Структура и временной бюджет свободного времени. Методы исследования в рекреационной деятельности.
Известно, что практически любой процесс, происходящий в окружающем нас мире, измеряется временем. Временем измеряются и процессы деятельности отдельного человека и человеческого общества в целом. Время рассматривается, как природно-социальный ресурс деятельности людей, необходимый для удовлетворения их общественных и личных потребностей. По мнению французского учёного Р. Ланкуаре, время, которым располагает человек в течение своей жизни, можно классифицировать следующим образом. 1. Время социальное и время личное: социальное время - время, посвящаемое активной работе, общественной и семейной жизни; личное время - это время, посвящаемое заботе о физическом здоровье и культурном развитии. 2. Время активной деятельности и время отдыха: первое время - это время, посвящаемое трудовой, общественной и домашней деятельности, а второе - это время, посвящаемое восстановлению сил. 3. Время производственной деятельности и время, не связанное с получением прибыли. 4. Время структурированное и время неструктурированное: время первое - это время по календарю и четко организованному расписанию, второе - это время не спланированное. Традиционно в качестве важнейших форм социального времени выделяют рабочее и нерабочее время. Рабочее время – это время производства материальных и духовных благ в процессе общественно необходимого труда. Нерабочее время включает в себя:
Свободное время представляет собой часть нерабочего времени, остающуюся у человека за вычетом неопределенных и неприложенных затрат. С точки зрения туризма, в свободное время не входит: сон, уход за детьми, занятие домашним хозяйством
Рекреационное время – это часть социального времени личности, социальной группы, которая используется:
Следовательно, не следует путать понятие «свободное время» с понятием «рекреационное время», под которым понимается время реализации рекреационной функции (расширенное воспроизводство живых сил человека) деятельности человека (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, 2004). Соотношение рекреационного времени с другими категориями социального времени по мере развития общества меняется. Сегодня рекреационное время для большинства групп людей не выходит за пределы свободного времени. На повестку дня встала новая задача – превращение свободного и нерабочего времени (т.е. 75% общего недельного бюджета времени) в рекреационное время. Характеристики и свойства рекреационного времени:
Иерархичность обусловлена разномасштабностью отрезков свободного времени в социальном времени. В рамках жизненных периодов формируется структура социального времени, т.е. определенный ритм в чередовании рабочего и нерабочего времени, свободного и рекреационного времени, и их величины или порции. Существуют суточные, недельные, годовые, жизненные периоды иерархичности. В рамках этих периодов формируется структура социального времени, определенный ритм в чередовании рабочего и нерабочего времени.
Иерархию времени можно отобразить следующим образом: социальное время = рабочее время + внерабочее время, которое включает свободное время. Рекреационное время, несомненно, является частью свободного времени. Суточное социальное время отвечает правилу трех восьмерок (из 24 часов в сутки: 8 часов тратится на сон, 8 часов –рабочее время и 8 часов – нерабочее время).
Квантованность (пропорциональность)- это отпускное время, «уик-эндное» время и отрезки времени, выделяемые на рекреацию в течение будничного дня. Нерабочее рекреационное время в течение будничного дня – это, прежде всего, время после работы (длительность которого может достигать 4-5 часов). «Уик-эндное» время для большей части трудящихся составляет 2 дня. Продолжительность отпускного времени постепенно растет и у некоторых групп трудящихся доходит до 36-48 рабочих дней. Анализируя иерархичность и квантованность времени, необходимо учитывать и то, что существует два вида рекреационного времени – режимное и характерное. Изменчивость рекреационного времени связана с исторической изменчивостью и функциональной вариацией. В целом количество свободного времени само по себе никакого реального влияния на развитие рекреационной деятельности не оказывает. В зависимости от типа культуры и уровня развитости общества понятия свободного времени и рекреации существенно различаются. Оба эти понятия в высшей степени относительны, и нет никаких оснований или данных для приведения их к общему знаменателю. О значимости свободного времени как фактора формирования рекреационных потоков и их направленности можно судить по той детали, что после 1991 года у значительной части населения появилась масса свободного времени, но рекреационные потоки драматически сократились вследствие тяжелого кризиса. Постепенно ситуация выравнивалась.
Рекреационное время (как и свободное) имеет определенную структуру. ■ Структура рекреационного времени в течение жизни человека
Выделенные массивы рекреационного времени по-разному выполняют функции простого и расширенного воспроизводства сил индивида. Так, инклюзивное время –это время простого компенсаторного восстановления сил, ежедневное время – время компенсаторно-расширенного восстановления, уик-энд выполняет функции расширенно-компенсаторного восстановления, отпускное – функции расширенного восстановления. В рамках рекреационного времени приходится различать время отдыхающих и организаторов отдыха. Если для отдыхающих рекреационное время рассматривается, прежде всего, с личностных позиций, то время организаторов отдыха– это время формирования и функционирования деятельности, направленной на обеспечение рекреационных потребностей населения. В рекреационной деятельности исследуются отношения между элементами (подсистемами) рекреационной системы (РС) и их свойства. Взаимосвязь и взаимодействие элементов рекреационной системы проявляется в том, что изменение одного элемента (подсистемы) влечёт за собой изменение другого. Исследуются виды взаимодействия: культурное, межличностное, социальное, социально-политическое, экономическое. Предусматривается несколько уровней исследования:
- социальный (уровень удовлетворения потребностей, удовлетворённость отдыхом); - экономический (максимизация прибыли); - социально-экономический (удовлетворение спроса). Для оценивания рекреационных ресурсов применяются три основных подхода: - медико-биологический - отражает воздействие природных факторов на организм человека, их комфортность, это оценка рекреационных климатических ресурсов; - психолого-эстетический - исследуется эмоциональное воздействие на человека всего природного комплекса, степень разнообразия ландшафтов и т.п.; - технологический - исследует технологии использования природных ресурсов, инженерно-строительных сооружений для организации рекреационных учреждений и комплексов. Исследование проблемы свободного времени предполагает использование следующих методов; - хронологический – изучение количества свободного времени. - структурный – изучение ритмов жизнедеятельности (суточные, недельные, годовые) субъекта, располагающего свободным временем. - аксеологический (ценностный) – изучение роли и места свободного времени в обществе. - функциональный – изучение назначения видов рекреационной деятельности (восстановительные функции - рекреационно-лечебные и рекреационно-оздоровительные занятия; функции развития - рекреационно-спортивные и рекреационно-познавательные занятия). Данные методы исследования и оценки должны использоваться комплексно в зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед исследователями и организаторами рекреационной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|