Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос: Как будет отмечаться в нынешнем году 200-летие Министерства иностранных дел?




Ответ: Юбилей, прежде всего, - хорошая возможность комплексно проанализировать пройденный российской внешней политикой путь, наметить перспективы на будущее. Поэтому вполне закономерно, что основное внимание будет уделено не столько юбилейным мероприятиям, сколько изучению и обобщению опыта российской дипломатии с позиции исторической преемственности и практических задач сегодняшнего дня. Именно на это будут нацелены предстоящие в нынешнем году научно-практические конференции в Москве и Санкт-Петербурге. Планируется выпуск мемуаров и научных трудов ветеранов дипслужбы и действующих дипломатов.

Среди других мероприятий хотел бы выделить выставки " 200 лет Министерству иностранных дел" в Государственном историческом музее и " 200 лет внешнеполитическому ведомству России" в Государственном Эрмитаже, а также публикацию трёхтомника " История МИД России (1802-2002 годы)".

Российским посольствам поручено организовать в странах пребывания научно-практические конференции и " круглые столы", посвящённые этой теме. Уверен, что празднование юбилея Министерства пройдёт достойно.


Выступление в Государственной Думе

в рамках " правительственного часа"

(13 марта 2002 года)

 

И. С. Иванов. Уважаемый г-н Председатель, уважаемые члены президиума, уважаемые депутаты! В связи с депутатским запросом я, прежде всего, хотел бы проинформировать вас о положении дел в российско-японских отношениях.

За последние годы нашими странами было много сделано для того, чтобы начать строительство солидных партнерских отношений. Мы убеждены, что это отвечает интересам и России, и Японии. Вместе с тем, как вы знаете, с Японией у нас нет границы, которая была бы зафиксирована в международном договорно-правовом порядке. Нет у нас с Токио и мирного договора.

Поэтому, естественно, что эти вопросы являются важными составляющими наших переговоров с Японией.

По понятным причинам эта тема является чрезвычайно чувствительной для общественного мнения страны. И каждый новый раунд переговоров, естественно, приковывает к себе повышенное внимание.

Как вы помните, депутатский запрос был сделан после моего визита в Японию в феврале с. г. Скажу сразу, что состоявшиеся в ходе этого визита в Японию переговоры по мирному договору не несли никаких новых элементов и фактически имели целью возобновить переговорный процесс с Японией после отставки предыдущего правительства Японии во главе с премьер-министром Мори.

Наша позиция, которая была зафиксирована в совместном российско-японском заявлении по итогам встречи Президента Путина с премьер-министром Мори в Иркутске, 25 марта 2001 года, не претерпела никаких изменений.

Некоторое время тому назад, в Комитете по международным делам проводились слушания по внешней политике. Как помнят здесь присутствующие, кто там находился во время этих слушаний, некоторые депутаты интересовались возможностью обмена островов на внешний долг, назывались какие-то другие формулы. Хочу официально заявить, что никакого торга о передаче тех или иных островов мы не ведем с японской стороной. Идет поиск решения вопроса о пограничном размежевании.

Проще говоря, переговоры идут о том, как могла бы быть зафиксирована граница между Россией и Японией в тексте мирного договора в случае его подписания. Все другие аспекты, которые обычно решаются мирным договором: репарация, обмен военнопленными, восстановление дипломатических и консульских отношений, были урегулированы нашими странами в Декларации 1956 года.

Переговоры между нашими странами по мирному договору, как вы знаете, продолжаются с разной степенью интенсивности уже на протяжении полувека. Был принят ряд совместных документов, предлагались разные варианты решения. Однако стороны по существу стоят на своих позициях о границе. Эти позиции: японцы видят ее севернее четырех Южно-Курильских островов, мы твердо настаиваем на нынешней линии границы.

Одним словом, скажу откровенно, реального продвижения к договоренностям пока нет.

Но это не означает, что мы должны отказываться от переговоров. Не надо путать поиск решения с самим решением, которое, возможно будет когда-либо найдено в результате переговоров.

В соответствии с законом, если такая договоренность будет достигнута, то, естественно, она потребует ратификации законодательными органами наших стран. Одним словом, этот вопрос не может быть решен в обход Федерального Собрания или общественного мнения страны. Поэтому мы и дальше будем регулярно информировать о ходе переговоров.

Считаю также важным добавить, что плодотворный диалог с Японией, в том числе по столь сложной проблеме, как подписание мирного договора, может вестись только в обстановке развития связей по всем направлениям, включая торгово-экономическое сотрудничество, взаимодействие на международной арене. Мы постоянно указываем на это нашим японским партнерам и встречаем понимание.

Вместе с тем, нельзя не признавать, что так называемая проблема пограничного размежевания остается и будет, по всей видимости, долгое время оставаться реально существующим ограничителем в развитии полноценного сотрудничества между нашими странами.

Вот, собственно, ответ на вопрос, который был поставлен в депутатском запросе.

Я ознакомился с распространенными сегодня двумя письмами депутатов. Они еще раз показывают, что вокруг переговоров появляется немало различных домыслов. Еще раз хочу подчеркнуть. Никакого нового элемента в ходе состоявшихся переговоров нет. Никаких секретных переговоров параллельно этим переговорам мы не ведем.

Последний раз, повторяю, позиция была публично зафиксирована во время встречи Президента России В. В. Путина с премьер-министром Японии Ё. Мори в Иркутске в прошлом году. Так что обеспокоенности, которые высказывались депутатами, мы понимаем с точки зрения чувствительности темы, но они не имеют под собой никаких оснований.

Я внимательно ознакомился со стенограммой выступлений депутатов, когда этот вопрос выносился на голосование для того, чтобы пригласить меня на " правительственный час". Там затрагивались некоторые другие темы. Поэтому в пределах отведенного мне регламента я хотел бы на них также остановиться.

В частности, два вопроса: о нашей базе в Камрани и о центре в Лурдесе на Кубе.

Соглашение по Камрани было подписано в 1978 году. И срок действия этого соглашения истекал в 2004 году. Вы хорошо знаете, что в 90-е годы наш Военно-Морской Флот прекратил выходы в Индийский океан. И таким образом, главная функция, ради чего эта база создавалась, фактически отпала. Одновременно вьетнамская сторона поставила вопрос, начиная с 90-го года осуществлять финансовые компенсации за использование этой базы. Такая позиция была изложена официально вьетнамским руководством в ходе моего визита во Вьетнам в феврале 2000 года. По возвращении, я обратился к Президенту с предложением направить во Вьетнам нашу делегацию экспертов по линии Совета Безопасности для того, чтобы определить в какой степени эта база отвечает нашим потребностям. Делегация, в которую входили представители различных ведомств, выезжала и по возвращении представила доклад, что сейчас эта база не отвечает нашим интересам, так как не выполняет, не может выполнять те функции, ради которых она собственно создавалась.

Поэтому было принято решение на основании этого доклада о том, чтобы свернуть эту базу. Мы провели соответствующие переговоры с вьетнамской стороной. Пришли к взаимной договоренности. И сейчас решаются технические вопросы.

Что касается разговоров об американском появлении на базе Камрань. По этому поводу вьетнамское руководство неоднократно делало заявления о том, что военного использования базы в Камрани больше не будет. По нашему настоянию, последний раз Министерство иностранных дел Вьетнама сделало такое заявление 10 февраля нынешнего года.

Мы предложили вьетнамцам изучить разные проекты совместного использования в мирных целях этой базы. Будем ждать ответа вьетнамской стороны. Вот все по базе в Камрани. Это – вопрос двусторонних отношений, в основе которого больше технические причины.

Теперь, что касается нашей станции слежения в Лурдесе. Этот центр был создан в 1964 году. По мнению наших военных, сегодня, с технической точки зрения, этот центр уже не отвечает требованиям времени. Поэтому у нас было два выбора: или вкладывать значительные средства для того, чтобы модернизировать этот центр, или использовать эти средства для создания новых технических возможностей для решения тех же задач, которые решал центр. Выбор военными был сделан в пользу второго варианта. Об этом было доложено Президенту и было принято решение свернуть работу этой станции. Были проведены соответствующие переговоры с кубинскими партнерами, в ходе которых достигнута договоренность о том, что с 1 января нынешнего года станция прекращает свою работу. Сейчас согласовываются технические вопросы с закрытием.

Это также вопрос двустороннего характера и обсуждался только с кубинцами. Никаких других посторонних аспектов или факторов, влияющих на принятие решения, как по первому вопросу, так и по второму - не было.

В ходе дискуссии поднималось несколько других вопросов. Если у депутатов будет желание выслушать нашу позицию – я готов доложить. Это вопросы о нашей позиции по Ираку, о военном присутствии Соединенных Штатов и некоторых западных стран в Центральной Азии. Еще раз говорю, я готов ответить на эти и другие вопросы

В завершение хотел бы обратиться с просьбой к Государственной Думе. Мне представляется, что динамика международных событий требует того, чтобы такие встречи проходили чаще.

Я признателен Комитету по международным делам, Комитету по делам СНГ, другим комитетам за очень тесное и активное взаимодействие с Министерством иностранных дел. Вместе с тем, наверное, было бы целесообразно, чтобы такие встречи носили регулярный характер. Поэтому, если депутаты сочтут возможным, то я был бы готов 1 раз в месяц или 1 раз в два месяца регулярно в рамках " правительственного часа" выступать и отвечать на те вопросы, которые могут беспокоить депутатов.


Ориентиры внешней политики России*

 

Последние недели стали беспрецедентным по активности периодом внешнеполитической деятельности России. В конце мая - начале июня состоялись крупнейшие внешнеполитические мероприятия, одним из ключевых участников которых была Россия. Среди них: саммиты ЕврАзЭС и ДКБ, российско-американская встреча на высшем уровне, саммит Россия-НАТО, очередная встреча в верхах Россия-Евросоюз, саммит Шанхайской организации сотрудничества, встреча глав правительств CHГ. В конце июня Президент России примет участие в ежегодном форуме " Большой восьмёрки". Сохраняется активная динамика двусторонних контактов на высшем уровне.  

Одним словом, можно без преувеличения сказать, что в эти дни Россия находилась в центре мировой политики. Такой предельно высокий темп нашей работы в международных делах не является случайностью. По существу речь идёт о выработке важнейших решений, которые, несомненно, будут определять вектор мирового развития на предстоящие десятилетия, и Россия самым непосредственным образом участвует в этих процессах. Фактически именно сейчас мы начинаем получать практические результаты от реализации тех задач, которые ставились нами в утверждённой В. В. Путиным два года назад Концепции внешней политики страны. Всё это - яркое свидетельство того, что наша линия на прагматизм и реализм в мировых делах, твёрдое отстаивание интересов национальной безопасности и экономики не имеет альтернативы.

Таковы объективные правила, которые диктует нам эпоха глобализации, охватывающая шаг за шагом все новые аспекты современных международных отношений. Существуют разные оценки этого явления, но одно представляется бесспорным: глобализация объективно ведёт к более взаимозависимому миру, к дальнейшей интернационализации всех сторон жизни современного общества.  

Последствия глобализации весьма неоднозначны. В своём Послании Федеральному Собранию Президент России особо подчёркивал, что современный мир - это мир жёсткой конкуренции.  

Вместе с тем совершенно очевидно, что у нас нет другого пути, кроме дальнейшей интеграции в мировое сообщество. Задача в том, чтобы добиться этого на максимально благоприятных условиях с точки зрения национальных интересов России. Именно на это, в конечном счёте, направлены наши усилия на таких приоритетных направлениях внешней политики, как формирование справедливого демократического мироустройства, обеспечение стратегической стабильности, борьба с новыми угрозами и вызовами, полномасштабная интеграция России в мировую экономическую систему.  

Конечно, для достижения этих целей нам предстоит кропотливая и длительная работа. В то же время за последние два года благодаря общей стабилизации положения в стране удалось в определенной мере продвинуться вперед на каждом из этих направлений. Во всяком случае сегодня вряд ли кто возьмётся утверждать, как это нам предрекали ещё несколько лет назад, что место России - на периферии мировой политики. Напротив, мы наблюдаем растущую заинтересованность в партнёрстве с Россией со стороны широкого круга государств и международных структур.  

При этом мы твёрдо видим и реально оцениваем весь спектр как позитивных, так и негативных тенденций в международных отношениях. Исходим из того, что " лекарство" от крена к односторонности и других болезней современного этапа мировой политики заключается во всемерном укреплении международного права, центральной координирующей роли ООН, поддержке других многосторонних институтов.  

Главным критерием эффективности нашего курса является создание благоприятных внешних условий для успешного внутреннего развития России. Важнейшее из них состоит в обеспечении надёжной безопасности страны. С учётом современных угроз и вызовов, а также наших возможностей и ресурсов эту задачу мы стремимся решать политико-дипломатическими средствами, на базе широкого многостороннего и двустороннего сотрудничества.

Именно интересы безопасности в самом широком их понимании лежат в основе нашего диалога с Соединёнными Штатами. Все помнят, как непросто начинались наши отношения с нынешней американской администрацией. Да и сейчас между нами сохраняются разногласия, в том числе принципиального характера. Но в главном наш курс в отношении США полностью себя оправдывает. У нас с руководством США есть понимание, что существующие проблемы должны решаться на путях диалога, а не конфронтации. На этой основе мы смогли существенно продвинуться вперед в выработке новых стратегических рамок российско-американских отношений.  

В ходе недавнего российско-американского саммита был подписан новый Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Это небольшой по объёму документ, однако, он имеет принципиальное значение. В нём говорится о сокращении суммарного количества стратегических ядерных боезарядов к 31 декабря 2012 года до согласованного уровня в 1700-2200 единиц у каждой из сторон. При этом каждая сторона будет самостоятельно определять состав и структуру своих СНВ. Это дает нам дополнительную гибкость в развитии стратегических ядерных сил по сравнению с Договором СНВ-2.  

Более того, в тексте нового Договора содержится прямая ссылка на Генуэзское заявление Президентов России и США, в котором зафиксирована взаимосвязь стратегических наступательных и оборонительных вооружений.  

Благодаря этому мы сможем продолжить переговоры по комплексу вопросов ПРО в условиях выхода США из Договора 1972 года. Для реализации нового Договора создается соответствующая двусторонняя комиссия, которая будет на постоянной основе следить за осуществлением достигнутых договоренностей.  

Конечно, это компромиссный документ. Наверное, его будут критиковать, утверждая, что можно было добиться большего. К этому стремились и те, кто с российской стороны вел переговоры. Однако на сегодня достигнут максимально возможный результат. Главное - сохранен переговорный процесс по этой сложнейшей проблематике. И мы надеемся, что это первый шаг в рамках возможных будущих договоренностей.  

Другим направлением нашего взаимодействия с США в сфере безопасности является совместная борьба с международным терроризмом. Благодаря действиям антитеррористической коалиции удалось практически ликвидировать непосредственную угрозу безопасности России и наших партнеров по СНГ: разгромить базы террористов на территории Афганистана. Ясно, что в одиночку добиться этого нам было бы не под силу. Поэтому участие США и других стран в антитеррористической операции в Афганистане в целом отвечает нашим интересам.  

Эта операция потребовала переброски иностранных военных контингентов на территорию ряда государств Центральной Азии. Нам, разумеется, небезразлично, какова будет дальнейшая судьба этого присутствия. В диалоге с США мы будем и впредь добиваться максимальной транспарентности их военной деятельности в регионе и временных ограничений их военного присутствия. Но многое здесь зависит и от нашей собственной активности, в том числе в двусторонних отношениях с центральноазиатскими государствами. Ведь в международных делах не может быть вакуума. Необходимо активно использовать и имеющиеся у нас многосторонние механизмы сотрудничества.  

Развитие диалога с США также позволило нам выйти на согласование документа о новой модели отношений в рамках созданного 28 мая в Риме Совета Россия-НАТО. Речь, как подчеркивал Президент России, не идет о сотрудничестве с альянсом в области обороны и тем более о вступлении России в НАТО. Цель, которую мы перед собой ставили - создать механизм совместной ответственности за поддержание мира и стабильности в Евроатлантическом регионе. Другими словами, Совет Россия-НАТО призван обеспечить возможность всем её участникам взаимодействовать на равноправной основе и в национальном качестве в тех областях, где есть общие интересы: борьба с терроризмом, миротворчество, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, европейская система ПРО и некоторые другие.  

При этом мы отдаём себе отчёт в том, что создание Совета скорее всего не остановит расширения НАТО. Однако мы фактически создаем альтернативу этому процессу, которая не только открывает путь к качественно новым отношениям между Россией и НАТО, но и объективно содействует трансформации самого альянса в направлении, которое отвечает интересам общеевропейской безопасности.  

Президент России в своем послании подчеркивал приоритетное значение развития стратегического партнерства с Европейским союзом. 29 мая в Москве состоялся саммит Россия-ЕС. На нём рассмотрен первый в истории документ о ходе формирования общего европейского экономического пространства, утверждён доклад о сотрудничестве в энергетической области. Одной из ключевых тем на саммите являлся вопрос о более предметном и содержательном взаимодействии с Евросоюзом в контексте становления европейской политики в области безопасности и обороны. Обсуждались также вопросы, связанные с жизнеобеспечением Калининградской области с учетом расширения ЕС. Переговоры с Европейским союзом по вопросам транзита идут очень сложно. Мы будем и дальше добиваться решения проблем, возникающих в связи с расширением Евросоюза.  

В целом наше взаимодействие с Евросоюзом, НАТО, ОБСЕ и другими европейскими структурами создаёт необходимые опорные элементы для формирования общеевропейского пространства безопасности и сотрудничества.  

Разумеется, приоритетом номер один нашей внешней политики остаётся развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств. Готовятся предложения по дальнейшему реформированию СНГ с целью превратить его в действенный механизм экономической интеграции стран-участниц и их гармоничного включения в систему мирохозяйственных связей.  

Примером реального продвижения в этом направлении является деятельность евразийского экономического сообщества. Не так давно в ходе саммита этой организации наблюдателями в ЕврАзЭС стали Украина и Молдавия. В прошлом году рост ВВП в странах ЕврАзЭС составил в среднем свыше 8%, промышленного производства - 9%, а объёма сельскохозяйственной продукции - 10%. Вполне закономерно, что на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС 13 мая с. г. было принято решение о координации действий при вступлении в ВТО.  

Идёт работа по укреплению и совершенствованию системы Договора о коллективной безопасности. В этом плане принципиальное значение имеет принятое на встрече в Москве в мае с. г. решение о трансформации этого Договора в международную региональную организацию.  

В интересах укрепления защиты в Азиатско-тихоокеанском регионе будем стараться максимально задействовать и такой многообещающий механизм, как Шанхайская Организация сотрудничества, создание которой оформлено в Санкт-Петербурге в начале июня на встрече глав государств-участников ШОС.  

В целом Азиатско-тихоокеанский регион является важным приоритетом нашей внешнеполитической деятельности с учётом в первую очередь интересов регионов Сибири и Дальнего Востока. В этой связи хотел бы остановиться на нескольких примерах. Рекордный рост торгового оборота достигнут с Китаем, который стал по существу одним из главных торговых партнёров России. Выработаны договорённости, позволяющие приступить к реализации " проекта века" - нефтепровода " Россия - Китай" и участию российских компаний в строительстве газопровода " Запад - Восток" в КНР. В целом в результате подписания в прошлом году российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве создана прочная база для развития многопланового сотрудничества на долгосрочную перспективу.  

В отношениях с Индией также достигнут очень высокий уровень взаимодействия на международной арене, ведётся активный политический диалог. К сожалению, пока отстаёт торгово-экономическая сфера, и этим вопросам мы будем уделять особое внимание.  

Россия с озабоченностью воспринимает обострение конфликта между Индией и Пакистаном, вызванное активностью экстремистских групп, базирующихся на подконтрольной Исламабаду территории. Наша страна вносит свой вклад в усилия, предпринимаемые в интересах разрядки опасного кризиса в Южной Азии. С этой целью Президент России В. В. Путин провёл в начале июня встречи в Алма-Ате с премьер-министром Индии А. Б. Ваджпаи и президентом Пакистана П. Мушаррафом. Рассчитываем, что две соседние страны встанут на путь диалога и взаимодействия, в том числе в том, что касается борьбы с общим противником - международным терроризмом.  

В сфере нашего постоянного внимания находится кризисная обстановка на Ближнем Востоке. Мы поддерживаем тесные контакты с правительством Израиля, руководством Палестинской национальной администрации, с подавляющим большинством государств региона в поисках выхода из этого кризиса. В значительной мере по нашей инициативе налажена работа " четверки" международных посредников, в которую входят Генеральный секретарь ООН, министры иностранных дел Соединённых Штатов и России и представители Европейского союза. Сейчас мы вырабатываем предложения о проведении международной конференции.  

Наша цель в ближневосточном урегулировании ясна. Израиль и арабские страны " обречены" на сосуществование в этом регионе, поэтому необходимо сделать так, чтобы это сосуществование было мирным и добрососедским.  

Другая региональная проблема, вызывающая у нас озабоченность, касается обстановки вокруг Ирака. Мы, разумеется, делаем всё возможное, чтобы удержать развитие событий в рамках политического урегулирования. При нашем активном участии был возобновлен диалог между Генеральным Секретарём ООН и Багдадом. Обсуждаются различные аспекты выполнения соответствующих резолюций, связанных с иракским урегулированием. Мы поддерживаем постоянный диалог с Багдадом, проводим активную линию в Совете Безопасности и считаем, что наметились определенные тенденции выхода на политическое решение проблемы. Однако ситуация остается сложной, в том числе с учетом угрозы осуществления силового сценария.  

Обеспечение интересов безопасности России тесно связано с работой в сфере " экономической дипломатии". Её главные направления - полноправное участие России в международных экономических организациях, включая присоединение к ВТО, поддержка отечественного бизнеса, противодействие дискриминации российских производителей и экспортеров.  

Не так давно перед Министерством иностранных дел России поставлена новая задача по координации работы в области защиты прав соотечественников за рубежом. Это, безусловно, очень важное направление внешней политики России. Будем активно ставить вопросы защиты интересов наших соотечественников как на двусторонней основе, в частности, в отношениях со странами СНГ, так и в рамках международных организаций.  

В целом же взятый Россией курс на проведение активной многовекторной политики, сориентированной на использование всех возможностей международного сотрудничества для обеспечения наших национальных интересов, начинает давать всё большую отдачу. Цель российской дипломатии - и дальше действовать таким образом, чтобы максимально способствовать решению стоящих перед страной проблем в различных областях.  


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...