доставляющий удовлетворение и радость сам по себе и не стимулируемый извне ради какой-нибудь награды.

Рекреация – это уникальный социокультурный и экономический феномен современности. В отечественной и зарубежной литературе и практике проведения рекреационных мероприятий до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «рекреация». На сегодняшний день не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах имеет место различное понимание понятий, связанных с рекреацией и сферой досуга. В законодательстве нашей страны также нет правовых норм, точно определяющих рекреацию и связанную с ней индустрию досуга.

В настоящее время наблюдается полный плюрализм мнений по отношению к определению данного понятия.

В Википедии даётся следующее определение: Рекреа́ция (лат. recreatio — восстановление) — комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека. Понятие охватывает все виды отдыха — санаторно-курортное лечение, туризм, восстановление эмоциональных и психологических сил, здоровья и трудоспособности путём отдыха вне жилища: на лоне природы, в туристической поездке и т. п. Специализированными предприятиями для рекреации считаются санатории, профилактории, пансионаты и другие.

Большой энциклопедический словарь содержит более развёрнутое определение:

РЕКРЕАЦИЯ (польск. rekreacja - отдых, от лат. recreatio - восстановление):

1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее выражение);

2) помещение для отдыха в учебных заведениях;

3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

Данное понятие стало использоваться в 1960-х годах в физиологической, медицинской, социально-экономической литературе, по проблемам восстановления сил и здоровья рабочих. В результате в научной литературе можно найти определения, делающие акцент на различных аспектах этого многогранного явления. Например:

· РЕКРЕАЦИЯ — (лат. recreatio, от recreare восстановлять, подкреплять). Отдых, отдохновение, в учебном заведении время между уроками, предназначенное для отдыха, вообще свободное от занятий время каникулы. - Словарь иностранных слов русского языка.

Это - устаревшее наименование школьной перемены или помещения для отдыха. Но поскольку в российских школах специальных мест для отдыха отродясь не было, то это слово вышло из употребления и чаще обозначает просто перемену между уроками. Например: ваш оживлённый разговор вы продолжите на рекреации, - говорит учитель.

· РЕКРЕАЦИЯ — (польск. recreacja отдых, от лат. гесreatio отдых, восстановление, выздоровление), восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха на лоне природы или во время туристической поездки (похода), связанной с посещением интересных мест. - Экологический словарь

· РЕКРЕАЦИЯ — отдых от службы, от ученья, праздники, каникулы (по Далю) // Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.

· РЕКРЕАЦИЯ — (от лат. recreatio восстановление) восстановление сил, отдых, проведение людьми своего свободного от работы времени; место отдыха - Экономический словарь

· РЕКРЕАЦИЯ — и; ж. [от лат. recreatio восстановление, отдых] 1. Зал в школе, расположенный с обоих концов коридора и служащий для отдыха учащихся во время перемены. Войти в рекреацию. Прогуливаться парами по рекреации. 2. Отдых, восстановление сил - Толковый словарь русского языка Кузнецова

· РЕКРЕАЦИЯ — (от лат. recreatio восстановление) англ. recreation; нем. Rekreation/Erholung. Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда; деятельность в нерабочее время, осуществляемая для удовольствия (спорт, хобби и т. п.). - Энциклопедия социологии

Синонимами термина «рекреация» выступают: успокоение, перерыв, перемена, отдых, восстановление.

Таким образом, понятие «рекреация» многозначно и затрагивает различные сферы жизнедеятельности человека. Исходя из его основного, базового понимания в современной науке и практике: Рекреацияэто деятельность человека, направленная на восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища или существенное изменение стандарта поведения. Рекреация – это одновременно восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Это основная точка зрения, которая сложилась в русле ХХ века в отечественной и зарубежной литературе. Современное видение рекреации, как социокультурного и экономического феномена, включает в себя:

- расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;

- любую игру, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил;

- участие населения в активном отдыхе на открытом воздухе на уик-энд, как сегмент индустрии досуга;

- цивилизованный отдых на курортах, экскурсионно-туристические мероприятия, а также отдых в процессе занятия физическими упражнениями.

Рекреационные концепции развиваются в рамках рекреалогии – междисциплинарной науки о рекреационных системах, основанной на научных принципах экологии человека. Эти принципы впервые сформулированы научным коллективом отечественной школы рекреалогии и рекреационной географии под руководством Владимира Сергеевича Преображенского. В 1992 г. многолетние научные исследования в области рекреации были обобщены в теоретической монографии «Теория рекреалогии и рекреационной географии». Среди исследователей общепризнанно определение рекреалогии как науки о процессах и методах восстановления живых сил человека (Зорин, 2002).

Из всего многообразия признаков рекреации главными, определяющими ее сущность, принято считать следующие:

○ осуществляется в свободное время,

○ носит деятельный характер;

○ построена на добровольной, самодеятельной основе.

Отдых, рекреационная деятельность – это не только перемещение в приятное и удаленное место, но и поиск разнообразия. Так, люди, профессионально связанные с постоянными переездами мечтают о возможности побыть дома, в кругу семьи. Для полноценного отдыха не обязательно куда-то ехать, надо кардинально изменить привычный образ жизни. Другими словами, смена деятельности – это основа отдыха. Рекреация – это не только познание чего-то нового, отдых, но и реакция на стресс, утомляемость. Чем более стрессовые условия жизни человека, тем больше его потребность в рекреации.

Социально-экономическая сущность рекреации заключается в сохранении, развитии и приращении духовно-физического потенциала человека, обогащении его ценностями мировой и отечественной культуры, для трудового физического и интеллектуального долголетия. Рекреация относится сейчас к такому избирательному виду деятельности, который становится необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, средством восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства.

Основная ее задача - восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира. При этом высшей потребностью, которая должна удовлетворяться в первую очередь, является развитие духовного мира человека, его творческих способностей.

Каковы функции рекреации?

Хотя в науке до сих пор не существует общепринятой классификации общественных функций рекреации, их можно было бы разделить на 3 основные группы. Рекреация в научном смысле имеет такие функции, как медико-биологическая, воспитательная (социально-культурная) и экономическая.

В медико-биологической функции различают два аспекта: санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых. Оба предполагают восстановление работоспособности и снятие у человека нервно-психического напряжения с помощью естественных факторов природы, средствами физической культуры, психотерапевтическими и физиотерапевтическими методами оздоровления, а также культурно-развлекательными мероприятиями. Таким образом, медико-биологическая функция состоит в санаторно-курортном лечении и оздоровлении. Оздоровление через туризм - один из путей решения проблемы снятия производственного и внепроизводственного психического утомления человека.

Воспитательная функция (социально-культурная) определяет познавательную рекреационную деятельность, связанную с осмотром новой территории, природного ландшафта, предполагает знакомство с памятниками и другими культурно-историческими ценностями. Это - ведущая функция рекреации. Культурные, или духовные, потребности - это потребности познания в самом широком смысле, познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования. Туризм открывает большие возможности для общения человека природными, культурно-историческими и социальными ценностями не только своей страны, но и всего мира.

Экономическая функция – это возможность вследствие рекреационных мероприятий обеспечивать простое и расширенное воспроизводство рабочей силы. Благодаря активному отдыху, у того, кто пользуется санаторными услугами и т.п., повышается производительность труда, увеличивается период сохранения полной работоспособности, снижается уровень заболеваемости, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваемости, повышения жизненного тонуса.

Рекреация выполняет также и другие экономические функции: ускоренное развитие хозяйственной структуры определенной части территории страны; расширение сферы приложения труда, то есть увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания и в отраслях, связанных с рекреацией косвенно; существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и расходов населения по территории страны в пользу рекреационных районов; повышение эффективности иностранного туризма как источника поступления иностранной валюты.

Следует заметить, что провести четкую границу между этими функциями трудно. Они связаны между собой и дополняют друг друга.

Важно также определить общие тенденции развития рекреации в современный период. Данные направления развития, несомненно, будут определять соотношение всех определенных выше функций рекреации. С большей условностью можно выделить следующие тенденции:

- Приближение мест отдыха к центрам рекреационного спроса.

- Формирование систем кратковременного отдыха горожан.

- Организация национальных и природных парков, а также небольших лесо-, луго- и гидропарков для активного всесезонного отдыха на природе.

- Создание новых форм и видов отдыха.

- Сокращение сезонности функционирования рекреационных предприятий и маршрутов, т. е. стремление к круглогодичному действию.

В понятие «рекреация» входят:

- рекреационная система, включающая санатории, дома отдыха, пансионаты, туристические базы, спортивно-оздоровительные лагеря и площадки, другие объекты для активного отдыха;

- рекреационное районирование, предусматривающее выделение специальных зон для активного отдыха, степень развития рекреационных функций и плотность рекреационных объектов;

- размещение и соотношение объектов активного отдыха в рекреационной специальной среде, в том числе территориальной. При гигиенической оценке качества территории, отводимой для рекреации, необходима оценка климата и качества определяемых сред (воздуха, воды, почвы) для развития видов рекреации и определения устойчивости среды к антропогенной нагрузке.

Важнейший методологический принцип рекреации - принцип единства телесного и духовного, биологического и социального, организма и личности. При проведении рекреационной деятельности необходимо использовать различные формы занятий физической культурой, туризмом, спортом, художественной самодеятельностью, техническим творчеством. Важными факторами успешной рекреационной деятельности являются:

- уровень образовательной подготовки работников этой сферы;

- профессионализм врачей, инструкторов физической культуры, культурно-просветительных работников;

- наличие специальных территориальных зон для рекреационной деятельности (внутригородских, пригородных), условий для проведения занятий и культурно-развлекательных мероприятий;

- наличие у людей потребности заниматься рекреационной деятельностью, в том числе физической культурой и развлекательным отдыхом;

- доступность выполнения предлагаемых форм занятий рекреационной деятельностью, которые могли бы успешно применяться и в свободные от учебной, трудовой, научной, спортивной деятельности часы.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать заключение, что рекреация – это собирательное понятие и отражает в основном активный отдых человека вне трудовой, учебной, научной, специально-спортивной и других видов деятельности. Лучше всего эта задача реализуется в специально предназначенных для этого условиях – санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях. При проведении лечебно-профилактических мероприятий, при тех или иных заболеваниях необходимо использовать рекреацию и ее разновидности в комплексе с естественными факторами природы, физическими факторами, психотерапией, а также с учетом лечебного и двигательного режимов, пола, возраста и функциональных возможностей организма.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...