Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Текст рабочей программы по темам




ИСТОРИЯ     

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

Для набора 2019 г.

 

 

Москва, 2019

 


Оглавление

 

     
1. Цели освоения дисциплины   3
2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)     3
3. Требования к результатам освоения дисциплины   3
4. Объем дисциплины и виды учебной работы   5
5. Содержание дисциплины   5
6. Оценочные средства по итогам освоения дисциплины 18  
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины               18
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины        18

 

Цели освоения дисциплины

Сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, развить навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.

 

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Дисциплина «История» относится к учебным дисциплинам базовой обязательной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной образовательной программы (ОПОП).

Она находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ОПОП и базируется на знаниях, которые были получены студентами в объеме средней школы при изучении дисциплин «История России», «Россия в мире», «Обществознание», «География».

Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен:

знать: основные процессы, события мировой и отечественной истории и культуры в объеме школьной программы;

уметь: логически, последовательно излагать факты, объяснять причинно-следственные связи, используя общие и специальные понятия и термины; ориентироваться в системе хронологических и географических координат, различать специфику формационного и цивилизационного подходов к изучению истории;

владеть: навыками работы с учебной литературой и электронными базами данных.

Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания курса «Истории», будут востребованы при изучении «Истории государства и права России», «Истории государства и права зарубежных стран».

 

Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами ОПОП «История» обеспечивает формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций:

Таблица 1

№ п/п Код компетенции Название
1 ОК-3 Способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
2 ОК-5 Способностью понимать и учитывать в профессиональной деятельности социальные процессы.
3 ОПК-6 (часть) Способностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, способностью толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Планируемые результаты освоения дисциплины в части каждой компетенции указаны в карте компетенций.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 2.1

Очная форма обучения

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

1  
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану   3   108   108  
Аудиторные занятия 1 36 36  
Лекции 0,5 18 18  
Семинары или практические занятия 0,5 18 18  
Самостоятельная работа (СРС) 2 72 72  
Форма промежуточной аттестации     Диф. зачет  

 

Таблица 2.2

Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

1  
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану   3   108   108  
Аудиторные занятия 0,33 12 12  
Лекции   6 6  
Семинары или практические занятия   6 6  
Самостоятельная работа (СРС) 2,66 96 96  
Контрольная работа + - +  
Форма промежуточной аттестации     Диф. зачет  

Содержание дисциплины

Текст рабочей программы по темам

Тема 1.1. Основы исторического знания. Место истории в системе наук.

Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Теория и методология исторической науки: категории истории, сущность, формы, функции исторического знания, принципы исторической науки, методы изучения истории.

Периодизация всемирной и отечественной истории. Концепции исторического процесса. Типы цивилизаций.

Отечественная историография в прошлом и настоящем. Выдающиеся представители российской исторической науки. Источники изучения истории, их классификация. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации. Основные направления развития современной исторической науки.

 

Тема 2.1. Исторические корни современных цивилизаций.

Типы общностей в догосударственный период.

Периодизация Древней истории. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.

Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: периодизация, основные процессы. Основные черты раннего средневекового общества.

Территория России в системе Древнего мира. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв. Эволюция древнерусской государственности в IX-XII вв. Общее и особенное в становлении российской и европейской цивилизации.

Характерные признаки развития средневекового общества в период классического и позднего средневековья.

Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. Ордынское нашествие и дискуссия о его роли в становлении русского государства. Экспансия Запада. Александр Невский.

Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Специфика становления единого русского государства.

Тема 3.1. Основные тенденции развития Европы и России в XVI- XVII вв.

XVI-XVII вв. в мировой истории. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация. Социально-политическая организация постсредневекового общества. Развитие капиталистических отношений.

Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.

«Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом. Феномен самозванчества. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский.

Земский собор 1613 г. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Церковный раскол. Особенности сословно-представительной монархии в России. Развитие русской культуры.

Тема 4.1. XVIII век в европейской и мировой истории.

Пути трансформации западноевропейского абсолютизма. Особенности экономического развития стран Европы. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.

Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества. Особенности экономического развития. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.

Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм». Новый юридический статус дворянства. Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге.

 

Тема 4.3. Промышленный переворот и его последствия. Либеральные и консервативные черты в государственной политике России в XIX в.

Промышленный переворот и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Европейские революции XVIII-XIX вв. Формирование европейских наций. Гражданская война в США. Воссоединение Италии и Германии.

Российская империя на пути к индустриальному обществу в первой половине XIX в. Попытки реформирования политической системы России при Александре I: проекты М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева. Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия. Внутренняя политика Николая I. Россия и Кавказ.

Реформы Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Дискуссия о социально-экономических, внутренне- и внешнеполитических факторах, этапах и альтернативах реформы. Внутренняя политика Александра III. Контрреформы, их причины, итоги и последствия. Общественная мысль и общественно-политические движения в России в XIX в. Присоединение Средней Азии.

Развитие Европы во второй пол. XIX в. Русская культура, развитие науки и техники в XIX в.: достижения и противоречия.

 

Тема 5.1. Мировое сообщество и Россия в начале ХХ века: основные тенденции социально-экономического и политического развития.

Капиталистические войны конца - начала ХХ вв. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира и борьба за колонии. Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах.

Россия в начале ХХ вв.: тенденции, совпадающие с общеевропейскими и особенности развития. Реформы С.Ю. Витте. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа. Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России.

Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги. Версальская система международных отношений.

Участие России в Первой мировой войне. Влияние войны на приближение общенационального кризиса. Февраль 1917 года. Альтернативы развития России после Февральской революции. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г. Гражданская война и интервенция. Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса и революции в России в 1917 году.

 

Тема 5.3. Основные тенденции развития мирового сообщества в межвоенный период. Формирование советской цивилизации.

Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Переход от военного коммунизма к нэпу. Образование СССР. Социально-экономическое развитие СССР в 20-е годы. Утверждение однопартийной политической системы. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод,темпы.Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.

Особенности международных отношений в межвоенный период. Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе – 1939–1941 гг.

Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы. Приход фашизма к власти в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции). Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Источники и цена победы.

 

Тема 5.5. Основные направления развития мирового сообщества во второй половине ХХ в. Попытки модернизации СССР (1945-1991 гг.).

Начало «холодной войны». План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание НАТО. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Создание социалистического лагеря и ОВД.

Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США (1945-1952 гг.). Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Попытки обновления социалистической системы (1953-1964 гг.). «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики.

Крах колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.). Война во Вьетнаме. События 1968 г.

Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. Развитие мировой экономики в 1945-1991 г. Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия).

Противоречивость развития СССР в середине 60-х – 80-х гг. ХХ века. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране. Конституция СССР (1977 г.) Международное положение и внешняя политика СССР. Власть и общество в первой половине 80-х гг.

Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад СССР: причины и последствия. Образование СНГ. Конец «холодной войны» и ее последствия.

 

Тема 6.1. Россия и мировое сообщество в конце ХХ начале XXI века: экономические, политические изменения, региональные и глобальные интересы.

Россия в 90-е годы ХХ в. Изменения экономического и политического строя в России. Либеральная концепция российских реформ: «шоковая терапия», переход к рынку. Их социальная цена и первые результаты. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Изменение политического строя и формирование новой Федерации в России. Политические партии и общественные движения России. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 г.

Мировое сообщество в начале ХXI века. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Мировой экономический кризис и его влияние на политическую карту мира. Интеграционные и дезинтеграционные тенденции в СНГ.

Особенности социально-экономического, политического и культурного развития России в начале ХXI века. Внешняя политика РФ. Место и роль России в современной системе международных отношений. Современные проблемы человечества и роль России в их решении.

 

5.2. Разделы и темы дисциплины, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)

Таблица 3.1.

Очная форма обучения

Раздел

дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

 

практикумов

лекций  семинарских занятий практических занятий
  РАЗДЕЛ 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. 4 2 - - 2
1. Тема 1.1. Основы исторического знания. Место истории в системе наук. 2 2 - - -
2. Тема 1.2. Научные основы курса. 2 - - - 2
  РАЗДЕЛ 2. Становление государственности в России и мире. 4 2 2 - -
3. Тема 2.1. Исторические корни современных цивилизаций. 2 2 - - -
4. Тема 2.2. Особенности формирования и развития государственности на Руси (IX- XV вв.). 2 - 2 - -
  РАЗДЕЛ 3. Россия в Х VI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации. 4 2 2 - -
5. Тема 3.1. Основные тенденции развития России в XVI-XVII вв. 2 2 - - -
6. Тема 3.2. Стремление к переменам в делах государственных, церковных и военных деятелей XVI, XVII вв. 2 - 2 - -
  РАЗДЕЛ 4. Россия и мир в XVIII- XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот. 8 4 4 - -
7. Тема 4.1. XVIII век в европейской и российской истории. 2 2 - - -
8. Тема 4.2. Цивилизационные преобразования в России в XVIII столетии и их влияние на развитие страны. 2 - 2 - -
9. Тема 4.3. Промышленный переворот и его последствия. Либеральные и консервативные черты в государственной политике России в ХIХ в. 2 2 - - -
10. Тема 4.4. Цивилизационный смысл российского реформаторства 1860-1870-х гг. 2 - 2 - -
  РАЗДЕЛ 5. Россия и мир в ХХ веке. 12 6 6 -  
11. Тема 5.1. Мировое сообщество и Россия в начале ХХ века: основные тенденции социально-экономического и политического развития. 2 2 - - -
12. Тема 5.2. Февраль и Октябрь 1917 года в России: проблема исторического выбора. 2 - 2 - -
13. Тема 5.3. Основные тенденции развития мирового сообщества в межвоенный период. Формирование советской цивилизации. 2 2 - - -
14. Тема 5.4. Вторая мировая война (1939-1945) и Великая Отечественная война (1941-1945): итоги и уроки. 2 - 2 - .
15. Тема 5.5. Основные направления развития мирового сообщества во второй половине ХХ в.Попытки модернизации СССР (1945-1991 гг.). 2 2 - -  
16. Тема 5.6. Итоги перестройки. Причины и последствия распада СССР. 2 - 2 -  
  РАЗДЕЛ 6. Россия и мир на рубеже ХХ - ХХ I вв. 4 2 2 -  
17. Тема 6.1. Россия и мировое сообщество в конце ХХ начале XXI века: экономические, политические изменения, региональные и глобальные интересы. 2 2 - -  
18. Тема 6.2. Актуальные проблемы современного этапа развития РФ. Роль традиций в жизни российского общества (рубеж ХХ - ХХI вв.). 2 - 2 -  
  ВСЕГО 36 18 16 - 2

 

Таблица 3.2.

Заочная форма обучения

Раздел

дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

 

сам. работ.

лекций  семинарских занятий практических занятий
  РАЗДЕЛ 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. 2 2 - - 4
1. Тема 1.1. Основы исторического знания. Место истории в системе наук. 2 2 - - -
2. Тема 1.2. Научные основы курса. - - - - 4
  РАЗДЕЛ 2. Становление государственности в России и мире. 2 - 2 - 16
3. Тема 2.1. Исторические корни современных цивилизаций. - - - - 8
4. Тема 2.2. Особенности формирования и развития государственности на Руси (IX- XV вв.). 2 - 2 - 8
  РАЗДЕЛ 3. Россия в Х VI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации. 1 1 - - 16
5. Тема 3.1. Основные тенденции развития Европы и России в XVI-XVII вв. 1 1 - - 8
6. Тема 3.2. Стремление к переменам в делах государственных, церковных и военных деятелей XVI, XVII вв. - - - - 18
  РАЗДЕЛ 4. Россия и мир в XVIII- XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот. 3 1 2 - 24
7. Тема 4.1. XVIII век в европейской и российской истории. - - - - 6
8. Тема 4.2. Цивилизационные преобразования в России в XVIII столетии и их влияние на развитие страны. 2 - 2 - 6
9. Тема 4.3. Промышленный переворот и его последствия. Либеральные и консервативные черты в государственной политике России в ХIХ в. - - - - 6
10. Тема 4.4. Цивилизационный смысл российского реформаторства 1860-1870-х гг. - - - - 6
  РАЗДЕЛ 5. Россия и мир в ХХ веке. 1 1   - 30
11. Тема 5.1. Мировое сообщество и Россия в начале ХХ века: основные тенденции социально-экономического и политического развития. - - - - 5
12. Тема 5.2. Февраль и Октябрь 1917 года в России: проблема исторического выбора. - -   - 5
13. Тема 5.3. Основные тенденции развития мирового сообщества в межвоенный период. Формирование советской цивилизации. - - - - 5
14. Тема 5.4. Вторая мировая война (1939-1945) и Великая Отечественная война (1941-1945): итоги и уроки.   -   - 5
15. Тема 5.5. Основные направления развития мирового сообщества во второй половине ХХ в.Попытки модернизации СССР (1945-1991 гг.).     - - 5
16. Тема 5.6. Итоги перестройки. Причины и последствия распада СССР.   -   - 5
  РАЗДЕЛ 6. Россия и мир на рубеже ХХ - ХХ I вв. 3 1 2 - 6
17. Тема 6.1. Россия и мировое сообщество в конце ХХ начале XXI века: экономические, политические изменения, региональные и глобальные интересы. - - - - 3
18. Тема 6.2. Актуальные проблемы современного этапа развития РФ. Роль традиций в жизни российского общества (рубеж ХХ - ХХI вв.). - - 2 - 3
  ВСЕГО 12 6 6 - 96

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...