Здоровье человека и проблемы активного долголетия. Понятие нормы и патологии; категории здоровья.
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто (Сократ) Важнейшей ценностью для человека является здоровье. "Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум" (Геродот). В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано: "Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов ". В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта комплексной характеристики этого состояния организма. По утверждению проф. В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко (2001), на сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Кроме того, состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов. Характеристика понятия здоровья дана в определении одного из основоположников валеологии В.П.Петленко: «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способного реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей». Близкое по смыслу определение предлагает известный хирург, академик Н.М. Амосов: «Здоровье - это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности». Таким образом, можно заключить, что сущность здоровья - это жизнеспособность индивида, а уровень этой жизнеспособности, по мнению учёных, должен определяться количественно. Поэтому, по Амосову, здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.
Основными показателями здоровья являются следующие признаки: 2. Уровень и гармоничность физического развития. 3. Функциональное состояние организма и его резервные возможности. 4. Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития. 5. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Таким образом, индивидуальное здоровье - комплекс множества взаимосвязанных элементов человека и окружающего мира. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов, категорий) здоровья:
Основы сексуального здоровья определяются:
- способностью к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики; - свободой от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения; - отсутствием органических расстройств, заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.
В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья - я могу; для психического здоровья - я хочу; для нравственного здоровья - я должен. Человек - сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается не только на биологическом и психическом, но и на социальном уровне. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, — от биологического. В связи с этим некоторые исследователи выделяют социальное здоровье.
Социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты. Различие между психическим и социальным здоровьем условно, психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально. Одной из объединяющих социальное и психическое здоровье является творческая компонента здоровья. Присутствие элементов творчества в работе рассматривается как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражены творческое начало и инициатива, применяются личные способности и знания, тем большее удовлетворение она приносит, тем заметнее ее оздоровительное воздействие, и наоборот. Работа может быть источником укрепления здоровья, так как она дает чувство принадлежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Отдельно могут быть выделены такие компоненты здоровья, как репродуктивное, профессиональное здоровье и т.д. Вполне очевидно, что уровень здоровья как результат взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется. Здоровье - это динамический атрибут жизни человека: когда он заболевает, уровень его здоровья понижается (иногда до нуля, что означает смерть); когда человек выздоравливает, уровень его здоровья повышается (однако человек никогда не достигает совершенного здоровья). Абсолютное здоровье также немыслимо, как и абсолютная болезнь - между ними существуют разнообразные состояния.
Практическая медицина выделяет три основных состояния человека: • Здоровье - состояние оптимальной устойчивости организма к действию патогенных факторов; физическая, психическая и социальная адаптивность к меняющимся условиям жизнедеятельности; • Предболезнъ - состояние, при котором возможно развитие патологического процесса, но без изменения силы отрицательно действующего фактора вследствие снижения механизмов адаптации; • Болезнь - состояние, при котором в организме активно развиваются патологические процессы. Норма – это здоровье, как состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Болезнь связана с превращением нормального состояния живой системы в патологическое, т.е. с переходом системы в иное качество. Патология – это процессы, происходящие в органе, когда его функции существенно нарушены. Патологический процесс – это реакция организма на болезнетворное раздражение, в основе которой лежит нарушение функции органа или его структуры (повышение температуры, воспаление желёз, кашель и т.д.). Патологическое состояние – один из этапов патологического процесса или его следствие (например, ревматизм, который в дальнейшем может привести к пороку сердца). Причины возникновения патологии (болезни) клетки, органа, системы: 1) Детренированность (гиподинамия) – недостаточные нагрузки приводят к пониженной реакции на раздражитель; химические реакции идут не до конца и в клетке накапливаются продукты распада. 2) Недостаточное (плохое) питание - в крови не хватает энергетических или строительных материалов (аминокислот, витаминов, микроэлементов, кислорода и пр.) и нарушается микроциркуляция (циркуляция крови). 3) Нарушение гормональной регуляции со стороны эндокринной системы, накопление метаболитов, микробных токсинов и др., которые тормозят действие ферментов. 4) Прямое повреждение клеток (генов) из-за радиации, отравлений и т.д. 5) Изменение внешней среды. В пожилом и старческом возрасте происходят необратимые изменения в системах и органах человеческого организма,называемые старением. Постепенно уменьшаются размеры сердца, снижается сила сердечных сокращений, уменьшается количество крови, выбрасываемой сердцем в сосудистую систему за одно сокращение. Понижается эластичность сосудов, оболочка их утолщается, просвет уменьшается, в результате чего повышается артериальное давление (в среднем 150/90). Возрастные изменения наблюдаются и в нервной системе, дыхательной, в мышечной, в почках и т.д.
В рекомендациях парламентских слушаний "О проблемах здорового образа жизни в Российской Федерации" (Государственная Дума Российской Федерации, октябрь 2001 г.) указывается, что здоровье человека только на 10 - 15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, а на 50 - 60% - от условий, а также образа жизни людей. Определяющими факторами здорового образа жизни и здоровья служат, по существу (не умаляя значения других), два: здоровое питание и физическая активность. В пожилом возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Физические упражнения не только способствуют поддержанию систем опорно-двигательного аппарата на достаточно высоком функциональном уровне, но и оказывают благотворное влияние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции. Для опорно-двигательного аппарата в пожилом возрасте рекомендуется гигиеническая, основная и лечебная гимнастика. Это - специальные комплексы гимнастических упражнений с предметами и без них, на снарядах и без них, в целях поддержания силовых качеств, гибкости, нормальной осанки. Для сердечно-сосудистой и дыхательной систем в пожилом возрасте широко практикуются дозированная ходьба, бег умеренной интенсивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие аэробные упражнения циклического характера, применяются игры (городки, бадминтон, теннис и др.), активно используется дыхательная гимнастика. Формы организации занятий: коллективные (занятия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, клубах любителей бега и др.), туристские походы и самостоятельные (индивидуальные) занятия.
![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|