Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-воспитательная работа. Организация детского самоуправления. Трудовое воспитание




Учебно-воспитательная работа

 

В ряде документов (см. документ № 98, 142, 145, 162, 184, 186) содержатся известия о том, что детей в детдомах воспитывали с применением физических наказаний, широко практиковали помещение в изолятор, обыски.

 

Так, в Верхотурской детской трудовой колонии воспитанников били по лицу, брали за горло и душили; бросали воспитанников с лестницы второго этажа, причиняя детям ушибы; били воспитанников наганом по голове и т. д.

 

Трудным звеном почти всех учебно-воспитательных и исправительных учреждений была школа. Основные причины состояли в том, что беспризорники имели большие перерывы в учебе, необходимо было создавать вспомогательные подгруппы, практиковать комплексную систему преподавания, недостаточность времени для занятий, нервозность и неусидчивость изведавших множество трудностей детей.

 

Цели и задачи воспитания и образования в детских домах на Урале, как и во всех советских общеобразовательных учреждениях, были идеологизированы, ориентированы на формирование человека, способного жертвовать своими интересами ради коллектива и государства.

Основными направлениями учебно-воспитательной работы были обучение детей в обычной массовой школе, общественно-политическое и культурно массовое воспитание.

 

Формами общественно-политического воспитания являлись детское и юношеское движение, организация праздников, развитие самоуправления среди воспитанников, интернациональное и антирелигиозное воспитание.

 

 Культурно-массовое воспитание осуществлялось через работу кружков различного профиля, работу с книгами и газетами, подготовку стенных газет, выступление художественной самодеятельности перед местным населением.

 

Организация обучения в детских закрытых учреждениях строилась в соответствии с требованиями инструкций и распоряжений НКВД СССР. В июле 1935 г. положение о трудовой колонии для несовершеннолетних предусматривало преподавание общеобразовательных и производственных дисциплин только для лучших производственников.

 

В сентябре 1938 г. приказом НКВД СССР семилетнее обучение вводилось для всех воспитанников трудовых колоний для несовершеннолетних.

 

 Занятия в школе-семилетке при колониях проводились, как в обычных общеобразовательных учреждениях, по нарком- просовским программам66.

 

Общеобразовательное обучение в школах было обязательным для всех воспитанников детских учреждений.

 

 Развитие промышленности требовало подготовки грамотных и образованных молодых кадров, способных осваивать новые профессии и получать высокую профессиональную квалификацию.

 

Организация детского самоуправления

 

Новым методом воспитания, открывшим большие возможности, была организация детского самоуправления. Она принимала различные формы.

 

 Своеобразной и полезной была кружковая работа. Она была налажена почти во всех детских учреждениях.

 

Детские учебно-воспитательные учреждения пытались заинтересовать детей трудовым процессом, вводилась система оплаты труда. Гуманным было учреждение патроната над выпущенными воспитанниками, это было прочной поддержкой для вступающих в жизнь.

 

Одной из самых мощных и действенных организаций, занимавшихся воспитанием молодого поколения на новых, коммунистических принципах, была пионерская организация. Ее ячейки в 1930-е гг. существовали во всех детских домах.

 

Имевшая формальную самостоятельность, пионерская организация была одним из центральных звеньев в цепочке пионерия — комсомол — партия.

 

 Воспитание детей осуществлялось в духе преданности социалистической Родине, велось не только и не столько в духе преданности идеям, сколько конкретным вождям.

 

Не случайно традиционный призыв звучал: «Пионер, в борьбе за дело Ленина — Сталина — будь готов! », на что в ответ должно было следовать: «Всегда готов! »

 

Молодое поколение 1930-х гг., в их числе и детдомовцев, учили быть правдивыми, непримиримыми к недостаткам, разоблачать и бороться с врагами социализма.

 

 Для детей это превращалось в забавную игру. Эти «игры» входили в плоть и кровь, формируя стереотипы поведения и отношения к действительности.

 

 

Трудовое воспитание

 

Большое внимание уделялось трудовому перевоспитанию бывших беспризорников. Длительное пребывание беспризорных в криминализированной среде оказывало свое негативное воздействие на их мировоззрение и поведение.

 

Формировалось принятое в уголовном мире презрение к честному труду, стремление к легкой наживе за счет воровства и мошенничества, привычка к праздности и примитивным развлечениям, например картежной игре.

 

 Необходимо было возвратить бывших беспризорников из этой сферы искаженных представлений в обычный мир нормальных людей.

 

Организация трудового процесса в детских учреждениях, кроме того, имела большое значение в обеспечении их средствами к существованию. Наличие подсобных хозяйств позволяло хотя бы частично улучшить питание воспитанников. В некоторых детских учреждениях создавались производства, которые могли выпускать товарную продукцию, то есть они частично зарабатывали средства для своего содержания.

 

Трудовое воспитание необходимо было обеспечить финансовой и производственной базой. В детских домах укреплялась и расширялась сеть производственных мастерских для трудовой подготовки воспитанников детских домов в соответствии с экономическими нуждами районов и потребностей в рабочей силе.

 

 Интересен краткосрочный опыт организации Уралмашем в Ирбите завода-школы, действовавшей в 1930-1933 гг. (см. документ № 13, 21). Завод-школа формировалась за счет воспитанников детских домов и подростков из близлежащих деревень67.

 

 Уже в 1931 г. школа-завод начал подготовку рабочих по специальностям модельщиков, формовщиков, кузнецов, молотобойцев, котельщиков, клепальщиков, токарей, сверловщиков, строгальщиков, разметчиков, слесарей-инструментальщиков, слесарей-сборщиков, чертежников.

 

 За год для заводов страны, в первую очередь Уралмашзавода, Магнитогорского металлургического комбината, Ижорского завода, было подготовлено 566 рабочих, в 1932 г. обучение закончили 627 человек. В марте 1933 г. школа-завод прекратила функционировать, на ее базе был организован Ирбитский торф- машзавод.

 

Реформатории и трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей в 1930 г. были переданы в ведение Наркомата юстиции РСФСР и реорганизованы в школы ФЗУ особого типа для несовершеннолетних в возрасте 15-18 лет.

 

 На деятельность этих заведений оказали большое влияние успехи трудовых коммун ОГПУ—НКВД (Болшевская, Люберецкая и др. ). Школы ФЗУ НКЮ (в 1934 г. перешли в ведение НКВД СССР) восприняли от предшественников принципы самоуправления, доверия, приучения к ответственности и подготовку из несовершеннолетних правонарушителей квалифицированных рабочих промышленности и сельского хозяйства, перед которыми была открыта перспектива вхождения в трудовой коллектив.

 

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. дало целевую установку для детских домов и трудовых колоний, предложив установить в них, в соответствии с возрастом, трудовой режим, обеспечивающий привитие детям трудовых навыков и овладение определенной профессией ко времени выхода из детского дома или колонии, путем организации мастерских при детских домах и колониях, а также прохождения воспитанниками производственной практики на предприятиях.

 

 В каждом детском доме вводилась должность инспектора по труду 68. Однако это решение не удалось выполнить до конца 1930-х гг. В приказе НКП РСФСР от 3 мая 1940 г. отмечалось неудовлетворительное положение с трудовым воспитанием.

 

 Проверка детдомов по СССР установила, что охват воспитанников трудовым обучением составил 58 %; в 42 % детских домов мастерских не было; земельные участки при детских домах не использовались в учебных целях; выпускники детских домов выходили на производство без всякой квалификации 69.

 

Жизнь детей в детских домах оставалась тяжелой. В таких условиях все большее значение в организации питания воспитанников приобретало подсобное хозяйство. Оно значительно облегчало продовольственное положение детских домов.

 

Жизнь детей в детских домах оставалась тяжелой. В таких условиях все большее значение в организации питания воспитанников приобретало подсобное хозяйство. Оно значительно облегчало продовольственное положение детских домов.

 

Кроме того, работа на огороде была частью трудового воспитания, которое выражалось в самообслуживании по уборке помещения, участии в приготовлении пищи, ремонте одежды и обуви.

 

В самом начале Великой Отечественной войны нарком просвещения РСФСР В. Потемкин издал приказ «О трудовом обучении в детских домах» (23 июня 1941 г. ), в котором признал, что трудовое обучение в детских домах не обеспечивает серьезного освоения воспитанниками профессии ко времени выхода из детского дома из-за недостаточного оборудования учебных мастерских и недостаточного количества времени на трудовое обучение.

 

 Нарком приказал направлять воспитанников детских домов, достигших 14-летнего возраста, и воспитанниц, достигших 15-летнего возраста, при наличии у них начального образования, в ремесленные и железнодорожные училища, а воспитанников 16-летнего возраста направлять в школы ФЗО (фабрично-заводского обучения)70.

 

Таким образом, предпринимаемые меры по отношению к детдомовцам были весьма многообразны и направлены не только на удовлетворение их витальных потребностей, но в первую очередь — на успешную их адаптацию в обществе.

 

Практически все меры напрямую были нацелены на то, чтобы из воспитанников детских учреждений получились полезные члены общества.

 

 Поэтому среди важнейших направлений в работе детских домов выделялись трудовое и профессиональное обучение, трудовая деятельность, воспитательная работа, подготовка к выходу в жизнь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...