Модуль №2. Особенности физического развития детей раннего возраста.
Цель: познакомиться с особенностями развития детей раннего возраста и организацией жизнедеятельности в группах раннего возраста. Задачи: · актуализация теоретических знаний об особенностях физического развития детей раннего возраста; · изучить показатели физического развития детей раннего возраста; · изучить особенности организации режимных моментов второй половины дня в группе раннего возраста. Этап целеполагания. Какие из выделенных способов физического развития детей раннего возраста, на Ваш взгляд, наиболее эффективны? Экспериментально – деятельностный этап. Виды деятельности студентов. 1. Наблюдение за организацией и проведением режимных процессов в группах раннего возраста с целью · изучения особенностей режима во второй половине дня, · определения места физических упражнений в педагогическом процессе групп раннего возраста. 2. Изучение плана учебно-воспитательной работы и беседа с воспитателем с целью изучения содержания работы по физическому воспитанию с детьми раннего возраста. Выделить: · задачи физического воспитания ребенка; · основные виды деятельности; · формы их организации; · специфику используемых методов и приемов. 3. Провести беседу с медицинским работником с целью, выявления уровня физического развития ребенка раннего возраста: · группа здоровья; · соответствие антропометрических показателей возрастной норме развития; · частота заболеваний, наличие врожденных заболеваний. Выделить основные формы работы ДОУ по профилактике заболеваний. 4. Наблюдение и анализ занятия по физическому развитию детей раннего возраста. 5. Беседа с родителями с целью выявления организации жизнедеятельности детей в семье.
Оценочно-рефлексивный этап. В ходе группового обсуждения сделать вывод о специфике организации физического развития в группах раннего возраста. Самостоятельная работа студентов: · изучить психолого-педагогическую литературу к модулю; · познакомиться с вопросами беседы для проведения исследования; · зафиксировать в дневнике режим дня детей раннего возраста 2-ой половины дня. Рекомендуемая литература: 1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина,1981. 2. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1986. 3. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981. 4. Программа обучения и воспитания детей в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 1985. Психолого-педагогический практикум. Практикум №1. Примерная схема наблюдения за режимными процессами.
Практикум №2. 1.Протокол наблюдения занятия по физическому развитиюдетей. Дата проведения занятия: Возрастная подгруппа. Количество детей: Цель занятия: Оборудование: Ход занятия:
2. Схема анализа занятия. 1. Деятельность воспитателя: Наличие плана – конспекта и степень реализации его воспитателем; Конкретность поставленных задач и их решение в ходе занятия; Оснащенность пособиями и оборудованием, эффективность их использования; Выполнение психологических и гигиенических требований (чередование видов двигательной активности, оптимальность воздушного, теплового и санитарного режима, учет индивидуальных и психологических особенностей); Рациональность использования времени длительности всего занятия, его частей и этапов.
Используемые методы и приемы, их сочетание и оптимальность. 2. Деятельность детей: · Наличие интереса; · Степень активности и работоспособности; · Наличие навыков самостоятельности. Практикум №3.Примерные вопросы для беседы с родителями. 1. По какому режиму живет ребенок дома? 2. Соответствует ли домашний распорядок дня режиму дошкольного учреждения? 3. Сколько раз спит малыш днем в выходные дни? 4. Аппетит ребенка. 5. Положительные и отрицательные привычки. 6. Любимые игрушки. Место хранения игрушек. 7. С кем ребенок играет дома? Модуль №3. Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста. Цель: изучить специфику психического развития детей раннего возраста. Задачи: · Актуализация теоретических знаний об особенностях развития ребёнка раннего возраста. · Изучить показатели нервно-психического развития детей раннего возраста. Этап целеполагания. Исследование особенностей психического развития ребёнка раннего возраста. Насколько уровень развития наблюдаемого ребёнка соответствует зафиксированным показателям? Экспериментально – деятельностный этап. Виды деятельности студентов. I. Изучение развития игровой деятельности и действий с предметами. · Наблюдение за игровой и предметной деятельностью. Данные фиксировать в таблице. Анализ полученных данных проводить с учетом показателей нервно-психического развития. · Диагностика развития игровой деятельности и действий с предметами, используя методику в соответствии с возрастом ребенка (Прил. № 1). II. Исследование сенсорного развития детей. Диагностика особенностей восприятия цвета, формы, величины, используя методики, соответствующие возрасту ребенка (Приложение № 2). III. Изучение развития изобразительной деятельности ребёнка. · Наблюдение за элементами изобразительной деятельности. Данные фиксировать в таблице. Анализ полученных данных производить с учетом показателей нервно-психического развития. · Исследование уровня развития графической деятельности и навыков действий с пластилином (Приложение № 3). IV. Исследование развития речи. · Исследование понимания речи, навыков слушания, пассивного словаря.
· Исследование активности словаря (Приложение № 4). V. Изучение развития навыков самостоятельности. Наблюдение за сформированностью культурно-гигиенических навыков в ходе проведения режимных процессов (кормление, умывание, одевание и т.д.). Анализ полученных данных с учетом показателей сформированности культурно-гигиенических навыков. Самостоятельная работа студентов. · Изучить психолого-педагогическую литературу к модулю. · Подготовить таблицу для сравнения данных наблюдений за видами деятельности.
· Подготовиться к проведению диагностических процедур. · Подготовиться к совместному с воспитателем проведению режимных процессов (по плану воспитателя). Рекомендуемая литература: 1. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: - М.:«Аркти», 2000. 2. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1986. Психолого-педагогический практикум. Практикум №1. Изучение развития игры. Года 1. Действия с предметами. Цель: исследование способов действий с предметами. Материал: 4-х-предметная матрешка или вкладыши – 7 цилиндрических или квадратных чашек разного размера четырех основных цветов. Процедура исследования. Ребенку предлагают разобрать и собрать (спрятать) матрешки или собрать чашечки (вкладки) одна на другую. Анализ способов действий: · неспецифические манипуляции (ребенок стучит об стол, подносит к уху и гремит, берет в рот) – неадекватные действия; · специфические манипуляции (познавательные); · силовая проба (без учета свойств и величины); · целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ); · примеривание (определение несоответствия путем поднесения друг к другу); · зрительное соотнесение (правильное решение на основе зрительного анализа).
До 2,5 лет возможна силовая проба. Года 6 месяцев. 1. Элементы ролевой игры. Цель: исследование особенностей игры. Материал: пособия для игры в доктора, парикмахера, бытовых игр. Процедура исследования. Проводится наблюдение за игровой деятельностью детей. Показатели развития: · выбор игры определяется попавший на глаза игрушкой или подражанием другим детям; · действия с игрушкой задают игровую ситуацию и определяют ролевое поведение ребенка; · игровые ситуации отражают хорошо знакомые, преимущественно бытовые, события; · содержание игры сводится к действиям с предметами, в которых есть взаимосвязь и последовательность. Года. 1. Элементы ролевой игры. Цель: исследование развития игровой деятельности. Материал: разнообразные сюжетные игрушки. Процедура исследования. Взрослый наблюдает за свободной игрой детей. Показатели развития: · ребенок отражает какой-нибудь сюжет; · выполняет роль, которую определяет словом при ответе на вопрос: «Кто ты?»; · называет действия, соответствующие выполняемой роли, при ответе на вопрос «Что ты делаешь?».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|