Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выступление на встрече с руководителями приграничных областей России и Украины




(Харьков, 16 февраля 2001 г. )*

Уважаемые участники встречи!

Первая в истории российско-украинских связей встреча руководителей приграничных областей и министров иностранных дел, участниками которой все мы являемся, — яркое свидетельство формирующегося стратегического партнерства между Россией и Украиной, стремления народов наших государств совместно построить в XXI веке здание добрососедства и сотрудничества. Именно приграничное взаимодействие способно служить для этого цементирующей основой.

Глубоко символично, что в рамках состоявшейся на днях встречи Президента Российской Федерации В. В. Путина и Президента Украины Л. Д. Кучмы была подписана Программа межрегионального и приграничного сотрудничества на 2001—2007 годы между нашими странами. Тем самым вновь подчеркивается, что географическая близость, исторически сложившиеся торгово-экономические и гуманитарные контакты, высокая степень взаимозависимости в производстве и инфраструктуре делают сотрудничество регионов России и Украины жизненно важными для обоих государств.

Межрегиональная кооперация — предметная, максимально приближенная к повседневным нуждам людей форма сотрудничества — получила в последние годы самое широкое распространение в различных точках планеты, в первую очередь на нашем континенте. Само понятие " Европа регионов" стало неотъемлемой частью политико-экономической и социально-культурной жизни европейских стран и народов. Убежден, что этот опыт может быть полезен и для продвижения российско-украинского двустороннего приграничного взаимодействия, тем более что и у вас, и у нас уже есть в этой области неплохие наработки.

В настоящее время в Европе существует 75 еврорегионов, которые созданы на уровне муниципальных и других территориальных образований. В трех из них участвуют российские регионы и местные органы власти. Это — " Карелия", " Балтика", " Сауле". Насколько нам известно, в трех других объединениях задействованы также и украинские регионы (" Карпаты", " Буг", " Неман" ). А вот на российско-украинской границе таких сообществ пока нет, хотя, казалось бы, именно здесь для этого существуют самые благоприятные предпосылки. Думаю, это наше с вами общее упущение. Ведь, имея совместные рабочие органы, такие сообщества позволили бы властям и населению сопредельных территорий координировать свои усилия, а где-то и вместе решать насущные повседневные проблемы.

Полезным видится и более активное участие приграничных российских и украинских областей в деятельности соответствующих общеевропейских организаций, например Ассоциации приграничных европейских регионов.

Приграничное взаимодействие может и должно играть конструктивную роль в деле углубления интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств, наполнять их конкретным содержанием. При этом мы исповедуем прагматичный подход. Россия готова идти по пути взаимного сближения так же далеко, как наши партнеры по Содружеству, разумеется, при должном учете ваших и наших национальных интересов. Одним словом, интеграция для нас — не самоцель. Она должна охватывать, прежде всего, те сферы, где в ней есть взаимная потребность. А то, что такая потребность существует, показывает сама жизнь. Об этом прямо было заявлено главами государств СНГ в августе 2000 года в Ялте. Наши руководители подтвердили, что углубление многостороннего и двустороннего сотрудничества в рамках Содружества идет в русле нынешних общемировых тенденций и отвечает национальным интересам государств-участников.

Все более заметным сегментом межрегионального сотрудничества становится деятельность Совета руководителей приграничных областей Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь, членами которого вы являетесь. Насколько мне известно, в последнее время благодаря инициативе вновь избранных сопредседателей Исполкома Совета Виктора Николаевича Коваленко и Юрия Алексеевича Клочкова деятельность Совета заметно активизировалась. Это отрадный факт, но многое еще предстоит сделать для эффективного и максимально полного использования потенциала Совета. Так, руководители областей могли бы осуществлять в его рамках крупные региональные проекты. Конкретный тому пример — уже реализуемый на практике проект по экологической защите бассейна реки Северский Донец. Со своей стороны мы готовы оказывать деятельности Совета необходимую экспертную поддержку.

Межрегиональное и приграничное сотрудничество — неотъемлемая составная часть общего комплекса отношений между Россией и Украиной. Поэтому на нем не могли не сказаться те сложные процессы, которые протекали в наших странах и в масштабах всего Содружества в течение последнего десятилетия. Объем традиционно тесных и многообразных отношений российских и украинских областей, в том числе непосредственно расположенных по обе стороны границы, значительно сократился.

Однако сейчас мы видим и другие, весьма положительные тенденции. Обозначившийся в прошлом году подъем наших экономик, активизация деятельности хозяйствующих субъектов, заметное оживление потребительского спроса создают хорошие предпосылки для углубления интеграционных процессов между регионами.

Сейчас в целом между российскими и украинскими регионами действует свыше 250 соглашений о взаимодействии в торгово-экономической сфере. Причем 150 из них заключено между приграничными областями.

Вызывает глубокое удовлетворение, что приграничные области фактически задают тон развитию межгосударственных торгово-экономических связей. В 2000 году товарооборот между ними увеличился почти на 80 % и составил свыше 1, 5 млрд. долларов. Иными словами, он приблизился к одной пятой от общего объема товарооборота между Россией и Украиной, который вырос на 18 % и достиг 8, 5 млрд. долларов. Учитывая, что ваши области не являются " нефтегазовыми", динамика вашей торговли выглядит весьма внушительно.

Не отстают приграничные регионы и в том, что касается процесса взаимного проникновения капиталов наших стран. Свежий тому пример — подписанный на днях договор о продаже российскому ОАО " АвтоВАЗ" крупного пакета акций Запорожского алюминиевого комбината. Отрадно, что наблюдается и встречный процесс. По нашим данным, например, в Белгородской области зарегистрировано свыше 500 предприятий с украинскими инвестициями, в Воронежской — около 50, а в Ростовской их более 100. В других областях, убежден, такая же картина.

Все это свидетельство того, что российско-украинское приграничное сотрудничество выходит на принципиально новый уровень. Сейчас важно закрепить эту тенденцию, что и будет решением той ответственной задачи, которую поставили перед нами в данной области президенты Российской Федерации и Украины на своей недавней встрече. Да и в целом реализация " днепропетровского" пакета договоренностей, особенно в сфере электроэнергетики, авиастроения и мирного космоса, несомненно, будет иметь важную позитивную проекцию на дальнейшее развитие приграничного взаимодействия наших стран.

Особо хотелось бы отметить также значение укрепления прямых гуманитарных и культурных связей, которые простирались бы от обмена делегациями школьников до открытия филиалов высших учебных заведений. Необходимо возрождать и практику проведения на регулярной основе Дней культуры регионов в наших странах. Можете в этом рассчитывать на нашу поддержку.

Существенное значение для дальнейшей работы в этом направлении будет иметь Соглашение о регулировании процесса переселения и защиты прав переселенцев, которое предстоит подписать сегодня. Этому же, на наш взгляд, способствовало бы и начало работы группы по гуманитарной проблематике, договоренность о создании которой была достигнута у нас с Анатолием Максимовичем Зленко в октябре прошлого года во время его визита в Москву.

Вместе с тем нельзя, конечно, не признать, что в сфере приграничного сотрудничества есть еще немало трудностей и неиспользованных резервов. В этой связи я бы выделил блок вопросов, относящихся к укреплению атмосферы доверия между структурами власти, деловыми кругами и населением приграничных территорий России и Украины. Это неотъемлемая предпосылка успешной совместной работы по решению экономических, социальных, транспортных, энергетических и экологических проблем.

Разумеется, приграничное сотрудничество должно основываться на взаимном уважении суверенитета и территориальной целостности государств, законодательства и правопорядка участвующих в нем стран. Должны неукоснительно соблюдаться и принципы, заложенные в соответствующих международных договорах. Вижу в этом главную меру доверия и отправную точку для успешного продвижения вперед нашего взаимодействия.

Следует признать, что как в России, так и в большинстве сопредельных стран имеются значительные пробелы в нормативно-правовом обеспечении приграничного сотрудничества, которые еще предстоит заполнить. Как раз об этом все настойчивее говорят руководители субъектов Российской Федерации. Существенный вклад в российскую правовую базу призвана внести Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, подписанная нами в ноябре 1999 года и находящаяся на рассмотрении в Федеральном Собрании Российской Федерации. После ратификации Конвенция станет составной частью российского законодательства и качественно обогатит нормативно-правовую базу этой сферы сотрудничества.

На днях Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию развития приграничного сотрудничества в Российской Федерации. Следующим этапом станет разработка и принятие Закона о приграничном сотрудничестве. В результате уже в этом году в сфере приграничного сотрудничества у нас, в России, появится более солидная правовая база.

Конечно, существуют и другие, помимо правовых, проблемы и препятствия, тормозящие процессы приграничного взаимодействия. Надеюсь, что им сегодня будет уделено должное внимание.

Наконец, еще одно из важных направлений наших совместных усилий — это поощрение прямых связей между местными властями, организациями и особенно гражданами приграничных территорий. В частности, нам предстоит снять многочисленные препоны, осложняющие повседневные контакты властей и жителей сопредельных областей. Я имею в виду проблемы взаимных поездок, таможенного досмотра, оформления документов и другие. Надо сделать все, чтобы создать максимально благоприятный режим взаимных контактов и общения между людьми.

Завершая свое выступление, хотел бы подчеркнуть, что наша встреча проходит в исключительно важный и ответственный период в отношениях между Россией и Украиной. Сегодня имеется уникальный шанс поднять двустороннее сотрудничество между нашими странами на качественно новую высоту, сделать его по-настоящему эффективным и взаимовыгодным. И упустить этот шанс мы просто не имеем права. Уверен, что именно этого ждут от нас жители приграничных областей обеих стран, российский и украинский народы.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...