Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примечания. Коренная перестройка в деле ликвидации беспризорности




Примечания

Со ссылкой на ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 103. Л. 35. Типографский экз.

 

 

Коренная перестройка в деле ликвидации беспризорности

 

К 1935 г. власти осознали, что осуществляемые меры малоэффективны, беспризорность не сокращается, а растет. Ее рост к середине 1930-х гг. привел к тому, что имевшаяся система детских воспитательных и исправительных заведений, а также законодательство о несовершеннолетних не вели к ликвидации беспризорности, детской преступности.

 

 К этому времени добавились новые источники появления детей, оставшихся без семьи, попечения родителей — занятость родителей на производстве, материальная необеспеченность многих из них, локальные голодовки в результате неурожая 1936 г., потеря отца или матери в результате политических репрессий.

 

В связи с принятием постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» судебная практика пошла по линии более широкого применения к ним уголовного наказания, особенно лишения свободы.

 

 Закон устанавливал уголовную ответственность за определенную категорию преступлений с 12-летнего возраста: уличенные в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытках к убийству. В законе было отмечено обязательное смягчение наказания подросткам наполовину или на одну треть.

 

 Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1940 г. к группе преступлений, обозначенных в постановлении ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г., относились также действия несовершеннолетних (развинчивание рельсов, подкладывание на рельсы различных предметов и т. д. ), которые могли вызвать крушение поездов50.

 

За все остальные преступления Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1941 г. устанавливал уголовную ответственность с 14-летнего возраста51.

 

Ужесточение уголовного законодательства происходило в обстановке изменения структуры и компетенции государственных органов. Меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних стали осуществляться органами внутренних дел.

 Предусматривалось выделение в аппаратах уголовного розыска специальных работников по борьбе с преступностью несовершеннолетних, имевших оперативный стаж и опыт работы с детьми.

 

 Согласно приказу НКВД СССР от 28 июня 1935 г. в отделах (отделениях) милиции были организованы комнаты для привода детей. Этот день является датой создания детских комнат милиции, которые существовали до 1977 г.

 

В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»52 были отменены положения нормативных актов о порядке рассмотрения Комонес материалов о преступлениях подростков и эти комиссии были упразднены, а также был сокращен объем функций милиции по предупреждению правонарушений подростков.

 

С упразднением Комонес ответственность за своевременное устройство детей, оставшихся без родителей, возлагалась непосредственно на местные органы Советской власти.

 

Одновременно предусматривалась уголовная ответственность взрослых лиц за подстрекательство или привлечение несовершеннолетних к участию в преступлениях.

 

Все исправительные учреждения для несовершеннолетних после принятия этого постановления были сосредоточены в НКВД СССР. Согласно положению 1935 г. в трудовых колониях содержались несовершеннолетние преступники в возрасте от 12 до 16 лет и беспризорные в возрасте от 14 до 16 лет.

 

Несовершеннолетние старшего возраста (16-18 лет), осужденные к лишению свободы, подлежали направлению в общие места заключения для взрослых преступников. Такая практика продолжалась в стране до 1948 г.

 

Для руководства трудовыми колониями в системе НКВД СССР в 1935 г. был создан отдел трудовых колоний. Деятельность детских приемников-распределителей, детских воспитательных и трудовых колоний регламентировалась Положением о них, которое утверждалось НКВД СССР. Так была создана система управления воспитательно-трудовыми колониями для несовершеннолетних, которая существовала практически в неизменном виде до начала 1990-х гг.

 

В постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 31 мая 1935 г. акцент впервые делался на ответственности родителей за законопослушное воспитание детей. Специальный четвертый раздел этого постановления определял обязанности родителей и опекунов по присмотру и надзору за поведением детей, устанавливал меры уголовной и материальной ответственности за правонарушения несовершеннолетних.

 

Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 23 августа 1935 г. вводилось взыскание алиментов с родителей на содержание детей, находившихся в детских домах и в других детских учреждениях53.

 

Введение в официальный дискурс новой категории «безнадзорный» и провозглашение основной социальной причины преступности несовершеннолетних не было случайным. Понять произошедшие дискурсивные изменения по вопросу преступности несовершеннолетних позволяет высказывание педагога А. С. Макаренко: «Беспризорные 1921-1924 гг. уже давно исчезли.

 

 Наш теперешний беспризорный — это не продукт классового распада. Теперешний беспризорный — это, прежде всего, ребенок, потерявший семью.

 

 Причин тому много:

более свободная форма семьи,

отсутствие принудительного сожительства,

 более напряженное движение человека в обществе,

большая загруженность отца и матери работой,

 отход женщины от семейной ограниченности,

 материальные и прочие формы противоречий»54.

 

Направление работы с несовершеннолетними в условиях детских и специальных учреждений стали задавать педагогические идеи                    А. С. Макаренко о перевоспитании в коллективе и для коллектива. Законы и постановления партии и правительства 1935 г. были поворотными в борьбе с беспризорностью, главная роль в работе с беспризорниками отводилась органам внутренних дел, соответственно деятельность общественных организаций стала постепенно сокращаться.

 

Политика в отношении к беспризорным и безнадзорным детям и подросткам стала характеризоваться усилением карательной составляющей (криминализация поведения, репрессивность санкций). Наступает реакционный период в отношении беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей.

 

С середины 1930-х гг. государство и правящая партия вновь поставили задачу окончательной ликвидации беспризорности и безнадзорности. Целевая установка профилактики девиантного поведения изменила направленность от «помощи» к «исправлению».

 

В связи с этим ряд организаций и служб по борьбе с беспризорностью и правонарушениями детей и подростков перестал функционировать: комиссии по делам о несовершеннолетних, социальные инспекции, детские комиссии при исполкомах, общество «Друг детей». В 1938 г. прекратила деятельность Комиссия по улучшению жизни детей при Верховном Совете РСФСР.

 

После выхода постановлений ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. и ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 31 мая 1935 г. последовала серия нормативноправовых актов по их реализации.

 

Среди них отметим постановление СНК РСФСР от 14 июня 1935 г.                    «О выполнении постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»55; постановление СНК РСФСР от 5 августа 1935 г. «О расходовании и порядке расходования 3150 тыс. рублей, отпущенных РСФСР из резервного фонда СНК СССР для помощи кассам общественной взаимопомощи колхозов на содержание детей-сирот и помощь детям временно впавших в нищету родителей»56; постановление СНК РСФСР от 29 мая 1936 г. «О структуре и штатах краевых и областных отделов народного образования и Наркомпросов АССР»57; постановление СНК РСФСР от 2 апреля 1940 г. «О мероприятиях по улучшению работы детских домов»58. Комплекс мер, предпринятых во второй половине 1930-х гг., был реакцией государственной власти на рост беспризорности и детской преступности, основным объектом его воздействия были дети, уже попавшие в сложную жизненную ситуацию.

 

Основные силы государства были направлены на борьбу с последствиями беспризорности, а не с причинами.

 

Проблема беспризорности в этот период была не столько решена, сколько загнана вглубь. Государство не желало признавать, что новым мощным источником беспризорности были внутренняя социальная и семейная политика.

 

Не справившись с последствиями такой политики, государство находит выход в замалчивании проблемы, использовании всего репрессивного аппарата для удаления беспризорных из более заметных мест и незамедлительной отправки «неподдающихся трудновоспитуемых и морально дефективных» в закрытые воспитательные учреждения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...