Выступление на заседании Совета министров обороны
Выступление на заседании Совета министров обороны государств-участников СНГ (21 декабря 2000 года)
Уважаемый Председатель, Уважаемые министры, Уходящий 2000 год был действительно неординарным в жизни каждого из наших государств и международного сообщества в целом. Это был год серьезных совместных размышлений о том, в каком мире мы хотим жить в грядущем веке. И не только размышлений, но и целенаправленных действий по формированию нового миропорядка, который, по нашему убеждению, должен строиться на принципах многополярности, верховенства международного права, равной безопасности. Состоявшийся в Нью-Йорке Саммит тысячелетия ярко продемонстрировал, что эту общую для наших стран философию разделяет подавляющее большинство членов ООН. Именно в лице этой организации они хотят видеть главный инструмент коллективного управления международными процессами сейчас и в будущем. Убежден, что сегодня построить мир без войн и насилия, найти ответ на наиболее острые вызовы современности мы можем лишь сообща и в условиях обеспечения стратегической стабильности. Причем в ее широком понимании, включающем экономическое, военное, гуманитарное, информационное и другие измерения. Важно, что эта тематика была одной из наиболее интенсивных сфер внешнеполитического взаимодействия наших стран в рамках Содружества. И здесь нам удалось многого добиться совместными усилиями. Для СНГ уходящий год был периодом глубокого осмысления с позиций реализма нынешнего этапа многостороннего взаимодействия. Хочу с удовлетворением подчеркнуть, что не сбылись мрачные прогнозы тех, кто предсказывал чуть ли не распад Содружества.
Наше взаимодействие сегодня не только сохраняется, но и динамично развивается, приобретая новые черты. Достаточно упомянуть, что президенты стран Содружества встречались в 2000 году четырежды. И эти саммиты были далеко не протокольными - приняты весомые политические решения. Думаю, мы на правильном пути: определив ключевые направления сотрудничества, действительно отвечающие общим интересам, именно на них сосредоточиваем наши усилия. Разумеется, у каждого из наших государств есть свои национальные приоритеты. Но есть проблемы и вызовы, которые не только целесообразно, но необходимо решать сообща. Не случайно на августовской встрече в Ялте президенты стран Содружества сочли важным подчеркнуть особое значение, которое приобретает развитие интеграции на региональном и субрегиональном уровнях в контексте процессов глобализации, в том числе в плане смягчения ее негативных последствий. Одной из связанных с глобализацией угроз нового поколения для СНГ стало наступление сил международного терроризма и экстремизма, которые предприняли беспрецедентную попытку закрепиться на пространстве Содружества, " обкатать" здесь свои далеко идущие глобальные планы. Политическая воля президентов к объединению усилий в борьбе с этим злом была подкреплена целенаправленными практическими усилиями на всех уровнях. В достаточно короткие сроки разработана и принята Программа совместных действий по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, начато создание Антитеррористического центра СНГ. Совет министров обороны вносил и вносит весомый вклад в эту работу. Символично, на мой взгляд, что после заседания вы проводите научно-практическую конференцию по вопросам борьбы с терроризмом. Нельзя не отметить также последовательную работу Совета в вопросах укрепления военного и военно-технического сотрудничества между государствами-участниками Содружества.
Содружество Независимых Государств вступает в десятый год своего существования. Наши президенты на недавнем саммите в Минске договорились посвятить отдельную встречу обсуждению итогов пройденного нами пути. Полагаю, что и нам с вами было бы полезно совместно провести подобный анализ, разобраться в успехах и неудачах. Определить, если необходимо, дополнительные меры по развитию сотрудничества. Подходящим форматом для такого разговора представляется совместное заседание Совета министров иностранных дел и Совета министров обороны. Если поддержите это предложение, то время и место заседания мы могли бы определить с участием Исполнительного комитета Содружества. В заключение позвольте поздравить всех присутствующих с Новым годом и пожелать здоровья и новых успехов в ратном труде на благо народов наших стран.
Выступление на заседании Консультативного совета Субъектов Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России (30 января 2001 г. )* Сегодняшнее заседание нашего Совета впервые целиком посвящено российско-белорусским межрегиональным связям. Очевидно, что сам характер наших отношений с Белоруссией требует уделять этому вопросу особое внимание. В мире сейчас нет другого государства, которое было бы связано с Россией столь же привилегированными, союзническими отношениями. Почти год назад вступил в силу российско-белорусский Договор о создании Союзного государства. Начался этап практической интеграции России и Белоруссии. Это трудная и кропотливая работа. Она рассчитана на несколько лет. При этом будем взвешивать каждый шаг, с тем чтобы не нанести ущерб экономикам наших стран и не дискредитировать тем самым идею союза в глазах наших народов. Хочу отметить, что для нас объединение с Белоруссией отнюдь не самоцель. Кстати, это относится и в целом к интеграционным процессам на пространстве СНГ. Выступая на днях у нас, в Министерстве иностранных дел, Президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул, что мы понимаем интеграцию не как лозунг или вывеску, а заботимся, прежде всего, о своих национальных интересах. Совершенно очевидно, что из этого же исходят и наши белорусские друзья. С интеграцией мы связываем повышение уровня и качества жизни каждого россиянина и белоруса, формирование благоприятной среды для устойчивого экономического развития, обеспечение для наших стран достойного участия в европейских и мировых делах. Одним словом, союз с Белоруссией нам нужен не на бумаге, а в реальной жизни.
С учетом этого была избрана и формула интеграционного процесса, которая предусматривает полную добровольность при сохранении национального суверенитета, независимости и международной правосубъектности как России, так и Белоруссии. Именно такой подход представляется сегодня наиболее оправданным и реалистическим. Он отражает степень интеграции, к которой наши страны реально готовы. Сейчас, как вы знаете, реализуется большая Программа действий по осуществлению положений Союзного договора. Здесь — целый комплекс организационно-политических вопросов. Это и начало работы Высшего Государственного Совета и Совета Министров, и формирование Постоянного Комитета Союзного государства, и подготовка к выборам в Палату представителей Союзного парламента, и разработка Конституционного акта, на основе которого впоследствии будет создан Основной закон Союзного государства. Не могу не сказать и о нашем сотрудничестве с Белоруссией во внешнеполитической области. За последний год сделаны реальные шаги в направлении формирования единой политики Союзного государства в международных делах. Мы оказываем всю необходимую дипломатическую поддержку Белоруссии, в том числе с тем, чтобы помочь нормализации ее отношений с Западом. В то же время должно быть ясно, что попытки подорвать российско-белорусский союз, " наказать" Минск за его сближение с Москвой будут встречать с нашей стороны решительный отпор. Определенные результаты уже видны и в создании правовой базы экономической интеграции. Подписано соглашение о единой налоговой политике, о введении единой денежной единицы, о порядке взаимного исполнения судебных актов российских арбитражных и белорусских хозяйственных судов, ряд документов по таможенным делам.
Однако при всей важности этих шагов они все же составляют, главным образом, политическую " надстройку" российско-белорусского союза, а " базис" — это, прежде всего, реальные экономические, культурные, общественные связи, контакты между людьми, одним словом, все то, из чего и складывается ткань интеграции. И здесь одна из ключевых ролей принадлежит межрегиональным связям. Еще раз подчеркну: Союзное государство по-настоящему заработает только тогда, когда положительные результаты его существования почувствует каждая российская и белорусская семья. А это возможно, в первую очередь, на уровне межрегиональных отношений, где люди непосредственно общаются между собой, завязывают практические связи и сотрудничество и тем самым цементируют фундамент Союзного государства. В целом межрегиональные связи между нашими странами в последнее время находятся на подъеме. Улучшились их количественные и качественные параметры, расширилась география общения регионов, существенно вырос объем сотрудничества, обогатилось его содержание. Безусловно, высокой оценки заслуживает деятельность тех российских регионов, которые приняли конкретные меры по организации взаимодействия с белорусскими партнерами в экономической, социальной и гуманитарной сферах, решают жизненно важные для обеих стран вопросы. И все-таки, я думаю, вы согласитесь, что здесь еще есть немало неиспользованных резервов. Например, назрела необходимость решительных шагов по продвижению приграничного сотрудничества как на региональном, так и на муниципальном уровнях. У нас сегодня есть редкая возможность продемонстрировать, что границы могут и должны служить инструментом не разделения, а объединения народов. Поэтому возникает вопрос: почему бы нам, опираясь на опыт уже существующего Совета руководителей приграничных областей Белоруссии, России и Украины, не подумать о создании на границе на уровне муниципалитетов своего рода трансграничных сообществ? Имея совместные рабочие органы, такие сообщества позволяли бы населению сопредельных территорий вместе решать насущные проблемы повседневной жизни. Кстати, здесь можно было бы воспользоваться западноевропейским опытом формирования так называемых еврорегионов, которые неплохо зарекомендовали себя в странах Евросоюза, являясь, по общему признанию, наиболее продвинутой формой приграничного сотрудничества. Отдельная крупная тема — торгово-экономическая составляющая нашего межрегионального сотрудничества. Сегодня Белоруссия занимает третье место среди внешнеторговых партнеров России. Это уже немало. В свою очередь более половины объема внешней торговли Белоруссии приходится на нашу страну. Совокупный товарооборот достиг 9 млрд. долларов. Основу межрегионального взаимодействия составляют соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между субъектами Российской Федерации и Правительством Белоруссии, программы экономического сотрудничества. Действуют также региональные торговые дома, сеть фирменной торговли и т. д. Нам удалось, и это немаловажно, сохранить производственно-кооперационные связи в базовых сферах экономики, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, машиностроении и транспорте. Так, взаимными поставками продукции сегодня связаны 200 белорусских и 800 крупнейших российских предприятий.
Вместе с тем мы не можем закрывать глаза на то, что 90 % нашего товарооборота приходится лишь на 7—8 субъектов Федерации из 79 сотрудничающих с белорусскими партнерами. Серьезным препятствием на пути интеграционных процессов является состояние расчетно-платежных отношений и процедур. Учитывая то, что мы пока не имеем возможности осуществлять 100-процентный расчет в денежной форме, видимо, необходимо решить задачу создания адекватной системы расчетных операций. Есть проблемы и с обеспечением партнеров по межрегиональным связям полной и доступной информацией о деловых возможностях. При этом система деловой информации должна быть с обратной связью, чтобы каждый партнер мог получить быструю реакцию на свои предложения. Вряд ли можно мириться и с тем, что в России нет оперативной и точной государственной статистики по межрегиональным связям с Белоруссией. Остается больным вопрос взаимных инвестиций. Ясно, что без очевидной эффективности вложений, без защиты инвестиций этот процесс развиваться не сможет. Основа любой интеграции — надежное правовое обеспечение. Несмотря на наличие масштабного пакета нормативных актов, регламентирующих межгосударственные внешнеэкономические отношения, на уровне регионов соответствующая нормативно-правовая база подчас разработана недостаточно. Видимо, стоит подумать о том, чтобы зафиксировать в каком-либо двустороннем документе обоюдное стремление России и Белоруссии к углублению межрегионального и приграничного сотрудничества, подвести под него тем самым правовой фундамент. Важным фактором формирования Союзного государства является межрегиональное гуманитарное сотрудничество. Историческая, духовная и культурная близость наших народов, сознательный курс Белоруссии на использование русского языка в качестве второго государственного во многом способствуют поступательному развитию связей в этой области. Все более системными становятся гуманитарные контакты в приграничных областях и на уровне породненных городов. Традиционными стали Дни культуры, проводимые не только в столицах, но и в других городах России и Белоруссии, обмены театральными гастролями, творческими коллективами, исполнителями и т. д. Наиболее крупные совместные проекты, например фестиваль " Славянский базар" или реставрация мемориала " Брестская крепость-герой", финансируются из бюджета Союзного государства. Одновременно идет процесс формирования единого образовательного пространства. Реализуется Концепция развития системы союзного образования, подготовки и переподготовки кадров. В белорусских вузах обучаются сотни россиян, в свою очередь в российских — несколько тысяч граждан Белоруссии. Однако и здесь возможности далеко не исчерпаны. Многие рамочные соглашения используются не в полной мере, в них явно недостает конкретного содержания. Представляется, что основным требованием развития российско-белорусского гуманитарного сотрудничества на современном этапе являются прямые партнерские связи между организациями культуры, образовательными учреждениями, театрами, библиотеками, музеями и т. п. Именно такой формат взаимодействия дает, как правило, наибольший эффект при минимальных финансовых затратах из государственных и союзного бюджетов. Можно было бы продолжить перечень проблем, требующих рассмотрения в различных областях межрегионального сотрудничества. Надеюсь, что участники сегодняшнего заседания выскажут свои соображения на этот счет. Нынешний уровень российско-белорусских отношений ставит ряд ответственных задач и перед нашим Консультативным советом. Уверен, что он может и должен сыграть полезную роль одного из механизмов координации сотрудничества между регионами обеих стран. В частности, мы могли бы предложить нашим белорусским партнерам рассмотреть возможность участия представителей их регионов в соответствующих заседаниях Совета. Надеюсь, что сегодняшнее обсуждение поможет нам составить более четкое представление о задачах и перспективах развития межрегиональных связей, имея в виду главную цель — создание Союзного государства России и Белоруссии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|