Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав беспризорников во второй половине 1930-х гг.




 

Беспризорность на Урале во второй половине 1930-х гг. продолжала оставаться нерешенной проблемой.

 Анализ отчетов о работе детской комнаты по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью по городу Свердловску за 1936 г. (см. документ № 152) показывает, что за год с улиц областного центра было изъято 4116 человек, из них 28, 1 % были переправлены родителям, а 71, 9% — направлены в детские дома и приемник НКВД. Ряды беспризорников рекрутировались из всех социальных слоев российского общества. Задержанные в 1936 г. в г. Свердловске дети были на 51, 9% из рабочих, на 14, 8% — из служащих, на 16, 2 % — из колхозников, на 0, 5 % — из кулаков, на 0, 6 % — из единоличников, 13, 1 % — не знали, кто их родители. Имели родителей 36, 7% задержанных.

 

 Пополнение беспризорников происходило по следующим причинам: смерть родителей — 21, 9%, оставление родителями — 9, 3%, материальная необеспеченность — 9, 9%, дурное обращение в семье — 2, 0%, безнадзорность в семье — 28, 6%, влияние преступных элементов — 16, 2%, побег из детдомов — 12, 0%.

 

  С 1 августа 1937 г. по 1 мая 1938 г. через детские комнаты по г. Свердловску прошло 3781 ребенок, из них беспризорных 1829 (48, 9 %) и безнадзорных 1862 (51. 6 %) (см. документ № 176).

 

За 8 месяцев 1939 г. в городе было изъято с улиц 825 детей, из них беспризорники составляли 31, 3 %. Основные причины беспризорности, как отмечает источник: уход из дома, утрата или временная потеря родителей и побеги из детских учреждений (см. документ № 192).

Всего на Урале к началу 1940-х гг. (на территории Пермской,

 

Свердловской и Челябинской областей) в 116 детских учреждениях системы Нарком- проса находилось 19662 воспитанника71, это 10, 3 % от воспитанников детских домов по РСФСР.

 

Подавляющая часть беспризорников — это подростки в возрасте от 10 до 16 лет. Дети более раннего возраста не могли вести самостоятельное существование. а после 16-17 лет беспризорные как-то устраивались в жизни, поступая на работу, призываясь на службу в армию и т. д.

 

Беспризорность была социальным бедствием не только для самих детей, лишенных нормального детства, но и для общества в целом. Она становилась основой детской преступности, ранней проституции, нищенства и пьянства, способствовала распространению венерических и инфекционных заболеваний.

 

 Беспризорность в целом отрицательно влияла на процесс социализации молодежи, создавая негативные образцы поведения подростков, втягивая некоторую их часть в криминальные действия и отношения.

 

На основании инструкции НКВД СССР от 28 мая 1935 г. отдельно от отделов (отделений) милиции, но вблизи от них были открыты комнаты привода для безнадзорных и беспризорных детей.

 

 Для работы в этих комнатах назначались сотрудники, по возможности, с педагогическим образованием.

 

В 1940 г. стали создаваться и в короткое время получили распространение детские комнаты милиции, ставшие центрами работы по преодолению беспризорности, безнадзорности детей, правонарушений подростков.

 

В 1940 г. НКВД СССР издает новую инструкцию, в которой на начальников милиции возлагалась обязанность непосредственно заниматься разработкой мероприятий по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности, входить в местные государственные и общественные организации с практическими предложениями по этому вопросу.

 

При отделах службы и подготовки управлений милиции организовывались отделения по предупреждению правонарушений и работе с несовершеннолетними.

 

 Органы милиции обязаны были выяснять конкретные причины, приводившие подростков к беспризорности и безнадзорности, внимательно обследовать условия несовершеннолетних правонарушителей, оказывать помощь семьям, в которых родителям трудно было воспитывать детей, привлекать для этого общественность. Однако в сложившейся политической и социально-

 

экономической ситуации в стране вряд ли это могло реально улучшить положение несовершеннолетних в плане защиты их прав и законных интересов.

 

Молодые люди, прошедшие суровую школу беспризорности, не всегда могли занять достойное место в обществе. Конечно, известны случаи, когда из бывших беспризорников вырастали писатели и ученые, герои труда и войны.

 

Вместе с тем, очевидно, что для большинства бывших беспризорников их вхождение во взрослую жизнь и дальнейшее развитие существенно осложнялось.

 

привычками и потерями времен беспризорности. Беспризорная среда способствовала формированию личности, неприспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения.

 

Выживая за счет средств, полученных незаконным путем, значительная часть молодого поколения совершение преступлений считала нормой для своей дальнейшей жизни.

 

Нахождение подростка длительное время в беспризорной криминальной среде фактически влияло на их жизненный путь.

 

В конце 1920-х — начале 1930-х гг. власть не имела четкой программы действий в отношении беспризорников. Их боялись, их сторонились, отсюда выросло настроение «уничтожить беспризорность», поскольку она «совершенно нетерпима в пролетарском государстве».

 

 Однако в течение 1930-х гг. ликвидировать беспризорность полностью не удалось. Об этом свидетельствует постановление СНК РСФСР от 2 марта 1940 г. «О мероприятиях по улучшению работы детских домов», в котором были отмечены недостатки и нерешенные проблемы: в значительном большинстве детских домов не было организовано трудовое обучение: детдома не укомплектованы квалифицированными воспитателями; антисанитарное состояние детдомов72.

 

Постановление коллегии НКП РСФСР «О ликвидации детской безнадзорности в г. Москве» 31 марта 1940 г. отметило, что постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. в части ликвидации безнадзорности фактически не выполняется из-за слабой постановки учебно-воспитательной работы в школах, недостаточной борьбы с хулиганством и преступностью со стороны отделов народного образования, прокуратуры и милиции, отсутствия работы по усилению ответственности родителей за воспитание детей.

 

 В Москве, а затем и в других крупных городах по решению местных советов были приняты постановления, запрещающие детям до 16-летнего возраста пребывание на улице после 22 часов; запрещалась продажа несовершеннолетним спиртных напитков и табачных изделий; администрации ресторанов, пивных, столовых и кафе запрещалось допускать в указанные места детей до 16-летнего возраста включительно; вводилось в практику привлечение к ответственности в административном порядке родителей, дети которых совершали:

 

 хулиганские, озорные и т. п.

 действия (драки, оскорбления прохожих, езда на буферах и подножках трамвая и др. );

 

ограничивалась продажа детям до 16 лет проездных билетов на дальние расстояния73.

 

 Тем не менее были созданы условия для сокращения численности беспризорных и сформирована система подготовки беспризорных детей к трудовой, общественно полезной деятельности.

Определены категории беспризорников, нуждающиеся в неотложной помощи, разграничены функции между ведомствами и организациями в деле борьбы с беспризорностью, были урегулированы ассигнования средств на эти нужды.

 

 Со второй половины 1930-х гг. стала планомерно осуществляться передача воспитанников детских домов на предприятия, улучшалось медицинское обслуживание. Одним из направлений сокращения беспризорности стало помещение детей в семьи на условиях патроната.

 

Созданная система детских учебно-воспитательных учреждений не была райским уголком, однако она все же дала возможность подавляющей часть беспризорных детей вернуться к нормальной жизни.

 

Советские детские дома, трудовые колонии «переварили» миллионы маленьких жертв голода, коллективизации, политических репрессий.

Большинство из их питомцев влились в ряды «строителей коммунизма». Сейчас это называется — социальная адаптация. Причина не в эффективности этих учреждений и не в жесткой руке НКВД. Причина в советском обществе разрухи, коллективизации. Точнее, чрезвычайно низком уровне жизни в сталинском СССР.

 

В стране, где уровень обеспеченности мерился категориями «быть сытым и одетым», воспитанники детских домов выгодно отличались от своих «обычных» сверстников.

 

Сиротское пальтишко, кирзовые ботиночки и каша три раза в день — зачастую и для «обычных» детей это было роскошью. Нечем было кормить. Детские дома стали альтернативой голодной смерти.

 

Для воспитанников детских домов существовали льготы, дававшие заметные преимущества перед обычными гражданами. Например, квоты на промышленных предприятиях.

 

Обязательное профессиональное образование на уровне ремесленного училища, гарантированная койка в общежитии. Им давали паспорт. Это сегодня подобные льготы кажутся убогими.

 

А тогда «общага», фрезерный станок на родном заводе и «пиджак с карманами» были мечтой миллионов молодых людей. И бывшему беспризорнику было несложно ее осуществить.

 

Коммунисты не создали эффективной системы социальной адаптации беспризоников. Они опустили уровень жизни рядовых сограждан настолько низко, что адаптировать было уже, по сути, не к чему.

 

Нищета в детских домах и нищета за его пределами. Неудивительно, что его воспитанникам было несложно влиться в социалистическое общество сталинских лет.

 

В 1930-е гг. беспризорность детей и подростков оставалась одной из типичных черт повседневного быта населения Урала, выступала в качестве существенной характеристики общей совокупности условий социализации молодежи.

 

Широкое распространение и длительное существование беспризорности являлось одним из последствий затянувшегося перехода России от традиционного общества к индустриально-урбанистическому.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...