Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность как субъект деятельности




 

В процессе деятельности человек действует не по абстрактной схеме, а в разнообразных общественно необходимых формах решает общественно необхо­димые задачи, направляет свою активность на поис­ки оптимальных путей решения этих задач. Рас­сматривая деятельность как общественно необходи­мую, т.е. общественно организованную, социально регулируемую, нормируемую и т.д., необходимо выяснить, как личность (группа, коллектив, и т.д.) становится ее субъектом. Для социальной психо­логии это, прежде всего, проблема отношения личнос­ти к общественно необходимой деятельности (труду). Для психологии труда, психологии профессии это проблема сочетания психологических, личностных особенностей и профессиональных требований деятель­ности. Возникает вопрос о согласовании активности человека с объективными формами деятельности и тем самым о различении активности и деятельности и их согласовании. Вопрос о согласовании, соизме­рении объективных и субъективных факторов дея­тельности решается не помимо человека, а именно посредством особой его активности. Он мобилизует активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время и т. д. и вместе с тем действует по собственному побуждению, ис­пользует свои способности, ставит свои цели.

Требования деятельности, ее характеристики и условия — временные, пространственные, техничес­кие и т.д.— не по отдельности соотносятся с теми или иными психическими качествами личности (как это долго пытались делать в инженерной психоло­гии), а опосредованно, через личность, которая и придает им целостность. С одной стороны, человек вырабатывает комплекс психологических режимов деятельности в зависимости от своего состояния, способностей, отношения к задачам; с другой — определяет свою стратегию и тактику; и с третьей — выяв­ляет динамику требований и фрагментов деятель­ности. Этот комплекс формируется человеком как динамическая целостная система деятельности, способная изменяться, а не как раз и навсегда заданная.

Человек стремится к оптимальному согласованию внешних и внутренних условий своей деятельности, разных уровней своей активности — начиная от пси­хической и кончая социально-психологической. Показателем оптимальности является продуктив­ность деятельности: при оптимальном согласовании происходит возрастание, умножение психической и личностной активности. Продуктивность труда соз­дается за счет организации деятельности человеком. Одновременно продуктивность способствует разви­тию и совершенствованию самой личности, обуслов­ливает ее переход на качественно новый уровень деятельности.

В процессе общественной жизни осуществляются передача опыта, организация деятельности и постоянная социальная регуляция деятельности ин­дивида (в виде норм, условий, временных режимов и т.д.). Общественная регуляция деятельности не исключает ее индивидуальную регуляцию челове­ком, саморегуляцию. Оптимальное сочетание об­щественной и индивидуальной регуляции зависит от того, в какой мере личность становится подлин­ным субъектом деятельности. Общество определяет формы деятельности и свои требования к деятель­ности индивида, а личность вырабатывает свои, т.е. индивидуальные, формы активности и связывает все это в деятельности. Зависимость личности от общест­венных отношений опосредуется ее позицией в этих отношениях и характером ее активности, особен­ность которой в свою очередь определяется ее жиз­ненным путем. Личностная активность проявляется в становлении человека субъектом деятельности, когда у него возникает собственное отношение к деятельности, создается свой «стиль» ее осуществле­ния.

Из предметов, средств, условий и т.д. личность как субъект деятельности формирует целостный кон­тур деятельности, т.е. эта целостность создается ею из производственных, социальных, экономических элементов и т.д. При этом человек сочетает объек­тивные требования и собственные интересы, цели, опыт, мотивы, способности, свои состояния актив­ности. Мера соответствия задач возможностям субъекта (трудность, пропорциональность, своевре­менность и т.д.) выступает критерием качества осуществления деятельности.

Для всех людей, живущих в социалистическом обществе, в равной мере обязателен труд, участие в общественной жизни и т.д., но отношение людей к труду различно; наряду с позитивным существует и негативное отношение: для одних труд — дейст­вительная личностная потребность, смысл жизни, для других — средство материального благосостоя­ния, для третьих — занятие, служба и т.д. Отноше­ние к труду как к общественной необходимости, ко­торая становится для личности долгом или потреб­ностью, предполагает и отношение к обществу, к реальным людям, вместе с которыми трудится чело­век, отношение к данному коллективу, к данной профессии, представление о своем возможном месте в ней, т.е. выражает жизненную позицию в целом. Труд становится или делом жизни, или интересным занятием, или тяжелой обязанностью. (Когда дея­тельность превращается в последовательность от­дельных заданий, дел, ситуаций, то она определяет­ся только рабочим днем, рабочим местом и т.д.)

Ценность деятельности для личности связана, прежде всего, с возможностью самовыражения, при­менения своих способностей, с возможностью твор­чества. «Лишь в границах деятельности определен­ного субъекта любые реальности — действительные и воображаемые — выстраиваются в смысловой ряд, в иерархию ценностей, в актуальный жизненный мир, запечатлевающий неповторимость судьбы этого субъекта» 1.

Обычно в научной литературе подчеркивается роль деятельности в преобразовании действитель­ности, в созидании и изменении предметного мира. Однако деятельность конкретного человека, отдель­ной личности редко обладает такого рода масшта­бом, т.е. создает новые ценности в искусстве, науке, промышленности. Притягательным в ней для каждого субъекта оказывается приобщение к деятель­ности общества, к задачам, решаемым в тех или иных профессиях, а не только производство той или иной продукции. Возможность выразить себя в деятельности, в профессии — основная потребность личности как субъекта, отличающаяся от частных и конкретных мотивов.

Реально не любая личность самовыражается в деятельности, не любая деятельность отвечает при­тязаниям личности. Ценность деятельности для личности строится и определяется на пересечении многих составляющих — и общественной престиж­ности данной деятельности, и возможности само­выражения в ней и т.д. Так конкретно формируется личностная мотивация деятельности.

Ценность деятельности для личности изменяет­ся на протяжении жизни в зависимости от того, насколько с течением времени человек считает, что он уже реализовал себя в профессии, доволен своей позицией в ней, достигнутыми результатами. Для субъекта деятельности характерна такая вовлечен­ность в дело, такая ответственность (за судьбы нау­ки, культуры и т.д.), которые даже при возрастании трудностей не дают ему возможности изменить свое отношение к делу. Возникающие в процессе деятельности трудности предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения свои­ми силами.

Нормативные требования труда, обращенные к человеку, различны и не всегда четко определены. Они жестко фиксированы в системе «человек — ма­шина», где технические особенности системы тре­буют от человека строго определенных нормативных действий (скорости, ловкости и т.д.). В других про­фессиях нормативные требования выражены не столь явно, поскольку человек должен сам в целом справляться с совокупностью профессиональных за­дач (он может это делать и лучше, и хуже). Тогда перед личностью возникает проблема соответствия или несоответствия профессиональным требованиям, нормам, которую она решает в комплексе с другими проблемами. Например, стоит ли при невысокой оплате труда заниматься трудной для нее профес­сиональной деятельностью?

Формирование отношения к труду происходит в процессе профессионального становления личности, развития ее профессионального мастерства, интере­са. В психологии труда довольно подробно исследован процесс овладения профессией, развития профес­сиональных способностей, профессионально важных качеств, индивидуального стиля деятельности. Про­фессиональное совершенствование личности, рост ее мастерства ведут к развитию ее творческого, ини­циативного отношения к труду.

Становление личности субъектом деятельности происходит не только в процессе овладения ею об­щественно-историческими формами деятельности, не только в ее осуществлении на общественно необ­ходимом нормативном уровне, но и в организа­ции деятельности и своей активности. Организация личностью своей активности сводится к ее мобилиза­ции, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей. Эти мо­менты составляют важнейшую характеристику лич­ности как субъекта деятельности. Они выявляют личностный способ регуляции деятельности, психо­логические качества, необходимые для ее осуществ­ления.

Личность как субъект деятельности может при­спосабливать свои индивидуальные особенности, способности к конкретным задачам деятельности. Способность непротиворечиво соединять все уровни регуляции деятельности есть способность саморегу­ляции. В зависимости от способа связи психических и личностных (мотивы, способности и т.д.) уровней деятельности она приобретает оптимальный или неоптимальный характер. В последнем случае воз­никают вторичные психические и личностные обра­зования — усталость, скука, чрезмерная перенапря­женность, негативные эмоциональные состояния, стресс и т.д. Тогда в саморегуляцию включаются специальные задачи по преодолению этих негатив­ных состояний (например, чем снять утомление, раздражение, перенапряжение и т.д.).

Способ связи индивидуальных психических осо­бенностей носит или оптимальный, или неоптималь­ный для данной личности характер, ее активность может находиться как на минимальном, так и на максимальном уровне. В процессе осуществления деятельности она может умножаться, возрастать, а может и истощаться, подавляться. Психологом Кре-пелином были отмечены два фактора работоспособ­ности: позитивный — упражнение и негативный — утомление.

Сама активность личности в деятельности вы­ступает в разных конкретных формах: работоспо­собности человека, дееспособности, трудоспособности и конкретных индивидуальных способностей лич­ностей. Уровень активности, ее длительность, устой­чивость и т.д. зависят как от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов (эмо­ционального, мотивационного и т.д.), так и от спосо­ба, с помощью которого личность как субъект включается в решение задач деятельности, от пози­ции, которую она занимает в этой деятельности. Так, человек может приступить к деятельности на основе высокого уровня своих притязаний, переоценивая при этом свои возможности и недооценивая слож­ность предстоящего дела. Однако у него может ока­заться недостаточной мотивация достижения, настойчивость (или способность к риску), благода­ря чему относительно простое дело он выполняет хуже, чем человек, реально оценивший свои воз­можности.

По мере осуществления деятельности может выявиться, что привлекательность дела и важность цели гораздо ниже, чем затрачиваемые на преодоле­ние трудностей усилия, и человек, если он не опи­рается на волевое усилие, не имеет развитой ответ­ственности, может прекратить деятельность.

Саморегуляция — это тот механизм, посредством которого обеспечивается централизующая, направ­ляющая и активизирующая позиция субъекта. Она осуществляет оптимизацию психических возмож­ностей, компенсацию недостатков, регуляцию инди­видуальных состояний в связи с задачами и собы­тиями деятельности. Она обеспечивает также целе­вое и смысловое соответствие действий субъекта этим событиям, своевременность, пропорциональ­ность действий и т.д.

Включение в деятельность требует от субъекта расчета сил на весь период деятельности, особенно на непредвиденные трудности, неожиданности и т.д. Например, человек, читающий лекцию, должен рас­считать силы и для ответов на вопросы. На этот период он должен сохранить потенциальные резер­вы или мобилизовать свои возможности. В целом способность субъекта соотносить свои возможности и индивидуальные особенности с характером решае­мых задач является одной из важнейших характе­ристик саморегуляции. Есть виды деятельности, ко­торые требуют напряжения на первых этапах, дру­гие — на завершающих, третьи требуют максималь­ной активности в непредвиденный и незаданный момент времени.

Выбор принципа действия или принятие того или иного решения есть своеобразное самоопределе­ние субъекта, которое меняет соотношение предыду­щих и последующих этапов деятельности и опреде­ляет их психологический характер. Переломный мо­мент перехода от периода адаптации деятельности к периоду стабилизации индивидуально варьируется. Посредством саморегуляции личность поддерживает стабильный уровень активности независимо от изменчивости психических состояний на том или ином этапе.

В организацию деятельности входит неосозна­ваемая саморегуляция активности: последователь­ность включения восприятия или мышления, способ реализации своих способностей, психические и лич­ностные темпы деятельности, установка на труд­ность (легкость) и многое другое. Каждая личность, став субъектом, определенным образом приспосабли­вает и реорганизует свои особенности в связи с характером деятельности. Субъект типичным и удобным для себя образом актуализирует, преобра­зует, направляет систему тех качеств, которыми он обладает как личность.

Саморегуляция заключается в направленной ак­тивизации психических процессов, в поддержании их определенного характера и интенсивности; она обеспечивает непрерывность психической активнос­ти на протяжении единой личностно значимой ли­нии деятельности. Нахождение принципа действия, принятие решений (Б. Ф. Ломов, Д. Н Завалишина) есть выработка субъектом определенных способов по ходу осуществления деятельности, которые и выра­жают его позицию в деятельности, и помогают оп­тимально ее осуществлять.

Механизмы оценки и контроля, выделение прин­ципа действия, принятие решений — эти моменты раскрывают системный характер активности субъек­та в его целостном соотношении с требованиями деятельности. Однако сказанное не означает, что эти механизмы всегда взаимодействуют оптимально. Механизмы контроля, связанные с оценкой успеш­ности (неуспешности) своих действий, могут прини­мать негативную эмоциональную окраску, фиксиро­ваться на мелочах и тем самым препятствовать формированию принципа действия. Но и привязан­ность к внешним требованиям, которые буквально учитываются исполнительным типом, строгое соблю­дение любых правил осуществления действий, фор­мальных инструкций могут подавлять его мотива­цию и творческий поиск.

В ходе конкретной деятельности перед субъектом возникает задача композиции принципа действия, ее конкретных задач и целей и их соподчинения, по­следовательности, т.е. стратегии и тактики деятель­ности. Простыми примерами возможных стратегий является выработка целей, предварительное состав­ление плана действия и перспектив его реализации. Однако существуют типы людей с противоположны­ми стратегиями: они сначала совершают действие, поступок, подчиняясь непосредственному побужде­нию, и лишь затем начинают их анализировать. Стратегия субъекта может проявляться в стремле­нии избегать трудностей, в установке на их преодо­ление, в ориентации на внешние опоры или с расче­том на собственные силы.

Саморегуляция не всегда осуществляется объек­тивно-оптимальным и субъективно-удобным обра­зом. Эти же особенности личностной регуляции проявляются и в психологической, и в личностной «цене» деятельности. Поддерживать определенный уровень активности можно двумя способами: пере­напряжением всех сил, что ведет к утомлению, па­дению активности, и за счет эмоционально-мотивационного подкрепления (психологически легкого и удобного способа). Не следует думать, что возможности совершенствования саморегуляции безгранич­ны, что все ее уровни осуществляются только созна­тельно. Ряд процессов и способов действия из перво­начально сознательно и произвольно регулируемых превращаются в неосознаваемые. В психологической системе саморегуляции есть не только гибкие, но и жесткие связи. Но с точки зрения принципа разви­тия важно отметить главное: качество осуществле­ния деятельности субъектом является результатом совершенствования всей системы его психической организации, а не результатом простого развития от­дельных психических процессов и свойств.

Субъект с учетом своих индивидуальных особен­ностей (возможностей и недостатков) согласует сис­тему своих личностных качеств (чувств, мотивации, воли) с системой объективных условий и требова­ний решаемой задачи. Итак, позиция субъекта — это комплексная характеристика психологических режимов деятельности в соответствии со способнос­тями, состояниями, отношением субъекта к задаче, с одной стороны, его стратегией и тактикой — с другой, наконец, с объективной динамикой деятель­ности (ее событиями и фрагментами) — с третьей.

В зависимости от опыта субъект обладает боль­шей или меньшей способностью прогнозировать на­ступление событий. В свою очередь такой прогноз преобразует его внутреннее состояние: чувство не­уверенности перед неожиданным наступлением со­бытий заменяется состоянием готовности к любым неожиданностям. Именно системный характер само­регуляции позволяет понять источник мобилизации субъектом своих сил и резервов, а не только источ­ник компенсации недостатков.

Очевидно, что мотивированная деятельность, т.е. представляющая интерес для субъекта, порождает положительные эмоции, вызывает чувство удовлет­ворения. Деятельность человека, обладающего спо­собностями, также порождает дополнительную мо­тивацию к творчеству, мотивацию самовыражения, достижения. Если задача, дело являются жизненно значимыми, регуляция текущих состояний (бо­лезнь, усталость и т.д.) не требует тех волевых уси­лий, которые необходимы при низкой значимости деятельности.

Индивидуальные особенности деятельности стали предметом изучения и получили название индиви­дуального стиля деятельности (это касается и лич­ности руководителя, и личности в любой другой профессии). Под стилем деятельности имеются в виду устойчивые, обобщенные особенности осущест­вления деятельности данной личностью. Стиль проявляется в том, как человек действует всегда. Кроме того, есть особенности регуляции и саморе­гуляции деятельности, которые не охватываются понятием «стиль». К ним относятся индивидуаль­ные особенности организации деятельности субъек­том.

Психика каждого человека, как отмечалось, име­ет индивидуальные временные особенности (скорос­ти психических процессов, смена их последователь­ности во времени, периоды активности-пассивности и т.д.). Общая характеристика стиля проявляется, например, в том, что один человек всегда опаздыва­ет, другой — делает все заранее. Организация лич­ностью своей деятельности состоит в том, чтобы, опираясь на временные параметры своей психики, оптимально сочетать во времени свою активность и деятельность. Речь идет уже о своевременности мо­тивации, об оптимальном использовании своих спо­собностей, об оптимальности и своевременности волевого напряжения и т.д.

Личности как субъекту деятельности свойствен­ны и такие особые индивидуальные способности, как способность к организации времени (и способ­ность к своевременной активности), способность про­граммировать будущую деятельность, предвидеть ее события, устанавливать оптимальные для себя ре­жимы активности и пассивности, определять ритмы деятельности.

Субъект прогнозирует свою деятельность, сопод­чиняя и устанавливая последовательность трудовых операций. Программирование позволяет личности, во-первых, типичным и удобным с точки зрения ее психологических возможностей образом связывать последовательность задач именно по характеру активности, требуемой в начале, в кульминацион­ный момент и в конце деятельности. Во-вторых, позволяет определять точно момент и форму максимального напряжения активности, уплотнять, пере­распределять субъективное время, что приводит к его экономии. Слабая организация деятельности проявляется в том, что возрастает ее психологиче­ская «цена», т.е. деятельность, которая не соответ­ствует индивидуальным особенностям личности, ее мотивам и ценностям, превышает уровень ее воз­можностей. Деятельность, выполняемая по принуж­дению, приводит к отказам, срывам личности, кото­рые могут оборачиваться психологическими трав­мами, издержками, являются своеобразной высокой психологической «ценой» за непосильную деятель­ность.

Даже несложная деятельность, если она не орга­низована самим субъектом, становится причиной перенапряжения человека, которое, накапливаясь, переходит в усталость и раздражение. Организация деятельности помогает субъекту придерживаться ее основной линии (направления) даже при возникно­вении трудностей. Французские психологи, исследо­вавшие программу действий медсестры на день, об­наружили, что ее постоянно отвлекали от дела боль­ные различными просьбами, поэтому она быстро утомлялась 2.

Одной из труднейших задач является обеспече­ние непрерывности творческой деятельности. В про­цессе музыкально-исполнительской деятельности, например, опасен перерыв, остановка, кратковремен­ный «сбой», ведущие к потере качества исполнения, а профессиональный провал может порой привести к отказу от выбранной профессии 3. Исследование творчества писателей и художников финскими пси­хологами показало, что для постоянного самообнов­ления и вдохновения им необходимы довольно дли­тельные творческие перерывы, снимающие утомле­ние, дающие возможность накопить впечатления и с новыми силами начать работу 4.

Именно в творчестве возникает слитность худож­ника с его произведением, возможная лишь при ус­ловии полного вовлечения человека в творческий процесс, в котором он постоянно находит все новый и новый смысл. Интерес к творческой задаче не позволяет человеку ни на минуту оторваться или выключиться из процесса 5.

Непрерывность деятельности поддерживается по­стоянно происходящим в ней обновлением и разно­образием (размышлений и планов, наблюдений и впечатлений, поисков и проб, проверок и самокрити­ки). Личность и деятельность, как бы «переливаясь» последовательно друг в друга в процессе активности, взаимно обновляются и побуждаются к дальней­шему движению.

С. Л. Рубинштейн раскрыл многостороннюю связь сознания и деятельности человека. Он показал, что на основе сознания возникает принципиально иной тип регуляции деятельности, поскольку сознание отражает то, что отделено от индивида во времени и пространстве 6. В сознании возникает возможность моделировать обобщенный и идеальный образ дей­ствия и отражать реальный способ действия. Созна­ние осуществляет функции контроля и оценки, строит стратегию и тактику деятельности, выделяет принципы действия все более высокого уровня (с точки зрения ее иерархии). Эти принципы возни­кают на основе и жизненного, и профессионального опыта личности, на основе ее отношения к другим людям.

Сознание в отличие от познания, дающего объек­тивную картину мира, абстрагирующегося от пози­ций и пристрастности субъекта, отражает мир от­носительно к субъекту. В психологии может быть разработана своеобразная теория относительности: человек воспринимает не только то, что есть в мире в целом, но, прежде всего, то, что для него самого значимо, актуально. В этом смысле сознание — это отражающая способность действующего, деятель­ного субъекта. Субъект, по-видимому, отражает при­чинную связь своих действий с изменением действи­тельности (что позволяет ему осмыслить способ, характер, причины своих действий). Способность к отражению связана с изменением позиции субъек­та в ходе деятельности. То, что было существенно на одном этапе деятельности, уже не является зна­чимым на другом. Именно поэтому надо говорить об условиях, которые в деятельности постоянно изменяются, обновляются.

Таким образом, в сознании субъекта отражается способ его действия, но он отражается особым образом, на основе динамики деятельности, изменения ее задач, событий. Для понимания сущности дея­тельности мы предложили в качестве единиц ее анализа понятие «задачи деятельности» 7. Оно, на наш взгляд, более адекватно выражает тот факт, что не всякая деятельность и не на каждом этапе имеет результат в виде предмета или продукта. Резуль­татом может быть решение разного рода задач, ко­торые ставятся самим субъектом (или перед ним) в профессиональной деятельности. При решении задачи и проявляется способность субъекта к цело­стной организации деятельности, к оптимальной комбинации ее условий и требований.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...