Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация людьми времени своей жизни




 

Человек должен определить, в какой последова­тельности осуществлять те или иные дела, решать жизненные задачи, чему посвятить больше времени, жизненных сил. Формальные показатели времени не раскрывают его ценности: человек может быстро что-то сделать, чтобы скорее перейти к интересному и главному делу. При организации разными людьми своей жизни на первом плане оказывается не раз­личие биографий, или «судеб», людей, а зависимость хода жизни от самой личности, ее ускорение или замедление, интенсивность или экстенсивность.

Психологи установили, что время жизни можно рассматривать типологически. Типы личности, более включенные в социальную динамику, находятся в более прямых, жестких (краткосрочных) времен­ных связях с социальными условиями. Они полу­чают от социальных ситуаций своего рода дополни­тельное ускорение. Типы личности, слабо включен­ные в социальные процессы, которые не осознают свободное время как ценность, как правило, наибо­лее статичны и обладают малым «ускорением», поскольку не знают, чем это время заполнить. Это два крайних типа. Личности первого типа живут преиму­щественно в сфере общественно необходимого вре­мени, соответственно их время и более очерчено, от них требуется определенная производительность труда, определенная скорость. Одновременно они пользуются всеми ценностями общественного вре­мени, они в меньшей степени являются субъектами собственной жизни, распределителями ее времени. Личности противоположного (второго) типа, макси­мально высвобождающие свободное время для «под­линной» жизни, минимально включены в социальные процессы. Свободное время личностями этого типа осознается как личностная ценность, но не присваива­ется ими как ценность. Свободное время превраща­ется в антиценность, т.е. растрачивается или стано­вится безличностным, обедненным способом жизни.

Таким образом, в регуляции времени жизни просматриваются различные личностные способы. Один из них заключается в максимальном соответ­ствии требованиям общественного времени, в приноравливании к скоростям социальной жизни, к социальным требованиям, предъявляемым к лич­ности. Другой состоит в том, чтобы, превратив время в самоценность, высвободить максимум сво­бодного времени. Однако такие личности, как правило, не реализуют время как ценность, поскольку не используют его для своего развития.

Эти типы не встречаются в чистом виде: способ творческой жизни может совмещаться со способом социальной жизни и т.д. В этом случае движущие силы развития могут суммироваться — индивиду­альные факторы развития усиливаются обществен­ными. Однако вполне возможно, что соединение разных типов жизни порождает противоречия между ними на жизненном пути данной личности, и тогда развитие осуществляется в процессе раз­решения ею противоречий.

Но методологически важно определить сначала тип соотношения личности и общества, способ жизни личности, найденный ею в обществе, и только в зависимости от этого конкретного соотношения можно выявить способ связи, соотношение общест­венного и личностного времени, способ регуляции личностью времени в смысле его ускорения, интен­сивности, ценности.

Если соотношение индивидуального и обществен­ного в жизни личности складывается сложно, про­тиворечиво, т.е. личность не может включиться в общественную жизнь творческим образом, то собственно личностное время уничтожается как ценность, как способность, движение личности не идет ни по пути ускорения, ни по интенсивному пути.

Личность может рассматриваться под углом зре­ния присущих ей временных структур, особенностей и способностей только на основе определения ее как развивающегося во времени и движущегося по соб­ственной пространственно-временной траектории субъекта. Она не только отражает время, не только относится к нему, переживая и регулируя его, но становится самостоятельным центром временной детерминации. Кроме временных требований обще­ства, временных возможностей и резервов, которые ей предоставляет общество в виде его опыта (своего рода временной «резервуар»), личность сама опре­деляется во времени. Это самоопределение касается того процесса, в котором в единстве происходит и ее развитие, и ее движение, т. е. жизненный путь. Специфика жизненного движения личности заклю­чается в решении самой общей задачи, самого глобального противоречия — между жесткой объектив­ной детерминированностью личной жизни во вре­мени и одновременно возможностью маневрировать во времени и наращивать свои временные резервы, потенциировать время.

В самом общем виде развитие личности — это возрастание ее возможностей, возрастание и умноже­ние личностного времени. Развитие во временном выражении — это своеобразная «производитель­ность» (не труда, а самой жизни), разрешающая спо­собность личности. Развитие, будь то собственно раз­витие или воспитание в своем временном выраже­нии,— это форма потенциирования времени, созда­ния временных резервов. Идея резервирования, сох­ранения времени и его передачи в форме культуры, накопленного опыта должна быть распространена и на само развитие личности. Развитие в его оптималь­ных формах — это умножение и возрастание актив­ности личности, которая есть не что иное, как жиз­ненная «производительность».

В процессе жизни личность оптимально исполь­зует эти резервы (что нельзя считать самоактуализа­цией в биологическом смысле, как предполагал А. Маслоу). Превращение резервов развития в дви­жение, носящее более интенсивный характер, в само­детерминацию — это и есть задача, решаемая лич­ностью на протяжении жизненного пути. Личность оказывается способной увеличить время жизни, умножить социальное время на временной потен­циал своего развития. Она проводит свою линию, протягивает ее через все время жизни (более или менее последовательно), сохраняет основную задачу жизни, несмотря ни на какие изменения, обеспе­чивает определенную смысловую связь между прош­лым, настоящим и будущим. Иногда для личности удержание этой линии представляет труднейшую жизненную проблему.

Активность личности может носить стихийный характер и достигать оптимальности случайным, подражательным путем. Или проявляя активность, личность может учитывать закономерности общест­венного времени, общественные требования, т.е. по существу активно осуществлять общественно необходимые требования, последовательно и самостоятельно их реализовывать. На основании пара­метров активности, учета описанных выше типов, а также некоторых общих характеристик личности можно выделить четыре типа регуляции времени (по В. И. Ковалеву).

1.Стихийно-обыденный тип: личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни. Она не успевает за временем, не может организо­вывать последовательность событий, предвосхищать их наступление или предотвращать осуществление. Этот способ организации времени жизни характе­ризуется ситуативностью поведения, отсутствием личностной инициативы, т. е. краткосрочной и пас­сивной регуляцией.

2.Функционально-действенный тип: личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности. Однако инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий, но не их объективные или субъективные последствия; отсутствует пролонгированная (длительная) регуля­ция времени жизни — жизненная линия. Данный тип является примером краткосрочной активной регуляции времени (событийное время).

3.Созерцательно-пролонгированный тип: лич­ность пассивно относится ко времени, у нее отсут­ствует четкая организация времени жизни.

4.Созидательно-преобразующий тип: личность пролонгировано осуществляет организацию вре­мени, связывая его со смыслом жизни, с решением об­щественных проблем, творчески овладевает временем.

На основе этой типологии можно еще раз убе­диться в недостатках событийного подхода к жиз­ненному пути: для первых двух типов жизненный путь действительно выступает как событийный, но это происходит в силу их временной организации, которая носит краткосрочный характер. Для двух последних типов жизненный путь выступает как длительное целостное образование, как непрерывная жизненная линия, хотя их жизнь объективно также состоит из цепи событий.

Данная типология строилась всего по двум осно­ваниям, но косвенно выявилась и ценностность вре­мени для каждого из типов, и возможность определения этой ценности. Так, для функционального типа значимыми выступают только данная ситуа­ция и данный момент его активности; когда же «дело сделано», время теряет свою ценность. Новый подъем активности и расчет момента действия, соотношения внешних и внутренних сил и т. д. привязан только к следующей ситуации.

Л. Ю. Кублицкене под нашим руководством была предпринята попытка изучить соотношение субъективного и объективного времени, взаимосвязь переживания, осознания времени и его практической регуляции. Для эксперимента на основании анализа разных видов профессиональной деятельности были выделены основные общие временные режимы, в которых она чаще всего осуществляется: 1) опти­мальный для осуществления деятельности срок, данный человеку; 2) неопределенный срок для осу­ществления этой деятельности, при котором он сам должен определить момент ее окончания; 3) лимит времени, когда человеку необходимо достаточно напряженно работать, чтобы уложиться в данное ему время; 4) избыток времени, когда его дается заведомо больше, чем необходимо; 5) дефицит вре­мени, т. е. явно недостаточное время.

Эти варианты временных режимов предлагались испытуемым (аспирантам) в виде особой методики, включавшей эти временные задачи. Каждый должен был развернуто ответить, как он реально действует в каждом из режимов, и как нужно было бы дей­ствовать в идеале. После получения ответов удалось построить следующую типологию.

Тип, условно названный оптимальным, во всех временных режимах действовал успешно, т.е. справлялся с любыми, временными задачами; его переживания не были связаны с его деятельностью. Можно сказать, что этот тип личности раскрывает более конкретно механизм способности к организа­ции времени. На наличие такой способности ука­зывает то, что он успешно работает в любых времен­ных режимах, способен к решению любых времен­ных задач. (По-видимому, именно он является твор­ческим типом по типологии В. И. Ковалева.)

Тип, названный дефицитным, все сроки сводит к дефициту времени, т.е. субъективно уравнивает все временные режимы, но действует успешно. Ведущей для него является внешняя заданность времени, причем минимального времени, именно поэтому его переживания времени также не свя­заны с его деятельностью, не участвуют в ее регуляции.

«Спокойный» тип, наоборот, испытывает труд­ности в режиме дефицита времени или ограничен­ного срока, а в остальных режимах действует успешно. Этому типу людей целесообразно заранее сообщать о предстоящей деятельности, и тогда они в порядке саморегуляции успешно с ней справятся, организуя и упорядочивая свое время. Переживания этого типа двойственны: когда он определяет сроки сам, то он переживает время как напряженное, что свидетельствует о его самомобилизации и само­регуляции, когда же время задается извне, он дезорганизуется.

Тип «исполнительный» успешно действует во всех режимах, кроме временной неопределенности, т.е. почти во всех режимах с внешне заданным сроком. В его переживаниях времени преобладает эмоцио­нальное отношение, что, по-видимому, связано с осо­бым чувством порядка и удовлетворенности.

«Тревожный» тип личности успешно действует в оптимальном сроке, неплохо работает при избытке времени, но всячески избегает его дефицита, что и отражается в характере переживания времени.

«Неоптимальный» тип ни в одном из режимов не действует успешно, что отражается в конфликт­ном характере его переживания времени.

Эта типология строилась с целью выявления стратегий действия в разнообразных режимах, и она фактически отражает предпочтения людей, их ориентацию на заданность им срока извне или на самостоятельное определение времени своей дея­тельности. (Причем интересно, что один тип лич­ности сам себе определяет время так, что все сводит к дефициту, т.е. сам сводит свою свободу во времени к жесткой заданности извне.)

Оказалось, что первый тип безразличен к тому, задано ему время или он определяет его сам, что и свидетельствует о высоком уровне развития его способности к организации времени. Типология раскрыла временные режимы, оптимальные для каж­дого типа, и те, которых он избегает, где его дея­тельность неуспешна. Такая психологическая харак­теристика людей позволяет им точнее профессио­нально определиться, выбрать наиболее подходящий для них режим работы внутри профессии. Зная свои особенности организации времени, человек будет их учитывать, с тем, чтобы избегать трудных для себя временных режимов, или же трениро­вать, совершенствовать свои возможности в орга­низации времени.

Очевидно, что существуют типы людей, само­организующиеся во времени, и типы, которыми нужно руководить. Надо ли предоставлять человеку время в избытке для выполнения той или иной работы, если он ее сделает в последнюю минуту? Может быть, именно с таким человеком нужно браться за «горящую» работу? Ясно, что именно ему нужно учиться иначе организовывать, плани­ровать свое время. Эксперимент показал далее, что одни люди осознают время как жизненную цен­ность, другие воспринимают лишь его практический, прагматический и даже ситуативный смысл. Осо­знание людьми значения времени также различно: одни осознают время как личностную ценность, другие — как внешне заданную проблему (время задано извне, его объективно не хватает и т. д.). Для одних типов людей проблема времени (его нехватка) стоит как осознанная жизненная проб­лема, для других она попросту не существует, а вопросы об отношении ко времени вызывают у них удивление, кажутся непонятными.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...