3. Россия и мир: многовекторное сотрудничество
Россия и Украина - на пути к стратегическому партнерству* В мире найдется немного государств, судьбы которых были бы столь же тесно переплетены, как у России и Украины. Веками народы наших стран жили вместе, были связаны общей историей и культурно-цивилизационным родством. Высока степень экономической интеграции между Россией и Украиной, не говоря уже о взаимодополняемом научно-производственном потенциале. Все это предопределяет важность и безальтернативность дружеских, добрососедских отношений между нашими государствами. Надо признать, однако, что первые годы после распада СССР оказались не самыми простыми для российско-украинских связей. К сожалению, сработала " формула" Л. Н. Толстого о том, что " слишком много или слишком мало знать друг друга одинаково мешает сближению". Огромный потенциал наших отношений остался в 90-е годы в значительной мере нереализованным. Объективные и субъективные причины тому в общем-то известны и нет необходимости на них останавливаться. Главное, что обе стороны осознали необходимость переломить негативную динамику и заложить прочную и конструктивную основу наших отношений. Несомненно, этому способствовало подписание в 1997 году основополагающего Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной. Два года мы шли к ратификации Договора. Добиться этого было непросто в силу накопившихся нерешенных проблем и негативных эмоций. Однако мы смогли пройти этот путь вместе. Сегодня можно с полной ответственностью констатировать, что вступление " большого" Договора в силу открыло новую страницу в российско-украинских отношениях, позволило изменить к лучшему их атмосферу.
Разумеется, эти позитивные подвижки не произошли сами собой. За этим стоит политическая воля высшего руководства двух стран. Свидетельство тому - чрезвычайно насыщенный российско-украинский диалог в последние месяцы. Переговоры Президента России В. В. Путина с Президентом Украины Л. Д. Кучмой в Сочи 16 октября, а это стала уже их шестая встреча в 2000 году, помогли приблизить решение многих трудных вопросов двустороннего сотрудничества. Регулярный характер носят контакты глав правительств для решения оперативных двусторонних вопросов, что подтверждает высокий уровень российско-украинских отношений. Министры иностранных дел, даже с " перевыполнением плана", зафиксированного в общеполитическом Договоре, - встречаться не реже двух раз в год, ведут постоянный диалог по важнейшим международным и двусторонним проблемам. Но дело, конечно же, не в количестве встреч и переговоров. Важно, что между нашими странами начался по-настоящему конструктивный и откровенный разговор о перспективах взаимодействия в ХХI веке. Сейчас на повестке дня вопрос о наполнении реальным содержанием принципа стратегического партнерства между Россией и Украиной, заложенного в " большом" Договоре. Такое партнерство, призванное стать качественно новой формой тесных, доверительных отношений между нашими странами, возможно только на основе равноправия, взаимного уважения, учета интересов друг друга. Уверен, что именно такой подход отвечает долгосрочным интересам и Москвы, и Киева. Разве не в интересах наших стран становление справедливого многополярного миропорядка, при котором строго соблюдаются основополагающие нормы международного права, а каждому государству обеспечена равная степень безопасности? Разве не в интересах России и Украины сохранение и укрепление всеобъемлющей стратегической стабильности, последовательное продолжение процесса разоружения?
Разве нам безразличен облик Европы XXI века - будет ли это единое пространство стабильности и процветания либо континент противоборства и новых разделительных линий? Наконец, разве не в интересах наших стран скорейшее урегулирование всех кризисных ситуаций на пространстве СНГ, укрепление партнерских, взаимовыгодных связей между республиками бывшего СССР? Одним словом, объективно существует широкое поле для российско-украинского взаимодействия на международной арене. Основа любых межгосударственных отношений - их договорно-правовая составляющая. И на этом направлении сделано немало. Между нашими странами действуют уже 158 межгосударственных и межправительственных и более 200 межведомственных договоров и соглашений. Только в развитие " большого" Договора заключено свыше 30 двусторонних документов. Значение этих документов трудно переоценить. Так, после подписания " базовых" соглашений по Черноморскому флоту в мае 1997 года стала нормализовываться ситуация вокруг нашего флота, дислоцированного в Украине. При этом Россия исходит из того, что Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины призваны взаимодействовать в обеспечении безопасности южных рубежей наших стран. Именно так было сформулировано в Совместном заявлении Российской Федерации и Украины, подписанном главами государств 31 мая 1997 года. Разумеется, не все проблемы еще решены. Идет нормальный процесс согласования вопросов, связанных с жизнеобеспечением и функционированием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины. В настоящее время ведется работа по расширению договорной базы, которая наиболее полно регулировала бы эти вопросы. В хорошем ритме, по-деловому продвигаются вперед переговоры по делимитации российско-украинской границы. Хотел бы сразу успокоить читателей - демаркация российско-украинской границы не планируется. Столбов на ней не будет. Ведь граница должна способствовать, а не препятствовать приграничному сотрудничеству, контактам между людьми. Не обсуждается вопрос и о введении визового режима между Россией и Украиной.
Наряду с делимитацией сухопутной границы уже какое-то время между Российской Федерацией и Украиной ведутся консультации по определению правового статуса Азовского моря, Керченского пролива и разграничению морских пространств в Черном море. Это отдельный переговорный процесс, охватывающий широкий круг вопросов правового режима и порядка использования исторически общих для России и Украины акваторий. В данной связи основополагающей является достигнутая во время российско-украинского саммита в Москве в феврале 1998 года договоренность о сохранении за Азовским морем, а стало быть, и за Керченским проливом статуса внутренних вод двух наших стран. Можно говорить и о позитивной динамике в приоритетном для обеих сторон торгово-экономическом сотрудничестве. Россия по-прежнему остается крупнейшим торговым партнером Украины (свыше 37 процентов ее внешнеторгового оборота). В первом полугодии 2000 года внешнеторговый оборот между нашими странами по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 31, 8 процента и составил 4, 5 млрд. долл. Думаю, это, конечно, далеко не предел, но важна позитивная динамика. Реализуется Программа экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной на 1998-2007 годы, предусматривающая сближение основных параметров проведения экономических реформ и нормативно-правовой базы торгово-экономического сотрудничества. Речь, в частности, идет о развитии таких отраслей экономики, как топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, металлургия, машиностроение, ракетно-космическая промышленность, легкая и пищевая промышленность, транспорт, социальная сфера, и других. В выполнении этой программы принимают участие свыше 50 министерств и ведомств, региональные власти и хозяйствующие субъекты России и Украины. В настоящее время реализуются более 130 проектов, охватывающих все сферы экономического сотрудничества в области инвестиционной деятельности, налогового регулирования, денежно-кредитных отношений, приватизации, производственной кооперации, создания совместных производств и транснациональных структур. Осуществляются совместные российско-украинские программы, которые позволят нашим государствам не только инвестировать в собственное производство, но и выходить на международный рынок. Хотел бы в этой связи особо выделить проект " Морской старт".
Значительным резервом для активизации российско-украинского сотрудничества, в первую очередь в торгово-экономической области, являются приграничные и межрегиональные связи. Сейчас действует около 250 соглашений между административно-территориальными объединениями двух государств. Буквально в эти дни согласовывается и готовится к подписанию программа российско-украинского межрегионального и приграничного сотрудничества. Весомым фактором развития экономической интеграции Российской Федерации и Украины является взаимное проникновение капитала, создание межгосударственных финансово-промышленных групп. Важное значение в этой связи будет иметь готовящаяся встреча президентов России и Украины с представителями деловых кругов двух государств. Вместе с тем в торгово-экономической области накопилось много проблем, решение которых продвигается весьма медленно. До сих пор не восстановлены складывавшиеся годами кооперационные связи. Остается значительной задолженность Украины за российские энергоносители. Есть и другие вопросы. И все же - в российско-украинских экономических отношениях, твердо убежден, нет нерешаемых проблем. Важно последовательно и поступательно продвигать их урегулирование. В конце концов все зависит от доброй воли сторон к нахождению взаимоприемлемых компромиссов в интересах каждого государства. Особая тема - российско-украинское гуманитарное сотрудничество. Трудно найти другую сферу, которая служила бы лучшим камертоном в двусторонних связях. Это и естественно, так как она затрагивает чаяния и нужды простых людей. Скажу откровенно. Мы должны вместе бережно заботиться о сохранении и распространении русского языка в Украине и украинского - в России. Это важно для наших народов, для дальнейшего взаимодополнения наших культур. Ведь писатель Н. В. Гоголь, украинец, стал классиком русской литературы. Т. Г. Шевченко, памятник которому будет открыт в ближайшее время в Санкт-Петербурге, вел дневники на русском языке, а его литературное наследие включает в себя как поэмы, написанные по-украински, так и повести на русском языке. Общеизвестно также, что Иван Федоров печатал свои книги сначала в Москве, а затем в Украине. Написанную в Украине " Грамматику" Мелетия Смотрицкого, которую М. В. Ломоносов назвал " вратами своей учености", напечатали в Москве, и она на долгие годы стала основным учебником словесности.
В России мы с полным пониманием и поддержкой относимся к изучению и распространению украинского языка, что является важным элементом развития украинской государственности. Скоро, например, в Москве откроется библиотека украинской литературы. Жители нашей столицы с удовольствием посещают центр украинской культуры. Восстанавливаются контакты между деятелями культур наших стран. В 2000 году были подписаны российско-украинские соглашения о сотрудничестве в области телевидения и радиовещания, об эквивалентности дипломов. Готовится ряд других соглашений, которые должны способствовать расширению российско-украинского гуманитарного сотрудничества. В свое время великий полководец А. В. Суворов сказал: " Искренность в отношениях, правда в обращении - вот дружба". Убежден, что эти слова не потеряли своей актуальности и сегодня. Именно так мы намерены подходить к нашему сотрудничеству с Украиной. Наши народы могут и должны жить в мире, дружбе и согласии. Святая обязанность политиков и дипломатов - это обеспечить.
Порознь, но вместе*
Ровно десять лет назад - 14 февраля 1992 года - был подписан Протокол об установлении дипломатических отношений между Российской Федерацией и Украиной. Этот небольшой, в несколько строк документ отразил одно из последствий невиданной по своим масштабам политической и социально-экономической трансформации, которая происходила тогда на пространстве бывшего СССР. Наши потомки, вероятно, не раз будут пытаться осмыслить историческое значение этих драматических событий. Несомненно одно: для России и Украины, которые на протяжении веков существовали в рамках одного государства, возникла совершенно новая реальность, связанная с необходимостью строить свои взаимоотношения в качестве двух независимых государств - полноправных субъектов международного права. Эта реальность поставила руководство наших стран перед целым комплексом сложнейших вопросов политического, военного, экономического и гуманитарного характера. От решения большинства из них зависели судьбы миллионов людей в России и Украине; другие напрямую затрагивали жизненные интересы международной безопасности. Потребовались особая мудрость государственных руководителей, мастерство и такт дипломатов обеих стран, чтобы не подвергнуть бессмысленному разрушению общее историческое наследие наших народов, сохранить всё то, что реально могло служить интересам России и Украины. В процессе этой сложной работы постепенно накапливался опыт цивилизованного, конструктивного диалога. Результаты этой работы - около 200 межгосударственных и межправительственных, а также свыше 100 межведомственных документов - говорят сами за себя. Вот почему 10-летие установления дипломатических отношений между Россией и Украиной - это, прежде всего, повод для делового анализа результатов наших совместных усилий по формированию отношений подлинного добрососедства. Минувшее десятилетие дало немало примеров того, как наши страны на деле демонстрировали способность находить взаимоприемлемые решения по сложнейшим проблемам, которые по своему значению выходили далеко за рамки двусторонних отношений. Так, Россия и Украина в сотрудничестве с США и другими государствами сумели найти оптимальный подход к решению вопроса о судьбе ядерного оружия, находившегося на украинской территории. Другой яркий пример - урегулирование проблем, связанных с пребыванием на территории Украины Черноморского флота Российской Федерации - крупнейшего воинского соединения, расположенного за пределами нашей страны. Подписание трех базовых соглашений по Черноморскому флоту 28 мая 1997 года позволило в принципиальном плане решить эту проблему, долгое время остававшуюся серьезным раздражителем в двусторонних отношениях. Нашим государствам также удалось достичь принципиальных договорённостей по ряду проблем, связанных с имуществом, долгами и активами бывшего СССР. Некоторые из этих договорённостей ещё не вступили в силу, однако есть основания надеяться, что в нынешней благоприятной политической атмосфере российско-украинских отношений окончательное урегулирование - не за горами, равно как и разрешение, при полном учёте интересов сторон, всех остающихся вопросов, в том числе пограничных, возникших в связи с образованием двух суверенных государств. Несомненно, центральным событием минувшего десятилетия стало заключение в мае 1997 года между Россией и Украиной Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. В этом историческом документе отражено по существу всё то положительное, что вопреки трудностям постепенно пробивало себе дорогу в межгосударственных отношениях на протяжении последнего десятилетия. Договор - это и серьезный стимул для дальнейшего укрепления климата доверия и взаимопонимания между нашими странами. Важнейшим элементом Договора стал зафиксированный в нем принцип стратегического партнёрства между Россией и Украиной. Основной движущей силой наших отношений неизменно был и остаётся политический диалог на высшем уровне. Об этом говорит, прежде всего, интенсивность контактов между президентами наших стран. Только в 2001 году состоялось восемь встреч на высшем уровне. Традиционной формой общения президентов России и Украины становятся их совместные встречи с деловыми кругами двух стран. Очередной такой форум прошёл в конце 2001 года в Харькове. Регулярные личные контакты высших руководителей России и Украины носят дружественный, доверительный характер, что позволяет сторонам оперативно решать важнейшие текущие вопросы двусторонних отношений, находить развязки наиболее сложных и болезненных проблем, согласовывать позиции по актуальным международным темам. Россия последовательно стремится к расширению взаимодействия с Украиной на международной арене. При этом мы исходим из того, что фундаментальные внешнеполитические интересы и приоритеты наших стран не только не противоречат друг другу, но и создают основу для совместных усилий по решению таких ключевых задач, как укрепление безопасности и сотрудничества в Европе, обеспечение стратегической стабильности, строительство глобальной системы противодействия новым угрозам и вызовам, прежде всего международному терроризму. Такое сложение усилий способствовало бы укреплению международных позиций обоих государств. Принципиально важно, что курс на стратегическое партнёрство России и Украины пользуется поддержкой общественного мнения в обеих странах. Существенную роль в её укреплении играют межпарламентские связи, которые получили новый импульс в результате подписания в январе 2002 года руководителями двух палат Федерального Собрания Российской Федерации и председателем Верховной Рады Украины специального Протокола о сотрудничестве. Речь идёт, в частности, о совершенствовании национальных законодательств в интересах развития российско-украинских отношений, а также с учетом перспектив интеграции наших стран в систему международных экономических связей. В последнее время одним из наиболее перспективных направлений российско-украинского взаимодействия является межрегиональное и приграничное сотрудничество. Сегодня уже почти пятая часть всего товарооборота между Россией и Украиной приходится на приграничную торговлю. В последние годы после достаточно продолжительного спада появились признаки существенного оживления российско-украинских связей в торгово-экономической сфере. В 2000 г. объёмы внешней торговли России с Украиной по сравнению с 1999 годом выросли на 11, 7 процента и составили 11, 5 млрд. долларов. В 2001 г. тенденция роста внешнеторгового оборота продолжала сохраняться. Важным фактором в развитии экономических связей стало возобновление с 20 августа 2001 года параллельной работы энергосистем России и Украины. Это открывает возможности для транзита производимой в России электроэнергии в Молдавию и Европу. С заключением в октябре прошлого года Соглашения о дополнительных мерах по обеспечению транзита российского природного газа по территории Украины урегулированы спорные вопросы в газовой сфере, которые длительное время омрачали экономическое сотрудничество. Российско-украинские договоренности в данной области ещё раз подтвердили, что наши страны могут решать самые трудные двусторонние проблемы на взаимовыгодной основе. Успешно развивается наше сотрудничество с Украиной в ядерной энергетике. 14 декабря 2001 года в Харькове было подписано межправительственное соглашение относительно достройки второго блока Хмельницкой и четвёртого блока Ровенской АЭС силами российских и украинских организаций. Несмотря на имеющиеся трудности, российский капитал продвигается на украинский рынок. Объём прямых инвестиций из России в Украину составляет 314 млн. долларов США. Это четвёртый результат после США, Нидерландов и Кипра. Усилия сторон направлены на реализацию совместного проекта " Морской старт", развитие международного центра космических исследований в г. Евпатория. Ведётся работа над совместными проектами в области самолетостроения, в частности по созданию самолетов Ан-70, Ту-334. Расширяется сфера присутствия на рынке Украины российских автомобилестроителей, в том числе на базе сборки автомобилей " ВАЗ" совместно с украинским ЛуАЗом. Создано шесть предприятий по сборке практически всего модельного ряда автомобилей " ГАЗ". Все эти положительные тенденции, как и в целом положение дел в российско-украинских отношениях, разумеется, необходимо рассматривать в свете главной задачи - дальнейшего сближения и более тесного общения наших народов. В этой связи особое значение имеет двустороннее сотрудничество в гуманитарной сфере. Проблем здесь по-прежнему немало. В их числе - продолжающийся процесс сокращения в Украине числа русских школ, русскоязычных печатных изданий. Российская сторона намерена и впредь, действуя в духе конструктивного сотрудничества с Украиной, добиваться максимально полного удовлетворения культурных потребностей наших соотечественников, использовать для этого механизмы двустороннего диалога. Так, совсем недавно начала работу совместная межмидовская группа, призванная оперативно решать возникающие гуманитарные вопросы, разрабатывать перспективные проекты взаимодействия в этой области. В целом, размышляя об итогах минувшего десятилетия в российско-украинских отношениях, нельзя не отметить главное. Как бы ни была сильна инерция центробежных процессов начала 90-х годов, Россия и Украина остаются друг для друга важнейшими партнёрами. Реальные экономические, политические и культурные узы и интересы побуждают россиян и украинцев к объединению усилий в решении насущных проблем. Жизнь доказывает, что при всём многообразии внешнеполитических интересов и приоритетов наших стран российско-украинское сотрудничество продолжает играть незаменимую роль в развитии обоих государств. Предпосылками для этого являются геополитические реалии, отсутствие неразрешимых политических проблем в наших отношениях, языковая, религиозная и культурно-историческая общность, родственный менталитет, взаимозависимость и взаимодополняемость экономик, разветвленные торгово-экономические и финансовые интересы сторон, обширные гуманитарные связи. Вся совокупность этих факторов дает основания с оптимизмом смотреть в будущее российско-украинского стратегического партнёрства. Однако несомненно и то, что для более полного раскрытия его потенциальных возможностей необходимы неустанные совместные усилия, кропотливая работа на конкретных направлениях сотрудничества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|