Текст рабочей программы по темам
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ИСТОРИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Для набора 2019 г.
Москва, 2019
Оглавление
Цели освоения дисциплины Сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, развить навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) Дисциплина «История» относится к учебным дисциплинам базовой обязательной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной образовательной программы (ОПОП). Она находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ОПОП и базируется на знаниях, которые были получены студентами в объеме средней школы при изучении дисциплин «История России», «Россия в мире», «Обществознание», «География».
Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен: знать: основные процессы, события мировой и отечественной истории и культуры в объеме школьной программы; уметь: логически, последовательно излагать факты, объяснять причинно-следственные связи, используя общие и специальные понятия и термины; ориентироваться в системе хронологических и географических координат, различать специфику формационного и цивилизационного подходов к изучению истории; владеть: навыками работы с учебной литературой и электронными базами данных. Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания курса «Истории», будут востребованы при изучении «Истории государства и права России», «Истории государства и права зарубежных стран».
Требования к результатам освоения дисциплины В совокупности с другими дисциплинами ОПОП «История» обеспечивает формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций: Таблица 1
Планируемые результаты освоения дисциплины в части каждой компетенции указаны в карте компетенций.
Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица 2.1 Очная форма обучения
Таблица 2.2 Заочная форма обучения
Содержание дисциплины Текст рабочей программы по темам Тема 1.1. Основы исторического знания. Место истории в системе наук. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Теория и методология исторической науки: категории истории, сущность, формы, функции исторического знания, принципы исторической науки, методы изучения истории. Периодизация всемирной и отечественной истории. Концепции исторического процесса. Типы цивилизаций. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Выдающиеся представители российской исторической науки. Источники изучения истории, их классификация. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации. Основные направления развития современной исторической науки.
Тема 2.1. Исторические корни современных цивилизаций. Типы общностей в догосударственный период. Периодизация Древней истории. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: периодизация, основные процессы. Основные черты раннего средневекового общества. Территория России в системе Древнего мира. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв. Эволюция древнерусской государственности в IX-XII вв. Общее и особенное в становлении российской и европейской цивилизации. Характерные признаки развития средневекового общества в период классического и позднего средневековья.
Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. Ордынское нашествие и дискуссия о его роли в становлении русского государства. Экспансия Запада. Александр Невский. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Специфика становления единого русского государства. Тема 3.1. Основные тенденции развития Европы и России в XVI- XVII вв. XVI-XVII вв. в мировой истории. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация. Социально-политическая организация постсредневекового общества. Развитие капиталистических отношений. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. «Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом. Феномен самозванчества. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский. Земский собор 1613 г. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Церковный раскол. Особенности сословно-представительной монархии в России. Развитие русской культуры. Тема 4.1. XVIII век в европейской и мировой истории. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма. Особенности экономического развития стран Европы. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества. Особенности экономического развития. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм». Новый юридический статус дворянства. Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге.
Тема 4.3. Промышленный переворот и его последствия. Либеральные и консервативные черты в государственной политике России в XIX в. Промышленный переворот и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Европейские революции XVIII-XIX вв. Формирование европейских наций. Гражданская война в США. Воссоединение Италии и Германии. Российская империя на пути к индустриальному обществу в первой половине XIX в. Попытки реформирования политической системы России при Александре I: проекты М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева. Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия. Внутренняя политика Николая I. Россия и Кавказ. Реформы Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Дискуссия о социально-экономических, внутренне- и внешнеполитических факторах, этапах и альтернативах реформы. Внутренняя политика Александра III. Контрреформы, их причины, итоги и последствия. Общественная мысль и общественно-политические движения в России в XIX в. Присоединение Средней Азии. Развитие Европы во второй пол. XIX в. Русская культура, развитие науки и техники в XIX в.: достижения и противоречия.
Тема 5.1. Мировое сообщество и Россия в начале ХХ века: основные тенденции социально-экономического и политического развития. Капиталистические войны конца - начала ХХ вв. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира и борьба за колонии. Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах. Россия в начале ХХ вв.: тенденции, совпадающие с общеевропейскими и особенности развития. Реформы С.Ю. Витте. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа. Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России. Первая мировая война: предпосылки, ход, итоги. Версальская система международных отношений. Участие России в Первой мировой войне. Влияние войны на приближение общенационального кризиса. Февраль 1917 года. Альтернативы развития России после Февральской революции. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г. Гражданская война и интервенция. Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса и революции в России в 1917 году.
Тема 5.3. Основные тенденции развития мирового сообщества в межвоенный период. Формирование советской цивилизации. Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Переход от военного коммунизма к нэпу. Образование СССР. Социально-экономическое развитие СССР в 20-е годы. Утверждение однопартийной политической системы. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод,темпы.Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.
Особенности международных отношений в межвоенный период. Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе – 1939–1941 гг. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы. Приход фашизма к власти в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции). Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Источники и цена победы.
Тема 5.5. Основные направления развития мирового сообщества во второй половине ХХ в. Попытки модернизации СССР (1945-1991 гг.). Начало «холодной войны». План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание НАТО. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Создание социалистического лагеря и ОВД. Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США (1945-1952 гг.). Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Попытки обновления социалистической системы (1953-1964 гг.). «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Крах колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.). Война во Вьетнаме. События 1968 г. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. Развитие мировой экономики в 1945-1991 г. Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия). Противоречивость развития СССР в середине 60-х – 80-х гг. ХХ века. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране. Конституция СССР (1977 г.) Международное положение и внешняя политика СССР. Власть и общество в первой половине 80-х гг. Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад СССР: причины и последствия. Образование СНГ. Конец «холодной войны» и ее последствия.
Тема 6.1. Россия и мировое сообщество в конце ХХ начале XXI века: экономические, политические изменения, региональные и глобальные интересы. Россия в 90-е годы ХХ в. Изменения экономического и политического строя в России. Либеральная концепция российских реформ: «шоковая терапия», переход к рынку. Их социальная цена и первые результаты. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Изменение политического строя и формирование новой Федерации в России. Политические партии и общественные движения России. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 г. Мировое сообщество в начале ХXI века. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Мировой экономический кризис и его влияние на политическую карту мира. Интеграционные и дезинтеграционные тенденции в СНГ. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития России в начале ХXI века. Внешняя политика РФ. Место и роль России в современной системе международных отношений. Современные проблемы человечества и роль России в их решении.
5.2. Разделы и темы дисциплины, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план) Таблица 3.1. Очная форма обучения
Таблица 3.2. Заочная форма обучения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|