Практикум №1. Примерная схема наблюдения за взаимодействием взрослых с детьми.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Практика в группах раннего возраста. Пояснительная записка. В последние годы вновь в дошкольных учреждениях открываются группы для детей раннего возраста. Этим обосновывается введение практики в группах раннего возраста. Содержание практики направлено на углубление знаний студентов и формирование опыта деятельности с детьми данного возраста. Важным компонентом является диагностирование детей раннего возраста, определение ее специфики. Цель практики: выявить специфические особенности педагогического процесса и деятельности воспитателя в группах раннего возраста. Задачи практики: · закрепление, углубление и обогащение знаний о возрастных особенностях детей раннего возраста; · ознакомление с особенностями воспитательной, оздоровительной, образовательной деятельности в группах раннего возраста; · формирование у студентов умения диагностировать нервно-психическое развитие детей, использовать его показатели с целью анализа эффективности педагогического процесса в группе; · формирование у студентов умения устанавливать доверительные отношения, создавать теплый психологический климат в общении с детьми. Модуль №1 Психолого-педагогические условия организации жизни ребенка в группе раннего возраста. Цель: изучить условия организации жизни ребёнка раннего возраста в ДОУ. Задачи: · познакомиться с режимом дня в группах раннего возраста; · изучить особенности построения развивающей среды в группах раннего возраста. Этап целеполагания. Насколько психолого-педагогические условия, созданные в данном дошкольном учреждении, способствуют благоприятному развитию ребёнка раннего возраста?
Экспериментально – деятельностный этап. Виды деятельности студентов. 1. Наблюдение за взаимодействием взрослого с детьми при организации детской деятельности в группе раннего развития с целью выявления условий, созданных воспитателем для обеспечения эмоционально-психологического комфорта детей раннего возраста. Данные наблюдений зафиксировать в таблице. Результаты наблюдений проанализировать по выделенным критериям. 2. Познакомиться с построением развивающей среды в группах раннего возраста с целью изучения материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в группе раннего возраста, их соответствие педагогическим и техническим требованиям. 3. Провести беседу с воспитателем с целью определения основных путей взаимодействия воспитателя с медицинским работником, направленных на обеспечение благоприятного развития детей раннего возраста. Оценочно-рефлексивный этап. В ходе группового обсуждения: · сделать вывод о специфике организации развивающей среды в группах раннего возраста; · определить соответствие условий выделенным критериям; определить, какую роль играет режим в группах раннего возраста. Самостоятельная работа студентов: · изучить режим дня в группах раннего возраста и зафиксировать в дневнике; · подготовиться к анализу развивающей среды в группах раннего возраста, знать принципы организации. Рекомендуемая литература: 1. Крылова Е.Г., Спирина В.П. Режим дня в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 1987. 2. Петровский В.А., Кларина Л.М. и др. Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1993. 3. Программа обучения и воспитания детей в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 1985. Психолого-педагогический практикум. Практикум №1. Примерная схема наблюдения за взаимодействием взрослых с детьми.
Провести анализ результатов наблюдения по следующим критериям: 1. Проявляют собственную инициативу в установлении эмоциональных контактов с детьми (ласково обращаются к ним, называют по имени, оказывают моральную поддержку ребенку, когда он находится в состоянии душевного дискомфорта). 2. Поддерживают и поощряют инициативу ребенка в эмоциональном общении (всегда откликаются на стремление малыша получить доброжелательное внимание, поддержку, ласку). 3. Организуют эмоциональные подвижные игры, способствующие совместным положительным переживаниям («ладушки», «сорока-ворона», «едем-поедем», «прятки» и пр.). 4. Сотрудники помогают детям наладить положительные контакты со сверстниками. 5. Слушают детей с вниманием и уважением. 6. Вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, обсуждают их проблемы. 7. Успокаивают и подбадривают расстроенных детей, стремятся помочь устранить дискомфорт. 8. Разговаривая с детьми, выбирают позицию «на уровне глаз». 9. В течение дня сотрудники общаются не только с группой в целом, но и с каждым ребенком индивидуально. 10. Привлекают внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, «сорадования». 11. Помогают детям учиться пользоваться предметами бытового назначения (ложкой, чашкой, расческой и т.д.). 12. Поощряют стремление детей к самообслуживанию (дают им возможность самим одеться, умыться и пр.). 13. Не ограничивают любознательность детей, позволяя им исследовать интересные для них предметы и, помогая освоить действия с ними. 14. Сотрудники создают условия для развития у детей процессуальной игры. 15. Отводят время, чтобы поговорить с детьми о том, что те видят, делают, что им нравится, об их семье. 16. Предоставляют детям возможность выбора между игрушками, действиями, занятиями. 17. Поддерживают речевую инициативу детей. 18. Играют с детьми в речевые игры, дают прослушать детские песенки, поддерживают звукоподражание. 19. Читают детям книжки, показывают и называют картинки, рассказывают сказки и истории, вместе повторяют стишки и песенки.
20. Разговаривают о том, что видят и что делают дети, объясняют, что им предстоит сделать, готовясь к переходу к следующему виду деятельности. 21. Показывая детям образцы любого вида деятельности, взрослые дают им возможность действовать самостоятельно и не навязывают всей группе и каждому ребенку тот или иной сюжет, дают право выбора материала, с которым они хотят работать. Практикум №2. В процессе изучения развивающей среды в группах раннего возраста использовать следующую схему: 1. Комнаты, их расположение, назначение, использование, соответствие помещений санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям. 2. Предметы мебели, их расположение, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям. 3. Пособия для проведения физических упражнений и оздоровительных мероприятий, их расположение и использование. 4. Пособия для проведения игр-занятий, соответствие их гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. 5. Игрушки для детей, их виды, количество и размещение. 6. Площадка и ее оборудование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|